Конспект урока по алгебре: Путешествие в Аль-Джебру
Описание работы: Данный урок проводится первым при изучении алгебры по мотивам книги Владимира Левшина ‘’Черная маска из Аль-Джебры’’. На данном уроке учащиеся узнают историю появления алгебры как науки, знакомятся с учеными, которые сыграли положительную роль при становлении алгебры как науки, для чего нужны алгебре буквы. Урок построен с целью привития интереса к изучению алгебры.
Цели урока:
•
Обучающая: Формировать представления об алгебре как науке
•
Развивающая: Развитие кругозора, мышления, любознательности, внимания, привитие интереса к изучению математики.
•
Воспитывающая: Воспитание усидчивости, чувства коллективизма
Задачи:
1. Формировать умение ставить перед собой учебную задачу
2. Формировать умение искать и выделять необходимую информацию
3. Формировать умение декодировать информацию
4. Добиться усвоения учащимися исторических фактов из истории алгебры
5. Добиться усвоения учащимися представлений об алгебре как науке
План урока:
1. Организационный момент
2. Подготовка к основному этапу урока
3. Формирование новых знаний
4. Контроль и самопроверка знаний
5. Подведение итогов. Рефлексия
Содержание урока:
1. Организационный момент
Пришла пора вернуться в школу
Бежать с портфелем на плечах
С учебниками быть готовым
Идти к доске и отвечать.
Разгадайте слова, записанные на доске. Найдите среди них лишнее. Объясните ответ.
Егбалра
Ойвкад
Выерйп
Орук
Полученные слова: первый урок алгебра двойка
Вы сегодня пришли на первый в свой жизни урок алгебры. Я вам желаю, чтобы по алгебре (и по другим предметам) никогда не получали двоек. Чтобы двойки всегда были лишними в ваших дневниках.
2. Подготовка к основному этапу урока.
Целеполагание.
Что вы хотите узнать сегодня на уроке? (когда зародилась алгебра, что изучает алгебра, ‘’кто придумал алгебру’’)
Мотивация учебной деятельности.
Сегодня на урок к вам пришел в гости житель страны Арифметика Нолик и хочет рассказать вам одну историю:
Однажды Нолик убежал так далеко от дома, что очутился совсем в незнаком месте. В нескольких шагах от себя он заметил большой камень и остолбенел, там была большая дыра. Он заглянул туда и увидел каменные ступеньки, ведущие вниз. В это время его кто- то хлопнул по спине.
‘’Кто это’’? – спросил Нолик
‘’Я’’- ответил незнакомый голос
-Кто вы?
-Я и сам не знаю этого
-''Сказки'' - воскликнул Нолик, он наконец рискнул обернуться. Перед ним стояло странное существо, закутанное в черный плащ, на лице у него была черная маска.
-А где ваше лицо?
-Под маской…
-Так снимите ее
-Невозможно….Я заколдован и обречен носить маску до тех пор, пока кто-нибудь не раскроет моей тайны.
Незнакомец отвесил поклон и повернулся, чтобы уйти в подземелье. Сейчас он исчезнет там навсегда….
‘’Не уходите!’’, - воскликнул Нолик. У меня есть друзья, это ребята школьники, они вам помогут!
Вы ребята готовы помочь ‘’черной маске’’ и расколдовать его?
Для этого вам придется совершить путешествие в таинственную и удивительную страну - Аль-Джебра
Открывается надпись на доске ‘’Добро пожаловать в Аль-Джебру’’, где вам будет помогать ваш друг и помощник – учебник.
3. Формирование новых знаний
Первый город, который мы с вами посетим - это город Истории.
Что же это за страна – Аль-Джебра?
Ответить на вопрос вам поможет учебник. Узнать на какой странице кроется ответ, вам поможет задание.
• Число голов Змея Горыныча умножить на 8. Полученное число разделить на число месяцев в году.
• К самому маленькому простому числу прибавить количество сестер Красной Шапочки
• Количество всех двухзначных чисел разделить на 45.
Получили номер страницы 222
Ваша задача узнать, что обозначает слово аль- Джебра.
Аль –Джебра --- алгебра.
Путешествие в какую страну вы совершаете? (в алгебру)
В связи с чем зародилась алгебра как наука? (алгебра возникла в связи с потребностью решать уравнения)
Кто такой Аль – Хорезми?
Для ответа на поставленный вопрос вам поможет учебник. Номер страницы в учебнике вы узнаете, если выполните задание.
• Из числа желаний, которые исполняет золотая рыбка отнять два.
• К числу материков земли прибавить количество братьев крокодила Гены.
Получили страницу 16.
Аль-Хорезми написал трактат по алгебре ‘’Китаб аль-джебр ал мукабала’’, в котором исследовал решение уравнений. Он впервые стал рассматривать алгебру как самостоятельную науку.
Кто же является жителями страны Аль-Джебр?
Посмотрите и полистайте ваши учебники. Что там нового? (буквы)
Без чего в алгебре не обойтись? (без букв)
Ну вот, мы с вами попали на карнавал.
Впереди шли цифры, вслед за ними выступали буквы, четким строем шагали знаки равенства, за ними действующие знаки.
Мы пришли как раз вовремя, вот на главной площади появился величественный А.
‘’Дорогие друзья’’ – начал А. ’’Приветствую вас в день ежегодного праздника Аль-Джебры. Вы знаете государство наше очень древнее. Но особую роль в расцвете Аль-Джебры сыграли буквы. Буквенные обозначения появились очень давно. Двадцать четыре столетия назад их ввел Аристотель. Однако широкое применение они нашли не сразу. В широкое распространение их ввел…
Кто же ввел буквенную символику в алгебру, вы узнаете, выполнив задание.
• Как называются числа, отличающиеся друг от друга только знаком? Возьмите шестую букву.(противоположные)
• Если перед скобками стоит этот знак, то все знаки в скобках меняют на противоположные. Возьмите вторую букву в слове. (минус)
• Как называются слагаемые, имеющие одинаковую буквенную часть? Возьмите последнюю букву в слове.(подобные)
• Как называется вертикальная ось координатной плоскости? Возьмите последнюю букву в слове.(ординат)
Получили фамилию французского математика Виет.
Франсуа Виет (1540-1603гг) ввел в алгебру буквенную символику.
Для чего алгебре нужны буквы?
Буквы помогают нам записывать:
• Правила, а+в=в+а, а(вс)=(ав)с
• Формулы, s=vt, C=2пr
• Составлять уравнения по условию задач, 3у+1=8у
Вот мы с вами незаметно добрались до кафе ‘’Перевертыш’’
Где вам ‘’черная маска’’ оставила свое тайное послание, вы узнаете, выполнив задание.
• Номер ряда:
23890-(23890-1)=1
• Номер парты:
56.899*4-56.898*4=4
• Номер стула:
1.000.000*0,000001=1
На листочке зашифрованное послание:’’окьлокс олыб у янем нишорог, илсе килуН аврепс леъс евд, метаз литавхирп ирт, ерытеч ынишорог я лирадоп, а юинделсоп сену ретев?’’
Слова зашифрованы, но вспомните, как называется кафе.
Слова надо читать наоборот. Получается вот что:
‘’Сколько было у меня горошин, если Нулик сперва съел две, затем прихватил три, четыре горошины я подарил, а последнюю унес ветер?’’
Получается 10. Тайна черной маски раскрыты, под нею скрывалось число 10!
Вот мы с вами добрались до вокзала . Пришло время уезжать из страны. На прощание Нолик приготовил вам послание:
‘’Не хочется вас огорчать ребята, но лучше уж сразу сказать правду: я решил идти дальше. Обидно останавливаться в самом начале пути. Ведь впереди еще столько неизведанного и увлекательного!’’
А вы ребята? Вы готовы уезжать из этой страны?
Тогда откройте учебник. Найдите оглавление и посмотрите что вы будете изучать в новом учебном году по алгебре.
4. Контроль и самопроверка знаний
Заполните пропуски в тексте:
Алгебра как искусство ……………зародилась очень давно в связи с потребностями практики, в результате поиска общих приемов однотипных задач. Слово ‘’алгебра’’ возникло после появления трактата математика и астронома из г. Хивы …………………….. Термин ‘’аль-джебр’’ , взятый из названия этой книги, в дальнейшем стал употребляться как ……………
До 16 века изложение алгебры велось словесно. Буквенные обозначения и математические знаки появлялись постепенно. Решительный шаг в использовании алгебраической символики был сделан в 16 веке, когда французский математик ……………………….. и его современники стали применять буквы для обозначения любых чисел.
Буквенная запись дает нам возможность ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
5. Подведение итогов. Рефлексия
• Что узнали для себя нового?
• Что заинтересовало? Почему?
• Что показалось интересным?
• Что самое главное и что надо запомнить?
Литература:
1. Владимир Левшин ‘’Черная маска из Аль-Джебры’’
2. Пичурин Л.Ф.’’ За страницами учебника алгебры’’
3. Учебник, Алгебра 7 класс, под ред. Теляковского
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока урока алгебры в 7 классе. Умножение одночлена на многочлен
Конспект урока по алгебре в 7 классе. Разложение на множители
Конспект урока алгебры в 7 классе с презентацией по ФГОС. Деление одночлена на одночлен
Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по ФГОС. Разложение многочленов на множители с помощь
Похожие статьи:
Конспект урока по алгебре в 7 классе по теме: «Степень с натуральным показателем. Одночлен»
Конспект урока алгебры в 7 классе «Формулы сокращенного умножения»
Конспект урока по алгебре в 7 классе на тему «Многочлен. Стандартный вид многочлена»
Викторины по математике с ответами, 7 класс