Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД по экологии на тему: Осень для детей старшей группы

Конспект НОД по экологии для детей старшей группы «В тундру пришла осень».
Автор:
Ячменева Татьяна Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 37 «Росинка» г. Воркуты
Назначение работы Данный конспект может быть полезен педагогам ДОУ.
Цель: Обогащение представлений детей об осеннем времени года.
Задачи: 1. Обратить внимание детей на то, какие осенние изменения происходят в природе; обсудить причины этих изменений. Продолжать знакомить детей с растениями тундры.
2. Закрепить с детьми приметы осени. Развивать наблюдательность, активизировать мыслительную деятельность детей.
3. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.
Материал к занятию: Интерактивное оборудование; слайды пейзажей и растений тундры; картинки кустарников, ягод, грибов тундры; оргстекло для коллажа, клейстер, клеенки, кисточки, салфетки.
Ход занятия: Ребята, я сегодня, когда шла в детский сад, оделась тепло и взяла зонтик. Почему мы стали одеваться теплее? (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям подойти к окну и понаблюдать за небом и солнышком, за деревьями, кустарниками и травой, за тем, как одеты люди на улице.
- Какое сегодня небо? Как, по сравнению с летом, светит солнышко? (Небо серое, низко плывут облака, моросит дождик, солнышка не видно.)
- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками? (Листики на деревьях желтеют и опадают.)
- Летают ли бабочки и пчелки? (Нет, насекомых уже не видно.)
- Почему произошли все эти изменения в природе? Ответы детей: Солнышко светит не так ярко и долго, как летом. Белые ночи закончились. Стало прохладно. Природа готовится к зиме.
Игра «Хорошо – плохо»
- В народе говорят «Мигнула ива желтым листом – осень позвала». А хорошо или плохо, что пришла осень?
Каждый ребенок строит предложение, начиная со слов «Хорошо, что осень пришла, она…», «Плохо, потому что осенью…»
Встреча со Старичком Тундровичком
В гости к детям приходит Старичок Тундровичок и приглашает их погулять в тундру.
- Ребята, давайте вспомним, как нужно вести себя в тундре? (Нельзя ломать ветки кустарников, мусорить, вырывать с корнем растени, разорять птичьи гнезда)
(На интерактивной доске воспитатель показывает слайды осенней тундры)
Тундровичок: В тундре волшебные превращения, растения начинают менять свой наряд.
Осень красок не жалеет –
Ярки грозди ягод и листы.
То сверкают бронзой, то алеют
Пышные осенние кусты.
- Какие кустарники растут в тундре? (Северные ивы и карликовые березки)

- Северные ивы любят влажные почвы. Их излюбленные места в тундре – болотца, озера, берега рек. Словно стена из глубоких прутьев стоят ивы вдоль водоемов.

- Карликовая березка мало похожа на нашу обычную, всем хорошо знакомую березу. Высота карликовой березки невелика, редко выше половины человеческого роста. Это ветвистый кустарник. Ветки часто расположены по поверхности земли. На севере карликовую березу часто называют ерником, что значит «кустарник». Зимой кора карликовой березки служит прекрасным кормом для зайцев, полевок, леммингов. Олени и куропатки поедают почки этого растения.
- Посмотрите, какие краски выбрала осень? (Дети рассматривают пейзажи осенней тундры)

Физминутка «Северные растения и ветер»

- На севере часто дует холодный ветер. Давайте поиграем в игру «Северные растения и ветер». Вы – северные растения, я – ветер холодный, северный. Ветер дует, веточки колышутся на ветру. Ветер дует, обдувает, все растения к земле наклоняет. Что вам хочется сделать, чтобы спрятаться от ветра?
( Присесть)
- Ребята, как вы думаете, почему все растения в тундре низкорослые? (Они прячутся от ветра и холода)
Игра «Узнай растение»
По лесной дорожке
Осень к нам пришла
И с собой в корзинке
Подарки принесла.
Догадайтесь поскорей, что в корзиночке моей.
Тундровичок предлагает детям посмотреть слайды с изображением северных ягод и грибов и назвать, как они называются. ( Ягоды: брусника, морошка,
голубика, черника, клюква, грибы: подберезовики, подосиновики, сыроежки).


Cеверные ягоды не только вкусные, но и полезные. Например, черника полезна для зрения. В ягоде морошке содержится много витамина С и витамина А. У брусники полезны не только ягоды, но и листья. Брусничной водой полощут горло.
Коллективная работа «Осенняя тундра» (коллаж на стекле)
Тундровичок предлагает детям выбрать картинки кустарников, ягод и грибов, растущих в тундре, и приклеить их на стекло. (Дети выбирают картинки, приклеивают их и любуются яркой, разноцветной тундрой.)
Рефлексия: В конце занятия Тундровичок угощает детей морсом из северных ягод. Дети делятся впечатлениями, рассказывают, что они узнали нового и интересного.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в Страну Вежливых Слов» Конспект НОД по художественному творчеству в старшей группе на тему Весна Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе
Конспект НОД по конструированию в старшей группе
Опубликовано: 3751 день назад (15 сентября 2014)
Просмотров: 5160
+7
Голосов: 9
Светлана Борисовна Гацько # 15 сентября 2014 в 17:30 +4
Татьяна Владимировна...посмотрела ваше занятие. Очень интересно и познавательно. Дети увидят картинки..яркие и красивые и думаю им сразу запомнится северная природа. Все очень содержательно и доступно для детей. Спасибо за занятие...возьму себе в закладки.
Татьяна Владимировна Ячменева # 15 сентября 2014 в 18:14 +2
Спасибо большое за первый комментарий!
Татьяна Фёдоровна # 15 сентября 2014 в 18:29 +5
Мне очень понравилась разработка Можно по ситуации чем нужно разбавить и вот тебе хоть урок, хоть занятие как у меня в разновозрастной группе!!! Мой голос вам!
Елена Владимировна Смирнова # 15 сентября 2014 в 18:36 +3
Татьяна Владимировна,какое интересное и познавательное занятие! Очень важно с ранних лет знакомить детей с природой родного края,а также важно знакомить детей с природой разных климатических зон.Я хотя и живу в Сибири,обязательно познакомлю своих малышей с природой и растительностью Севера.Спасибо Вам за это яркое и увлекательное "виртуальное" путешествие в Северный Край!
Татьяна Ройтблат # 15 сентября 2014 в 18:47 +4
Замечательно! Разработок по ягодках маловато, а ваше ещё и интересное! Не забывайте поднимать карму вашим гостям, это квадратики сверху, думай вам не сложно, а тем кто работает на сайте это необходимо!
Ответить | Редактировать
Татьяна Семёновна Павлова # 15 сентября 2014 в 19:12 +4
Татьяна Владимировна, добрый вечер! Ознакомилась с конспектом вашего занятия по экологии. Знакомство с природой родного края обогащает и расширяет лексикон детей, активизирует познавательное развитие, закрепляет знания о данном времени года, формирует связное высказывание, учит бережному отношению к природе. Текст сопровождается прекрасными осенними пейзажами. В занятии используется ИКТ. Сказочый персонаж Тундровичок вносит в занятие загадочности, непосредственности, эмоционального настроя. Только жаль вы не представили коллективный коллаж на стекле. Успехов вам и творческих идей!+1
Матвеева Марина Александровна # 15 сентября 2014 в 19:42 +4
Давно не видела такой прекрасной природы!Чудесно!
Маргарита Андреевна Богачева # 15 сентября 2014 в 20:20 +3
Уважаемая Татьяна Владимировна,спасибо за интересный и красочно оформленный материал,надеюсь он мне неоднократно пригодится в работе.
Татьяна Владимировна Ячменева # 15 сентября 2014 в 21:13 +1
Благодарю за отзывы.
Анжела Вячеславовна Горячева # 15 сентября 2014 в 21:33 +3
Добрый вечер! Прекрасное занятие, красивые картинки, деткам очень понравится, спасибо!
Сидорова Зоя Григорьевна # 15 сентября 2014 в 23:47 +4
Татьяна Владимировна! Конспект НОД "В тундру пришла осень" хорош тем, что включает разнообразные формы обучения: беседу, дидактические игры, отгадывание загадок, физкультминутку и др. Очень хорошо, что Вы используете интерактивное оборудование для просмотра слайдов и картинок кустарников, ягод, грибов тундры. Изучение природы родного края очень важно начинать именно с дошкольного возраста, развивать представление об изменениях в природе с наступлением осени. Рассматривая картинки, отгадывая загадки, дети развивают наблюдательность, активизируют мыслительную деятельность. Очень понравилась практическая деятельность, где дети изготовили коллективное панно на стекле. Спасибо за приглашение, удачи.
Зоя.
Светлана Вячеславовна Кондакова # 16 сентября 2014 в 15:05 +4
Добрый день, Татьяна Владимировна! Очень интересное занятие, наполненное яркими, красочными слайдами. Все сведения преподносятся в доступной для детей форме. Да же физкульт минутка содержит познавательную информацию. Старичок Тундровичок добавляет сказочности. Очень понравилась тундра осенью.
Татьяна Николаевна Хусаинова # 16 сентября 2014 в 22:09 +2
Татьяна Владимировна спасибо за приглашение. Ваш материал очень познавательный, интересный, НОД построен таким образом, что Вы проводите беседу о тундре, отгадываете загадки, играете в подвижные и дидактические игры. А в целом расширяете кругозор детей, воспитываете любовь к родному краю. Очень хорошо что Вы используете на занятии ИКТ, которое помогает более подробно и в занимательной форме провести занятие. Творческого Вам вдохновения. Голосую +1.
Кокшарова Людмила # 18 сентября 2014 в 13:59 +3
Добрый день,Татьяна Владимировна!Интересный конспект занятия"В тундру пришла Осень"Прививать детям любовь к природе необходимо с раненного возраста.они восторгаются прекрасным осеннем пейзажем.Изучение природы родного края очень важно.Дальнейших творческих успехов.