Исследовательский проект «Традиции гостеприимства в культуре мировых религий»
В каждой мировой религии есть множество праздничных обрядов, связанных с теми днями, которые отмечаются верующими данной религии в память о каких-то самых важных для них событиях или о каком-то святом. В праздничные дни люди много общаются в священных сооружениях и приходят друг к другу в гости. А так как праздников много и каждый из них несет свой ритуал (особые подарки, угощения, темы для бесед), то сложились традиции приема гостей в культуре мировых религий.
Цель проекта: изучение традиций гостеприимства в культуре мировых религий.
Задача: найти в информационных источниках особенности приема гостей в иудаизме и мировых религиях.
Гостеприимство иудеев
Правила гостеприимства, описанные в Торе около 4-х тысяч лет назад выполняются иудеями до сих пор. Примером каждого иудея является прием Авраама пустынных странников.
1.Желая оказать гостеприимство незнакомцам, Авраам разбил шатер на пересечении торговых путей. Он не ждал гостей, а в буквальном смысле искал их, высматривал и вышел навстречу им из прохладной тени шатра. Надо стремиться встречать гостей тепло и охотно.
2.Он дал гостям воды и сказал: «Омойте ваши ноги». Именно в этом они нуждались после долгой ходьбы по пыльной дороге.
3.Авраам предложил им сесть под дерево, пока он будет готовить для них угощение. Мы тоже должны вначале показать гостям, где они будут спать или предложить им кресло, чтобы они могли максимально расслабиться перед едой, передохнуть.
4.Он обещал накормить их только «ломтем хлеба», но устроил щедрую трапезу, подав на стол все лучшее, что было у него «а сам стоял подле них», прислуживая гостям. Урок для нас: меньше говорить и больше делать.
5.Авраам не только лично прислуживал гостям, стремясь выполнить любое их желание, но и подключил к приему своих родственников.
6.Когда гости поели, он верный своему слову, не стал их задерживать. Некоторые люди, накормив гостей, требуют от них «платы» в виде задушевного разговора: «Куда вы спешите? Давайте поговорим, у меня же не ресторан». Гостеприимство должно быть бескорыстно.
7. Наконец, когда странники поднялись и отправились к порогу, «Авраам пошел проводить их». Это очень важно- гостя надо проводить не до входной двери, а дальше- к автобусной остановке, стоянки такси или хотя бы до лифта.
Гостеприимство по-христиански
Гостеприимство – это одна из наиболее почитаемых христианских добродетелей, которое можно представить как сочетание добродушия, благородства и уважения к людям. Это щедрость не только в материальном, но и в духовном смысле. Гостеприимство - щедрый и душевный приём гостей, издревна оно являлось отличительной чертой угодников Божиих.
Добродушный хозяин выслушает гостя, даст ему совет, ободрит и утешит. Дом такого человека не бывает пуст, а сам хозяин не может быть одинок. Доброта гостеприимных хозяев освещает их жилище светом любви, который согревает всех окружающих. Господь говорил о том, что в гости нужно звать, прежде всего тех, кто нуждается в вашем покровительстве, приглашать следует голодных, бездомных, обездоленных. Гостеприимство дает проявить нам свои лучшие душевные качества, дарит свободу от скуки и одиночества. Радость от принятия гостей согревает душу хозяина.
Это превосходный тест на человеколюбие. Тот, кто его пройдет - получит не только человеческую благодарность, но и Божье благословение.
На Руси издревна было принято странноприимство - прием в свой дом богомольцев и странников. Дать ночлег и накормить таких людей – знак угождения Богу.
Понятие «странник» иногда отличали от понятия «богомолец» в обиходе и в письменных текстах, иногда же отождествляли их. Отличие состояло в следующем: странник — человек, который всю свою жизнь посвятил только посещению святых мест; а богомолец отправляется в паломничество, после которого возвращается к своей обычной жизни.
Люди, имевшие страх Божий, понимали, что странникам и богомольцам нельзя отказывать в еде и ночлеге, так как это грех. «И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них... Отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу» (Мк. 6: 11). Как правило, к таким гостям хозяева относились особенно радушно, просили богомольцев помолиться о них в тех святых местах, в которые они шли.
Говоря о гостеприимстве, нельзя не сказать о хлебосольстве. Это, прежде всего, радушие и щедрость при угощении. Хлебосольные хозяева стараются угостить гостя самым вкусным из того, что имеется в доме и ни за что не отпустят его голодным. Даже если гости появились неожиданно, то радушные хозяева накроют стол и пригласят к нему пришедших.
Исламское гостеприимство
Исламская религия придает огромное значение гостеприимству. Гость в Исламе – дорогой человек, и как ему не быть дорогим, если в хадисе от Пророка Мухаммада сказано: «Гость является проводником в райские сады».
Положение гостя настолько высокое, что мусульмане воспринимают его как небесный дар. Однажды Посланник Аллаха сказал своим сподвижникам: «Когда Аллах желает благ какой-либо группе людей, Он отправляет к ним ценный дар». Сподвижники спросили: «О, Посланник Аллаха, что это за ценный дар?» Пророк ответил им: «Гость. Ценным даром является гость, ибо он приносит с собой блага и становится причиной прощения прегрешений обитателей дома». Поэтому ценить его нужно как самого дорогого человека и оказывать ему наилучшее уважение и почитание. Необходимо хорошо встретить его, хорошо его обслужить и также хорошо проводить. Имам Али передал слова Посланника Аллаха: «Одним из прав гостя является то, чтобы хозяин проводил его до дверей его дома».
Порой пришедшие гости являются скромными и застенчивыми людьми, которые стесняются изложить свои потребности. По этой причине хозяину надлежит самому предложить гостям все то, в чем они могут испытывать нужду. Например, не спрашивая гостей, хозяину дома следует приготовить еду и поставить ее перед ними. Точно так же, как хозяин имеет обязанности в отношении гостя, так и гость имеет их по отношению к хозяину дома. Помимо того, что было перечислено ранее, на гостя возлагается обязанность принимать предложения и пожелания хозяина дома и не перечить ему. Например, если хозяин дома предложит ему сесть в определенном месте, то он должен сесть именно там.
Особенности приема гостей у буддистов (чайная церемония)
Традиция чайной церемонии широко распространилась по всему Китаю в эпоху Тан (618 — 907гг.). Это было время расцвета учения о первоначальной природе человека, когда многие духовные стороны повседневной жизни чаньских монахов сделались достоянием широкого мира. Точно также монастырская чайная церемония с ее уже сложившимся особым ритуалом получила возможность пустить свои корни в социальной среде. Произошло это во время правления императора Сюань Цзуна, в прошлом- буддийского послушника нескольких чаньских монастырей.
Сам император продолжал усердную практику созерцания в своем дворце и всячески способствовал как росту буддийских монастырей, так и внедрению многих норм монастырского уклада в повседневную жизнь населения Поднебесной. В едином монастырском уставе чаньских общин, сбор, приготовление и употребление чая были отнесены к основным занятиям последователей Дхармы.
Гармонизирующий эффект чая мог уравновешивать сердца людей, не уверенных в своем будущем. К тому же, он был способен объединить различные социальные слои в русле единой эстетической и духовной культуры даже сильнее, чем даосизм или буддизм. Вот потому трудами императора в восьмом веке употребление чая стало действительно всекитайской традицией, связавшей север и юг страны.
Искусство чаепития столь сильно расширило созерцательную деятельность последователей Будды, что возникло знаменитое утверждение: «чань и чай имеют один и тот же вкус». Проведение самой церемонии чаепития предусматривало необходимое сочетание четырех правил: простоты, покоя, чистоты и свободы от мыслей (гармонии).
простота (цзянь): Чай любит простоту и скромность, поэтому во время чаепития очень важна умеренность и бесхитростная естественность;
чистота (цин): Чай высоко ценит чистоту, причём здесь играет роль не только внешняя опрятность, чайное действо должно быть основано на чувстве справедливости, честности и бескорыстии;
гармония (хэ): Чай указывает путь к гармонии, поэтому мы стремимся к мирной жизни и дружественному согласию;
покой (цзин): Чай дарит безмятежное спокойствие, благодаря ему мы можем погрузиться в неподвижную тишину и становимся невозмутимыми.
Эти качества должны были вывести обращение с чайным напитком, утварью и всем окружением в область священнодействия. Ритуал, как правило, предваряла проповедь «О девяти принципах сосредоточения и концентрации Дамо и тридцати шести секретах овладения приемами созерцания».
Тибетцы считали чай чудом великого Будды. Монастыри давали простым людям чай в качестве благословения бога и Будды.
Выводы:
1.Чаепитие - как ритуал в ходе приема гостей в буддизме, исламе и частично православии, стало церемонией (в «чайной церемонии», например, прописаны не только необходимая посуда, время заваривания чая, но и есть требования к поведению и ходу мыслей хозяина и гостя в этот момент; в исламских странах создавались и существуют сейчас специальные места для общения во время чаепития- чайхана; а в православных семьях России самовар был признаком достатка и благополучия хозяев дома, по его размерам судили о хлебосольстве семьи).
2.Культура религий вносит огромный вклад в развитие каждой страны (в семейный уклад) и становится традицией, которая выражается в поведении, мыслях и творчестве людей. Дети, вырастая и подражая взрослым, впитывают устои семьи и становятся продолжателями традиционных ценностей не только родных и близких людей, но и государства в целом. Нам нужно знать традиции, чтобы их соблюдать и преумножать.
Литература
Карпушин И.И. Искусство и религия.- М: Педагогика,1991. Стр:143-158
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. Беглов А.Л.Саплина Е.В. и др -М: Просвещение, 2012. Стр-62-68.
Популярная энциклопедия.- М: Терра.2008. 1 том
Религии мира. Пособие для учащихся.Под общ. ред. Л.Г. Жукова и др. -М: Дрофа, 1997. Стр:59, 145-147,190-192, 263-264.
Религии мира. Пособие для учителя. Под ред. Я.Н. Щапова-М: Просвещение.1994. Стр: 35-104.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе «Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы»
Разработка урока ОПК в 4 классе. Таинство причастия
Особенности преподавания модуля «Основы православной культуры»
ОМРК. Человек в религиозных традициях мира