Методики обследования по выявлению предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Педагоги-практики, психологи, логопеды при диагностике готовности детей к школе часто выявляют у воспитанников признаки несформированности необходимых навыков для освоения письма на следующей ступени образования. Школьная практика также подтверждает наличие признаков разных форм дисграфии у обучающихся уже первых классов. В 1950-1960-е годы дисграфия среди учащихся младших классов российских общеобразовательных школ не превышала 10%, а сегодня она выявляется в 50% случаев и более.
Особую тревогу учителей вызывают дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), у которых в процессе освоения письменной речи выявляются часто признаки дисграфии, обусловленные оптическими и кинестетическими нарушениями.
Для выявления предрасположенности к нарушениям письменной речи необходимо двухэтапное исследование. На первом этапе целесообразно использовать методику «Копирование сложной фигуры Тейлора»
Фигура Тейлора
Выбор этой методики был обусловлен тем, что она всесторонне характеризует состояние системы зрительно-пространственной сферы, которая является высшим уровнем развития перцептивной сферы, важной для овладения письменной речью.
Фигура копируется правой рукой. Исследователь фиксирует последовательность копирования фигуры, меняя испытуемому фломастеры в порядке следования цветов радуги. В случае, если исследователь замечает, что испытуемый, закончив копирование и сказав «все», пропустил какие-то детали изображения, вводится дополнительная инструкция «Внимательно посмотри, все ли ты нарисовал».
Поскольку механизмы нарушений чтения и письма во многом являются сходными, для выявления предрасположенности ребенка дошкольного возраста к нарушению письменной речи на втором этапе мы использовали методику раннего выявления дислексии А. Н. Корнева. Такую методику целесообразно использовать при массовых профилактических осмотрах детей. Данное обследование не требует специального оборудования и занимает 5-8 минут и проводится таким образом:
1. «Рядоговорение».
Инструкция ребенку: «Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели».
Оценка:
Правильно ответил на оба вопроса – 0 баллов.
Правильно ответил на один вопрос – 2 балла.
Не ответил ни на один вопрос – 3 балла.
2. «Ритмы».
Инструкция: «Послушай, как я постучу и после того, как я закончу, постучи также». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу карандашом с длинными и короткими интервалами.
а) простые ритмы - !!...!....!.....!!......!!..!..!......!!!...!. Если задание выполняется верно, то переходят к сложным ритмам. Если допущено больше одной ошибки – прекращают.
б) сложные ритмы - !!!...!..!.....!...!!...!!.......!...!!!.
Оценка:
Выполнены оба задания – 0 баллов;
Выполнены только простые ритмы – 2 балла;
Не выполнено ни одного задания – 3 балла.
3. Тест «Кулак-ребро-ладонь».
Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же». Экспериментатор демонстрирует ребёнку трижды подряд последовательность из трёх движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок, также как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность не более одного раза, указывается ошибка и дается другая попытка. При ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется, но не более 5 демонстраций.
4. «Повторение цифр».
Инструкция: «Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, повтори их точно в таком же порядке». После этого экспериментатор ровным голосом называет ряд из трёх цифр. При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При правильном воспроизведении переходят к ряду из 4 и затем 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую часть задания. После этого дается новая инструкция: «Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, ты их тоже будешь повторять, но только начинай с конца, повторяй их в обратном порядке. Например, если я скажу 1-2, то ты должен сказать 2-1». Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как и в первой половине задания: сначала предлагается ряд из двух цифр, затем из трех и т.д. Оценивается вторая часть задания. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половины задания.
Методика экспериментального исследования включает также сбор анкетных и анамнестических данных.
Письмо - сложный вид психической деятельности, требующий полноценного формирования и взаимодействия сенсомоторных, высших психических функций, мыслительных операций и речи, поэтому сущность профилактики дисграфии у детей с ТНР состоит в ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом.
Рекомендуем посмотреть:
Игры для профилактики оптической дисграфии и дислексии у дошкольников
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ
Развивающие технологии в логопедии
Педагогический семинар в детском саду "Неделя Здоровья"