Статья из опыта работы: «Игры дошкольников в разновозрастной группе»
Автор: Тухватуллина Вера Петровна, воспитатель МБДОУ «Юлдузский детский сад» Чистопольского района. Республики Татарстан.
Статья – из опыта работы воспитателя о совместных играх детей 5-7 лет, целью которой является распределение игр в разновозрастной группе дошкольного возраста.
Ответственна и сложна, роль воспитателя в разновозрастной группы. Здесь в одном коллективе объединены дети с разными знаниями, навыками, умениями.
В группе, где я работаю, 16 детей в возрасте от 5 до 7 лет. Необходимо было объединить их в единый коллектив, научить играть, заниматься, трудиться вместе. И в этом нам помогла игра. Игра введена в ежедневный распорядок жизни дошкольного учреждения.
Прежде всего, мы продумали, как правильно подобрать, рационально разместить и использовать игрушки и игровой материал. Организуя игровые зоны, мы не ограничивались только покупными игрушками, значительное место занимали игрушки самоделки, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, изготовленные детьми.
Работая в разновозрастной группе, воспитатель должен так распределить свое внимание, чтобы охватить все играющие подгруппы и вовремя прийти на помощь, если этого требует ситуация.
Совместные игры детей старше-подготовительного дошкольного возраста – благодатная почва для нравственного воспитания дошкольников. У более старших детей мы воспитываем заботливое отношение к младшим, желание прийти им на помощь в любую минуту. Всё это находит яркое отражение в творческих играх. Одно дело – играть с куклой и совсем другое – с младшим товарищем, надо чему-то его научить, проявить заботу.
«Игра для детей - способ познания окружающего», - писала Н. К. Крупская. Более точно и полно нельзя сказать о дидактических играх. В них у ребят развиваются речь, мышление, память, воображение, любознательность.
Дидактические игры мы проводим с учетом возрастных подгрупп. Но есть игры, которые можно проводить со всеми детьми. Так, игра в «чудесный мешочек» с овощами (муляжами). Воспитатель загадывает загадку, малыши находят овощ – отгадку, называют его и показывают всем.
Большие возможности для проведения игр дает пребывание на свежем воздухе. Во что только не играют дети! Одни продолжают полюбившуюся ролевую игру, другие затеяли дидактическую, третьи строят мосты и дороги.
Любят дети игры с водой, песком, снегом. Дети постарше быстро находят себе дело по душе, а вот детей помладше надо чем-то увлечь. Тут лучше подойдет подвижная игра. Мы предлагаем им покатать кукол, построить домик из песка или снега.
Часто проводим игры со всеми детьми. Это или игры небольшой сложности с отсутствием быстрого бега, или хороводные. Перед игрой обязательно предупреждаем более старших детей: «Сегодня будем играть вместе с более младшими детьми, надо быть осторожными, чтобы не толкнуть их, не обидеть».
Сейчас мы можем сказать, что игры, бесспорно, оказывают большое влияние на нравственное формирование дошкольников: они заботливо относятся к малышам, внимательны и вежливы с взрослыми. Им можно не напоминать, что малышам следует помочь одеться, а взрослым – уступить место.
Используемый материал:
«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста». Т. И. Осокина, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова: Москва «Просвещение» 1986 год.
«Игра-это серьезно». А. И. Сорокина: Москва «Просвещение» 1982 год.
Рекомендуем посмотреть:
Игры для развития визуального мышления у детей 5-7 лет
Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников
Дидактические игры на развитие внимания у детей 5 - 7 лет
Игры на прогулке с детьми от 5 лет
Похожие статьи:
Игры на развитие образного мышления у детей 5-8 лет
Игры на развитие музыкальной памяти у детей 4-8 лет
Игры на развитие чувства ритма у детей 4-6 лет
Словесные игры на спортивную тему для старших дошкольников
Логические задания для детей 5-6 лет в картинках