Конспект занятия по толерантности с учениками 5-9 классов "Белая трость"
Автор: Вешкина Валентина Сергеевна, педагог-психолог МОУ "Тубинская СОШ" Иркутская область пос Тубинский
Описание: Занятие посвящено Международному Дню "Белая трость", дню солидарности с людьми плохо видящими и слепыми; материал будет полезен педагогам-психологам, классным руководителям 5-9 классов в развитии у подростков чувства толерантности и эмпатии к людям с ограниченными возможностями.
Цель: воспитание у обучающихся толерантости к людям с ограниченными возможностями
Задачи:
-развивать чувство сострадания к людям, нуждающимся в поддержке
-познакомить с историей возникновения Международного Дня "Белая трость"
-воспитывать толерантность к особенностям окружающих людей
Оборудование: шарфы ( платки), проектор для показа презентации
Ход занятия:
Ведущий: Добрый день, ребята. Как ваши дела? С каким настроением вы пришли на встречу? (ответы) Какого цвета ваше самочувствие?, а планы на вечер? (ответы)
Теперь предлагаю вам посмотреть повнимательнее на человека, сидящего рядом, и сказать, что в нем (в ней) сегодня для вас самое приятное или новое (ответы) Хорошо, спасибо.
Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете друг друга.
Упражнение "Кто ты?"
Для этого мы сделаем следующее: ребята, сидящие на 1 варианте останутся на своих местах и закроют глаза, а "второй вариант" выйдут к доске ... пересядут на новое место. Задача ребят с закрытыми глазами узнать своего нового соседа...Расскажите, какие приемы узнавания вы использовали? (наощупь, по голосу, по запаху). Хорошо, молодцы. Насколько комфортно себя чувствовали те из вас, кого пытались узнать? Легко ли было тем, кто изучал соседа вслепую? (ответы)
Ведущий: Многие из вас почувствовали неудобство от того, что без зрения сориентироваться очень сложно. Но давайте задумаемся, как же могут жить люди, лишенные возможности видеть с рождения или потерявшие зрение?
Как они справляются с таким недугом? Смотрим на экран...
Людей, страдающих частичной или полной слепотой в мире насчитывается около
39 миллионов человек, а людей с плохим зрением-
124 миллиона, из них в России проживает примерно
270 тысяч человек. По данным Всемирной организации здравохранения ООН каждые 5 секунд в мире слепнет 1 взрослый, каждую минуту- 1 ребенок. Менее чем через 10 лет число незрячих Земли составит
75 миллионов человек!
В международном календаре торжественных и памятных дат есть день, отмеченный как
Международный День белой трости. Этот день посвящен солидарности с незрячими людьми (Всемирный день зрения). Дата была установлена 15 октября 1970 года в США по инициативе Международной федерации слепых. В России отмечают этот день с 1987 года.
Белая трость в качестве символа слепоты стала использоваться с 1921 года; в английском городе Бристол жил молодой профессиональный фотограф, который пострадал от несчастного случая и вследствии чего потерял зрение. Чтобы ходить самостоятельно по городу он использовал трость, но скоро заметил, что трость обычного черного цвета не замечают ни прохожие, ни водители. Тогда он решил привлечь к себе внимание, выкрасив трость в белый цвет.Эту идею подхватили незрячие люди в Великобритании, а позже в других европейских странах.
Часто слепые люди ходят по улице с помощником-поводырем (человеком или специально обученной собакой). Чтобы передвигаться быстро и безопасно нужно доверять друг другу. Давайте мы посмотрим, как вам удастся доверить себя товарищу.
Игра "Поводырь"
Желающие двое ребят договарваются, кто будет в роли "поводыря", а кто- "слепого". "Спепому" завязывают глаза, раскручивают на месте, чтобы дезаориентировать, и "поводырю" дают задание: "Провести за руку друга до окна кабинета (до шкафа, который стоит у противоположной стены и др). (Попробывать себя в роли "поводыря" и "слепого" даем 3-4 парам, можно усложнить задание, дав письменное указание или схему. )
Молодцы! Расскажите о своих ощущениях. Какие затруднения в ходьбе вы чувствовали? Почему передвигались с осторожностью? (ответы) Вы правы, чтобы доверить себя или самому взять ответственность за другого человека необходимо много сил и времени.
Но не надо думать, что люди без зрения не живут, а существуют! Многие ведут активный образ жизни: играют на музыкальных инструментах, читают книги и даже занимаются спортом.
Чтобы полноценно жить в обществе, слепые люди используют специальные средства, например азбуку, которую можно читать пальцами.
Буквы зашифрованы специальными бугорками на бумаге, и читать книги можно, водя руками по страницам. Создал этот шрифт
Луи Брайль в начале 20 века, а до этого слепые люди учились по специальным книгам, созданным Валентином Гаюи в 18 веке. Кстати, в день рождения
Валентина Гаюи (известного педагога, основавшего в Париже и Петербурге несколько школ и предприятий для слепых) 13 ноября (1745год рождения) отмечается
Международный День слепых.
Как вы думаете, какие виды спорта можно предложить подростку без зрения? (варианты). Да вы правы, это борьба
бег, плавание,амреслинг
футбол
даже биотлон
вспомните, как ярко выступили российские биотлонисты на параолимпийских играх в Сочи!)
Главное- мечтать, верить в себя и стремиться к цели!
Как вы думаете, какая помощь нужна слабовидящим и слепым людям ? (ответы) Вы правы: внимание, уважение и доброта! Люди с ограниченными возможностями часто говорят: "Инвалида не нужно жалеть, все делая за него, необходимо уважать человека и создавать условия для удобной жизни всех со всеми!" Ребята, вы согласны с таким мнением? (ответы)
Упражнение "Вместе"
Давайте встанем в круг (руки свободно опущены), сделайте шаг вперед, назад. Вы независимы друг от друга, но если нужна помощь, поддержка. Что мы сделаем?..протянем руки другу (взялись за руки). Вновь сделаем шаг вперед, назад...Заметили, что не сговариваясь, мы стараемся сделать шаги одновременно.Хорошо. А теперь подставим друг другу плечо товарища (сомкнули круг, прикоснулись плечами) и снова делаем шаги влево-вправо, вперед-назад. Действия стали более организованными, мы пробуем договориться. Молодцы! А сейчас, шагнем еще навстречу, давайте поддержим друг друга дружелюбнее- приобнимем за талию, положа руки на пояс своих соседей по кругу...Какой тесный круг получился! Скажите, можно упасть, когда у тебя такая поддержка? (ответы) Девчата, попробуйте поджать ноги к туловищу и повиснуть в воздухе...Почему вы улыбаетесь? Вам приятно чувствовать поддержку ребят? Вы боитесь упасть? (ответы). Ребята, почему было несложно удерживать девчат? (ответы) На вашем примере мы убедились, что общая помощь и взаимовыручка помогают и приносят радость как нуждающемуся так и помощнику.
Я благодарю вас за активность и позитив. О факторах риска испортить или потерять зрение мы поговорим на следующей встрече. А сегодняшнюю встречу мне бы хотелось закончить словами:
"Невозможно взять на себя чужую боль. Но можно хотя бы держать человека за руку, чтобы он не был со своею болью один на один."
Рекомендуем посмотреть:
День толерантности в школе. Сценарий
Мастер-класс «Дружба крепкая»
День толерантности в 5 классе
Классный час о толерантности в 5 классе
Похожие статьи:
Классный час на тему Толерантность 4 класс
Толерантные и интолерантные люди
Классный час «Толерантная личность», 11 класс
Классный час, 10-11. Странный человек
Урок толерантности в 6 классе