Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Как развивается речь ребенка

Консультация для родителей
Как развивается речь ребенка
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш начинает говорить, - правильно и четко, как и взрослые, произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли – нельзя однозначно. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась речь, а в дальнейшем и правильно развивалась, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно для возникновения у ребенка речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими. В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков. Но, если малыш говорил, только повторяя за окружающими его людьми, то он никогда бы не смог в полной мере пользоваться речью в различных ситуациях. В овладении речью важна языковая способность ребенка.
В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики. Точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребенка и прежде всего артикуляционный аппарат в состоянии принять соответствующее положение, имеют достаточную подвижность мышц, принимающих участие в их образовании. В момент произнесения речевого звука происходит сближение или смыкание отдельных органов артикуляции (языка, губ, мягкого неба) с неподвижными частями: зубами, альвеолами, твердым небом.
Для произнесения одних звуков требуется простая установка артикуляционного аппарата, для произнесения других – более сложная. Поэтому ребенок усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее. В процессе усвоения звуков речи существует определенная последовательность их появления, в основе которой лежит степень артикуляционной трудности. На ранних этапах речевого развития ребенок заменяет сложные звуки простыми, т.е. их появление происходит через промежуточные звуки. Например, в 2,5 – 3 года вместо Ш ребенок может произносить ТЬ, Т («тяпка», «тапка» вместо шапка), в 3 – 4 года – звуки С, СЬ («сяпка», «сапка»), затем может быть смягченное произнесение звука Ш как Щ. К 4 – 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить.
Звук Л чаще всего дети произносят как звуки В, Й, либо пропускают его.
Процесс усвоения правильного произношения звука Р проходит через следующую систему заменителей: Й –ЛЬ – Л – РЬ – Р. Конечно данная система заменителей не является обязательной для всех детей. Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение довольно длительного времени (от 3 до 5 лет), причем не у всех детей одновременно. Одни дети начинают правильно произносить звуки к 3 – 4 годам, другие к 5 – 6 .
Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка и особенностей развития его высшей нервной деятельности. Дети физически ослабленные, часто болеющие различными инфекционными болезнями, нередко отстают в речевом развитии.
Если к 4 – 5 годам у ребенка остаются дефекты звукопроизношения, необходимо обратиться за помощью к логопеду.

Рекомендуем посмотреть:

Тест для родителей. Правильно ли развивается речь ребёнка Конспект НОД по развитию речи по сказке "Дюймовочка" Деловая игра для воспитателей детского сада «Речевое развитие дошкольников» Конспект совместной деятельности для детей старшей группы на тему: Лес (закрепление)

Похожие статьи:

Речевое развитие ребенка до 3 лет

Занятие по описанию игрушек в младшей группе детского сада | Сказка для детей дошкольного возраста о пользе гречневой каши
Опубликовано: 3721 день назад (26 августа 2014)
Просмотров: 2190
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!