Выступление на тему: «Особенности преподавания модуля «Основы православной культуры»
в комплексном учебном курсе
«Основы религиозных культур и светской этики»
Автор: Коблова Ольга Федоровна, учитель начальных классов МБОУ "Горельская СОШ"
Назначение:данный материал был представлен на ШМО по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Изучение истории и культуры религии в форме отдельного учебного предмета, курса имеет свои
преимущества, связанные, прежде всего, с системностью изложения материала и возможностью решения конкретных образовательных и воспитательных задач. Этот курс помогает увидеть проблемы с разных точек зрения и в разном толковании - с позиций светских и религиозных, а также наглядно убедиться в том, что даже при разных взглядах люди могут найти основы для открытого диалога и объединения. Он шаг за шагом формирует общество, в котором культурные различия только усиливают процесс консолидации вокруг общечеловеческих ценностей.
Но цель преподавания состоит не в том, чтобы ребенок усвоил определенные ЗУН, как в преподавании других учебных предметов, а получил представление о традиционной культуре своего и других народов и научился уважать ее. Здесь цель более воспитательная, нежели дидактическая.
Вместе с тем, на этом пути возникают определенные
риски:
Риски, связанные с опасностью перегрузки учащихся информацией. Вводя в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы новую область знаний, следует помнить предостережение о том, что при перегрузке учащихся информацией у них блокируется эмоциональная сфера. Т.е. здесь остро встает вопрос межпредметных связей. Кроме того, религиозные, религиоведческие знания – это информация особого рода, требующая изначально формирования у учащихся положительного отношения. Что же имеется в этом плане в настоящее время? Перегруженностью страдают почти все действующие учебники. Многие учебники по религиозной культуре явно не соответствуют возрастным возможностям школьников.
Содержание курсов религиозной культуры зачастую слабо интегрировано с содержанием основных учебных предметов, существует как бы «само по себе». Помимо опасности перегрузки учащихся информацией, о чем говорилось выше, это может оказать негативное влияние на единство учебно-воспитательного процесса в школе в целом. Преподавание курсов по истории различных религий учителями-предметниками несет
риск неконтролируемых духовно-нравственных воздействий на учащихся.
При апробации складывающейся системы организации учебной деятельности по комплексному учебному курсу ОРКиСЭ (модуль «Основы православной культуры») можно опираться не только на содержание учебника А. Кураева «Основы православной культуры», но и имеющиеся на сайтах /
Сайт «Церковная школа»
Сайт «Православное дело»
Православный образовательный портал «Слово»
Детский портал «Солнышко»
Школа Радости
Форум о. Андрея Кураева. Раздел «Воскресная школа»
Сайт «Светоч» (Основы Православной веры в презентациях)
Портал «Начальная школа – детям, учителям, родителям»
Сайт журнала «Начальная школа»
Сайт "Кукольный театр в воскресной школе" /ОПКиСЭ тематические презентации, опыт работы учителей-новаторов, содержание рабочих тетрадей на печатной основе, но, в большей степени, на имеющийся у обучающихся минимальный культурологический, этический, исторический и морально-нравственный опыт.
Затруднения в реализации комплексного учебного курса ОРКиСЭ испытывают не только учителя, но и обучающиеся.
Методологические противоречия прояснились только после многоэтапного анализа содержания учебника А. Кураева «Основы православной культуры» и результатов наблюдения за поведением и восприятием содержания дисциплины (учебника) обучающимися 4 - 5 класса.
Условно методологические противоречия можно представить в двух аспектах: 1. социальном; 2. этическом.
Социальные противоречия обусловлены столкновением двух процессов формирования религиоведческих представлений: обывательский (опыт семьи) способ воцерквления и светский способ восприятия религии как культурного факта русской истории. Успевшие сложиться семейные ценности, религиозные ценности, обывательское восприятие религиозных явлений и фактов создаёт методологические «помехи» в восприятии содержания культурологического курса «Основы православной культуры». Содержательный, стилистический, религиозно-языческий хаос представлений у обучающихся, сформированный социумом, родителями, семьёй осложняет логику восприятия и принятия существующих в православной культуре культурологических традиций, явлений и фактов.
Этическое противоречие, на мой взгляд, создано автором учебника и его гражданской (профессиональной) позицией: учебник «Основы православной культуры» создан воцерквлённым человеком, священником, который воспринимает всех читающих данное учебное пособие как сложившихся православных. У людей, у которых ещё не сложилось устойчивое восприятие Веры, далёких от религиозного восприятия жизни, это вызывает недоумение и настораживает определённой, стилистически и профессионально оправданной позицией А. Кураева, категоричностью и однозначностью примеров и выводов.
Поскольку комплексный учебный курс ОРКиСЭ (модуль «Основы православной культуры») носит безотметочный, но оценочный характер, для обучающихся и их родителей важнее будет самооценка результатов деятельности на уроке и уровень выполнения итоговых творческих (проектных) работ. Предметные результаты освоения комплексного учебного курса ОРКиСЭ носят отсроченный характер, при котором качественные результаты переходят в количественные по истечению определенного промежутка времени.
Поэтому промежуточным результатом учебной деятельности во многих школах стали урочные
«листы рефлексии»:
• Тема урока сегодня: (иногда тема заранее формулируется учителем, если представляет собой комплексную проблему), (чаще тема формулируется обучающимися самостоятельно после решения проблемной ситуации, или участия в проблемной беседе);
• Я на уроке для того, чтобы… (самостоятельное определение индивидуальной цели присутствия на уроке);
• Основные понятия темы сегодня (чаще предлагаются учителем списком, из которого обучающиеся выбирают наиболее ценностные для себя);
• Ключевые образы темы (список образов даётся учителем, или выделяется после самостоятельного знакомства с текстом учебника, анализируемым на уроке);
• Мне было интересно, когда…(самостоятельное выделение компонентов урока, его этапов, видов работы);
• Мне было сложно, когда…(самостоятельное выделение компонентов урока, его этапов, видов работы);
• Урок помог мне (самостоятельное формулирование обучающимся итога или результата урока с опорой на самостоятельно сформулированную цель присутствия на уроке) …
Это поддерживает познавательный интерес обучающихся, активно их включает в образовательный процесс урока, формирует системную потребность в самооценке и взаимной объективной оценки результатов интеллектуальной деятельности на уроке. В начале каждого урока: после вводной проблемной беседы, разрешения проблемной ситуации, проблемной жеребьёвки, просмотра мультфильма, видеозаписи или прослушивания аудиозаписи обучающимся вместе с учебниками предлагаются «листы рефлексии», где заполняется тема и цель урока. Остальное содержание листа – основное (понятия и образы) заполняется в процессе анализа основного содержания урока, учебника или творческой работы. Последние категории (пункты) листа заполняются при подведении итогов урока, выражении личностного отношения к проблеме урока, теме урока, собственной деятельности и результатам этой интеллектуальной деятельности на уроке.
Домашние задания для уроков ОРКСЭ отличаются от традиционных. Они предусматривают повторение изученного, чтение дополнительных художественных и информационных текстов, интервью с членами семьи, творческую работу, поиск дополнительной информации и т.д. Например: «Нарисуйте, как вы представляете себе ковчег Ноя»; «Подготовьте 1 –2 вопроса по материалу, который мы изучали на предыдущих уроках, чтобы задать их одноклассникам»; «Подготовьте рассказ о том, какие обычаи и традиции существуют в вашей семье. При подготовке задания обратитесь за помощью к членам семьи», «Напишите небольшое сочинение на тему «Я хочу пожелать всем людям…». Возможно, что по разным причинам эти и аналогичные задания смогут выполнить не все ученики, и учитель не должен настаивать на их выполнении.
Безусловно, задания должны даваться не на каждом уроке каждому ученику. Можно использовать дифференцированную систему домашних заданий, индивидуальные опережающие задания – одному-двум ученикам или группе.
Также желательно, чтобы задания к урокам ОРКСЭ были вариативны, чтобы у детей был выбор. Например: к одному и тому же уроку могут быть на выбор предложены задания разных типов: творческие, на информационный поиск, на систематизацию изученного и т.д., которые будут выполняться разными учениками или группами.
Сейчас почти все УМК по ОРКСЭ укомплектованы рабочими тетрадями /…../ на печатной основе, их также можно рассматривать как ресурс для домашних заданий.
Идеи для домашних заданий учитель может найти в методических рекомендациях к УМК по ОРКСЭ (например, издательств «Просвещение» и «Дрофа», даже если на уроках используются другие учебники). Бывает, что сами ученики подсказывают темы и формы домашних заданий, проявляя на уроке интерес к какому-то вопросу или виду деятельности.
Особый вид домашних заданий – долгосрочные индивидуальные, которые подразумевают учебно-исследовательскую или проектную деятельность учащихся. Предполагается, что каждый ученик в течение года выполнит одно из подобных заданий, предлагаемых учебниками и поурочным планированием (в существующих на сегодняшний день УМК эти задания также даны с избытком, и учитель вместе с учениками имеет возможность выбирать и формировать из перечисленного собственный список). Учащиеся могут выполнять эти задания индивидуально или в группе, задание может объединять и одноклассников, изучающих разные модули, к выполнению такого типа заданий могут быть (и это желательно) привлечены члены семей учеников. Систему домашних заданий, особенно долгосрочных, желательно в общих чертах разработать еще на этапе подготовки к ведению курса, знакомства самого учителя с модулем, который он будет преподавать, и УМК, по которому он будет работать. В процессе эта система, конечно же, будет корректироваться. Учитель должен заранее продумать, что именно из материала следует предложить детям для заучивания, пересказа, ознакомления, рассуждения, творческой работы и т.д., какие формы и способы проверки результатов выполнения домашнего задания будут использованы на следующем уроке.
Перед человечеством всегда вопросы о смысле жизни, о смерти и бессмертиии, о предназначении человека. После десятилетий господства официального атеизма и гоняний на церковь и верующих в нашей стране религия и религиозные организации возвращаются в общественную жизнь России. На историко-религиозной тематике основаны классические страницы мировой и отечественной культуры. Без их знаний культурно - образовательный багаж человека становится ущербным. Для верующего человека религия даёт критерии добра и зла, определяет мировоззрение, формирует целостный взгляд на мир. Этот взгляд включает понимание истоков и смысла существования всего мира и каждого человека. Религия формирует убеждения многих людей, их взгляды на самих себя, своё место в мире, отношение к происходящему. Вот почему этот курс необходим в школе.
Литература
1. А.И. Половинкин Азбука Православия: Учеб.пособие/ ВолГТУ, Волгоград, 2002.
2. В.Н. Тростников Основы православной культуры: Лекции. Часть 1-3 – Ульяновск: ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати», 2009. – 432 с.
3. Изучение православной культуры (из опыта школ Курской области): нормативно-педагогические документы, программа курса, тематическое планирование занятий. – М: Школьная Пресса, 2008. – 80с.
4. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2010.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе «Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы»
Исследовательский проект в 4 классе. Традиции гостеприимства в культуре мировых религий
ОМРК. Человек в религиозных традициях мира
Конспект урока ОРКиСЭ, 4 класс: Православные праздники. Покрова Пресвятой Богородицы
Похожие статьи:
Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка
Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах
Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника
Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке