Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Батик в детском саду. Старшая группа

Конкурс Батик - нетрадиционное рисование
Батик в детском саду
Батик
Искусство украшения тканей – одно из древнейших искусств, которые когда-либо знало человечество. Техника росписи ткани «батик» известна с давних времен.
Родиной батика принято считать Индонезию. Батик – batik – индонезийское слово. В переводе с индонезийского «ba» - означает хлопчатобумажная ткань, а - «tik» - «точка» или «капля», т.е. батик, обозначает «рисовать каплями на ткани». Батик – это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывание не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор.
Роспись ткани – это такое увлекательное занятие, что за работой забываешь обо всем, с интересом наблюдаешь, как растекаются краски по ткани, как меняются цвета, как появляются необычные эффекты… Ведь результат абсолютно непредсказуем, каждое изделие получается уникальным в своем роде и скопировать его в точности просто не возможно. Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств- акварели, пастели, графики, витражи, мозаики.
С искусством батика я была знакома еще с института. Меня увлекло это занятие. Я стала собирать информацию, искать специальную литературу, постепенно начала разбираться в материалах и различных технологиях исполнения батика. Это превратилось в мое хобби: платки, шарфы, каких нет ни у кого другого, и даже целые картины для украшения интерьера- все это подарил мне батик. Мое увлечение доставляет радость не только мне, но и моим родным и друзьям. А потом мне захотелось поделиться этой радостью и с детьми.
На базе ДОУ был создан кружок, где мы с детьми занимаемся росписью ткани. Я обратила внимание, что характерные особенности детского рисунка- орнаментальность, иллюстративность, локальная окраска- просто созданы для данной техники. Детей остается только чуть-чуть направить, и у них получаются просто потрясающие композиции.

Занятия в кружке проходят два раза в неделю во второй половине дня, с детьми старшего дошкольного возраста, в подгруппах по 5 человек.
Целью работы кружка является- совершенствование и углубление изобразительных навыков , раскрытие творческого потенциала ребенка, используя технику «батик».
В качестве основных тем выступают времена года: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», которые отражены в перспективном планировании.
Конечно, прежде, чем приступить к работе в материале, ребенок должен получить специальные навыки: работать с жидкими красками и уметь составить нужный цвет, вести линию.
Мы начинаем знакомство с батиком с простого: ставим точки на ткани и смотрим, как перемешиваются цвета. Рисуя по ткани, дети могут не бояться, что краски смешаются, перетекая одна в другую, на ткани появляется неповторимый узор. Конечно, в основном мы работаем с простой тканью.
Для начала, мы используем одну из многочисленных техник – «узелки». Результат заранее не известен, тем он интереснее и неожиданней. Берем платочек, связанный в узелки, и просто раскрашиваем его разными красками. Когда работа высохнет, узелки будут развязаны, платочек разглажен, мы увидим результат нашего творчества.
От работы с цветом мы постепенно переходим на работу с контуром, т.е. создание рисунка. На обычном листе мы создаем эскизы будущих картин, затем переносим их на ткань. И только после этого приступаем к работе с красками.
Батик позволяет детям потренироваться в смешении красок, не боясь при этом испортить рисунок, дает возможность увидеть наиболее удачные, выигрышные сочетания цвета, что в свою очередь способствует развитию чувства цвета, эстетического вкуса, творчества, воображения. А еще батик поможет развитию мелкой моторики, аккуратности, усидчивости.
Одни из основных видов батика – горячий и холодный. Они отличаются способом резервирования ткани. В своей работе мы используем холодный батик. В отличие от горячего батика, данный метод не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани.
Здесь роль резерва выполняет специальный материал. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами – стеклянными трубочками с резервуаром, либо используются резервы в тюбиках, которые оснащены удлиненным носиком. Для росписи наиболее характерны белые и цветные линии, которые отделяют одно цветовое пространство от другого, все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри резервной линии. В результате рисунок приобретает графическую четкость. Холодный батик – очень кропотливая техника, но изделия, изготовленные таким способом, очень красивы.
Таким образом, перенеся эскиз на ткань, мы приступаем к его резервированию, и после того, как резерв полностью высохнет, картину можно раскрашивать красками. Поверьте это не очень просто! Но когда дети видят свою работу в рамке на выставке работ, слышат слова восхищения, все трудности забываются!
Мои воспитанники стали дипломантами всемирного фестиваля подводного изображения V международного детского фестиваля «Подводный мир» в номинации «Подводный мир глазами детей». И пусть мы не заняли призовые места, но сколько радости и новых эмоций получили дети при создании этих картин!

Детьми были нарисованы серии картин, посвященных осенней и зимней тематики, проведены выставки на тему «Дары осени», «Волшебница - Зима», «Кошкин дом», «Цветы вокруг нас».

Следует отметить, что, посещая занятия кружка, ребенок постепенно обретает уверенность в своих творческих возможностях, он получает уникальные знания и, как говорят художники, твердую руку. Кроме того, последовательность процессов , необходимость соблюдать инструкции для изготовления рисунков на ткани приучают ребенка к аккуратности и пунктуальности в любом деле.
Вопреки всеобщему убеждению, все дети имеют способности к изобразительному творчеству. Просто их нужно уметь увлечь. За время творческого общения с детьми я не припомню ни одного случая, когда дети не могли изобразить хоть что-нибудь. И из этого «Что-нибудь» мы совместными усилиями делаем картину. Батик это настоящее радостное открытие для детей и их родителей. Видя, как краска растекается по ткани, дети приходят в настоящий восторг. Даже мальчики не могут устоять перед этим рукоделием. Для одних занятие батиком станет интересным увлечением, даст выход творческой энергии, для других – это начало обучению профессии художника.
Опыт работы свидетельствует: рисование необычайными материалами и оригинальными техниками, в нашем случае это батик, позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. А эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества.
Ну а по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребенка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что, огорчает.
Мне удалось заинтересовать искусством батика и детей, и родителей, и своих коллег. Если вы хотите своими руками создать оригинальный подарок для близкого человека, друга или порадовать самого себя, присоединяйтесь к нам! Уверяем, вы получите огромное удовольствие! Главное, никогда не забывайте, что вы талантливы!


Рекомендуем посмотреть:

Рисование по ткани с детьми Лошади. Роспись по ткани Нетрадиционная техника рисования Кляксография. Мастер-класс Узелковый батик. Мастер-класс с фото для начинающих

Похожие статьи:

Роспись по ткани в домашних условиях для начинающих. Мастер-класс с пошаговыми фото

Рисование осенних листьев, 1-2 класс

Взаимодействие ДОУ с родителями | Ниткография в детском творчестве
Опубликовано: 3183 дня назад (6 марта 2016)
Просмотров: 10274
+23
Голосов: 23
Мария Чукмарёва # 6 марта 2016 в 14:23 +3
Наталья Юрьевна! Голос за ваше невероятно красивое творчество с детьми. Работы детей очень аккуратные, видно, что им очень нравится заниматься этим видом деятельности. Спасибо за ваш опыт работы с детьми в данном направлении и желаю вам дальнейших совместных побед в творческих конкурсах!
Один совет касаемо вашей публикации:не забудьте указать автора , назначение и цель статьи.
С наступающим праздником - 8 марта!
Алла Ивановна Ефимова # 6 марта 2016 в 17:21 +2
Действительно интересная и увлекательная статья.
По фото видно как дети увлечены, им очень нравиться занятия, работают увлеченно. А какие шикарные получились работы.
С удовольствием голосую.
Кузьмич Ирина Сергеевна # 6 марта 2016 в 19:04 +2
Наталья Юрьевна , приятно смотреть на работы ваших воспитанников , не вериться , что это работы дошкольников . Работы содержательные с насыщенным сюжетом, яркими сочными красками , они притягиваю взгляд и будят воображение. Интересно также читать и об истории создания батика, его родине и технике исполнения. Спасибо за полный рассказ и красочно проиллюстрированную статью.Удачи вам в конкурсе.
Татьяна Александровна Толстикова # 6 марта 2016 в 19:28 +2
Наталья Юрьевна, здравствуйте! Какие Вы молодцы! Работы детей, действительно, завораживают. Как хорошо, когда дети встречаются с таким увлечённым педагогом. С удовольствием посылаю свой голос.
Елена Викторовна Багрова # 6 марта 2016 в 20:23 +2
Здравствуйте, Наталья Юрьевна!
Здорово, что у Вас в ДОУ такое внимание уделяется творчеству. Ребята так качественно, по-взрослому справляются с росписью по батику, так увлечены процессом работы, молодцы! выставка детских работ - это результат хорошо организованного совместного творческого процесса.
Обратите внимание на оформление публикации!!!
Примите голос за подробный рассказ о нетрадиционной технике рисования! Успехов!
С уважением!!!
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 7 марта 2016 в 09:24 +1
Здравствуйте, Наталья Юрьевна!
Замечательные работы у Вас в технике "батик"! Здорово, что Вы учите детей этой сложной технике росписи, проводите предварительную работу! Яркие краски батика создают необыкновенные узоры на ткани.
У меня вопрос. Скажите пожалуйста, у Вас резерв имеет запах или их уже создали без запаха?
Голос за творчество и мастерство!
Светлана Сергеевна Утюжникова # 8 марта 2016 в 13:13 +2
Уважаемая Наталья Юрьевна!Удивительные работы получились у детей.Ручная роспись тканей,занимает особое место в декоративно-прикладном искусстве!Работы детей привлекают внимание,они такие яркие,позитивные,радуют декоративные элементы.Ручная работа трудоёмкая,ваши дети молодцы!Желаю Вам дальнейшего творчества,удачи Вам!
Фанзиля Шамиловна Алексеева # 8 марта 2016 в 15:53 +2
С огромным удовольствием познакомилась с Вашей разработкой. Очень интересно. Великолепные работы получились у детей! Спасибо за приглашение и представленный материал. Творческих успехов вам!
Раиса Владимировна Коломыцева # 9 марта 2016 в 11:27 +1
Добрый день, Наталья Юрьевна! Ваши воспитанники просто умнички - роспись по ткани очень нелёгкое дело и вызывает усидчивость, развивает чувство композиции и справились дети прекрасно, голосую!
Алена Юрьевна # 9 марта 2016 в 22:56 +1
Приятно видеть результаты своего труда! Здесь вдвойне приятно, так как это труд педагога и его воспитанников! Смогла, увлекла, научила!!!!! Творческих находок, успехов и удачи!!!
Светлана Викторовна Иванова # 10 марта 2016 в 09:23 +2
Познавательная разработка. Спасибо за Ваш кропотливый труд! Это нелёгкий труд,а вы так увлечены и дети это чувствуют. Красивая выставка детских работ,шедевры просто. На что меня хватило, это рисование узелками. Делали мамам платочки, все были в восторге. Голосую.
Ольга Сергеевна Дроздова # 10 марта 2016 в 09:44 +2
Батик - очень интересная техника, много о ней слышала, к сожалению применять не приходилось. Чудесные работы у детей получаются. Мне понравились выставки. Наталья Юрьевна, скажите, не сложно ли детям дошкольникам осваивать такую технику?
Наталья Юрьевна Топоркова # 10 марта 2016 в 18:05 +2
Спасибо, за комментарий. Ольга Сергеевна, я бы сказала, что осваивать такую технику дошколятам конечно не легко, приходится потрудиться. Но в том ее и привлекательность, дети понимают, что не все просто, это придает еще больше интереса и загадочности батику.
Ольга Васильевна Яковлева # 10 марта 2016 в 21:31 +4
Здравствуйте, Наталья Юрьевна. Спасибо за приглашение. Интересная техника. У детей получаются великолепные работы! Загляденье! Молодцы! Дальнейших творческих успехов! голос
Валентина Николаевна Мельникова # 12 марта 2016 в 00:41 +2
Уважаемая Наталья Юрьевна! Необыкновенно красивые работы, невероятно красивый вид искусства! Работы детей выполнены аккуратно, видно, что им очень нравится заниматься творчеством. Спасибо за ваш опыт работы с воспитанниками в данном направлении, а я вам желаю дальнейших совместных с детьми побед в творческих конкурсах! +1!
Людмила Александровна Исмагилова # 12 марта 2016 в 10:10 +3
Спасибо, интересный материал.Детки очень молодцы ваши. голос.
Ольга Третьякова # 12 марта 2016 в 15:10 +1
Замечательные работы... Для воспитанников ДОУ - шедевры.Вы молодец, что не только заразили их любовью к этой технике, но и привили им настоящее мастерство)))
Ольга Станиславовна Средина # 19 марта 2016 в 07:12 +1
Мастер-класс - выше всяких похвал. Браво и голос!
Елена Александровна Шашенко # 25 марта 2016 в 11:07 +1
Добрый день !!!!!Действительно интересная и увлекательная статья.
По фото видно как дети увлечены, им очень нравиться занятия, работают увлеченно. А какие шикарные получились работы.
Ирина Анатольевна Князева # 31 марта 2016 в 22:17 +1
Интересная и довольно-таки необычная техника для детского сада.Я полностью согласна с комментариями коллег, материал интересный и увлекательный! С удовольствием голосую! +1