Конкурс Батик - нетрадиционное рисование
Батик в детском саду
Батик
Искусство украшения тканей – одно из древнейших искусств, которые когда-либо знало человечество. Техника росписи ткани «батик» известна с давних времен.
Родиной батика принято считать Индонезию. Батик – batik – индонезийское слово. В переводе с индонезийского «ba» - означает хлопчатобумажная ткань, а - «tik» - «точка» или «капля», т.е. батик, обозначает «рисовать каплями на ткани». Батик – это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывание не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор.
Роспись ткани – это такое увлекательное занятие, что за работой забываешь обо всем, с интересом наблюдаешь, как растекаются краски по ткани, как меняются цвета, как появляются необычные эффекты… Ведь результат абсолютно непредсказуем, каждое изделие получается уникальным в своем роде и скопировать его в точности просто не возможно. Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств- акварели, пастели, графики, витражи, мозаики.
С искусством батика я была знакома еще с института. Меня увлекло это занятие. Я стала собирать информацию, искать специальную литературу, постепенно начала разбираться в материалах и различных технологиях исполнения батика. Это превратилось в мое хобби: платки, шарфы, каких нет ни у кого другого, и даже целые картины для украшения интерьера- все это подарил мне батик. Мое увлечение доставляет радость не только мне, но и моим родным и друзьям. А потом мне захотелось поделиться этой радостью и с детьми.
На базе ДОУ был создан кружок, где мы с детьми занимаемся росписью ткани. Я обратила внимание, что характерные особенности детского рисунка- орнаментальность, иллюстративность, локальная окраска- просто созданы для данной техники. Детей остается только чуть-чуть направить, и у них получаются просто потрясающие композиции.
Занятия в кружке проходят два раза в неделю во второй половине дня, с детьми старшего дошкольного возраста, в подгруппах по 5 человек.
Целью работы кружка является- совершенствование и углубление изобразительных навыков , раскрытие творческого потенциала ребенка, используя технику «батик».
В качестве основных тем выступают времена года: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», которые отражены в перспективном планировании.
Конечно, прежде, чем приступить к работе в материале, ребенок должен получить специальные навыки: работать с жидкими красками и уметь составить нужный цвет, вести линию.
Мы начинаем знакомство с батиком с простого: ставим точки на ткани и смотрим, как перемешиваются цвета. Рисуя по ткани, дети могут не бояться, что краски смешаются, перетекая одна в другую, на ткани появляется неповторимый узор. Конечно, в основном мы работаем с простой тканью.
Для начала, мы используем одну из многочисленных техник – «узелки». Результат заранее не известен, тем он интереснее и неожиданней. Берем платочек, связанный в узелки, и просто раскрашиваем его разными красками. Когда работа высохнет, узелки будут развязаны, платочек разглажен, мы увидим результат нашего творчества.
От работы с цветом мы постепенно переходим на работу с контуром, т.е. создание рисунка. На обычном листе мы создаем эскизы будущих картин, затем переносим их на ткань. И только после этого приступаем к работе с красками.
Батик позволяет детям потренироваться в смешении красок, не боясь при этом испортить рисунок, дает возможность увидеть наиболее удачные, выигрышные сочетания цвета, что в свою очередь способствует развитию чувства цвета, эстетического вкуса, творчества, воображения. А еще батик поможет развитию мелкой моторики, аккуратности, усидчивости.
Одни из основных видов батика – горячий и холодный. Они отличаются способом резервирования ткани. В своей работе мы используем холодный батик. В отличие от горячего батика, данный метод не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани.
Здесь роль резерва выполняет специальный материал. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами – стеклянными трубочками с резервуаром, либо используются резервы в тюбиках, которые оснащены удлиненным носиком. Для росписи наиболее характерны белые и цветные линии, которые отделяют одно цветовое пространство от другого, все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри резервной линии. В результате рисунок приобретает графическую четкость. Холодный батик – очень кропотливая техника, но изделия, изготовленные таким способом, очень красивы.
Таким образом, перенеся эскиз на ткань, мы приступаем к его резервированию, и после того, как резерв полностью высохнет, картину можно раскрашивать красками. Поверьте это не очень просто! Но когда дети видят свою работу в рамке на выставке работ, слышат слова восхищения, все трудности забываются!
Мои воспитанники стали дипломантами всемирного фестиваля подводного изображения V международного детского фестиваля «Подводный мир» в номинации «Подводный мир глазами детей». И пусть мы не заняли призовые места, но сколько радости и новых эмоций получили дети при создании этих картин!
Детьми были нарисованы серии картин, посвященных осенней и зимней тематики, проведены выставки на тему «Дары осени», «Волшебница - Зима», «Кошкин дом», «Цветы вокруг нас».
Следует отметить, что, посещая занятия кружка, ребенок постепенно обретает уверенность в своих творческих возможностях, он получает уникальные знания и, как говорят художники, твердую руку. Кроме того, последовательность процессов , необходимость соблюдать инструкции для изготовления рисунков на ткани приучают ребенка к аккуратности и пунктуальности в любом деле.
Вопреки всеобщему убеждению, все дети имеют способности к изобразительному творчеству. Просто их нужно уметь увлечь. За время творческого общения с детьми я не припомню ни одного случая, когда дети не могли изобразить хоть что-нибудь. И из этого «Что-нибудь» мы совместными усилиями делаем картину. Батик это настоящее радостное открытие для детей и их родителей. Видя, как краска растекается по ткани, дети приходят в настоящий восторг. Даже мальчики не могут устоять перед этим рукоделием. Для одних занятие батиком станет интересным увлечением, даст выход творческой энергии, для других – это начало обучению профессии художника.
Опыт работы свидетельствует: рисование необычайными материалами и оригинальными техниками, в нашем случае это батик, позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. А эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества.
Ну а по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребенка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что, огорчает.
Мне удалось заинтересовать искусством батика и детей, и родителей, и своих коллег. Если вы хотите своими руками создать оригинальный подарок для близкого человека, друга или порадовать самого себя, присоединяйтесь к нам! Уверяем, вы получите огромное удовольствие! Главное, никогда не забывайте, что вы талантливы!
Рекомендуем посмотреть:
Рисование по ткани с детьми
Лошади. Роспись по ткани
Нетрадиционная техника рисования Кляксография. Мастер-класс
Узелковый батик. Мастер-класс с фото для начинающих
Похожие статьи:
Роспись по ткани в домашних условиях для начинающих. Мастер-класс с пошаговыми фото
Рисование осенних листьев, 1-2 класс