Своевременная профориентация снижает уровень тревожности у старшеклассников
Автор статьи: учитель Гольдшмидт Татьяна Вячеславовна
Нижний Новгород МБОУ СОШ № 181
учитель начальных классов/психолог
Статья о том, как важна своевременная профориентация для учеников старших классов. О комплексе методик, которые помогают решить сразу три проблемы:
1. помощь в снижение тревожности
2. помощь в профориентации
3. доступность использования методик для любой школы ( обработка результатов под силу любому учителю и никаких дополнительных материальных затрат школе)
Своевременная профориентация снижает уровень тревожности у старшеклассников.
«Труд-отец счастья» (Б.Франклин)
Окончание школы – важнейший этап в жизни человека. Это время личностного, нравственного и профессионального самоопределения, время выбора жизненного пути.
Правильное решение проблемы выбора профессии в большой мере определяется уровнем личностной и социальной зрелости старшеклассника, его представлением о себе, знанием своих способностей и возможностей, ориентированностью в окружающем социальном мире, устойчивостью отношения к себе, к другим людям и к миру – всем тем, что определяет эффективность социальной адаптации и достижение в дальнейшем жизненного успеха.
Старшеклассники - это люди достаточно противоречивые и неоднозначные. Ориентиры жизненных планов и профессионального самоопределения у них весьма расплывчаты.
Экзамены в школе стали обычным делом, они стартуют с начальных классов и финишируют единым государственным экзаменом. Любой экзамен– это стресс, а стресс влияет на уровень тревожности любого человека. Важно работать на снижение уровня тревожности, посещая специальные тренинги, а так же проводя индивидуальные консультации.
Если человек четко знает куда он пойдет учиться, как применит свои возможности, то ему будет значительно проще двигаться по жизни. Поэтому вопрос профессиональной ориентации имеет огромное значение в настоящее время.
Для любой школы вопрос о дальнейшей судьбе выпускника должен быть на первом месте. Подростку, который покидает стены школы, требуется больше внимания и помощи в выборе жизненного пути. Но не стоит забывать о том, что для школы такая помощь не должна быть дорогой, а школьный психолог просто физически не в состоянии охватить каждого ребенка вниманием и заботой, но помогать надо! Именно исходя из этого было решено придумать и опробовать некий комплекс диагностических методик, которые бы облегчили и работу психолога и способствовали более точной помощи подростку в определение жизненного пути. А главное, что для школы это было бы очень доступно и не требовала никаких материальных затрат.
Как показывает консультационные практики, решение, куда пойти учиться, по выбору будущей профессии в юности принимается часто спонтанно под влиянием внешних обстоятельств, - просто от близости какого-либо учебного заведения, по совету друзей или родителей. В юности часто не осознают всю ответственность этого момента выбора, его важность для всего своего будущего. А потом может получиться, что приобретенная нелюбимая профессия - существенно испортит дальнейшую жизнь, что в потом приведет к разочарованию, депрессии и болезням. Впрочем, нужно помнить, что все еще можно изменить, отрицательный опыт тоже очень полезен. Но все же , упущено время, психологически понижается самооценка.
В юности, индивиды имеющие одинаковый возраст, - по своим психолого-физиологическим параметрам очень сильно отличаться: кто-то уже достиг половой зрелости, другой в процессе созревания, третий вообще не вышел из отроческого возраста, - время наступления эмоциональной, интеллектуальной и социальной зрелости у одновозрастных индивидуумов не совпадает.
В начале исследования мной был проведен обзор психолого-педагогической литературы по вопросам, от которых зависит правильный выбор профессии старшеклассниками после окончания школы: мотивация выбора профессии, профессиональное самоопределение и самосознание, роль самооценки в профессиональном самоопределении, что такое профориентация, ее значение в современных условия.
Для решения поставленных задач использовался комплекс диагностических методик:
1. «Опросник профессиональной готовности (ОПГ)»,
2. «Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)»,
3. «Методика исследования типа темперамента по Айзенку». С помощью этой методики определяют экстраверсию (направленность личности на внешний мир) и нейротизм (результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения) – свойства, лежащие в основе темперамента.
4. Шкала Спилбергера, модификации А.Д.Андреевой. ( изучает тревожность, познавательную активность, негативные эмоциональные переживания)
Именно это сочетание методик может более точно помочь в определние жизненного профессионального пути для подростка. Данный комплекс методик помогает с разных сторон посмотреть на личность и дать оценку важным сторонам человека. А также сочетания этих характеристик с разными профессиями. Эти методики учитывают не только какое направление надо выбрать техническое или гуманитарное, что обычно не является трудным, но они помогают выделить волевые, ролевые, психологические качества ученика.
Быть проф. пригодным это не значит быть умным и информированным в данной области. Человек должен еще хорошо работать в коллективе, иметь волевые качества, лидерские задатки или же должен быть хорошим испонителем. Например, можно быть отличным программистом, но руководить коллективом не в состоянии, в силу личностных характеристик, уровню стрессоустойчивости, волевых качеств и отсутствия лидерских задатков. Отсюда можно сделать новые выводы и более глубоко подумать о будущей профессии. Где-то даже пересмотреть свои взгляды.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений для помощи старшеклассникам снизить уровень их тревожности, не используя больших материальных затрат, как это требует, например, специальный тренинг. А также более точно выбрать направление своего жизненного пути. Когда человек более широко информирован, переживаний становиться меньше. Тем самым
комплекс предлагаемых мной методик сразу «убивает» трех зайцев:
1. помощь в снижение тревожности
2. помощь в профориентации
3. доступность использования методик для любой школы ( обработка результатов под силу любому учителю и никаких дополнительных материальных затрат)
Мое исследование было проведено в МБОУ СОШ №181 г. Нижний Новгород на двух группах испытуемых. Первая группа – учащиеся 10А и 10Б классов. Она включала в себя 36 человек в возрасте 15-16 лет. Вторую группу испытуемых составляли учащиеся 11А и 11Б классов. В нее вошли 35 учащихся в возрасте 16-17 лет. Общий объем выборки составляет 71 человек. Из них 29 юношей и 42 девушки.
Обе группы испытуемых были опрошены по приведенным выше методикам в сентябре, в начале учебного года. После обработки результатов с каждым были проведены индивидуальные консультации, на которых четко и ясно объяснялись личные результаты и предлагалось оптимальное направление для выбора профессии, в соответствии с индивидуальной стрессоустойчивостью, с волевыми, лидерскими и другими характеристиками. Повторное тестирование по методике Спилбергера-Ханина для повторного определения уровня личной и ситуативной тревожности было проведено через 5 недель. Это время было дано для адаптации к полученной информации после индивидуального и группового консультирования старшеклассников.
Были получены следующие результаты:
Первое тестирование показало повышеный уровень тревожности по среднему значению в 11х классах у 88,7 % испытуемых. После повторного тестирования только у 80,4 %. Разница всего 8%, но это объясняется тем, что у многих появилась больше ясности в своей профессиональной направленности, а значит и стало меньше тревржности. Но даже после рекомендаций по методикам не каждый ученик может взять и что-то поменять в выборе учебного заведения. Не стоит забывать, что в течение предыдущего года каждый выпускник уже занимался какими-то конкретными предметами и в последний момент вряд ли целесообразно что либо менять.
У 10 х классов результаты были несколько другими. После первого тестирования по среднему значению повышеный уровень тревожности выявился у 75 % испытуемых, но после повторного тестирования уровень снизился до 50%. Эти результаты говорят о том, что человек не только узнал важную информацию о себе, но и получил время для спокойной и пошаговой подготовке к поступлению по выбранной профессии.
По результатам проведенного исследования можно сказать, что профориентация, проведенная в 11 классе помогает снизить уровень тревожности у старшеклассника, но профориентация проведенная в начале 10 класса гораздо эффективнее для школьника при выборе профессионального направления в соответствии с его личностными характеристиками и с запросами профессии. Все эти мероприятия помогают снизить его тревожность, а главное успеть спокойно подготовиться к поступлению в выбранное учебное заведение.
Для более раннего осознания учениками младших классов того, что им в старших классах предстоит выбрать свою будущую профессию, я рекомендую, как можно больше заниматься ознакомлением их с описаниями разных профессий и требований к ним. Например, можно проводить индивидуальные встречи и круглые столы уже с 8 класса. Потому что многие ребята уходят из школы после 9 класса. Также важно постепенно, начиная с 5-6 классов, приглашать на классные часы специалистов из разных областей, чтобы те рассказывали про технические и гуманитарные профессии на своем примере. А с 8 класса посещать, по возможности, предприятия, заводы, больницы и т. д., чтобы ученики увидели работы разных профессий своими глазами и тогда уже у них начнет вырабатываться цельная картина того, что им ближе подходит.
О будущей профессии надо говорить очень часто на классных часах, чтобы ученик мог начать задумываться о подготовке к важному личному решению. Таким образом процесс выбора профессии будет поэтапным и более осознанным.
Комплекс этих 4х методик помогает дать дополнительную и разносторонюю «пищу для размышлений», в дополнение к советам родителей, своим желаниям и таким образом уменьшить шанс ошибки при выборе профессии.
Литература
1. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во МГУ, 1971.
2. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М.: А.А. Мотивационная саморегуляция личности. Международная педагогическая академия, 1994.
3. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.,1998.
4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., 2009.
5. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1984.
6. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982
7. Ярошенко, В.В. Мотивация выбора профессии и особенности ее развития у учащихся общеобразовательной школы [Текст] / В.В. Ярошенко. - М.: Просвещение, 2008.
(по материалам дипломной работы)
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание в 10 классе «Склонности и интересы ребенка в выборе профессии»
Мастер-класс для родителей детского сада. Старшая группа
Профориентация на уроках географии
КВН для воспитанников с ОВЗ 9-10 классов школы-интернат на тему: Профессии