Проект по развитию танцевального творчества детей «Волшебные движения танца»
Место реализации проекта: Россия, Саратовская область, город Красноармейск, МБДОУ «Детский сад № 14», старшая группа № 3 «Буратино».
Тип проекта: творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель.
Сроки реализации: сентябрь 2018 – май 2019 учебного года.
1. Введение
Актуальность.Танец это один из видов искусства, который является эффективным художественно-эстетического, средством музыкально-пластического, физического развития и нравственно-этического воспитания дошкольника. Особенность танца в художественном образе, которые воплощаются только с помощью выразительных и особенных движений танцоров, без каких-либо словесных объяснений, что отвечает двигательной природе детского творчества, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при помощи своего тела». В танце больше чем в других видах детской музыкальной деятельности, развивается творческое воображение. Музыкальное сопровождение разных видов танцев развивает у детей музыкальность, любовь к музыке и формирует эстетический вкус детей.
Изучив литературу по развитию танцевального творчества, я пришла к выводу, что с помощью танцевального творчества можно решить некоторые проблемы, которые возникают у детей старшего дошкольного возраста (неуверенность в себе, стрессы, вызванные эмоциональной неуравновешенностью). Вследствие чего, танец можно рассматривать как способ самовыражения, коммуникации (общения) и социализации; гармонизации физического состояния и духовного мира.
Проблема. Наблюдая за детьми, которых обучают музыкально-ритмическим движениям, несмотря на хороший уровень развития, я пришла к выводу, что танцевальные импровизации однообразны, не оригинальны; дети не испытывают приятную эмоциональность, они зажаты и как-будто боятся отступать от выученных движений, самостоятельно не могут придумать свои варианты движений. Этим и вызвана актуальность данной темы проекта.
Гипотеза. Формирование детского танцевального творчества станет более эффективным, если постоянно использовать танцевальные и музыкально-ритмические движения в разных видах музыкальной деятельности; использовать разнообразное сочетание всех методов и форм и приемов ООД по развитию танцевального творчества; формировать интерес к занятиям танцами; улучшать психофизические качества детей.
Цель проекта – развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Задачи проекта:
2. Формировать у детей умение придумывать несложные танцевальные движения, используя знакомые.
3. Развивать эмоциональное состояние детей во время исполнения танцевальных движений.
4. Способствовать развитию умению находить свои, отличительные движения для выражения характера музыки
5. Воспитывать желание к самореализации в движении под музыку.
Ожидаемые результаты по проекту:
Освоение детьми новыми двигательными умениями;
Раскрытие творческих способностей детей;
Существенное повышение уровня музыкально-ритмической подготовки и развития эмоциональной сферы детей.
Формирование интереса к занятиям музыкально-ритмическим движениям и танцам, потребности в постоянной двигательной деятельности;
Формирование коммуникативных качеств личности.
Анализ полученных стартовых данных мониторинга показали, что уровень развития танцевального творчества детей достаточно низок, т. о. я поставила перед собой задачу разработать систему работы по развитию творчества детей.
Этапы проекта
1 подготовительный этап.
Изучение методической литературы по данной теме.
Подготовка необходимых материалов и оборудования.
Консультация для родителей.
Проведение вводной диагностики
2 основной этап. Практический.
Составление перспективного плана.
Составление конспектов праздников и развлечений, способствующих реализации задач проекта.
Проведение творческих минут, во время которых дети самостоятельно придумывают новые движения.
Участие детей в создании композиции новых танцев.
Оценить свое личностное участие в процессе танцевального творчества
Танцевальное творчество детей невозможно без развития музыкально-ритмических движений.
Музыкально-ритмические движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности, при помощи которого происходит формирование музыкального творчества и творческих качеств личности.
На первом этапе детям предлагались образные танцевальные упражнения и этюды, которые способствуют развитию пластики и творчества, раскрепощению детей, которым предлагается перевоплотиться в тот или иной образ. При этом используется не только пантомима, но и язык жестов и мимики.
Далее детям предлагается овладеть основными видами музыкально-ритмических движений: различными видами ходьбы, бега и прыжков.
После этого у детей развивается ориентировка в пространстве, перестроения, развитие танцевальных движений, пластики, выразительности исполнения, танцы.
Особе внимание уделяется индивидуальному творческому проявлению детей в играх-этюдах, играх-импровизациях, танцевальных импровизациях.
Таким образом, у детей, в процессе танцевального творчества укрепляется позитивное самоощущение, что связано с состоянием уверенности в себе, раскрепощенности, положительной самооценки, значимости в детском коллективе.
Сюжетные этюды можно разделить на следующие виды:
Динамические этюды позволяют раскрыть какую-либо ситуацию, сюжет в развитии, например: «На лыжах», «Играем в снежки», «Собираем ягоды», «Хитрая лисичка» и т.п.
В работе над созданием динамического этюда можно выделить несколько этапов:
— создание изобразительного образа: «Скачут зайчики», «Бежит лисичка»,
— создание изобразительного образа в контрасте: «Мишка спит» — «Мишка собирает грибы»,
— создание выразительного образа: «Кошечка заболела», «Солнечный зайчик».
Статические этюды. Легче всего дети создают и изображают образ по иллюстрации (картинке) с музыкальным оформлением: «Кукла спит», «Солдатик стоит», «Собачка отдыхает».
Позиционные этюды с интересом выполняют дети младшего дошкольного возраста. Они дают возможность ребёнку самостоятельно придумать композицию, используя жизненный опыт в соответствии с возрастом: «Птичка сидит на ветке», «Солнышко улыбается». Для создания выразительного статического образа необходимо развивать мимику и общую пластику, а также координацию движений.
Переходные этюды из динамических в статические. Игра «Замри», «Море волнуется раз». По условиям игры виды движений чередуются. Этот тип сочетает в себе выразительные возможности динамических и статических этюдов.
Для этого вида творческих заданий предпочтение отдаётся яркой изобразительной музы-ке. Задача педагога – помочь ребёнку качественной и выразительной импровизацией на фортепиано.
К творческим относятся и специальные театральные игры для детей или творческие этюды.
Это — маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предполагаемых ситуациях, обстоятельствах, условиях.
Угадай, что я делаю
Цель: объяснить заданную позу, развивать воображение, память.
Ход: педагог предлагает принять определенную позу и объяснить ее.
1. Стоять с поднятой рукой. Варианты ответов: кладу книгу на полку, вешаю куртку, украшаю елку и т.д.
2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка.
3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку, рисую мелом.
4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок.
Одно и то же по-разному
Цель: развивать умение оправдывать и объяснять свое поведение, свои действия нафантазированными причинами, предлагаемыми обстоятельствами, развивать воображение, веру, фантазию.
Ход: детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек идет, сидит, бежит, слушает и т.д. Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается.
Дети делятся на 2-3 творческие группы, каждая получает определенное задание.
1 — сидеть. Варианты: сидеть у телевизора, в цирке, в кабинете у зубного врача и т.д.
2 — идти. Варианты: идти по дороге, а вокруг лужи и грязь, по горячему песку, по узкому мости-ку, по горной тропинке.
3 — бежать. Бежать, опаздывая в театр, от злой собаки, попав под дождь и т.д.
Превращения предмета.
Цель: развивать сообразительность, воображение и фантазию.
Ход: предмет кладется на стул в центре круга или передается от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение.
Варианты:
1. карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, зубная щетка
2. маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, цыпленок, колобок
3. записная книжка — зеркальце, мыло, шоколадка, обувная щетка.
Игры с воображаемыми предметами.
Король
Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход: на роль короля выбирается ребенок. Остальные — работники, они договариваются между собой, что будут делать, на какую работу наниматься. Подходят к королю.
— Здравствуй, король! — Здравствуйте! — Нужны вам работники? — А что вы умеете делать? —
ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят, стирают, вышивают, поливают цветы и т.д.
Король должен отгадать. Если он сделает это правильно, то догоняет детей. Первый пойманный ребенок становится королем.
День рождения
Цель: развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелатель-ность и контактность в отношениях.
Ход: выбирается ребенок, который приглашает детей на день рождения. Гости приходят и прино-сят воображаемые подарки. Именинник (и другие гости) отгадывают.
Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем.
Можно предложить следующие задания: мыть руки, рисовать, стирать платок, укачивать куклу и т.д., а также выполнять парные и коллективные задания: играть в мяч, тянуть канат, передавать вазу с фруктами.
Темы должны быть близки и понятны детям — Ссора, Встреча, Знакомство, Угощение, Разговор по телефону и т.д.
Сочиняя этюд, дети должны дать ответы на многие вопросы: где я нахожусь, откуда при-шел, почему, когда, зачем. Предлагаем этюды на основные эмоции: Грусть, Гнев, Радость, Удив-ление, Страх. Можно на пять органов чувств: Слух, Зрение, Обоняние, Осязание, Вкус. На-пример, попробовать на вкус горькое лекарство, конфету; ощутить запах краски, готовящегося пирога.
3 заключительный этап. Аналитический.
Итоговая диагностика.
Результаты проекта.
Перспектива дальнейшего развития по данной теме.
Формы работы:
- подгрупповая работа
- индивидуальная работа с пассивными, стеснительными, гиперактивными детьми
- родительские собрания
В результате реализации проекта воспитанники стали более активными в творческом развитии.
Они стали более пластичными, раскованными, что положительно отразилось на развитии творчества. Движения в танцевальных композициях стали более точными в исполнении, а также, у детей чаще стало появляться желание внести что-то новое в жесты и мимику.
Выводы. Реализуя проект у детей развилась в полной мере фантазия, подкрепленная опытом обучения. Иногда, бывает, мне приходится удивляться оригинальности детских решений, которые оказываются не менее, а порой и более удачными и органичными, чем мои собственные заготовки. В такие моменты я стараюсь прислушиваться к детям в их творчестве и даже поучиться у них.
Развитие танцевального творчества детей улучшилось и привело к прекрасным результатам, т. к. педагогическая деятельность в музыкально-ритмических движениях и танцах реализуется в соответствии с их способностями и подготовленностью. Об этом свидетельствуют результаты итогового мониторинга.
У детей укрепились навыки выполнения танцевальных движений, дети стали понимать их значение, умеют с помощью этих движений выразить свое отношение, настроение.
Развилась способность детей передавать в пластике музыкальный образ, используя музыкально-ритмические движения.
Сформировалось умение сочинять несложные танцевальные композиции, используя знакомые музыкально-ритмические движения.
Развилась эмоциональная сфера детей.
Подводя
итоги проделанной работы, можно сказать, что развитие танцевального творчества детей улучшилось. Успешному выполнению этой важной задачи благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность. По результатам проектной деятельности можно отметить, что дети в полной мере подготовлены к решению задач по этой проблеме в том случае, если будет проводиться методически грамотная, планомерная работа со стороны руководителя в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников и педагогами ДОУ.
В дальнейшей профессиональной деятельности я планирую продолжить работу по развитию танцевального творчества детей, применять информационные формы (использование компьютер-ных технологий в непосредственно образовательной деятельности и в свободной деятельности); продолжать взаимодействие с семьями воспитанников.
Список литературы
1. А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др. Под редакцией А. Д. Кошелевой Эмоциональное развитие дошкольника. Москва, Просвещение, 1985 г.
2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика:(Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста).- 2-е издание., испр. и доп. – Спб: ЛОИРО, 2000 г.
3. В. Г. Горшкова Учимся танцевать. Путь к творчеству Москва 1993 г.
4. В. Н. Шацкая Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества Москва, 1975 г.
5. Е. И. Юдина Мой первый учебник по музыке и творчеству Москва, Аквариум 1997 г.
6. Интернет-ресурсы
7. Мадорский Л., Зак А. Музыкальное воспитание ребенка Айрис-пресс, Москва, 2011 г.
8. Новикова Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работ-ников дошкольных образовательных учреждений. Москва, АРКТИ, 2000 г.
9. О. А. Куревина Синтез искусств в эстетическом воспитании детейдошкольного и школьного возраста. Москва, ЛИНКА-ПРЕСС, 2003 г.
10. О. П. Радынова Музыкальные шедевры Москва, Гном-ПРЕСС, 1999 г.
11. О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили Музыкальное воспитание дошкольников Москва, Просвещение, 1994 г.
12. Программа «Детство» Детство с музыкой А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская Санкт-Петербург Детство-ПРЕСС, 2010 г.
13. С. Д. Руднева, Э. М. Фиш Ритмика. Музыкальное движение. Москва, 1972 г.
14. С. И. Бекина Музыка и движение Москва Просвещение 1983 г.
15. Т. Э. Тютюнникова Под солнечным парусом или полет в другое измерение. Теория и прак-тика начального музыкального обучения. Спб, Издательство«Музыкальная палитра», 2008 г.
16. Т. Э. Тютюнникова Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Москва, 2009 г.
Рекомендуем посмотреть:
Развлекательная программа в детском саду. Сценарий
Конспект итогового занятия вокального и танцевального кружков в детском саду
Сценарий игрового занятия для старших дошкольников "Ритмичные человечки"
Из опыта работы музыкального руководителя ДОУ. Подбор музыкального материала для постановки танцев с
Похожие статьи:
Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»