Игра – викторина «Птицы - нашего края» для старших дошкольников
Цель: обобщение и расширение знаний детей о перелётных и зимующих птицах.
Задачи:
- расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания;
- развивать познавательную и творческую активность, сообразительность, любознательность, кругозор; умение работать в команде, умение слышать задание, ответы друг друга;
-активизировать познавательный интерес детей к природе;
- воспитывать чувство любви к родной природе, ко всему живому, уважение друг к другу.
Материалы:
Картинки с изображением птиц, картинки с изображением перьев птиц, картинки с правилами поведения в лесу, кормушки, корм для птиц, маски снегиря и синицы.
Предварительная работа:
Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, театрализация сценки с птицами.
Ход занятия
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, в окошко. Осень близиться к своему завершению. Вот и наступил последний осенний месяц. В ноябре, 12 ноября, отмечают «Синичкин день». Если птицы целыми стайками появлялись у дома, значит, вот-вот грянут морозы. В этот день в разных уголках нашей страны готовятся к встрече «зимних гостей» - птиц, остающихся на зимовку, - синиц, соек, чечеток, снегирей.
Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших лесах, садах, парках.
Ребята, а вот, почему они прилетают к нам, сейчас синички расскажут.
Вылетают две синички.
Сценка:
1 синичка. Как же холодно зимой,
Лапки замерзают.
Крошки нету ни одной,
Так зимой бывает.
2 синичка. Да, подружка ведь зима
Почти всегда суровая.
Согреться трудно в холода,
И не найдешь еду всегда.
1 синичка. Ой, смотри, смотри в дали,
Показались снегири.
1 снегирь. Привет синички, как дела?
2 снегирь. Что вы грустите под кустом?
1-2 синички. У нас замерзли крылья клюв.
Примерзли к снегу лапки.
С утра не ели мы ни чуть.
Вот если бы поесть чуть-чуть.
2 снегирь. Поесть и сами б мы не прочь.
Но некому ведь нам помочь.
1 снегирь. Тише, тише. Кто-то идет.
Выходят девочка и мальчик. В руках они держат кормушки. Дети спорят.
– Нет у меня лучше. Мне ее помогал делать мой папа.
– Нет у меня лучше. Мне ее помогала делать моя мама.
– Моя кормушка сделана из дерева, значит она крепче.
– Ну и что, что твоя кормушка сделана из дерева, а моя смотри какая красивая.
Спор продолжается. Подлетают птицы к ребятам и спрашивают:
1 Снегирь. – Ребята, что у вас здесь происходит?
Ребенок. Здравствуйте, как хорошо, что вы прилетели. Скажите, пожалуйста, какая кормушка вам нравится?
Снегирь. Мне нравится любая кормушка лишь бы были в ней ягодки сушеной рябины, или семена клена, арбуза.
Синица. А мы любим семена семечек, сало, мясо.
Ребенок. Мы с Дашей хотим открыть столовую для птичек. Вот и сделали эти кормушки, чтобы кормить пернатых друзей.
Ребенок. Ведь зимой им холодно и голодно. Птичкам трудно доставать еду из-под снега.
Птицы. Раз вы делаете такое доброе дело, так какая разница у кого кормушка лучше.
Воспитатель: Давайте лучше пока поставим кормушки, а снегирей и синиц попросим с нами поиграть и проверить хорошо ли вы знаете птиц и их повадки, которые обитают в наших краях. А кормушки во время прогулки мы повесим сегодня на деревья, а вы положите в них корм.
А сейчас разделимся на 2 команды, а помогут нам разделиться Снегири и Синицы
Детей делим на две команды.
Снегири и Синицы выбирают себе команду
Команда синиц и команда снегирей.
Воспитатель: Чтобы узнать, кто прилетит к нам в нашу птичью столовую нужно знать, что насыпать в кормушку. Сейчас я объявляю, что открылась столовая для птиц, на подносе лежит корм для птиц. Дети в шапочках-обручах из бумаги, на которые прикреплены картинки с изображением различных птиц, подходят к доске и выбирают для себя пищу.
На подносе лежит корм для птиц.
1.
Дидактическая игра «Чем питаются птицы».
Воспитатель: - Чем же питаются птицы?
Дети: - Насекомыми, червячками, зернышками, мелкими животными, птенцами, рыбой, плодами, семенами.
Воспитатель: - Как можно назвать птиц, которые питаются бабочками, мошками, гусеницами, т.е. насекомыми.
Дети: - Это птицы насекомоядные.
Воспитатель: - А птицы, которые питаются зернами, семечками, растениями?
Дети: - Это зерноядные птицы или птицы, которые питаются растительным кормом.
Воспитатель: - А есть птицы, которые питаются другими птицами или охотятся на мелких зверьков, рыбу, лягушек?
Дети: - Это хищные птицы.
Воспитатель: - Давайте проверим, знаете ли вы, чем питается каждая птица.
На столе лежат картинки с изображением птиц, дети по очереди выходят и берут картинки. За каждый правильный ответ команды получают фишки.
Сова - ем мышей.
Синица - сало
Снегирь – ягоды рябины, калины
Дятел – насекомые
Клест - орешки шишек
Утка, гусь – мелкая рыба,
Чайка – рыба
Ласточки, стрижи – насекомые
Ворона – всеядна
Грач - червями и личинками насекомых
Голубь – всеяден
(зернояден)
Сойка – всеядна
(насекомыми, пауками, червяками)
Воробей – всеяден
2.
Игра - беседа «Перышки»
Воспитатель: Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.
Пёрышки мы подберём и задания прочтём.
Перья с загадками.
Дети по картинкам определяют какая птица потеряла перо. Если по виду картинки не угадывают птицу, то воспитатель читает загадку.
Если команда угадывает перышко без загадки, то получает 2 фишки, если с загадкой 1 – фишку.
Загадки
Эта птица – непоседа
Одного с березой цвета.
Кто это?
(Сорока).
Любит семечки и сало,
Во дворе с утра летала
Эта маленькая птичка.
Отгадайте, кто? ...
(Синичка).
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появиться опять.
Кто это?
(Снегирь).
Две болтливые соседки
Разговор вели на ветке.
Очень важные персоны
Эти чёрные…
(Ворона)
Возле дома, по дорожке,
Скачет, собирая крошки.
Друг синиц и голубей,
Серый, шустрый …?
(Воробей)
Кто эта птица?
Никогда не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
(Кукушка)
В Зоопарке - Радуга.
Смотри и радуйся.
Радуга хвоста
Всему миру красота.
(Павлин)
Синих крылышек красу
Разглядеть нельзя в лесу,
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком ...
(Сойка)
Воспитатель: Вместе с птицами нам из лесу передали яйца волшебной птицы, которая несет яйца для детей, тем самым проверяет знают ли они как себя вести с птицами, чем кормить и как ухаживать.
Воспитатель: Яйцо под цифрой 1
3.
Игра «Стая птиц перемешалась»
Воспитатель: Ребята, разместите птиц по местам. Посмотрите, на мольбертах условные обозначения. Рассмотрите их, и скажите, что они означают.
(ответы детей)
Одна команда выбирает перелетных птиц, другая - зимующих
Условные обозначения:
Перелетные птицы – солнышко
(утки, гуси, ласточки, журавль, лебедь, трясогузка, кукушка, соловей, скворец, грач )
Зимующие птицы – снежинка
(Ворона, воробей, сорока, дятел, клест, сова, синица, снегирь, сойка, голубь)
Воспитатель: Берем яйцо с цифрой 2
Я буду задавать вопросы каждой команде по очереди.
4.
Блиц турнир
1. Птица, призванная лучшим певцом в мире?
2. Птица, лучший почтальон?
3. Птица, которая не растит своих птенцов?
4. Какие птицы служили Бабе-Яге.
5. Какая птица снесла бабе и деду золотое яичко?
6. С какой птицей дружит Винни-Пух.
7. Какая птица не летает?
8. В какую птицу превратился гадкий утёнок?
9. Какая птица славится своим необычным хвостом?
10. Птицы, с которыми путешествовал Нильс.
11. Птицы, которые взяли лягушку в теплые края.
12. Птица, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком
13. Какая птица охотится ночью?
14. Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?
15. Какие птицы умеют подражать голосам других пернатых?
16. Птичий домик.
(Гнездо.)
17. Руки птицы.
(Крылья.)
18. Пернатые вестники весны.
(Грачи.)
19. Дитя любых пернатых.
(Птенец.)
20. Рот и нос птицы.
(Клюв.)
21. За любовь к блестящим предметам ее называют воровкой.
(Сорока.)
Воспитатель: Беру яйцо с цифрой 3
Рассмотрите знаки и расскажите, что они обозначают?
(ответы детей).
5.
Беседа по схемам – картинкам «Правила в лесу»
- Нельзя шуметь в лесу.
- Нельзя разбрасывать мусор
- Не стрелять из рогатки
- Нельзя уничтожать насекомых
- Нельзя ломать деревья
- Нельзя разжигать огонь
- Нельзя разорять муравейники
- Нельзя разрушать гнёзда
- Нельзя уносить животных и птиц из леса
- Нельзя рвать цветы
Воспитатель: Ну вот, и мы с вами сделали еще одно доброе дело. А теперь пойдемте к ребятам и расскажем им о нашей птичьей столовой. Они наверно тоже придут покормить маленьких пернатых друзей.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий совместного досуга с родителями. Подготовительная группа
Игра-викторина для детей старшей группы "Птицы нашей Родины"
Конспект ОД в подготовительной группе на тему «Птицы – наши друзья»
Игра - викторина с презентацией на тему Птицы в старшей группе
Похожие статьи:
Раскраски «Птицы» для детей 6-7 лет
Про сову для детей 6-7 лет
Рассказ про цаплю для детей 6-7 лет