Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические основы задачи воспитания познавательных интересов у детей 5-7 лет

Интерес как очень сложное и значимое для личности образование имеет множество трактовок. Интерес — избирательная направленность человека, его внимания (Н.Ф. Добрынин); его мыслей и помыслов (С.Л. Рубинштейн); своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон) и т.д.

Воспитательный подход к решению проблемы интереса осуществлен Г.И. Щукиной. Она считает, что интерес выступает одновременно и как избирательная направленность психологических процессов, и как стремление, потребность личности заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение, и как мощный побудитель активности личности: под его влиянием все психические процессы получают особое избирательное отношение к окружающему миру, наполненное яркими эмоциями, волевыми усилиями.

Н. Г. Морозова определяет интерес как стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать. Подчеркивая важность положительных эмоций как необходимого компонента познавательного интереса, автор утверждает, что он не может возникнуть на основе отрицательного отношения к деятельности.

Т. А. Куликова считает, что применительно к детям дошкольного возраста познавательный интерес — это стремление узнавать новое, выяснять непонятное в предметах и явлениях действительности. Л.М. Маневцова подчеркивает желание дошкольника вникнуть в сущность предметов, явлений, в имеющиеся между ними связи и отношения. Она определяет познавательный интерес как стремление к активности и самостоятельности в познании. Л.Ф. Захаревич под активным познавательным интересом к сезонным изменениям в жизни растений понимает стремление детей к познанию не только внешних сторон предмета или явления, но и стремление к проникновению в глубину его содержания, которое внешне остается скрытым для ребенка, попытки сопоставлять, сравнивать, вычленять, обобщать, устанавливать связи и зависимости между явлениями, видеть их развитие, проявляя при этом творческий поиск, мобилизуя свою активность.

Анализ психолого-педагогических исследований показывает взаимосвязь познавательных интересов с деятельностью, уровнем знаний. Так, с одной стороны, интерес влияет на выполнение деятельности, считается условием творческого к ней отношения, с другой — он проявляется именно в деятельности. Однако не всякая деятельность в одинаковой мере способствует развитию познания. Нет деятельности, в которой в какой-то степени не удовлетворялся бы познавательный интерес. Есть такая, где он удовлетворяется в высшей степени, и она служит толчком для его развития; и есть деятельность, где он едва проявляется и едва развивается. Поэтому главное при воспитании познавательных интересов — организовать содержательную деятельность.

Н. Г. Морозова разработала структуру деятельности, наиболее успешно влияющую на формирование познавательных интересов. Для этой специфически организованной деятельности характерны следующие особенности:

• возникновение в ее ходе недоумения и вопросов у самого ребенка; для этого подача нового материала должна опираться на прежние представления, которые вступают в противоречие с новыми и требуют объяснения;

• постановка и принятие ребенком задачи для самостоятельного или совместного с воспитателем решения, чтобы она становилась собственной задачей ребенка и вызывала желание самостоятельно добиваться ее решения;

• организация поиска решения задачи, проходящего через преодолимые трудности и приводящего к положительному результату;

• решение задачи, включающей возникновение новых вопросов, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и все более устойчивым.

Итак, роль интересов в учебной деятельности сводится к следующему:

• интересы способствуют глубине и прочности знаний;

• развивают и повышают качество мыслительной деятельности, сказываются на общем развитии;

• существенно влияют на формирование личности: определяют активность в учении, благоприятствуют формированию способностей, воспитывают творческий подход к различным видам деятельности;

• повышают общий эмоциональный тонус, создают более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов, т.е. подлинный познавательный интерес становится основой учебной деятельности.

В исследованиях Н.А. Бойченко, Л.Ф. Захаревич, Г.И. Щукиной и др. четко прослеживается тесная взаимосвязь познавательных интересов со знаниями: знания являются основой познавательных интересов, без которой они не могут возникнуть, но и сами интересы способствуют глубине и прочности усвоения знаний, т.е. их обогащению и расширению. Н.А. Бойченко, Л.Ф. Захаревич и др. указывают, что возникновение и дальнейшее развитие интересов находится в прямой зависимости от усвоения детьми конкретных знаний о явлениях окружающей действительности. Формирование интересов предполагает обязательное обогащение детей знаниями в процессе обучения. Л.Ф. Захаревич считает, что познавательные интересы можно сделать устойчивыми и глубокими в том случае, когда они основываются на прочных, осознанных знаниях. В свою очередь, процесс усвоения детьми знаний находится в прямой зависимости от развития познавательных интересов — чем сильнее, активнее познавательные интересы, тем глубже, шире и прочнее знания.

Характерно, что уже в дошкольном возрасте познавательные интересы имеют развитую структуру. В работах Л.А. Блащук, Т.А. Куликовой, Н.К. Постниковой и др. показано, что познавательные интересы в дошкольном возрасте имеют ту же структуру, что и в школьном, а именно:

• интеллектуальный компонент — выражающийся в направленности на познание объекта, стремлении постичь его сущность;

• эмоциональный компонент — проявляющийся в положительном эмоциональном отношении к объекту;

• волевой компонент — рассматривающийся как степень сосредоточенности на данном объекте, применение усилий для достижения поставленной цели.

Многие исследователи (Н.А. Бойченко, Л.Ф. Захаревич и др.) доказывают, что в интересах дошкольников можно выделить те же характерные особенности, которые присущи интересу вообще, а именно: предметная направленность, широта, глубина и устойчивость. Так, Н.А. Бойченко определяет следующие особенности игровых интересов детей дошкольного возраста: эпизодичность, неустойчивость, кратковременность и ситуативность, зависимость их возникновения от яркости и новизны наглядного материала, яркая положительная эмоциональная окрашенность.

Анализ литературы позволяет определить общую линию становления познавательных интересов, которые, являясь динамической, подвижной системой, существуют на различном уровне развития и в различной степени выраженности. В исследованиях Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной и др. определены стадии развития познавательных интересов:

• любопытство;

• любознательность;

• познавательный интерес;

• теоретический интерес.

Применительно к детям дошкольного возраста обычно выделяются первые три стадии. Дадим характеристику каждой из них.

Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена внешними, неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. На этой ступени ребенок довольствуется только занимательностью материала, у него наблюдается стремление к познанию внешнего, того, что он непосредственно воспринимает. Тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность — ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии обнаруживаются сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности как активного видения мира.

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательностью, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательными движениями познавательной деятельности ребенка, поиском интересующей информации.

Одно из проявлений познавательного отношения детей дошкольного возраста — их вопросы. Например, Н.Ц. Купарадзе, П.Г. Сир- биладзе указывают, что мотивы детских вопросов на протяжении дошкольного возраста не остаются неизменными. Они перестраиваются в процессе развития и под влиянием обучения и воспитания. У ребенка младшего дошкольного возраста мотивы вопросов связаны преимущественно с аффективно-эмоциональным отношением к окружающему, но не исключают и познавательного отношения. В этот период, считает П.Г. Сирбиладзе, у детей наблюдается «голод фактов». Вопросы типа «Кто это?», «Что это?» выражают скорее любопытство, чем любознательность. Постепенно появляется интерес к действию. Дети стараются уточнить: «Как?» — это уже проявление любознательности. Дальнейшее развитие интереса идет по пути овладения действием. Появляется тенденция к наблюдению, размышлению. Определяющим мотивом вопросов старшего дошкольника все более и более становится стремление к знанию.

Данные, полученные в ходе исследований Н.А. Бойченко, Л.Ф. Захаревич, Н.К. Постниковой и др., позволяют установить некоторые этапы в развитии интересов у детей:

• возникновение эпизодических и кратковременных интересов, основанных на восприятии яркого и внешнего в предмете или явлении;

• расширение познавательных интересов за счет увеличения внимания к большему количеству внешних признаков, разрозненных фактов;

• углубление познавательных интересов в результате стремления к обучению и систематизации фактов, явлений, к проникновению в глубину их содержания и установлению причинных связей;

• устойчивое проявление интереса в познавательной деятельности детей, вовлечение ими других и передача им соответствующих знаний и умений.

Г.И. Щукина в своих работах раскрывает условия формирования познавательных интересов старших школьников. Эти условия (содержание изучаемого материала, методы его подачи, организация деятельности), как показывает анализ исследований, являются общими, определяющими формирование познавательных интересов на всех возрастных ступенях.

На основании теоретического анализа психолого-педагогических исследований по проблеме познавательного интереса можно сделать следующие выводы:

• познавательный интерес имеет множество трактовок, его рассматривают с разных точек зрения;

• имеет сложную структуру, которая включает интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты;

• развивается по следующим стадиям: любопытство, любознательность, познавательный и теоретический интерес;

• определяется такими особенностями, как предметная направленность, действенность, широта, глубина и устойчивость;

• для развития интереса необходимо создавать определенные условия.

Автор: Вахрушева Людмила Николаевна

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста

Воспитание познавательного интереса к книжной графике у детей старшего дошкольного возраста

Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Формирование познавательного интереса к математике у старших дошкольников

Нет комментариев. Ваш будет первым!