Творческий отчет дополнительной общеобразовательной программы художественно – эстетической направленности «Радуга»
Автор: Тухватуллина Вера Петровна, воспитатель МБДОУ «Юлдузский детский сад» Чистопольского района. Республики Татарстан.
Статья – Творческий отчет дополнительной общеобразовательной программы художественно – эстетической направленности «Радуга» детей 5-6 лет.
Цель программы.
Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности.
Основные задачи:
Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники.
Для достижения цели и основных задач необходимо решение частных задач:
1. Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
2. Развивать художественно – творческие способности детей.
3. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
4. Привлекать детей к работе с разнообразными материалами.
Список литературы
1. Т.В. Антонова, Алиева Т.И. Истоки. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования». М.: ТЦ Сфера, 2011.
2. И.А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки» – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга» в старшей группе, начала свою работу с сентября месяца 2013 г. Определив направление в работе, я приступила к их реализации. Для реализации задачи по нетрадиционной технике рисования предлагала детям выполнить небольшие задания, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражения индивидуальности.
Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитываю, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Дети готовы были многократно повторять то или иное действие. И чем лучше получалось у них движение, тем с большим удовольствием они его повторяли, радуясь своему успеху.
Работу с нетрадиционными техниками рисования строила на следующих принципах:
- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к
сложным.
- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие и представление.
- принцип индивидуальности обеспечивает вовлечение каждого ребенка в
воспитательный процесс.
- принцип интегрированного подхода с учетом взаимосвязи всех видов
изобразительной деятельности.
- связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление,
полученное ребенком от окружающей действительности.
- принцип доступного материала.
На занятиях использовались игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание ребенка, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Таким стимулом может быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент – любимый герой сказки приходит в гости и приглашает ребенка в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.
Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком были направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится...» или «почему не нравится...» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.
Большое внимание уделялось творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко использовались наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.
К концу года дети научились использовать различные изобразительные средства: линию, форму, цвет, композицию; используют разнообразные изобразительные материалы.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что огорчает.
За год дети познакомились с такими техниками рисования как:
- рисование ладошкой,
- пальчиковая живопись,
- оттиск печатками из ластика,
- скатывание бумаги,
- акварель и восковые мелки,
- кляксография с трубочкой,
- свеча + акварель,
- набрызг,
- рисование тычком,
- пластилинография,
Мы с ребятами рисовали подарки для мам и пап, организовывали для родителей художественные выставки. Создали в группе мини галерею «В мире фантазий и красок», что позволило родителям воочию увидеть, как творчески выросли их дети.
Работая по данному направлению, мне удалось достичь хороших результатов. У ребят заметно возрос интерес к изобразительному искусству, они стали более уверенными и самостоятельными, более активными в образовательной деятельности. Первыми, кто оценил результат - это, конечно, наши родители! Дети стали чуткими, внимательными, отмечается положительное отношение к собственной деятельности, её результатам, к сотрудничеству со взрослыми и детьми.
Работу по нетрадиционному рисованию с детьми я продолжу дальше, способ рисования постепенно усложнится. Он будет заключаться в смешивании красок, где каждый пальчик будет обмакиваться в разные по цвету краски и наносить мазки, в добавлении нетрадиционных техник и материалов. Таким способом дети будут рисовать пушистых зверей (лисичку, мишку и т.д). Такой способ даст быстрый и положительный результат в творческой работе.
Я считаю, что творческие способности следует целенаправленно и последовательно развивать, иначе они просто угаснут.
Рекомендуем посмотреть:
Отчет воспитателя о проделанной работе за год в 1 младшей группе
Отчет воспитателя о проделанной работе за год во 2 младшей группе
Летняя оздоровительная работа. Младшая группа
Отчет воспитателя по образовательным областям
Похожие статьи:
Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста
Формирование познавательного интереса к математике у старших дошкольников
Воспитание познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста
Воспитание познавательного интереса к книжной графике у детей старшего дошкольного возраста