Проблема применения книжной графики в работе с детьми дошкольного возраста проанализирована в экспериментальных исследованиях студентов ВятГГУ: М.А Алалыкиной, ЮЛ. Аракчеевой, Е.Н. Жилиной, М.Р. Масленниковой и др.
Прежде всего определимся с тем, что такое книжная графика. Это один из видов изобразительного искусства, средства выразительности которого (линия, форма, цвет, композиция) доступны детям дошкольного возраста. В качестве основного вида книжной графики в искусствоведческой литературе рассматривается иллюстрация. Иллюстрация — это рисунки, образно раскрывающие литературный текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу, обогащающие ее декоративный строй. Своеобразие иллюстрации в том, что она не самостоятельна по сюжету, должна соответствовать содержанию литературного произведения. Иллюстрация помогает еще до чтения сориентироваться в содержании книги, привлекая читателей. Направляя внимание детей на художественные средства выразительности в изображении событий, на образы героев, на богатство характерных деталей, на цветовую гамму, воспитатель тем самым подводит их к элементарному оцениванию произведения искусства, что обычно выражается в предпочтении каких-либо произведений.
Книжная иллюстрация подводит детей к углубленному восприятию текста, разумеется, не сама по себе. Продуманные вопросы воспитателя помогут устанавливать связь между содержанием иллюстрации и прослушанным текстом. Воспитатель подводит детей к несложным выводам, обобщениям, обращает их внимание на главное. В результате таких занятий, как отмечает И.О. Котова, у детей развивается интерес к иллюстрациям, т.е. к книжной графике. Если с детьми не ведется специальной работы, у них наблюдается слабый односторонний интерес к иллюстрациям в книгах: иллюстрации служат для них только средством припоминания текста, и лишь немногие дети при специальном вопросе взрослого обращают внимание на выразительные средства книжной графики.
Для умственного развития большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии оттенков цветов, построении композиции, средствах художественного выражения, различных материалах. Процесс ознакомления с книжной графикой невозможен без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. При рассматривании иллюстраций воспитатель учит детей узнавать изображенные образы, видеть их выразительность, соотносить с текстом. Под руководством воспитателя дети постепенно приобретают способность анализировать иллюстрации. Создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, умственная активность, любознательность, которые являются основой познавательного интереса.
Т.Н. Доронова предлагает знакомить детей с иллюстрациями следующим образом. Воспитатель на материале книжной графики рассказывает о творчестве художников-анималистов, решая при этом многоаспектную цель:
• вызвать интерес у детей к графическим работам с изображением животных;
• познакомить с творчеством художников, которые при изображении стремились к одухотворенному, поэтическому созданию образов;
• помочь при восприятии произведений книжной графики почувствовать индивидуальность характера и состояния изображенных зверей и птиц;
• познакомить с графическими средствами (пятно, линия, штрих), используемыми художниками при создании образов животных;
• предложить сравнить, как используется цвет в графических и живописных работах.
Формы работы могут быть различны: беседа, выставка книг, занятие и пр.
По мнению Н.А. Курочкиной, работу по ознакомлению с книжной графикой нужно начинать с 3 - 4 лет. В старшей группе продолжают формироваться устойчивый интерес к книжной графике, внимательное и бережное отношение к книге, желание постоянно общаться с ней. Дети учатся эмоционально откликаться и сопереживать поступкам героев, привлекая свой опыт, личные ассоциации при слушании книги и рассматривании иллюстраций, общаться с товарищами и взрослыми по поводу увиденного. Воспитатель подводит ребят к пониманию того, что иллюстрация сопровождает текст, поясняет его и соответствует жанру литературного текста и средств выразительности, которые использовал художник для создания изобразительного образа. При этом воспитатель обращает внимание на жанровый характер произведения (сказочное или реалистическое, юмористическое или фольклорное, героическое или сатирическое), на пространственные свойства рисунка: форму, величину, позы, жесты, движение или покой, мимику героя и т.д.; показывает роль и выразительность точки, линии, штриха, контура или силуэта, цветового пятна в тех или иных иллюстрациях. Внимание дошкольников обращается на индивидуальную творческую манеру того или иного художника, особенности его почерка. Необходимо способствовать тому, чтобы дети высказывали свои суждения и отношение к увиденным рисункам, давали им развернутую оценку, применяя образные слова и выражения, эмоционально-эстетические и искусствоведческие термины, использовали полученные знания в собственном творчестве. В качестве основных форм работы могут применяться беседы об искусстве графики, занятия.
Исходя из вышесказанного, мы попытались сформулировать определение понятия познавательного интереса к книжной графике — это эмоционально положительное отношение ребенка к художнику- иллюстратору и его иллюстрациям, проявляющееся в стремлении получать больше знаний о книжной графике, видеть индивидуально-творческую манеру художника, особенности его почерка, развернуто оценивать иллюстрации, овладевать умениями и навыками по применению приобретенных знаний в самостоятельной изобразительной деятельности.
Для возникновения ситуативного эпизодического интереса к книжной графике целесообразно провести занятия «Как Карлсон открыл для себя новое искусство» или «Ознакомление с книжной графикой» и др. Предлагаем содержание этих занятий.
(конспект Е.Н. Жилиной)
Задачи:
— вызвать интерес и эмоциональный отклик;
— познакомить с работами художников-иллюстраторов (Ю. Васнецов, Е. Рачев, В. Сутеев, Е. Чарушин);
— воспитывать желание их рассматривать и рисовать различными линиями и штрихами, создавая разные образы с определенными чертами характера.
Материал: в зале расположены полотна живописи (И. Шишкин, В. Васнецов, И. Машков и др.), иллюстрации разных художников (Ю. Васнецов, Е. Рачев, В. Сутеев, Е. Чарушин).
* * *
Воспитатель собирает детей вокруг себя в группе. В это время раздается звонок.
Воспитатель. Кто-то к нам пришел! (Открывает дверь.)
Вбегает взволнованный Карлсон.
Карлсон. Ой, ребята, я такое узнал! Такое узнал! Вот так новость!
Воспитатель. Что же ты узнал Карлсон? Почему ты такой взволнованный?
Карлсон. Да я новое искусство открыл — графику! Наверное, вы о таком искусстве и не слышали? Графика! Графика! (Кружится, подпрыгивает.) А знаете, дети, как я его открыл? Летел я сегодня мимо одного дома, смотрю, а наверху — огромное окно. Заглянул — а там...Там много всяких рисунков висит. Смотрю и думаю: что же это такое? Про живопись я знаю: это картины, нарисованные маслом и в рамках. А здесь что-то другое. Залетел я в открытое окно и стал кричать: «Что же это такое?» Тут открылась дверь, вышел ко мне дяденька и сказал: «Не шуми, Карлсон, ты попал на выставку графических работ, а вернее сказать, на выставку иллюстраций». И стал тот дяденька мне все про эту графику рассказывать и показывать. Так интересно было, что я попросил у него с этой выставки некоторые иллюстрации и решил вам показать. Хотите увидеть? Тогда пошли со мной!
Звучит спокойная мелодия, дети входят в зал и начинают рассматривать иллюстрации. Воспитатель наблюдает за проявлениями детей, их заинтересованностью этим видом искусства, эмоциями, поведением. Затем Карлсон привлекает внимание ребят, показывая им живописное полотно.
Ребята, как называется это искусство и почему?
Дети отвечают.
Воспитатель. Художник для выразительности образа (лес, кисть рябины и пр.) использует цвет. Он оживляет картину.
Карлсон. Я вам покажу такие работы, где главное — не цвет, а линии, штрихи, точки, пятна, и они бывают разные. Линии бывает тонкие и толстые, непрерывные и прерывистые, плавные и ломаные, даже злые и добрые, сердитые и веселые. (Показывает на иллюстрациях.) А знаете что такое штрихи? Какие они бывают? Штрихи — это короткие линии. С их помощью часто закрашивают поверхность рисунка. Иногда эти штрихи располагают очень близко друг к другу, а иногда между ними бывает видна бумага. (Показывает на иллюстрациях.) А как их накладывать, зависит от того, что мы рисуем. (Показывает иллюстрацию Е. Чарушина к книге «Тюпа, Томка и сорока».) Кто изображен на этом рисунке? Какой он? А что он делает?
Дети отвечают.
Все правильно вы увидели: художник Е. Чарушин нарисовал котенка маленьким, пушистым, рисовал он мягкой плавной линией. Короткими штрихами изобразил шерстку: где штрихов побольше, там потемнее, где меньше — там светлее и виден каждый штрих.
Карлсон. А вот еще рисунок. (Показывает иллюстрацию Ю. Васнецова к книге «Гусли-самогуды».) Это кто же нарисован? Какие рыбки? Что они делают? Как об этом узнали?
Дети отвечают.
Да, художник Ю. Васнецов ломаной линией и штрихами разной толщины и в разном направлении нарисовал дерущихся карасей.
Художники применяют разные линии и штрихи, чтобы рассказать о характере героя, его настроении: веселом или злом, хитром или сердитом, спокойном или резком...
А сейчас вам задание: нарисуйте какой-либо персонаж. Не забудьте, что линией, штрихом вы должны рассказать о своем изображении: нравится ли вам герой, какой он: веселый, грустный, порывистый, злой, добрый...
Дети работают, в это время можно включить негромкую легкую музыку. По окончании работы следует рассмотреть рисунки, побеседовать об изображенном. После этого Карлсон благодарит детей за рисунки, говорит, что будет долго ими любоваться, повесит их у себя в комнате. Дети благодарят Карлсона за то, что он познакомил их с таким интересным искусством — графикой.
(конспект М.А. Алалыкиной)
Задачи:
— формировать представление о книжной графике: ее особенностях, средствах выразительности на основе творчества В.М. Конашевича;
— показать отличие графики от живописи; пояснить значение слов: книжная графика, художники-иллюстраторы;
— раскрыть сложность труда художника-иллюстратора; вызвать эмоциональный отклик на иллюстрации в книгах, художественный образ;
— воспитывать желание их рассматривать и рисовать различными средствами графики.
Материал: книги с иллюстрациями В.М. Конашевича.
* * *
Дети сидят перед столом воспитателя, на котором разложены иллюстрации художника.
Воспитатель. Дети, вы уже знаете, кто пишет живописные картины? А кто создает рисунки в книгах? Как называются эти рисунки?
Дети отвечают.
Поэтому и художники, которые создают рисунки в этих книгах, называются художниками-иллюстраторами. Для чего нужна иллюстрация в книгах?
Дети отвечают.
Иллюстрации наглядно рассказывают о героях, какие они, нравятся ли они художнику. Давайте рассмотрим иллюстрации художника Владимира Михайловича Конашевича. Посмотрите внимательно и расскажите. Можно ли по рисунку догадаться, о чем эта книга? Как вы догадались?
Дети отвечают.
Этот вид изобразительного искусства называется книжной графикой. Какое главное средство в живописи? А в графике главные средства выразительности: линия, штрих, пятно, точка. Цвет здесь тоже используется, но не так, как в живописи.
Чем рисует художник-иллюстратор?
Дети отвечают.
Воспитатель рассказывает, как работает художник над рисунком в книге (читает, много размышляет, что нарисовать о рассказанном в книге, представляет себе героя, пытается изобразить его характер, движения, делает наброски).
Каждый художник видит мир по-своему, но каждый хочет изобразить так, чтобы рисунок помог нам понять содержание книги. Все средства выразительности, которые использует художник (контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), направлены на то, чтобы показать жанр произведения.
Чем сказка отличается от рассказа? (Сказка — вымысел, фантастика. Например, животные могут ходить на двух ногах, одеты, как люди. А в рассказе описываются реальные вещи, события.)
Иллюстрации бывают большие и маленькие, на всю страницу книги или посередине текста. В одних иллюстрациях главное — цветовое пятно, в других — линия, в третьих — силуэт. В.М. Конашевич оформил для нас много книг. Работа у него трудная, как и у других художников, поэтому нам следует бережно относиться к книге и иллюстрациям. Какая иллюстрация вам понравилась и почему?
В заключение дети пробуют рисовать различными графическими материалами.
Для создания интереса к творчеству художника следует организовать выставки книг с иллюстрациями разных художников-графиков, например: «Рисуем, как Ю. Васнецов», «В.М. Конашевич — друг и помощник К.И. Чуковского», «Художник-иллюстратор Е. Рачев» и др.
При рассматривании иллюстраций определенного художника следует обращать внимание на выразительные средства, которые он использует при передаче настроения героев, отношения к ним; зачитывать отрывки из произведений. Все это формирует эмоциональноположительное отношение к творчеству художников-иллюстраторов. Например, необходимо вызвать интерес дошкольников к тонкой, подвижной линии и мягкому, чистому, прозрачному, иногда декоративному цвету, который использует в своем творчестве В.М. Конашевич.
Для ознакомления с цветом можно использовать дидактические игры: «Дружные цвета», «Найди такой же» и др. Необходимо обращать внимание детей на то, как художник выражает свое отношение к героям произведения: у мачехи из «Сказки о мертвой царевне...» злое выражение лица. Для закрепления и уточнения выразительных средств графики целесообразно использовать проблемные вопросы: «Почему В. Конашевич использует мягкие, нежные оттенки при изображении Царевны Лебеди?», «Какие цвета применяет художник при изображении чудо-дерева?» и т.д. При обучении технике исполнения необходима демонстрация воспитателем способов рисования. В ходе демонстрации воспитатель сопровождает свои действия словами. Например, при изображении чудо-дерева воспитатель может пояснить: «Создавая изображение дерева, В. Конашевич тщательно прорисовывал каждый чулок на дереве, каждый сапожок и башмачок. Посмотрите, какая у него легкая, тонкая, подвижная, как бы вздрагивающая линия». Словесное объяснение во взаимосвязи с рисованием обеспечивает зрительное и слуховое восприятие, способствует более точному усвоению детьми способов рисования.
(конспект Е.Н. Жилиной)
Задачи:
— вызвать интерес к творчеству художника-иллюстратора Е.М. Рачева, познакомить с его изобразительной манерой, обратить внимание на средства выразительности, которые он использует;
— формировать представление о творчестве как постоянном процессе поиска наиболее выразительных образов, средств изображения;
— развивать наблюдательность в процессе рассматривания иллюстраций, эмоциональную отзывчивость на образы, созданные художником, умение отвечать на вопросы, высказывать собственные суждения, используя образные слова и выражения. Материал: две книги «Колобок» (изд. 1969 и 1984), проиллюстрированные Е.М. Рачевым.
Предварительная работа: рассказывание сказки «Колобок», беседа по ее содержанию, рисование на тему сказки.
* * *
Воспитатель. Ребята, мы уже знаем о том, как долго и тщательно иллюстратор работает над оформлением книги, как он ищет наиболее выразительный образ, наиболее выразительные средства изображения. Иногда художник по несколько раз переделывает свои рисунки. Сейчас мы посмотрим книжки и поговорим о том, как художник Е.М. Рачев работал над иллюстрациями к сказке «Колобок». Он дважды оформлял книжку. (Показывает две книги «Колобок», изданные в разные годы.) Давайте рассмотрим обе книги и найдем, что нового придумал художник, когда оформлял книгу во второй раз. Как изменились его рисунки?
Воспитатель ставит обе книги на стенд и предлагает рассмотреть обложки.
Художник на обложке книги обычно помещает главных героев. Что же нарисовано на обложке первой книги? В центре, на белом полотенце с кружевными концами, написано название «Колобок». Под названием книги — большой смеющийся и показывающий язык синичкам, сидящим вверху (под названием) Колобок. Он подпрыгивает и дразнит птичек. Какого цвета обложка книги? Вверху — оранжевая, а внизу — зеленая. Нарядное сочетание! На белом полотенце черным цветом с желтым узором написано название.
Давайте рассмотрим вторую книгу. Что нарисовал художник на обложке? Да, здесь уже другой рисунок: хитрющая лиса, одетая в русский сарафан и вышитую кофточку, а на лапе у нее сидит Колобок и поет песенку. А где художник поместил название книги? Какого цвета обложка? В основном красно-малинового цвета и только вверху немного синего да полосочка внизу. Вот какие разные обложки!
Раскроем книги и посмотрим, что нарисовано в каждой из них. В первой справа дано крупное название книги на желтом вышитом полотенце. А внизу на развороте двух страниц нарисована вышивка — оранжево-красный узор. А во второй? Справа вверху — надпись красными буквами, а под ней — подмигивающий, смеющийся Колобок. А как это нарисовал художник? (Растянутый рот, уголки рта подняты вверх, один глаз прищурен.) А под Колобком узорчатая надпись — «Русская народная сказка». В самом низу на развороте двух страниц изображена русская вышивка, но она уже не такая, как в первой книге, и по форме узора, и по цвету.
Смотрим дальше. Здесь рисунки почти одинаковые: слева — Колобок лежит на полотенце на окошке, а справа — текст начинается; он написан с большой буквы, а на букве сидит синичка. Но все- таки есть некоторые отличия в рисунках. В чем же они? (Разные по цвету рисунки окна и полотенца, кайма внизу страниц, роспись буквы во второй книге.)
Листаем странички дальше. Что мы видим? Справа в той и другой книге — большой рисунок во всю страницу: Колобок встретился с Зайчиком. Оба рисунка похожи. Расскажите, что делает Колобок, а что — Зайчик? Колобок поет — вот так рот широко открыл, а Зайчик присел, слушая Колобка. Одна лапка у него за спиной, под мышкой он морковку держит, второй лапой он показывает на рот и говорит: «Колобок, Колобок, я тебя съем!» А как художник показал, что это сказочный Заяц? Одет в русскую рубашку-косоворотку, вышитую по подолу, вороту и рукавам, подпоясан веревочкой, в штанах. Он стоит на двух ногах (лапах), как человек. Заяц одет как деревенский мужичок, крестьянин. Где встретились Колобок и Заяц? А что нарисовано вокруг? Рисунки похожи, но мы видим некоторые отличия. В чем?
Смотрим дальше — Колобок встретился с Волком. Похожи ли картинки? (Отличаются.) Да, здесь художник изменил рисунок. Давайте рассмотрим его в первой книге. Какой здесь Волк? Страшный, большой, злой. А как это нарисовал художник? Е.М. Рачев согнул его, иначе бы тот не вошел на страницу; пасть Волка открыта, из нее торчат острые зубы; глаза маленькие, злые; шерсть на загривке поднялась дыбом. Посмотрите на его лапы: когти торчат, сейчас схватит Колобка. А во что одет Волк? (В кафтан.) Такие раньше носили стрельцы — солдаты царя. Посмотрите, что у него на левой лапе висит? Это старинное оружие, называется кистень — железный шар с шипами на цепи, прикрепленной к палке. Где встретился Колобок с Волком? (В лесу.) Колобок по тропинке катится, а Волк выскакивает из-за деревьев. Но Колобок не боится Волка — поет ему свою песенку. Давайте посмотрим вторую книгу, где нарисована эта же встреча. Рисунок тут уже другой. Какой здесь Волк? Он не страшный, а удивленный. Пасть закрыта, не видно когтей. Одет он в красный стрелецкий кафтан, кистень у него тоже есть. А где нарисован Колобок? Танцует, подпрыгивает на пенечке, песенку поет. А что нарисовано кругом? Страшный ли лес?
Дети участвуют в беседе.
Перевернем страницу и посмотрим на встречу Колобка и Медведя. Здесь мы тоже видим разные картинки. Расскажите о Медведе в первой книге. Какой он? (Медведь нарисован во всю страницу, он огромный, уселся, лапы раскинул, а на лапах — когти большие.) Во что он одет? (В теплый халат.) На кого это он так пристально смотрит? (На Колобка.) А что в лапах держит? (Ягодки-бруснички.) Ишь, набрал сколько, сел полакомиться, уже рот открыл. Сидит Медведь под деревом, кругом темно — глушь лесная, наверное. Колобок маленький, еле его видно, но не боится Медведя, поет ему свою песенку.
А что на рисунке во второй книге? Здесь Медведь сидит на полянке, опирается на пенек и из колоды ложкой мед хлебает. Очень любит он мед. Рот открыл — ложку полную тянет себе в рот. А во что одет Медведь? Как вы думаете, почему художник изобразил его в халате? Только халат здесь другого цвета! Да, любит Мишка сладко поесть и хорошо поспать! А где Колобок? Вот с колена Медведя сейчас спрыгнет и покатится. А что нарисовано вокруг? Осенние березки, кругом светло, нарядно.
Смотрим дальше. Встреча Колобка с Лисой. Рисунки разные. Чем они отличаются? Да, в первой книге Лиса мордочку вверх подняла. Рот закрыт, а глазками посматривает на Колобка. Тот почти на носу у нее сидит, песенку поет. А Лиса-то принюхивается — очень уж вкусно пахнет румяный Колобок. Лиса одной лапкой другую придерживает, хвостик вверх подняла. Во что она одета? (В белую кофточку и красный сарафан, как русская девица-красавица, подпоясана кушаком.) Где она сидит? (Сидит на лавочке из бревен, около тропинки, а вокруг стеной трава стоит, только вдали видно небо.) А во второй книге какая Лиса? Лиса одета как боярыня, богатая девица — в синий сарафан, белую кофточку, на голове — кокошник, на шее — бусы. Мордочка ее поднята вверх, рот раскрыт, посмеивается. А Колобок что делает? Подпрыгивает у Лисы на носу, песенку поет. Лиса сидит на пенечке, кругом — трава светло- зеленая, ягодки зреют, березки с зелеными листочками стоят. Светлая страничка!
Что на последней странице нарисовано? В конце текста — небольшой рисунок, на котором изображена Лиса. Она сидит довольная, голову лапкой подпирает, улыбается.
Понравились вам рисунки? Вот видите, как интересно нарисовал художник Евгений Рачев иллюстрации к русской народной сказке. Но делая рисунки во второй раз, он придумал много нового, по-другому показал нам героев сказки. Звери очень похожи на людей, одеты в русские народные костюмы. По одежде можно узнать, что Заяц — крестьянин, Волк — стрелец, Медведь — барин, Лиса — боярыня, богатая девица. По одежде и предметам, которые у них в руках, мы узнаем об их характерах, о том, что они любят делать; по позам, мимике, жестам узнаем, какие они. Так, Заяц — большой любитель морковки, но очень нерешителен; Волк — злой, глупый, скорее разбойник, чем солдат (кистень всегда при нем); Медведь не зря в халате — он большой любитель поспать и сладко поесть; Лиса — очень хитрая девица, кокетка, любит наряжаться.
Рисунки нарядны, красочны. Цвет художник всегда дает без сложных переходов. Краски любит класть тонким, прозрачным слоем. Рисунки яркие, привлекательные, очень декоративные. Особенно звонкими они становятся от гибкого, точного черного контура.
Придумайте, с кем бы еще встретился Колобок, если бы убежал от Лисы. Пусть каждый из вас будет художником и придумает свой рисунок.
Дети могут самостоятельно вне занятий создать свой рисунок.
Задачи:
— продолжать знакомить с творчеством художника-иллюстратора, проявлением им оригинальности, способности по-своему видеть образы героев, наглядно показывая свое отношение к ним в процессе оформления сказки;
— развивать умение сравнивать образы и средства выразительности, используемые В. Конашевичем и В. Корольковым в оформлении одной сказки;
— закреплять умение узнавать творческую манеру художника, умение доказательно высказывать собственные суждения, отношение к увиденному;
— воспитывать интерес к иллюстрациям разных авторов.
Материал: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», оформленная художниками В. Конашевичем и В. Корольковым, разной формы книги (книжка-тетрадь, альбом, книжка-раскладушка, книжка-игрушка в виде образа дома, дерева, куклы).
Предварительная работа: чтение «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
* * *
Дети сидят свободно, перед ними на стенде (сначала закрытые) стоят две книги, иллюстрированные разными художниками.
Воспитатель. Ребята, мы уже знаем, кого называют художниками-иллюстраторами. Да, это те, кто создает рисунки в книгах. Но только ли картинки?
Дети отвечают.
Действительно, они продумывают все оформление книги от начала до конца, от первой странички до последней, обдумывают, что нарисовать на обложке, титульном листе, как написать заглавие — название книги, куда его поместить. Они придумывают, какая будет книжка по форме: книжка-тетрадь, альбом, книжка-раскладушка, книжка-игрушка в виде образа дома, дерева, куклы. (Показывает эти формы книг.) Художник изобретает концовку — небольшой рисунок или орнамент, завершающий последнюю страницу раздела или книги. (Показывает.) Подбирает шрифт — буквы, которые удобно читать, которые будут красиво смотреться в книге.
Долго ли художник работает над оформлением книги? От чего это зависит? Мы уже знаем, что художник долго работает над оформлением книги в зависимости от того, что это за произведение: сказка, потешка, рассказ, веселая книга, стихи. Его рисунки должны помочь осмыслить, о чем говорит писатель, разобраться в содержании, понять главную мысль произведения, наглядно увидеть героев, понять, какие они: добрые или злые, бесстрашные или трусливые. Кроме того, художник думает и над тем, чтобы книга своей формой, цветом, рисунками доставила нам удовольствие, радость.
Каждый художник по-своему прочитывает книгу, представляет ее героев и придумывает свои рисунки. Сначала он делает наброски, продумывает композицию рисунков, их расположение, ищет наиболее выразительные позы, движения, жесты, подбирает цвета и оттенки, выбирает те изобразительные материалы, технические способы изображения, которые наиболее выразительно передают характеры образов и стиль литературного произведения.
Вот сегодня мы посмотрим, как одну сказку проиллюстрировали два разных художника. Это «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. Одну книгу оформил В. Конашевич, а другую — В. Корольков. (Показывает книги.)
Сначала давайте вспомним, о чем эта сказка?
Дети отвечают.
А сейчас посмотрим и сравним рисунки двух художников к одной сказке. Какие книги по форме? (Обе — книжки-тетради.) Вот книга, которую оформил В. Конашевич. Вот книга, которую оформил В. Корольков. Посмотрите на обложки и расскажите, что нарисовали художники? (На обложке книги, которую оформил В. Конашевич, нарисованы молодая царевна и царевич Елисей, скачущие на коне. На обложке книги, оформленной В. Корольковым, изображены герои другой сказки А. С. Пушкина: князь Гвидон и его мать — царица, так как в этой книге представлены разные сказки поэта.)
Какой изображена царица-мачеха, на которой женился царь после того, как умерла его жена? (Своенравной, злой, завистливой, надменной.)
Как художники показывают свое отношение к царице? (У мачехи злое, жестокое выражение лица, когда она смотрится в зеркало.)
Какой изображена царевна? (Доброй, милой, нежной, приветливой, трудолюбивой, застенчивой, кроткой, нерешительной.)
Как художники показывают свое отношение к царевне? В. Конашевич изображает ее с приветливым выражением лица, она скрестила руки на груди с мольбой, когда просит Чернавку не губить ее; застенчивой, когда царевна с поклоном встречает семерых богатырей; отзывчивой, когда та с куском хлеба выбегает навстречу нищей чернице; радующейся, когда королевич Елисей спасает ее. В. Корольков рисует царевну трудолюбивой — она занимается вышиванием и с улыбкой смотрит на королевича Елисея; огорченной, умоляющей — просит Чернавку, стоя на коленях, не губить ее; при встрече с богатырями извиняющейся — царевна выходит чуть наклонившись из-за шторки, возле ее ног ласково трется кошка; доброжелательной при встрече с нищей черницей; улыбающейся, когда королевич Елисей спасает ее. Иначе говоря, оба художника по- разному демонстрируют самые лучшие проявления царевны.
Кого еще нарисовал В. Конашевич? (Сенную девушку Чернавку, семерых богатырей, нищую черницу, пса, королевича Елисея.)
Кого нарисовал В. Корольков? (Тех же героев.)
Какие они по характеру? (Разные, так, например, Чернавка — с одной стороны, подчиняющаяся царице, с другой — в душе добрая; семеро богатырей — дружные, заботливые, умелые, настоящие охотники; пес — добрый, ласковый по отношению к царевне и семерым богатырям, но свирепый, сердитый, злой — по отношению к нищей чернице, которая принесла отравленное яблоко; королевич Елисей — огорченный, общительный, влюбленный, добрый.)
Несмотря на то что герои у разных художников одни и те же и обладают одинаковыми чертами, иллюстрации отличаются. В чем же отличие? Герои, изображенные В. Конашевичем, более мелкие по размеру, большую часть иллюстрации занимают дополнительные детали — большого размера терем, на который набрела царевна, огромные ели, окружающие его, в половину листа — солнце, месяц, ветер, с которыми встречался королевич Елисей. Эти же герои нарисованы В. Корольковым крупным планом.
У В. Конашевича много декоративных узоров на титульной листе, вверху на разных страницах, перед началом и в качестве завершения текста сказки, между частями текста, при изображении терема и пр. Линии, которые использует художник, — плавные, тонкие, подвижные, как будто вздрагивающие.
В. Корольков использует четкие линии, которыми он изображает героев, их особенности, определенные детали, из которых складывается образ (например, прическа, головной убор, сережки, бусы в несколько рядов, много колец на руках, украшенное жемчугом платье — и вот перед нами царица). Образы изображены весьма реалистично.
Цвет, используемый В. Конашевичем, — мягкий, прозрачный, чистый, иногда условный, декоративный. Цвет, который применяет В. Корольков, — по-разному насыщенный, разнообразный, похож на тот, который используется в живописи.
Молодцы. Мы с вами рассмотрели одну сказку, которую оформили два разных художника. Каждый по-своему увидел героев, придумал, как они выглядят, во что одеты, придумал разные детали, о которых в сказке не говорится. Давайте поставим книги в книжный уголок, а в свободное время вы можете еще раз полюбоваться иллюстрациями и сравнить их.
Использование знаний, умений в разных видах деятельности обеспечивает их прочность, осознанность, воспитание устойчивого интереса к книжной графике. Для закрепления знаний могут быть проведены дидактические игры. Например, в процессе игры «Узнал — расскажи» ребенок выбирает среди предложенных иллюстраций рисунок определенного художника, аргументируя свой ответ. Второй вариант игры: ребенок называет, к каким сказкам сделаны иллюстрации этого художника.
Знания о графике художника-иллюстратора могут закрепляться и в творческой деятельности. Можно предложить проиллюстрировать знакомые сказки, используя изобразительные средства, например, Ю. Васнецова, и создать из детских работ альбомы. Могут быть проведены выставки по мотивам творчества художника.
(с использованием выразительных средств графики В. Конашевича)
(конспект Е.В. Колбенко)
Задачи:
— воспитывать интерес к творчеству В.М. Конашевича, учить создавать рисунки к сказке, используя его выразительные средства: линию, цвет;
— развивать умение выбирать эпизод сказки, передавать сюжет.
Материал: бумага разного размера, акварельные краски, кисти, салфетки, вода, иллюстрации к сказкам.
Предварительная работа: чтение «Сказки о царе Салтане...», рассматривание иллюстраций В.М. Конашевича, рисование в свободное от занятий время по желанию детей.
* * *
Воспитатель напоминает содержание сказки, показывает иллюстрации к ней в исполнении художника. Одновременно зачитывает строки произведения, относящиеся к тому или иному эпизоду, например: «Ветер по морю гуляет...», «Все красавцы удалые...», «Ель растет перед дворцом...» и т.д., спрашивает детей: «Кто иллюстрировал сказку?» При рассматривании иллюстраций обращает внимание на изображение теремов, персонажей сказки. Задает вопросы.
• Какие линии и цвета использовал художник при изображении теремов?
• Какой изображена Царевна Лебедь?
• Какие линии и цвета использует для этого художник?
Предлагает прослушать музыкальный фрагмент «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане». Затем просит подумать, какой эпизод они будут рисовать, напоминает, что при рисовании нужно использовать линии и цвета, которые применял художник. Дети называют эпизод и приступают к работе. Формат бумаги они выбирают самостоятельно. По окончании воспитатель предлагает ребятам дать образное название своим рисункам, например: «Белка песенки поет».
Из рисунков создается выставка. При просмотре всех выполненных работ дети выбирают те, на которых более точно переданы выразительные средства, используемые В.М. Конашевичем. Дошкольники объясняют, почему они выбрали именно ту или иную работу.
Автор: Вахрушева Людмила Николаевна
Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста
Формирование познавательного интереса к математике у старших дошкольников
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
Воспитание познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста
Нет комментариев. Ваш будет первым!