Современный урок - проблемы, подходы, решения
«Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский.
Подготовка обучающихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе, поэтому труд учителя сегодня несколько видоизменяется и по своей методике отходит от традиционных форм обучения и воспитания. Для этого методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать обучающихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. Задача современной школы – давать прочные знания основ наук, формировать высокую сознательность, готовить к жизни, к правильному выбору профессии. Выполнение этих задач происходит в процессе обучения, основной формой и единицей которого, как и прежде, является урок.
Специалисты в области дидактики, педагогики, психологии и методики начинают исследовать «новый» урок, одновременно создавая теорию и практику современного урока. Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество новых вакансий и возможностей. И развитию подвергается не только хозяйство страны и экономика, но и все сферы жизни человека. Молодой человек, выйдя из стен школы, должен быстро приспособиться к стремительному круговороту событий и явлений окружающей его жизни, а для этого он должен получить определенную базу знаний, умений и навыков в школе.
В настоящее время педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем определения средств - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем выбора способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Желая совершенствовать современную школу, мы не можем оставить в стороне вопрос о проблемах и перспективах урока, как основной формы учебно-воспитательного процесса, через который проходят все обучающиеся и все без исключения педагоги.
Современный урок – одна из важнейших проблем не только педагогики, но и школьной гигиены. Речь идет о рациональной организации занятий, правильном чередовании труда и отдыха и применении различных педагогических методов на уроке.
Современный урок отличается от традиционного целями, содержанием, организационно-методической стороной, уровнем активизации деятельности учащихся, структурой и темпом. Характерная особенность современного урока — активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся.
Исследуя типологическую градацию уроков, я выбрала для себя оптимальный путь для достижения современных целей и задач образования обучающихся - это применение уроков - практикумов.
Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи – усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых обучающиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки-практикумы.
Если грамотно распределить этапы урока, то можно достичь высоких результатов при освоении нового материала. Длительные наблюдения в процессе моей работы убедительно показали, что охотно и с большим интересом обучающиеся обращаются к умственным задачам и головоломкам. Внедрение занимательных упражнений в учебный процесс создаёт у обучающихся рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. За один курс изучения предмета «Физика» обучающиеся решают в 4 раза больше задач, чем их сверстники, работающие по традиционной форме обучения. За урок с классом успеваем разобрать около 20 задач. Процесс выполнения домашнего задания теперь занимает 30 минут.
Частое применение уроков-практикумов даёт возможность для решения большого количества тестов обучающимися, прохождение мониторинга по предмету с хорошими результатами, повышение качества обучения до 75%. Данная методика нашла отражение и в высоких показателях на ЕГЭ по физике.
Конечно, я не исключаю в своей практике основные формы обучения. Часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач. Изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях это изложение готовой информации в форме рассказа, беседы, просмотра диска, презентации, фильма. В других – поисково – исследовательский метод, где содержание материала изучается путём самостоятельной деятельности учащихся для решения поставленной проблемы. Различные формы изложения и его структуры могут применяться на одном и том же уроке или на разных, в зависимости от содержания знаний и дидактических целей урока.
Методика преподавания исключительно индивидуальна у каждого учителя. Современный учитель в свою очередь является изобретателем новых идей и технологий. Как кропотлива его работа, ведь нужно во временные рамки уместить и задачи, и цели, а ещё, с учётом индивидуальных особенностей каждого учащегося и класса в целом, нужно правильно подобрать структуру урока. Важнейшей задачей учителя является организация дифференцированной самостоятельной работы учащихся. На урок учитель подбирает несколько вариантов самостоятельной работы по данной теме, исходя из знания особенностей каждого обучающегося и его подготовленности к работе. Результаты работы должны обязательно оцениваться учителем.
Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений.
От мастерства учителя зависит качество урока, его результаты. Но как бы ни отличались учителя друг от друга, каждой эпохе соответствует некоторый общий почерк всех или большинства учителей, а следовательно, и общий облик урока. Это общее обусловлено объективными закономерностями развития общества и его важнейшей функцией – воспитания и образования подрастающего поколения.
Современная жизнь предъявляет сегодня к человеку очень жесткие требования – это высокое качество образования, коммуникативность, целеустремленность, креативность. Реальность диктует нам, что молодой человек должен обладать набором определенных качеств и только тогда он сможет быть успешным и адекватным в современном мире, жить в гармонии с собой и окружающими и быть полезным обществу.
Таким образом, мастерство учителя на уроке заключается в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении современных педагогических технологий и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.
Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от педагога умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.
В связи с этим от учителя требуется постоянная работа по повышению профессиональной компетентности.
Урок был, есть и в обозримом будущем останется основной формой организации обучения и воспитания учащихся.
Рекомендуем посмотреть:
Методы обучения
Что такое ИКТ
Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий
Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня
Похожие статьи:
Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок
Как провести анализ урока
Урок – основная форма организации взаимодействия школьников
Характеристика современного урока
Система посещения уроков