Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сценарий фольклорного праздника в старшей, подготовительной группе

Сценарий развлечения для старших дошкольников
Сценарий Фольклорного праздника «Посиделки»
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старших групп (5-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям старших групп. Этот конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к традициям русского народа и развитию  любознательности у старших дошкольников.
Задачи:
*Творчески использовать знакомые движения в свободных плясках, импровизация в играх.
*Познакомится с общим характером русской пляски. С отдельными простейшими движениями русского танца.
*Учить выразительно двигаться в соответствии с характером музыки.
*Закрепить умение чувствовать в музыке переход от умеренного к быстрому или медленному темпу.
*Точно начинать движения после вступления.
Зал оформлен в русском стиле. На центральной стене - пейзаж русской природы. Стоит плоскостной домик. Перед домом – столик, скамейка. Стол накрыт праздничной скатертью, на столе – самовар, чашка, ложечка, ваза с вареньем. В углу стоит ширма, столы, на которых разложены детские народные инструменты: балалайка, ложки, бубен. Треугольник. Вдоль стен расставлены стулья. Дети и взрослые одеты в народные костюмы.

Ведущая (на фоне музыки) муз. Г.Струве «Моя Россия».
             Россия, Россия – края дорогие,  
             Здесь издавна русские люди живут
             Они прославляют просторы родные,
             Раздольные, русские песни поют!
Крепко любили и любят свою Родину русские люди. Они сложили о ней много песен, сказок, сказаний.

Входит сказительница Агафья.

Агафья: ( к детям): А вот где веселятся мои детушки – малолетки!  Здравствуйте! (кланяется)
Агафья (к взрослым): Здравствуйте!

Ведущая: Проходите к нам на праздник, тетушка, гостьей будишь!

Агафья: Спасибо! (садится за столик)
                 Я услышала веселую музыку.              
                 Умеете веселится! А я хочу вам рассказать о том, как
                 раньше на Руси люди умели хорошо трудиться и хорошо
                 веселится. Хотите узнать?

Дети: Хотим!

Агафья  рассказывает (звучит русская – народная песня «Липа вековая, на ее фоне»):
- Давно это было, Я была еще тогда совсем маленькой, как Вы, но помню. В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивались полевые работы, собирали урожай, коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: « От скуки бери дело в свои руки». Вот и проводили время за любимым рукодельем. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Один из глины посуду лепит, другие из дерева ложки да плошки вытачивает. Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот работа у них и спорилась. Ну, а пряжу прясть – то Вы умеете? Раньше в народе говорили: « Какова пряжа, такова на ней рубаха!»

Девочка: Прядись кудели на этой неделе. На новой будет недосуг.

Дети исполняют хоровод «Прялица» обработка Т.Ломовой.
   Позолоченная прялица
   Мы прядем, а нитка тянется  - 2 р.
   Мы нам работа эта нравится.

Агафья: Ах, какие молодцы мастерицы! Ну, а потом молодые парни и девушки придумывали веселые игры, - это чтобы усталость снять.

Мальчик: Нас в компании мало стало
                Веселиться не с кем стало
                Ай, братцы, мало нас,
                Ай, братцы, мало нас!

Девочки: В хороводе были мы,
                  Кого надо видели
                  Сокола – молодчика.
                  Встань, молодчик – подбодрись!
                  Кому хочешь, поклонись!

Звучит вступление, мальчик встает, подходит к девочке, кланяется ей, берет за руку, выходит в круг, остальные дети заводят хоровод.
Проводится музыкальный игра «Золотые ворота»


Агафья: Молодцы! В точь – точь как раньше и было! Ну, слушайте, дальше... Завершается зима. День ото дня становится светлее, снег местами начинает подтаивать днем от солнечных лучей. Скоро, скоро зазвенит предвесеннее…
«Петух над ширмой»
Ку – ка – ре – ку! Взгляните, как стало красиво вокруг. Идет к нам веселая гостья – весна и все пробудилось от зимнего сна…
Девочка заходит в дверь. На вытянутых вверх руках несет выпеченную из теста птичку – жаворонка.
Поет без сопровождения весеннюю закличку «Жаворонушка».
   Жаворонки, перелетевши,
   Прилетите, к нам!
   Весну ясную, весну красную
   Принесите нам!
Медленно проходит между детей, каждому кланяются. Дети отвечают:
    Холодок – на тот бок!
    Солнышко – на этот!
Дети садятся.
Выходят мальчики:


1-й мальчик: Ото всех дверей, ото всех ворот,
        Проходи скорей, торопись, народ!

2-й: Открываются ворота,
            Выходи, кому охота!

1-й мальчик: Где песня льется,
                    Там легче живется!
2-й мальчик: Запевайте песню шуточную.
                    Песню шуточную – прибауточную!

Детьми инсценируется песня « Как у наших у ворот» (обработка М. Пуставойтовой).

Агафья: Ах какие молодцы! А ведь издавна русский народ славился остроумием да трудолюбием. Отгадайте – ка мою загадку: «Спишь, спишь, а отдохнуть некогда».

Мальчик: Уж не про нашего дрему она?

Девочки подбегают к печке, на которой спит Дрема.

1-я девочка: Дрема дремлет, хочет спать,
        Полно, Дрема, тебе дремать!
        Тебе, Дрема, пора вставать!

2-я девочка: Встань, колокольцы звенят!

3-я девочка: И часы говорят!

Все девочки: Люди сходятся, в хоровод становятся!

(Дрема слезает с печи, потягивается.)

Дрема: Мне давно пора бы встать,
               И кругом походить,
               И людей посмотреть,
               И себя показать!

Садится на стульчик и спит.
Дети заводят хоровод вокруг Дремы, проводится старинная русская игра с песней «Дрема».
Отходят назад, садятся.
Выходят мальчики и девочки:


Девочки:   Как у наших, у ворот
                  Собирается народ,
                  Все со скрипочками,
                  Да с балалаечками!

Мальчики:      Мы выходили, начинаем
                      Озорные песни петь!
                      Затыкайте, девки, уши,
                      Чтобы с печки не слететь!

Звучат «частушки»

Агафья:  Ай, какие певуны голосистые. А ведь раньше на Руси какие музыканты – виртуозы были. Они на всем могли играть: и на балалайках, и на гуслях, и на ложках, и на колокольчиках… А уж какие плясуны были….

Выходят мальчики – ложкари.

1-й мальчик: Как у нашего соседа,
                    Весела была беседа!

2-й мальчик: Гуси – в гуси, утки – в дудки.

3-й мальчик: Чечетки – в трещотки

4-й мальчик: Чайки – в балалайки

5-й мальчик: Две синицы – крошки,
                    Заиграли в ложки.
6-й мальчик: А веселые скворцы
                    Заиграли в бубенцы!

Все: Играют, играют, всех потешают!

Ансамбль ложкарей играет русскую, народную мелодию « Во саду ли, в огороде» (обработка В.Агафонникова).
Выходят девочка и мальчик.


Мальчик:    Обойди хоть всю планету
                   Лучше русской пляски нету!
                   Балалайка и гармонь
                   Разжигают в нас огонь!
Девочка:    Отворяю ворота
                   Ключиком – замочком,
                   Накрываюсь, покрываюсь
                   Шелковым платочком
                   Приглашаю танцевать
                   Мальчика Ванюшу,
                   А подружек предлагаю
                   Пригласить Андрюшу!

Исполняется танец «Барыня» (обработка Н. Метлова).

Агафья: Молодцы! Вот точно так и было! А как песни пели, да хороводы водили…

1-й ребенок:      Расступись – ка, народ,
                         Заведем мы хоровод,
                         Заведем мы хоровод
                         Парень девушку берет!

2-й ребенок:       Скачи, скачи на колотушке,
                          Не жалей лаптей в хороводушке!

Исполняется хоровод « Во поле береза стояла» (обработке А.Рубца)
На середину зала выезжает мальчик верхом на лошади, останавливается…


Девочка: Куда, Миша, едешь, куда погоняешь?  
    
Всадник: Сено косить!

Девочка: На что тебе сено?

Всадник: Коров кормить, молоко доить, малых детушек поить(уезжает).

Дети перестраиваются на исполнение инсценированние русской народной песни « Ой, встаю я ранешенько».
Выходит девочка с коровой.


Девочка:   Уж, как я ль свою коровушку люблю,
                  Уж, как я ль-то ей крапив ушку нарву
                  Кушай вволюшку, коровушка моя,
                  Кушай досыта, Буренушка моя!
Инсценируется песня «Ой, вставала я ранешенька».)

Мальчик:    Гони коровушку со двора силком,
                   Приходи к нам, коровушка, со всем молоком!
                   Собирались мы позабавиться да потешиться,
                   Пошутить, поиграть да посмеяться!

Все: Смех да веселье!

Девочка: Кто-нибудь из вас видал,
                Чтобы Мишка танцевал?

Выходит медведь (переодетый взрослый).

Девочка:   Миша, ты любишь мед?
                 (медведь кивает головой).
                  Тогда угадай, кто тебя зовет?
                   Медом угостим!
(все становятся в круг, медведь в середине круга).
Подходят к медведю со словами:
- Медведь, медведь, мы к тебе пришли!    (отходят).
- Мы к тебе пришли, медку принесли!

Девочка: Медведь, медведь, получай-ка мед,
                Получай-ка мед, угадай, кто зовет?

(Медведь подходит к тому, кто его выкрикнул, выводит на середину, получает бочонок меда, пляшут под русскую народную мелодию « Ах, вы сени», (дети хлопают)

Агафья: Да, да, так и было! Ну, а как заканчивались работы, начинались веселые гулянье.

1-й ребенок: Кончил дело, гуляй смело!

Агафья: У Петровых, у ворот,
                 Вьется, вьется хоровод!
                 Вьется, вьется хоровод!
                 Собирается народ!

2-й ребенок: Весна пришла красная,
                    Все денечки ясные
                    Под лугами яркими
                    Мы откроем ярмарки!

3-й ребенок: Ярмарка идет, веселая идет!

Под русскую народную мелодию «Камаринская» (муз. П.И. Чайковского)выходят торговцы.

Две девочки-торговки:Приходите, примечайте!

Мальчики: Все, что нужно, покупайте!

Мальчики с лотками проходят на середину.

Девочки: Не нужны нам грошики!

Все торговцы: Хлопайте в ладошки!

Торговец с барнками: Кому баранок связочку!

1 –й из ложкарей: Кому песню да сказочку!

Торговец с орешками ( с лотком): Вот орешки, хорошие орешки, вкусные на меду, давай в шапку накладу! Кому каленых орешек?

2-й из ложкарей: Кому мешок потешик?

Охотник: Кому жирную утку?

3-й из ложкарей: Кому жирную утку?
                        Кому нашу прибаутку?

Торговец: Булавки, иголки, стальные приколки,
                 За один пучок плати пятачок!

Два торговца: Сами мы рязанские,
                     Сельди астраханские
                     Давайте покупайте, выбирайте, покупайте!    

Торговка: Есть ниточки, есть катушечки.

Торговец: Кому чашки, кому ложки?
                 Кому красные сапожки?

Лоточник: Вкусные пироги с ягодной малинкой,
                 Вкусные пироги с яблочной начинкой!

( Дети, свободные от персонажей, ходят вокруг торговцев, прицениваются, покупают товары).

Агафья: Шумит ярмарка, гудит ярмарка!

Появляются над ширмой двое Петрушек – куклы.

1-й Петрушка: Здравствуйте, дорогие гости!
            Именитые и простые,
            Большие и маленькие.

2-й Петрушка: Робкие и удаленькие!

1-й Петрушка: Блондины и брюнеты,
                     Читатели и поэты!

2-й Петрушка: Шутники и хвастунишки,
                     Девчонки и мальчишки!

1-йПетрушка: В нашем выступлении, уважаемая публика.

2-й Петрушка: Дырка от бублика!

1-й Петрушка: Прекрасные мастера своего дела…

2-й Петрушка: Надоело!

1-й Петрушка: Прошу соблюдать тишину…

2-й Петрушка: Ну и ну!

1-й Петрушка: Да ты что!

2-й Петрушка: А то! Не тяни, начинай выступление – всем на удивление!

1-й Петрушка: Надоело словами бросаться,
                     Пора за дело приниматься!

2-й Петрушка: Сегодня открываем новые представление, всем на удивление!

1-й Петрушка: Приготовьтесь играть, смеяться!

( Выбегает из-за ширмы взрослый Петрушка

Петрушка: Эй, смотрите – ка, народ,
                 Медведь в пляс идет!
                 Разошелся он на праздник,
                 Своим медом нас всех дразнит!

Под русскую народную мелодию « Ах вы, сени» выходит медведь, в кругу делает разные трюки: ( кувыркается, приплясывает, кружится). Участники хлопают. Медведь снимает с себя шляпу, оббегает по кругу. Собирая сладости, убегает.

Петрушка: Я, Петрушка, молодец,
                 Развеселый бубенец!
                 Я могу плясать и петь,
                 Карусель могу вертеть!
                 Шутки, прибаутки, веселье,
                 Приглашаю покататься на карусели.

(Берет шест каруселей, держит.)

Под мелодию русской народной песни « Барыня приходит игра» (обр. Н.Метлова см. приложение №5)

Петрушка: Вдоль по улице в конце,
                 Шел удалый молодец!
                 Соколом пролетел,
                 Все товары распродал!

Все расступаются.
Мальчик в русском костюме важным шагом обходит торговцев, приходи к домику ( лавки), прячется за него.
Девочки подбегают к домику, стучат…


1-я девочка: Уж ты Ваня, простота,
                    Отворяй – ка, ворота! (отбегает)

2-я девочка: Крючком! (отбегает)

3-я девочка: Сундучком! (отбегает)

4-я девочка: Серебряным пяточком. (отбегает)
5-я девочка: Новой ниточкой, под калиточкой. (отбегает)

Из домика выходит Ваня, на руке платки.

Ваня: Платки посадские!
             Налетай, покупай,
             Кому надо – разбирай!

Мальчики подходят к Ване как бы покупают у него платки, становятся в ручеек, держа платки за концы. Девочки, по одной, подходят к ручейку, им накидывают платки на плечи.

Агафья: На черном фоне красные розы,
               Лилии, маки, ромашки, подснежники.
               Ими повязаны девичьи головы,
               Глазки луковые, личики нежные!

Петрушка: Вдоль по реченьке лебедушки плывут
                 Выше бережка головушки несут,
                 Белым крылышком помахивают,
                 На цветы водицу стряхивают!

Исполняется танец с платочками под русскую народную мелодию « Белолица» (обр. М Пуставой)

Выходят покупатели.


1-й покупатель: Мы по ярмарке ходили,
                       Всем подарки накупили!

2-й покупатель: Байки – байки, матери – китайки.

3-й покупатель: Я отцу сапожки!

4-й покупатель: Бабушке – сережки (показывает).

5-й покупатель: Я сестренке – ленту
                       По самые коленки (показывает).

Выходит пекарь.
Пекарь: Дубы, дубочки. Пеку блинчики
               Блинчики горячи, не хотят сидеть в печи!
               Блинчики румяные,
               С маслицем, сметаною!
(обходит всех, угощает блинами).

Агафья: До чего же молодцы, ребята!                                                                                
               Ну точь в точь раньше так и было. (встает)
               Ноги ходят ходуном
               Не стоят на месте,
               Выходите в круг скорей,
               Все попляшем вместе!

Под русскую народную мелодию « Камаринский»  (муз. П.И. Чайковского) проводится свободная пляска.

Агафья: Порадовали меня, спасибо! Мне пора!
               Заходите теперь вы ко мне на огонек в следующий раз,
               Буду рада! (кланяется, уходит)

Петрушка: Вот и закончилась наша веселая ярмарка!

Под веселую музыку дети покидают группу.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий досуга в детском саду в старшей группе «День приветствий» Конспект развлечения по основам здорового образа жизни в старшей и подготовительной группе Интеллектуальная развлекательная игра в старшей группе Сценарий зимнего развлечения в старшей группе «История новогодней елочки»

Похожие статьи:

Итоговое мероприятие тематической недели «Народные промыслы России»

Сценарий развлечения по ПДД в старшей группе совместно с родителями

Сценарий спектакля для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий развлечения НОД для старших дошкольников к празднику Всемирный день ребёнка

Конспект физкультурного развлечения в старшей группе

Конспект развлечения в старшей, подготовительной группе «В гости к Зайцу»
Опубликовано: 3740 дней назад (27 января 2014)
Просмотров: 8355
0
Голосов: 0
Оксана Васильевна Маслихова # 28 января 2014 в 14:52 +1
Татьяна Викторовна, спасибо за ваш опыт.Правда  мне не понятно, то ли посиделки, то ли ярмарка "Петрушка: Вот и закончилась наша веселая ярмарка!", а в названии посиделки.
Круг задач в вашем мероприятии на много шире. Много всего, не получилось ли ваше занятие растянуто? И что же это за мероприятие- праздник, развлечение или все таки НОД? У вас указаны все три варианта: 2 в названии (Сценарий развлечения для старших дошкольников
Сценарий Фольклорного праздника «Посиделки»),и в описании еще 1 вид мероприятия: "Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старших групп (5-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям старших групп. Этот конспект познавательного занятия..." Ведь методика написания сценариев праздника, развлечения и занятий разная.