Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект учащейся 8 класса на День Победы - 9 мая

Проект «И это все о ней»
Автор: Валерия Виноградова, учащаяся 8 "Б"класса МБОУ средняя общеобразовательная школа № 7 городского округа город Шарья Костромской области
Цель: Проследить основные этапы жизненного пути моей прабабушки Смирновой Анастасии Васильевны.
Задачи:
-раскрыть и изучить страницы жизни прабабушки Смирновой А.В.
-определить способы, с помощью которых удалось прабабушке сохранить любовь к жизни
-пополнить страницы истории нашей Родины воспоминаниями ныне живущих свидетелей.
Описание материала: Кто же они, труженики тыла? Жизнь дорогих тебе людей является живым примером того, что историю страны делают люди. Изучать историю своей страны это особенно интересно, но ведь жизнь каждого человека - это и есть история. История неповторимая, очень занимательная и поучительная. Во многом жизнь любого человека соприкасается с событиями, происходящими со страной. С одной такой историей и знакомит этот проект.

«Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой. Человек рождается для того, чтобы оставить после себя след…вечный». В.А.Сухомлинский
В моей семье есть такой человек, которым я очень горжусь. Это моя прабабушка – Смирнова Анастасия Васильевна. Рассказы прабабушки напоминают мне кино. Она не является героем Великой Отечественной войны, у нее нет военных наград. Но её жизнь заслуживает уважения и памяти. Она не принимала непосредственного участия в военных действиях Советской армии, но внесла свой немалый вклад в победу над фашизмом, без сна и отдыха трудясь на протяжении всей войны в тылу. Сегодня о таких, как она, говорят: рядовые труженики тыла. С каждым годом их число неумолимо сокращается. Кто же они, труженики тыла? Для меня и моих сверстников сведения о жизни дорогих людей являются живыми примерами того, что историю страны делают люди. Я думаю, у каждого в семье есть родственники, чью судьбу изменила война. К сожалению, всё меньше и меньше остается тех людей, которые прошли все тяготы того времени. Изучать историю своей страны это особенно интересно, но ведь жизнь каждого человека - это и есть история. История неповторимая, очень занимательная и поучительная. Во многом жизнь любого человека соприкасается с событиями, происходящими со страной.
Когда я родилась, моей прабабушке был 81 год. Я настолько привыкла, что она всегда рядом с нашей дружной семьей, что даже не могу себе представить, что ее, когда-нибудь не станет. Какое нежное, красивое, ласковое и тёплое слово - прабабушка! Почему? А потому, что прабабушка - бабушкина мама; следовательно, она прожила на свете втрое больше моих родителей и я, наверное, втрое дороже для неё, ведь я её правнучка.

14 марта 2015 года моей прабабушке исполнится 96 лет, это же почти целый век. Она и сама не верит как при всех тяготах, выпавших на ее долю, удалось дожить до таких преклонных лет. А мне кажется, глядя на ее блестящие глаза и застенчивую улыбку, что 96 ещё не возраст, человек способен на гораздо большее. Очень люблю играть с ее морщинистыми руками, я собираю эти морщинки в складки и перекатываю их по руке, а прабабушка мне говорит, что и она когда-то была ребенком. Она очень много рассказывает нам о своей жизни, но все это оставалось в рассказах. Мне захотелось запечатлеть её жизнь на бумаге и поделиться её судьбой с вами.
Жизнь прожить - не поле перейти. Воспоминания моей бабушки.
1. Детство
Наверное, у каждого, самые яркие воспоминая связаны с годами молодости. Вот и прабабушка все время возвращается к своему детству и юности. Правда жизнь того времени была совсем не веселая и беспечная. Что поделать: какая была, такие и воспоминания оставила.
Родилась 14 марта 1919 года в д. Вылетово Межевского района (тогда ещё Горьковская область). Она считает, что семья их невелика - 5 детей да родители. Отец Василий Васильевич Яблоков и мама Федосья Осиповна Яблокова (девичью фамилию мамы она не вспомнила), 2 брата Дмитрий и Пётр и 2 сестры Клавдия и Зинаида. Когда ей исполнилось 3 года, семья выехала на хутор Высокие Кулиги, жили только своим хозяйством. Держали лошадь, корову, овец, кур. Сеяли пшеницу, рожь, овёс, лён, выращивали картофель и овощи. Семена культур всегда собирали свои. Убирали урожай вручную. Зерно сушили в риге (земельной яме). Затем мололи на жерновах. С хозяйством справлялись своей семьей. В семье не было лодырей, все работали, поэтому жили по тем меркам хорошо. Детство прабабушки Насти, её сестёр и братьев было трудное. Игрушки только самодельные: например, изо льна делали кукол, из сучка дерева – рогатки. Играли в прятки, в лапту, догонялки. Жили очень дружно и весело, несмотря на все трудности. Уважали старших. Есть садились все вместе. Как только стукнет отец по миске, всем можно приступать к еде. Прежде него нельзя было, если трогали, получали ложкой по лбу.
В 7 лет пошла в школу, закончила только 1 класс, больше так и не училась. Я даже представить себе не могла, что в наше время могут быть неграмотные люди, хотя мне кажется, что она этого стесняется. Школа была далеко, и больше родители учиться не отпустили, так и прожила на хуторе до 18 лет, помогая маме по хозяйству.

А в 18 лет познакомилась с соседней деревни с пареньком Николаем Смирновым, он то и стал её суженым. Поженились в 1936 году, переехали в деревню Вылетово, построили дом, завели свое хозяйство - родители подарили корову. И жить бы им и поживать, но тут война. День 22 июня 1941 года и поныне не уходит из памяти людей старшего поколения. Он подвел черту над мирной жизнью. Начался отсчет военного времени. Любимого Николая забрали на фронт. Оба брата тоже ушли на войну. У Петра уже была семья и двое детей. Дмитрий был ещё совсем юным.
2. Тяжёлые испытания
Всем, кто остался в тылу, жилось нелегко. Почти все мужчины находились на фронте, и все тяготы военной поры легли на женские плечи. Отца у Насти не забрали на фронт, не подошёл по возрасту. Её родители, сестры и невестка остались ждать своих близких. Трудное было время, летом работа в колхозе, зимой заготавливали лес. Работали в колхозе за трудодни, но редко получали за это какой-нибудь продукт питания: зерно, масло и другое. Ели все, что как-то годилось к употреблению: пестики, клеверную кашку. Легче было, когда в лесу поспевали грибы да ягоды. Сама природа матушка не давала умереть с голоду. Когда шел дождь, и работать в поле было нельзя, ходили по ягоды: по два ведра набирали. Садили много овощей. Пахали на быках (лошадей всех забрали на фронт), боронили тоже на быках, бороны приходилось таскать на себе. Сеяли вручную из ситева. Это такое лубяное лукошко с длинным перевеселком. Надевали его через плечо. Насыпали зерно, горстями брали и кидали из ситева, зерно от него «разбрызгивалось» по сторонам. И так шли несколько сеяльщиков, соблюдая между собою дистанцию. Сеяли – овёс, горох, осенью – рожь, пшеницу, ячмень. Жали вручную серпами, ставили суслоны: рожь – 13 снопов, ячмень, пшеница и другие зерновые по 7 снопов. А ещё один – шляпка. Одним словом, работали словно быки.
Как мы пережили это лихолетье - и не расскажешь всего – грустно продолжает бабушка. 1943 год выдался особенно голодным, так как все лето лили проливные дожди, и урожай картофеля пропал на корню. День за днем работа и ожидание окончания войны.
Одно единственное письмо получила и в нем обещание: вернусь, жди! Письмо было из Ленинградской области. Вот и ждала всю войну писем и возвращения.
Прогремели победные салюты, начали возвращаться солдаты домой. Настя ждет своего Николая, но ни писем, ни похоронки… Так и жила долгие годы и не жена и не вдова.
Ночами долго не смыкали глаз,
Когда хоть впору выжимать подушку.
И выходили за село не раз
С надеждой встретить Ваську иль Ванюшку...
И капли слёз, рожденные в душе,
Все льют на перетруженные руки,
И на портреты молодых мужей...
Ах, война, что же ты сделала, подлая!
(Виталий Иванов)
Война - существительное множественного числа: нет семьи, которой бы не коснулось ее дыхание. Потому-то Великая Отечественная еще долго будет восприниматься не просто как часть исторической хронологии или строчка энциклопедии, а как часть нашей души. И вот она, долгожданная ПОБЕДА. Не дождалась мужа, а братья вернулись целыми и невредимыми (и это было огромное счастье).
3. Жизнь в мирное время
О дальнейшей своей жизни рассказывает сухо.
Но подробности я знаю из рассказов моей бабушки и мамы.
В 1958 году переезжает жить в город Мантурово и работает всю свою трудовую жизнь на литейном заводе.
В то время моя бабушка была ещё ребёнком, и у неё умирает мама. У прадедушки Ивана осталось на руках трое несовершеннолетних детей. Трудное было время: остро стоял вопрос - отправить их в детдом или нет ( я все думаю если бы тогда так все и случилось, была ли я сейчас). Прадедушку Ивана знакомят с Анастасией (о судьбе Николая она так ничего и не знает) и, он просит её перейти жить к нему, помочь в воспитании детей. Только в
90-х годах прошлого века, по запросу в военкомат о судьбе Николая пришел ответ: «Без вести пропал». Десятки лет неизвестности. Вспоминая эти моменты, она всегда плачет, но никогда не говорит плохо о своей судьбе. Приёмные дети заменили родных. 38 лет они прожили в гражданском браке с моим прадедом, у прабабушки умерли её сестры и братья . В 1992 году умер мой прадедушка (о котором я знаю только по рассказам и фотографиям). За время совместной жизни построили дом, вырастили детей, а мой прадед перед смертью дал наказ, чтобы его Настенька свою старость прожила достойно. 18 лет она живет у моих дедушки и бабушки в селе Павино Костромской области. До сих пор по возможности помогает по хозяйству, приглядывает за нами – правнуками, делится своим жизненным опытом. Она всегда рада, когда мы приезжаем в гости.
Когда её спрашивают, как ей живется, она говорит:
- Сейчас жизнь у меня хорошая. Есть у меня 2 дочери и сын, 4 внука, 5 правнуков - со всех сторон внимание и уважение.
Эта простая скромная женщина сделала за свою жизнь очень многое: трудилась на славу, смогла заменить мать троим, рано осиротевшим, детям. Смогла дать им хорошее воспитание и образование. Моя прабабушка - самая добрая, ласковая и нежная, она меня всегда понимает, у неё добрая душа. Прабабушка много всего увидела в своей жизни, благодаря чему стала мудрой. Я горжусь своей прабабушкой, так как она прожила много лет несмотря на все трудности. Мне бы хотелось, чтобы она в свои годы видела лишь доброту, ласку, любовь от своих родных, как когда-то дарила им сама.
Я задумываюсь о том, что же должна я сделать такого, чтобы вернуть прабабушке то, чего лишена она была в своей жизни. Я даже спрашивала не раз ее об этом. Она только смеялась и говорила мне: «Будь хорошим человеком, помогай другим людям, будь доброй и приветливой, вот и мне счастье будет».
Заключение.
Наше поколение о войне знает, в основном, из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться. Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя Победы погибло 27 миллионов наших соотечественников. То было тяжелое для нашей Родины время.
Я поняла, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, переходят к детям и внукам.
В результате своей работы я пришла к следующим выводам: труженики тыла внесли весомый вклад в победу над фашизмом, а большая их часть - женщины, старики и дети. Их самоотверженный труд - прекрасный пример для нас, молодого поколения. Страшную цену заплатили труженики тыла, как и весь народ за победу в Великой Отечественной войне.
Хочется пожелать всем ныне живущим свидетелям того времени доброго здоровья, всего хорошего. Живите долго, радуйте нас!
Моя прабабушка имеет награды:
«За доблестный и самоотверженный труд в период ВОВ»

Юбилейную медаль к 50 – летию Победы

Благодарственное письмо в год 50-летия Великой Победы

Юбилейную медаль к 60 – летию Победы
Передо мной история жизни человека. Какой она была? «Обыкновенный человек, одна из многих», - скажет кто – то. Как и миллионы советских граждан, несмотря ни на что, она была предана Отчизне, любила свою семью, хотела достойно жить. Она искренне переживала за свою страну, чувствовала её и понимала. Я горжусь своей прабабушкой, ведь в том, что мы живём в мирное время, есть и её заслуга.
Проследив этапы судьбы моей прабабушки, я узнала, что для того, чтобы сохранить любовь к жизни и к людям, нужно обладать особым даром - жить не только ради себя. А главное, ради своих близких, ради людей, и тогда люди сторицей отдадут эту любовь. Все близкие помогают прабабушке, дарят ей радость участия, любви, внимания, и она ценит это и отдает нам всю любовь, которой у нее неиссякаемая кладовая.

Рекомендуем посмотреть:

Проект ко Дню Победы в школе Творческий проект на День Победы - 9 мая для школьников, 9 класс Сочинения о войне 1941-1945, 5 класс Сочинения о Великой Отечественной войне 1941-1945, 10 класс

Похожие статьи:

Классный час к 9 мая – День Победы в 8 классе

Классный час «Письмо неизвестному солдату», 7 класс

Участник №42 творческого конкурса для детей и педагогов «70-летию Великой Победы посвящается»
Пластилинография по ОБЖ для школьников | Букет цветов из шаров своими руками. Пошаговая инструкция с фото
Опубликовано: 3551 день назад (3 марта 2015)
Просмотров: 3136
Рубрика: Без рубрики
+7
Голосов: 7
Оксана Викторовна К # 3 марта 2015 в 09:54 +2
Валерия Виноградова вы молодец! Прошли проверку на антиплагиат и уникальность вашей работы 100 %. Интересно было просмотреть и почитать заслуги вашей бабушки. Вот только немного надо исправить цель. Надо чтоб отвечала на вопрос на вопрос ЧТО? (формирование, развитие, ориентировка и.т.д..). Также пока есть время допишите, кому адресован проект, для какого возраста. До глубины души тронута теми днями прошедшими.
Валерия Виноградова # 4 марта 2015 в 22:24 +1
Оксана, спасибо за первый голос и ваш комментарий. Несомненно, уникальность 100%, ведь я писала о своем родном человеке. Через 10 дней ей исполнится 96 и по этому поводу наша большая дружная семья опять соберется все вместе.
Татьяна Николаевна Тембаева # 5 марта 2015 в 19:40 0
Валерия Виноградова, мне как историку понравилась Ваша работа. Вы одновременно выполняете две задачи-уважение к своей бабушке и сохранение достоверной исторической памяти. Спасибо за Вашу работу. Голос.
Елена Алексеевна Малышева # 5 марта 2015 в 20:39 +2
Здравствуйте, Валерия! Мне приятно видеть на страницах этого портала ровесницу моим ученикам - восьмиклассникам, которые сейчас тоже работают на различными проектами, посвященными памяти великой Победы. Содержание Вашей работы очень логичное - Вы рассказываете о дорогом для Вас человеке языком живым, эмоциональным. Но в то же время хочется видеть в Вашей работе некую изюминку. Вы, как историк, проанализировали имеющиеся у вас вещественные источники, в тексте звучат ссылки и на устные источники, но работа ваша становится похожей на сотни других. Я бы советовала Вам попробовать продолжить свою работу. Поскольку мы в гимназии занимаемся исследовательский и творческой литературной работой, я могу Вам посоветовать написать художественный очерк, сохранив ту часть, где Вы говорите о Вашей любви к бабушке и её любви к вам. Попробуйте всё, что Вы сказали оформить через вечерние разговоры Вас и Вашей бабушки. Пусть звучит речь от первого лица, где бабушка вечер за вечером рассказывает Вам о своем детстве, юношестве и т.д., а Вы сопоставляйте то, что говорит она со своей жизнью, следите за выражением бабушкиных глаз, за её голосом. То же будет делать и читатель, и тогда, он, непременно, в Вашей прабабушке узнает свою, а в Вас - себя.
Мне бы хотелось дать Вам еще очень много советов, и если Вы действительно творческий человек, я думаю мы еще встретимся на страницах портала.
Сама же Ваша работа выложена достаточно грамотно: хороший иллюстративный материал в виде фотографий раскрывает содержание Вашей текстовой работы, которую Вы правильно структурировали.А что касается оформления целей и задач, то чуть внимательнее прочитайте требования портала.
Всего Вам доброго на Вашем творческом пути!
Ольга Анатольевна Печёнкина # 6 марта 2015 в 19:12 0
Здравствуйте, Валерия! Мне очень было интересно читать Вашу работу.так как сама планирую выложить научно-исследовательскую работу, посвященную памяти великой Победы.
Ваша работа очень понравилась!
Всего Вам доброго и новых проектов!
Тамара Александровна Новичкова # 22 марта 2015 в 12:35 0
Валерия, спасибо вам за интересный проект, в котором вы рассказываете о своём родном и близком человеке - бабушке. Это так здорово, когда молодёжь знает историю своей семьи, свою родословную. Я читала и вспоминала свою маму, которая прошла всю войну. Была медсестрой. Имееет ордена и медали. Рискуя своей жизнью, выносила с поля боя раненых бойцов, отдавала свою кровь, спасая им жизнь. После войны долгое время работала в сельском медпункте. Мамы давно нет с нами, но её боевые награды, вырезки из военных газет хранятся в семейном архиве. Мои дети и внуки гордятся своей бабушкой. Ещё раз спасибо за публикацию, за то, что вы рассказали нам всем о человеке, который в тылу ковал для нас победу. Всего вам доброго и удачи.+1
Анатолий Дмитриевич Бабухин # 20 марта 2017 в 09:36 +1
История в лицах, мероприятия реально, близко детям, воспитывает в них сочувствие и сопереживание. Нужно благодарить время, которое дает на возможность говорить с людьми пережившими те страшные годы. Важно что дети могут окунуться в ту атмосферу, сопереживать, прочувствовать боль и страх. Главное не забывать историю, воспитывать нынешнее поколение в патриотическом ключе.