Мастер-класс по изготовлению картины в технике «Граттаж» ко Дню Победы «Мне кажется порою, что солдаты...».
Автор: Королёва Вера Григорьевна, воспитатель МКДОУ детский сад №19-ЦРР г.Россошь Воронежской области.
Описание: Данный мастер-класс будет полезен воспитателям, учителям, родителям, педагогам дополнительного образования, детям старшего дошкольного возраста и школьникам, а так же тем, кто любит работать с пластилином. Рисование в технике «граттаж» с использованием нестандартного материала (пластилина)-вообще похоже на волшебство: очень захватывающе наблюдать как на чёрном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи. В этом процессе с проявлением творчества, художественной мысли, можно сказать, что мы вместе с ребёнком ставим эксперимент, познаём законы физики, развиваем креативность, осознаём значение слоёв. Детям нравится все таинственное и необычное, именно такие получаются картины выполненные способом граттаж.
Назначение: Рисунок в технике «граттаж» может быть использована как подарок, поделка для выставки.
Цель: Знакомство с техникой «граттаж» с элементами пластиллинографии, создание картины «Мне кажется порою, что солдаты...».
Задачи: Научить делать картину в технике «граттаж», нетрадиционно использовать для этих целей пластилин. Формировать умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Развитие технических навыков рисования. Совершенствовать усидчивость, аккуратность, точность, трудолюбие.
Уважаемые, коллеги! В преддверии великого праздника 70-летия Победы с волнением в голосе и с гордостью в душе, мне хочется вспомнить всех тех, кому мы обязаны мирным небом над головой!
Журавли
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей. (Расул Гамзатов)
Стихотворение "Журавли" , а в последствии и песня оставили глубочайший след в памяти народа. Именно благодаря этой песне журавль стал символом памяти о погибших в Великую Отечественную войну. Эту птицу можно увидеть на многих памятниках, посвящённым павшим войнам.
Множество артистов записали свои версии "Журавлей" и исполняют эту песню на своих концертах (в том числе, например, англичанин Марк Алмонд). Правда, вряд ли их можно сравнить с Марком Бернесом, который подарил этой песне бессмертие.
Записывал Бернес «Журавли» уже будучи тяжело больным. Это была его последняя запись, его поистине лебединая песня…
«Журавли» нашли свое продолжение в монументальном искусстве. В Чирчике, узбекском городе химиков и металлургов, воздвигнут памятник погибшим героям. На нем изображен журавлиный клин, плывущий в сизой мгле… На основании памятника высечены на узбекском и русском языках знакомые слова из песни, которые поражают своей глубиной, лиричностью и наивностью. Слова этой возвышенной и гордой песни не могут не взволновать, ведь эта песня о подвиге солдат, пронзительная память о тех, кого уже нет… Именно им я посвящаю свою работу.
1. Для изготовления картины нам понадобится:
- белый картон(матовый);
- пластилин чёрного цвета (перед работой немного разогреть);
- гуашь;
- стеки (пластмассовые ножи разной формы);
- салфетки (чтобы держать свои руки и инструменты в чистоте);
- клеёнка (чтобы не выпачкать стол);
- кисточка для красок;
- карандаш и ластик;
- баночка-непроливайка.
В обязательном порядка место работы должно быть хорошо освещено, чтобы хорошо просматривались все неровности.
2. И так всё готово, приступаем. Берём картон белого цвета и наносим слегка заметными линиями эскиз своей будущей картины.
3. Вверху картины «по-сырому» рисуем полоску неба. По задумке, мы изображаем вечер, и без эффектного заката нам не обойтись. При рисовании заката важен плавный переход одного цвета в другой. Этого можно добиться, если яркими красками (жёлтым, оранжевым, красным) изобразить солнце, а затем чистой влажной кисточкой от центра (от жёлтого цвета) вверх и в стороны (к красному цвету) проводить широкие мазки, размазывая краску, как бы вводя одну краску в другую. На гениальность изображения не претендую, все недостатки в конечном варианте видны не будут.
4. Переходим к рисованию деревьев вдалеке, использую зелёную краску двух оттенков, для придания зрительного объёма изображению. Рисую широкими мазками.
5. Землю рисую ярко жёлтым цветом (там по задумке будут слова), чтобы контрастно смотрелось с будущим фоном.
6. Даём картине подсохнуть.
7. А вот и пришло время для пластилина. Это нетрадиционное материал для данной техники. Итак, граттаж (фр.gratter – скрести, царапать) - это способ рисования методом процарапывания заострённым инструментом грунтованного листа. Действительно рисунок не пишется, а создается путем процарапывания фона. У этого способа рисования есть русский аналог названия – воскография. Такой способ рисования отличный инструмент для развития воображения и навыков штрихования.
К этому моменту нужно немного разогреть пластилин, чтобы он легко размазывался. Берём чёрный пластилин, отламываем от него кусочки размером с ноготь и растираем по поверхности листа, стараемся вести длинную и широкую линию. Слой пластилина должен быть минимальным, лишь бы не был виден фон.
8. Таким образом заполняем весь лист нашей картины. По возможности выравниваем поверхность пластилина. Мазки стараемся вести в одном направлении.
9. Теперь пришло время испытывать пластилин в технике «граттаж». Берём любой острый предмет: зубочистку или перо, вязальный крючок или спицу, ручку с использованным стержнем, в моём случае это стеки разной формы, и процарапываем рисунок по черному фону. Нельзя забывать о технике безопасности в работе с такими инструментами. Обязательно напомнить об этом детям. Чем меньше слой пластилина, тем легче работать в этой технике. Удобство использования пластилина заключается в том, что если вдруг вы нарисовали, а полученный рисунок или отдельная линия не удовлетворяет вашему эстетическому вкусу, её с лёгкостью можно замазать и повторить процесс созидания.
10. И вот оно волшебство! На черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных штрихов.
Возьмите в руки шпажку, зубочистку
И лист бумаги непростой,
И словно фокусник - царапкой
Рисунок вы создайте свой.
Здесь равнодушием не пахнет,
Простор для творчества такой,
Что иногда не веришь даже,
Что это сделано тобой. (Автор неизвестен)
Прорисовываем задуманный сюжет, собираем и удаляем лишний пластилин.
11. Дополняем нашу картину элементами, отражающими общий смысл названия.
Вот ещё одна работа в этой технике.
Я на огненном коне,
В небе звёздном прокачусь,
Прокачусь на нём во сне,
А к утру в себя вернусь. (Марковцев Ю.)
Спасибо за внимание! Творческих вам успехов и безграничных идей!
Рекомендуем посмотреть:
Цветной граттаж. Мастер-класс для детей начальной школы
Раскраски ко Дню Победы для детей
Война глазами детей. Рисунки, 4 класс
Граттаж. Техника рисования для детей 6-8 лет. Мастер-класс с пошаговыми фото