«ПОЛОЦК – ГОРОД МОЕГО ДЕТСТВА» ЭКСКУРСИЯ ПО ПАМЯТНЫМ МЕСТАМ ГОРОДА
Бузо Н.Н., учитель истории
Цель:
o содействовать расширению кругозора и через это способствовать развитию у школьников любви к Родине, гордости за богатое историческое и культурное наследие, уважение к отеческому роду, другим народам, формирование гражданской позиции и национального самосознания;
o способствовать формированию интереса к родной истории и культуре, сохранению и умножению национальных традиций. Помочь ученикам через историю осмыслить прошлое, проблемы сегодняшнего дня, приобщить к общечеловеческим ценностям, культивировать идеи добра и милосердия.
Задачи:
o познакомить экскурсантов с историческим и культурным наследием полочан, неповторимостью материальной и духовной культуры;
o на примере исторического центра города, площади Свободы, показать значительные события истории города, духовности и культуры;
Маршрут экскурсии
Место встречи с группой – бывший монастырь Богоявления – музей книгопечатания и музей-библиотека Симеона Полоцкого бывшая улица Спасская - площадь Свободы - памятник освободителям города – место окончания экскурсии вновь на улице Пробойной.
Ход экскурсии
Целью нашего путешествия является посещение главной площади города, основанной в 1910-м году. Этот год был очень важным в истории Полоцка, так как наш город стал центром паломничества христианских верующих-католиков и православных. В это время к Полоцку возник большой интерес и у европейских туристов, и у российских. К нам приезжали гости из разных стран. Уже тогда, наш город становится самым интересным городом в Европе.
Сегодня нам придется решить задачу, понять во время путешествия: «Почему это произошло?», а также, узнав историю формирования главного центра Полоцка -площади Свободы - задуматься, в чем особенности развития города, центра Европы.
Итак, начинаем наше путешествие.
Представим, что мы продвигаемся далее в карете по древним улицам Полоцка начала 20-го столетия. Едем по мощёной улице Нижне-Покровской мимо аптеки Бояринблюма, в окнах витрины которой выставлена реклама с новыми снадобьями на 1910 год.
Вдали пароходная пристань на Надвинской улице, красивые живописные берега реки демонстрируют нам Полоцкую архитектуру - Бельчицкие храмы 12 столетия. Построены они из плинфы, так назывались самые первые кирпичи на Беларуси, местными строителями. Бывший Бернардинский монастырь он более позднего времени. В 1910-м году - это Иоанно-Богословский храм, один из самых богатых действующих храмов, со старинными захоронениями в подвалах.
На нашем берегу реки — бывший древний Богоявленский собор, исторический и архитектурный памятник. Построен по проекту архитектора Джакомо Кваренги в конце 18 столетия. Проект итальянского архитектора включал несколько каменных построек и предназначался для Богоявленского мужского монастыря, центра православия в средневековом городе. В то время монастыри были центрами просвещения, при монастырях существовали школы. В 17 столетии при мужском Богоявленском монастыре в здании Братской школы преподавал Симеон Полоцкий, сюда же знаменитый просветитель завещал передать свою библиотеку.
Давайте обойдем вокруг здания и рассмотрим внимательнее постройки Джакомо Кваренги. Мы видим колонны и деревянный купол внутренней, «теплой» церкви –Екатерининской. Эта церковь была названа в честь святой Екатерины потому, что эта святая была покровительницей Екатерины Великой, русской императрицы, которая приезжала в Полоцк в 1781 году и пожертвовала крупную сумму денег на строительство каменных зданий православного монастыря.
Сегодня в помещении этой церкви – музей библиотека Симеона Полоцкого.
Этот музей был открыт в 1994 году. Новый музей стал частью научной библиотеки Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Художественное оформление экспозиции соответствует интерьеру западноевропейской библиотеки. Деревянные книжные шкафы наполнены коллекциями книжного фонда заповедника. Гипсовые бюсты философов, большой глобус в центре зала и копии рукописей фигурных стихов Симеона Полоцкого создают особенную атмосферу в читальном зале. Собрание оригиналов книг Симеона, изданных в Москве в 17-18 веках, является главной составляющей музея-библиотеки. Здесь можно не только познакомиться с биографическими сведениями преподавателя, просветителя Симеона, но и поработать самостоятельно с ценными изданиями книжного фонда.
Традиции духовности бывшего Богоявленского монастыря сегодня сохраняют действующий православный собор и музей, средоточие истории книги и письменности. Печатная белорусская книга появилась благодаря великому полочанину - Франциску Скорине. Во время празднования 500-летия со дня рождения, 8 сентября 1990 года, на его родине в Полоцке, был открыт единственный в нашей стране Музей белорусского книгопечатания.
Сейчас мы «выйдем» из нашей воображаемой кареты и посетим удивительный музей.
Музей белорусского книгопечатания представляет посетителям две с половиной тысячи экспонатов основного и не основного фондов Национального Полоцкого историко-культурного музея заповедника, филиалом которого он является. Художники Игорь Куржалов и Сергей Дмитриев выполнили художественное решение экспозиции, разместив экспонаты в 15 залах музея. Открытию музея предшествовала долгая подготовительная работа научных сотрудников Полоцка и учёных Беларуси, России. В 1991 году Национальный Полоцкий историко-культурный музей заповедник возглавил Николой Николаевич Ильницкий, который активно содействовал расширению тематики музея и пополнению книжного сбора. Фонд Музея белорусского книгопечатания состоит из 10 тысяч редких ценных изданий.
Памятники письменности, представленные в экспозиции музея, знакомят нас с историей рукописной и печатной белорусской книги, процессом их создания и оформления. Здесь можно увидеть различные виды печатной продукции, узнать о технике книжных иллюстраций, познакомиться с процессом создания старинной бумаги и работой древней типографии. Отдельной темой в экспозиции выделен рассказ о белорусских просветителях, где безусловный приоритет - нашим землякам: Франциску Скорине и Симеону Полоцкому.
Древние полоцкие рукописи 12-14 столетий, скорининские издания, к сожалению, представлены в музее качественными муляжами. История распорядилась так, что ценные подлинники находятся в книжных собраниях Москвы, Санкт-Петербурга. Однако, в Музее белорусского книгопечатания немало раритетов и произведений книжного искусства. Самые ранние печатные издания среди них - Венецианское издание на латинском языке Иеронима Фалецкого «12 речей», выпущенное в 1558 году и Евангелие учительное (толкование канонических текстов), изданное в 1595 году типографией братьев Момоничей в Вильно.
Собрание музея постоянно пополняется лучшими книгами республики: здесь издания-лауреаты конкурса «Искусство книги» (в фондах музея сохраняются издания победителей этого конкурса с 1964 года), факсимильные издания белорусской классики, современные уникальные церковные издания. Так в 2005 году музею был подарен «Римский Имшал» на белорусском языке. Издание было подготовлено специальной комиссией служащих католической церкви. Первый экземпляр среди государственных учреждений получил Музей белорусского книгопечатания. За активное пополнение фондов музея и сохранение духовного наследия Полоцкий музей белорусского книгопечатания отмечен дипломом и почетным символом - «Золотой фолиант».
В 1994 году произошло значительное экспозиционное расширение Музея книгопечатания. В просторном зале бывшей «теплой» церкви Богоявленского монастыря была открыта музей-библиотека Симеона Полоцкого. Новый музей стал частью научной библиотеки Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Художественное оформление экспозиции соответствует интерьеру западноевропейской библиотеки. Деревянные книжные шкафы наполнены коллекциями книжного фонда заповедника. Гипсовые бюсты философов, большой глобус в центре зала и копии рукописей фигурных стихов Симеона Полоцкого создают особенную атмосферу в читальном зале. Собрание оригиналов книг Симеона, изданных в Москве в 17-18 веках, является главной составляющей музея-библиотеки. Здесь можно не только познакомиться с биографическими сведениями преподавателя, просветителя Симеона, но и поработать самостоятельно с ценными изданиями книжного фонда.
18 лет Музей белорусского книгопечатания проводит научно-просветительную работу, принимая ежегодно до 90 тысяч человек. Через экскурсию ведётся рассказ о книге и духовности. Музейные реконструкции мастерской переписчика книг, кабинета учёного и интерьера печатного цеха с восковыми фигурами, оборудованием и инструментами 16-18 веков, наглядно дополняют рассказ экскурсовода. Путешествие в мир истории книги охватывает долгий путь от древних папирусов, наскальных надписей и надписей на Борисовых камнях, пряслицах, берестяных грамотах, до современных лазерных носителей информации, которые тоже уже представлены в экспозиции.
Памятники славянской письменности 11-13 веков соседствуют с латино-польскими изданиями 16- начала 20 столетий.
В музее можно познакомиться с фрагментом Торы 18 века, изданиями староверов- раскольников и протестантской христианской церкви, увидеть предметы, необходимые для письма и книгопечатания: типографский станок, бумажный пресс, средневековые чернильницы, подсвечники и гусиные перья. В музее стало традицией завершать экскурсию около скульптуры Павла Войницкого «Посвящение родному слову». Здесь посетителю предлагается художественная аллегория, размышления над которой вновь и вновь возвращают нас к книге, бесценному наследию, овеществлённой памяти поколений.
Вот мы опять на тихих улицах древнего города. Музей белорусского книгопечатания в Полоцке возник не случайно. Это событие связано не только с 500-летним юбилеем белорусского первопечатника. Образованность и веротерпимость сделали Полоцк духовной столицей, центром белорусских земель уже в средние века. Здесь близко друг к другу, через узкую улицу Пробойную, располагались православный Богоявленский и католический Францисканский монастыри. Фундамент раннехристианского храма 11 столетия поддерживал великолепие униатского Софийского собора 18 века. А католические монастырские владения иезуитов соседствовали с протестантской кирхой. В Полоцке в старину встречались и находились рядом завзятые оппонеты, в спорах отстаивая свои взгляды, порождая бесчисленное множество своих толкований и версий религиозных книг, грамматик и поучений. Не через насилие и религиозные войны, но через диспуты, рукописное или печатное слово, защищали они истину. «Люд посполитый», полочане, сохраняли, поддерживали и донесли до нас традиции белорусской духовности.
Рядом с помещением бывшего Богоявленского монастыря размещался католический Францисканский монастырь(сегодня здесь размещается милиция). Соседство разных монастырей, образованность и веротерпимость сделали Полоцк духовной столицей, центром белорусских земель уже в средние века. Здесь в старину встречались и находились рядом завзятые оппоненты, в спорах отстаивая свои взгляды, порождая бесчисленное множество своих толкований и версий религиозных книг, грамматик и поучений.
Итоговые вопросы:
o Какие религии вы знаете?
o Какие направления христианской религии существовали в Полоцке в 18-19 вв?
o О чем свидетельствует близкое расположение «непримиримых» монастырей (католического и православного) в Полоцке?
o Назовите еще здания в городе, которые раньше принадлежали разным религиям, но находились по соседству? (Бывшая Лютеранская кирха и комплекс построек иезуитского монастыря).
Продолжим путешествие дальше.
Через узкую улицу Пробойную мы выходим на главную площадь города. Давайте сравним современный вид площади и то, как выглядела она 100 лет назад. На месте сегодняшнего сквера 100 лет назад размещался комплекс каменных построек. Архитектурный ансамбль площади сформировался в основном в 18 в. Ныне площадь Свободы - это административный центр города, где находится здание горисполкома, здесь работает городская исполнительная власть.
Начиная с 12 века на этом плато постепенно формировался Великий торгово-ремесленный посад, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки: костяное стило (писало) с гравировкой времени Всеслава, актовая печать этого же времени, возможно, принадлежавшая высокому духовному лицу, и многое другое, что характеризует жизнь того периода.
Однако вернемся к облику площади 18 века.
В это время здесь появились присутственные места и другие общественные строения, автором которых был витебский архитектор Иван Зигфриден. По периметру площади было выстроено одиннадцать 2-этажных домов в классическом стиле и костел св. Стефана в стиле барокко, а с северной стороны площади - доминиканский костел в стиле классицизма. Все это создавало строго регулярный композиционный каркас ансамбля площади, который был своеобразным ключом к стилистике всей градостроительной структуры классического Полоцка.
Теперь этого ансамбля нет. А раньше центральное место на площади занимал костел св. Стефана. Он стоял на месте теперешнего жилого дома в центре площади. Облик этого собора в общих чертах можно восстановить по росписи на стене детской художественной школы. Костел св. Стефана величаво возвышался над центром города своими двумя 60-метровыми башнями. Создавал его неизвестный итальянский мастер, освятили костел 15 августа 1745 г. Облик его напоминал о влиянии архитектуры северо-итальянского барокко, он по своему стилю отличался от Софийского собора и развернут был к центру города. Интерьер храма был богато украшен лепниной с позолотой и живописными работами. Его украшали замечательные иконы "Собор святых мучениц", "Святая Троица", созданные в Вероне прославленным итальянским художником Сальватором Роза (Розатти). В создании живописного алтаря участвовал белорусский художник Семен Чехович. На хорах стоял орган, созданный итальянцем Домиником Адамом Каспарини. На башнях собора находились колокола и часы-куранты с боем работы виленского мастера Густава Мунди. В часовне при храме с 1808 по 1830-е гг. покоились мощи св. Андрея Баболи, перевезенные из Пинска.
С северной стороны парадной площади находился костел доминиканцев. Первоначально в 1670 году доминиканцы построили деревянный костел, а затем в 1774 году заложили каменный в честь Матери Божьей, однако его строительство затянулось из-за нехватки средств и закончилось только в 1804г. К этому времени ведущим архитектурным стилем стал неоклассицизм, поэтому костел и был сооружен в этом стиле. Продолжительное время, с 1830-х гг. до 1922 г. в костеле покоились мощи св. Андрея Баболи, перенесенные из храма св. Стефана. В 1863 г. власти монастырь ликвидировали, а костел с этого времени стал парафиальным. В начале 20 в. это был единственный в Полоцке парафиальный костел. Разрушен он был в начале ВОВ.
После восстания 1830-31 гг. католические храмы российские власти закрывали, тогда и собор св. Стефана переосвятили в православный Николаевский собор. В Варшаву вывезли часть церковных ценностей и картины, орган отправили в Вильно, где он и сейчас исправно работает в соборе св. Яна при университете. Николаевский собор был первоначально корпусным, а затем кафедральным.
Николаевский собор своими башнями главенствовал над площадью, поэтому его решили укоротить и разобрали два яруса колоколен. Были уничтожены старинные часы с боем, возвещавшие полочанам о неумолимом ходе времени. Между обезглавленными башнями повесили огромный портрет Сталина, облепив его гирляндами лампочек, а ниже портрета из электролампочек был сделан лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".
В годы фашистской оккупации собор действовал. В 1963 г. горсовет своим решением № 328 "О мероприятиях по сносу церкви и правого крыла бывшего кадетского корпуса" уничтожил архитектурный памятник. В 1964 г. целенаправленным взрывом здание собора было превращено в руины.
Из документов известно, что Николаевский собор был взорван в январе 1964 г. В 60-ые годы 20 в. страну захлестнула последняя и наиболее жестокая борьба с религией, жертвой ее и стал Николаевский собор. Согласно документам, непосредственно причастными к этому варварству были тогдашний председатель Совмина БССР Т.Киселев и его зам. В.Каменский. Председателем Полоцкого горисполкома тогда была Н.Клепацкая, которая делала попытки спасти памятник культуры. Но ее действия не вписывались в рамки тогдашней системы. И в итоге ей самой пришлось подписать окончательный приговор храму. Однако внешний облик собора известен благодаря рисунку Наполеона Орды и фотографиям. Простые жители города любили фотографироваться на площади, ведь здесь рядом была знаменитая полоцкая «Фотография» Юделя Рувиновича Берманта. Изображение части площади с памятником войне 1812 года было на каждой фотографии мастера.
Наша «карета» следует по Пробойной улице в самое сердце города - на центральную площадь Свободы. На месте собора современные архитекторы построили в 1976-1979 гг. жилой девятиэтажный дом, который обезобразил планировку центральной площади, закрыл перспективу проспекта, древнего центра города, Верхнего замка и Софийского собора. О внешнем облике костела св. Стефана (Николаевского собора) можно судить по рисунку на стене детской художественной школы на площади.
Перед зданием Николаевского собора находился памятник войне 1812 г. В самом центре площади в 1850 году был установлен памятник-часовня. Площадь значительно изменилась.
Иногда утверждают, что памятник был символом победы русского оружия в войне 1812 года. Но общий вид памятника, ведь он похож на церковь, скорее напоминает нам о многочисленных убитых здесь в Полоцке. Приходя к такому монументу, люди должны чувствовать благодарность павшим в боях за город, испытывать грусть и сочувствие. Небольшой уютный сквер рядом с памятником излюбленное место встреч у полочан в начале 20-го столетия. Появилось новое народное название площади - «Тарелочка» (то ли из-за небольшого размера, то ли из-за круглого фундамента, на котором стоял памятник ) Памятник для Полоцка был отлит 16 мая 1849 г. на Луганском (Ворошиловградском) заводе. Вес его 237 тонн, только голова памятника весила 8,5 т, высота его была 23,65 м, выполнен из чугуна.
Торжественное открытие памятника было 26 августа 1850 г. в годовщину Бородинской битвы. На открытии памятника был наследник царского трона будущий император Александр ІІ. Памятник был важной частью городского пейзажа. Что же он собой представлял и где находился? Стоял памятник напротив Николаевского собора (бывшего костела св. Стефана). В книге В. Викентьева "Полоцкий кадетский корпус" дается описание монумента: "Памятник представляет собой 8-гранную пирамиду, увенчанную чешуйчатым куполом с позолоченным крестом. Основание его круглое, средняя часть украшена 8-ю бронзовыми золочеными орлами, поставленными на колоннах, которые поддерживают верхнюю коническую часть. Общая высота памятника 33 аршина и 5 вершков. На двух противоположных его сторонах были начертаны золотыми буквами следующие надписи: на стороне, обращенной к Витебской улице, – "Битва при Полоцке 5 и 6 августа и взятие его приступом 7 октября 1812 г. Поражение Удино и Сен-Сира графом Витгенштейном"; на стороне, обращенной к Николаевскому собору: "Взято в плен неприятеля 4500 человек, отбито 3 орудия". Под этой надписью находится в киоте образ святых Сергия и Вакха, в день памяти которых, т. е. 7 октября войска наши вступили в Полоцк. Памятник окружает ограда из железных цепей, подвешенных между 20 круглыми чугунными тумбами. На уступе второго яруса к верхней стороне карниза привинчена чугунная граната, найденная в земле, когда была вскрыта яма для закладки фундамента памятника. Отливка его произведена на Луганском заводе Екатеринославской губернии и обошлась в 58 тысяч рублей, а постановка – в 14721 руб. 94 коп. Употреблено металла 13486 пудов 8 фунтов (чугуна 13417 пудов. 26 фут., бронзы 55 пуд. 24 фут., железа 12 пуд. 38 фут.)".
Известно, что до Полоцка памятник везли на волах 1 403 км. Разрушили памятник в 1932 г. Советские власти решили разобрать его под предлогом того, что родине остро был нужен металл. Скорее всего существовавший монумент с религиозным содержанием не устраивал тогдашнюю идеологию. Газосварщики разрезали его на куски. Хорошо известно, что повторное использование такого металла невозможно, но черное дело было сделано, и город лишился этого замечательного памятника.
Недалеко от места, где был памятник, мы сделаем остановку и обратим внимание на современный памятник «Освободителям Полоцка» в центре площади. В 1944 г. здесь похоронили 16 офицеров и генералов – тех, кто погиб при освобождении Полотчины в 1944-м. На братской могиле был установлен скромный памятник, а в 1981 г. на его месте возвели архитектурно-скульптурную композицию – архитектор Аладов, скульптор Муромцев. Продолговатая в плане стела-стена, на которой справа бронзовое борельефное изображение трех воинов – раненый солдат, воин со знаменем и воин с автоматом. Слева – лаконичная надпись "Воинам освободителям". На боковой грани и на тыльной стороне стены укреплены бронзовые доски с текстом Приказа Сталина по случаю освобождения города и перечислены части, которые его освобождали и получили название Полоцких. Перед памятником небольшая площадка, в центре которой гранитная надмогильная плита 3х3 м с именами похороненых. Среди них Герой Советского Союза младший лейтенант Василий Халев. Танковый экипаж Василия Халева 2 июля 1944 г. первым ворвался в район Задвинья, уничтожая противника огнем и гусеницами тридцатьчетверки. Но кончились боеприпасы, фашисты подожгли танк, но не смогли захватить воинов живыми. Экипаж сгорел в машине, но не покорился врагу. Именем Халева названа улица в Полоцке и на родине героя в Казани. На окраине Полоцка, где вступил в схватку с врагом экипаж Халева, установлен легендарный танк "Т-34".
Продолжим путешествие в начало 20-го столетия.
К началу 20 в. в основном сформировалась планировка центральной части города. На месте двух направлений современного проспекта Карла Маркса ранее были улицы Витебская и Верхне-Покровская, между которыми была плотная городская застройка. Улицы Витебская, Верхнее-Прокровская и Спасская, минуя торговую площадь с торговыми рядами, выходили на главную площадь города (современная площадь Свободы). К этому нужно добавить, что Витебская улица была спланирована как раз по оси костела св. Стефана. В конце улицы Спасской перпендикулярно ее направлению стоял доминиканский костел, а в перспективе улицы Верхне-Покровской хорошо просматривался Софийский собор на Верхнем замке. Стало быть, главные улицы города вели к храмам или открывали вид на них.
Под прямым углом их пересекали улицы Стрелецкая, Рижская, Пробойная, Крестовая и Вознесенская (Свердлова) и другие. Таким образом, складывалась довольно регулярная система кварталов. На "способных местах" находились площади города.
Еще в начале ХХ в. их было 8, назывались они в соответствии с назначением или по месту нахождения. В 1910 г. они назывались так: Корпусная (Свободы), Торговая, Базарная, Сенная, Дровяная, Конная, Верхнезамковая и Задвинская.
Сохранились сведения, каким был Полоцк в 1910 г. Тот год для Полоцка был отмечен важным событием, связанным с переносом мощей преподобной Евфросиньи Полоцкой из Киева в родной город.
Теперь мы сделаем небольшую остановку, потому что проехать дальше нельзя. Большая нарядная процессия вышла на площадь со стороны улицы Витебской (так называлась часть современного проспекта К.Маркса). Вдоль улицы расставлены оркестранты полоцких железнодорожных рот, которые исполняют гимн «Король славен». Поют певчие хора. Во главе процессии несут фонари, хоругви, идет духовенство, а за ними несут убранную цветами раку со святыми мощами Евфросиньи Полоцкой. Представим городские празднования 20-23 мая 1910 года в Полоцке...
20 мая 1910 года! В праздничной процессии идут представители царской семьи: Великая Княгиня Елизавета, князь Константин с сыном Игорем, с ними - митрополит Флавиан и остальные знатные люди города и губернии. Мощи вносят в Николаевский собор. 5 часов дня. Но огромное количество свечей освещает икону преподобной Евфросиньи и изящную серебряную раку! Она изготовлена московским фабрикантом Мешковым по проекту и детальным чертежам художника Павла Зыкова. Рака напоминает византийский саркофаг 12 века, на углах его помещены колонны, на саркофаге - золочёные барельефы, орнаменты, украшения из эмали.
Через 2 дня, 22 мая, торжественная процессия крестным ходом перенесёт раку с мощами Евфросиньи Полоцкой в Спасо-Преображенский монастырь, а на площади будут другие празднования. Вот как их описывает полоцкий краевед Иван Дейнис: «23 мая съезжалось в город огромное количество католиков из уезда и других городов, как крестьян, так и шляхты. Празднование проводилось очень пышно, театрально. Особенно пышная процессия шла вокруг кадетского плаца. Она была очень театрально оформлена: неслись хоругви, от верхушки которых шла масса цветных лент, которые держали девушки, одетые в белые платья. Было много ксендзов, несли чашу с телом и кровью Христа, шли девочки и посыпали дорогу цветами, мальчики, одетые в специальную церковную форму. 10-летним мальчиком вместе со своим отцом, учёным-археологом Петром Дейнисом, Иван бывал в такой толпе любопытных не раз. Куда же направлялся крёстный ход католических верующих? К ещё одной христианской святыне города - к мощам Андрея Боболи, звонили в специальные колокольчики. Шёл хор, и с ним пел весь народ соответствующие молитвы. Богато обставленная процессия, торжественная служба в костёле, хор с органом привлекали и многих любопытных православных».
На северной стороне площади в бывшем Доминиканском костёле, в специальной комнате, на возвышении, стояла небольшая гробница с мощами Андрея Боболи. При жизни испытав жестокие пытки, иезуит-проповедник не отрёкся от веры католической, а после смерти его тело осталось нетленным. Верующие приходили к мощам, прося здоровья, защиты от бедствий.
Но самое поразительное, что с середины 19 столетия день памяти Андрея Боболи отмечался в один день по старому стилю с днём памяти Евфросиньи Полоцкой — 23 мая! Именно поэтому в этот день на центральной городской площади проходили религиозные торжества горожан-прихожан и гостей, паломников, католической веры в бывшем Доминиканском костёле.
А в главном православном кафедральном Николаевском соборе, здесь же на площади, проводили поминальные торжества в честь Евфросиньи Полоцкой. Эта духовная традиция в городе сложилась в конце 19-го начале 20-го столетия.
Особенно пышными торжества проводились после прибытия мощей Евфросиньи Полоцкой в город. В то время в Полоцке было много верующих людей. На городские празднования 23 мая прибывало в город до 40 тысяч гостей. Полоцк заранее готовился принять многочисленных гостей. Чтобы тогдашнему полочанину или гостю было легче ориентироваться в городе, узнать о нем больше, и был выпущен "Путеводитель по городу Полоцку", содержащий сведения о гостиницах, храмах, монастырях, улицах. Городские власти тоже принимали участие в религиозных празднованиях 23 мая в Полоцке. Конная жандармерия поддерживала порядок в городе. Заранее готовили и продавали сувениры для гостей города.
Пышный городской праздник устраивали православная и католическая церкви. В городе находились реликвии и святыни, которым поклонялись верующие полочане. Полоцк стремительно развивался. Гостиницы: «Париж», «Лондон», "Виленская", "Славянская" и "Гранд-отель"; меблированные комнаты: "Бристоль", "Петербург", "Италийские номера", "Париж", "Золотой якорь", "Лондон", "Европа", "Метрополь", "Рига", "Франкфурт"; заезжие дома, бакалейные лавки, магазины — все приспосабливалось в новым условиям. Об интересе к Полоцку в Европе и России, говорят многочисленные открытки немецких фотографов, которые рассылались в разные стороны света. В 1910 году начала функционировать железнодорожная линия Париж-Москва, через Полоцк. Здесь, у нас, европейские и российские гости, могли познакомиться с особенной конфессиональной ситуацией, когда в небольшом городе, находящемся в центре Европы, словно соединились католический запад и православный восток.
Игровое задание
o Давайте посчитаем, сколько культовых зданий было на площади?
o Сколько культовых зданий было в городе?
o Сколько сейчас вы знаете культовых зданий в Полоцке?
o Чьим именем назван костел в Полоцке, который виден с бывшей улицы Пробойной?
o Какое отношение Святой Андрей Баболя имеет к теме нашей экскурсии и к площади Свобода в 1910-м году?
Заключение
Сегодня дни памяти Андрея Баболи и Евфросиньи Полоцкой отмечаются уже по новому стилю и не в один день. Католические прихожане отмечают день памяти святого Андрея Баболи 29 мая. В Полоцке уже нет Доминиканского костёла на площади Свободы, нет и мощей Андрея Баболи, которые находились в городе 114 лет. Но мы видим вдали современный костёл, названный в честь этого католического святого.
Православные верующие в монастыре Евфросиньи Полоцкой проводят ежегодные торжественные религиозные мероприятия памяти святой 5 июня. Монастырь сохранил церковную реликвию - мощи Евфросиньи Полоцкой. В 2010 году будет отмечаться 100-летие переноса мощей Евфросиньи Полоцкой в родной город.
Также стало хорошей городской традицией в конце мая отмечать праздник города. Независимо от веры, православной или католической, жители Полоцка стекаются на современную площадь Свободы.
Сегодня размеры площади значительно увеличены. На протяжении 20 столетия были утрачены здания Николаевского собора и костёла, учительской семинарии, первой советской школы. Утрачен и памятник войне 1812 года.
Однако по-прежнему площадь Свободы - главное центральное место города. Здесь проводят торжественные и развлекательные мероприятия. Здесь устанавливают самую лучшую ёлку на Новый год. Здесь проводят празднование Дня города. К нам, как и сто лет назад, прибывает много гостей в конце мая, открываются магазины и продаются сувениры. Туристам рассказывают об истории города, с удивительной многоконфессиональной духовностью, понять которую можно только на площади «Свободы» в Полоцке. А побывав на тематической экскурсии об истории центральной площади Свободы, приняв участие в удивительном путешествии в начало 20 столетия, лучше поймешь особенность нашего города - белорусской духовной столицы, которая расположена в самом центре Европы.
Рекомендуем посмотреть:
Экскурсия по межрегиональной выставке «Вятские Мастера» в ЦДОД города Вятские Поляны
Урок - экскурсия на выставку со школьниками
Экскурсия с учащимися 7 класса ко Дню Победы. Полоцк – Брест
Экскурсия к 9 мая со школьниками. Дорогами сожженных деревень
Похожие статьи:
Экскурсия на предприятие со школьниками