Логопедическое пособие для детей "Домик звуков" своими руками
Автор: Светлана Сергеевна Утюжникова,учитель-логопед МАДОУ д/с "Буратино", районный центр Кыра.
Для правильного звукопроизношения, необходима систематическая артикуляционная гимнастика,специальные упражнения для развития подвижности языка, губ,щек, уздечки.
Рассмотрим звуки, которые бывают чаще всего нарушены у детей при звукопроизношении.
Представим их в таком двухэтажном звуковом домике,который оформила с помощью цветной самоклеющей плёнки.
Одни звуки "живут" на первом этаже,это значит,что язык при их произношении находится за нижними зубами
СВИСТЯЩАЯ СЕМЕЙКА
ПОТОМУ ЧТО УМЕЮТ СВИСТЕТЬ
А при звуках,"живущих" на втором этаже,положение языка-за верхними зубами
ДВА БРАТА
Л
-с твёрдым характером,
ЛЬ
-с мягким характером
ДВА БРАТА
Р
-с твёрдым характером,
РЬ
-с мягким характером
ШИПЯЩАЯ СЕМЕЙКА
ПОТОМУ ЧТО УМЕЮТ ШИПЕТЬ
Звуки Ш-Ж-Ч-Щ объедены в одно окошко неслучайно.Это значит,что положение языка или артикуляционный уклад почти одинаков.Среди этой группы звуков звук Ш-самый главный в их "шипящей семье".
Если ребёнок плохо говорит все звуки,"живущие" на втором этаже это значит,что язык при формировании четкого звукопроизношения вяло удерживается за верхними зубами и не достиг хорошей подвижности верхних движений.Решению проблемы будут способствовать специальные артикуляционные упражнения.
Например:
Этот домик-твой ротик.Открой рот.Первый этаж-это твои нижние зубки.Второй этаж-это твои верхние зубки.Давай войдём в домик.Посмотри на первый этаж,одна большая квартира.Здесь живут звуки,которые умеют свистеть.Давай назовём их (
С-СЬ-З-ЗЬ-Ц).Поднимемся на второй этаж.Тук-тук-тук.Скажи сколько здесь квартир?(Три).В первой квартире живут два брата(
Л-ЛЬ).У тебя "брат"
Л убежал.Надо его вернуть.
В этой квартире тоже два брата(
Р-РЬ).Сейчас у тебя никто не живёт,но скоро в этой квартире появятся жильцы.В третьей квартире живёт "шипящая семейка".Их так назвали потому,что они любят шипеть.
Папа в
Ш-ляпе,
Ж-его Жена,
Ч-их доЧка,
Щ-их Щенок.
Таким образом,работу по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата необходимо проводить в игровой форме,используя наглядность и игровые приёмы с детьми.
Рекомендуем посмотреть:
Особенности развития детей дошкольного возраста
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Общение детей дошкольного возраста со сверстниками
Из опыта работы воспитателя ДОУ. Роль семьи в развитии дошкольников
Похожие статьи:
Психологические особенности развития ребёнка от 5 до 7 лет
Развитие мелкой моторики у детей
Как научить ребёнка считать
Современные подходы к дошкольному образованию
Формирование представлений о времени и пространстве у старших дошкольников