Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Исследовательская работа, 4 класс. Компьютер друг или враг

Исследовательская работа ученицы 4 класса "Компьютер друг или враг нашим глазам"
«Компьютер может быть не
только другом, но и превратиться
в злейшего врага, который мстит
потерей здоровья и интеллекта".


ВВЕДЕНИЕ
Сейчас, почти в каждом доме стоит компьютер. Ученики выполняют домашние задания, используя новые информационные технологии. В школе на уроках, учащиеся активно применяют ПК. Школьники с большим интересом общаются через глобальную сеть Интернет. Компьютерные игры занимают все свободное время современного школьника. Поэтому мы решили, что тема «Компьютер - друг или враг нашим глазам» будет актуальной, особенно в наши дни, ведь многие и не подозревают, что компьютер опасен для здоровья и психики человека. Зрение школьника страдает одним из первых. Проходя сейчас медицинский осмотр, который проходят один раз в год, мы в этом убедились еще больше, особенно узнав результаты врача-окулиста. И задумались, а стоит ли так рисковать своим здоровьем? А может быть пришло время узнать, как сделать так, что бы компьютер стал твоим другом, а не врагом.
Цель, которую мы поставили перед собой в данной работе:
Изучить влияние компьютера на зрение человека.
Из поставленной нами цели вытекают следующие задачи:
1) Проанализировать вред, наносимый компьютером на глаза человека;
2) Изучить специфику нарушения зрения;
3) Провести анкетирование и опрос учащихся, и выполнить анализ результатов;
4) Обратиться к официальным медицинским данным;
5) Провести сравнительный анализ результатов анкетирования с медицинскими данными;
6) Изложить основные правила гигиены зрения;
7) Рассмотреть меры для уменьшения вреда наносимого компьютером;
8) Предложить рекомендации для сохранения зрения при работе с ПК.
Гипотеза нашей работы в том, что в современной жизни без компьютера уже не обойтись. Но даже сейчас есть люди, считающие, что компьютер - это абсолютно без вредно. Но как из «неизбежного зла» превратить его в действительно полезного друга, без которого человеку обходиться теперь практически невозможно.
Объект исследования:
Долговременная работа учащихся за компьютером дома, в школе.
Предмет исследования:
Отрицательное влияние ПК на зрение школьника и основные нормы и правила защиты зрения.
Методы, которые мы использовали в данной исследовательской работе:
• исследование источников необходимой литературы по данной проблеме;
• анкетирование ребят 4А класса;
• опрос обучающихся 4А класса;
• диагностика результатов, полученных с медицинских осмотров в нашей школе;
• анализ, изученной литературы и нашего исследования;
• разработка рекомендаций по сохранению зрения школьников при работе за ПК.
ГЛАВА 1
1.1.Зрение человека
Зрение человека, формировалось в ходе длительной эволюции, но к сожалению, оно оказалось мало приспособлено к работе с компьютерным изображением. Дело в том, экранное изображение отличается от естественного тем, что оно:
- самосветящееся, а не отраженное;
- имеет значительно меньший контраст, который еще больше уменьшается за счет внешнего освещения;
- не непрерывное, а состоит из дискретных точек — пикселей;
- мерцающее (мелькающее), т. е. точки с определенной частотой зажигаются и гаснут; чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установки аккомодации;
- не имеет четких границ (как на бумаге), потому что пиксель имеет не ступенчатый, а плавный перепад яркости с фоном.
Из-за этого зрительная нагрузка существенно возрастает. Тот же самый эффект имеет и необходимость постоянного перемещения взора с экрана монитора на клавиатуру и на бумажный текст. Глаза человека, сидящего за компьютером, должны перефокусироваться от 15 - 20 тыс. раз в течение рабочего дня. При такой постоянной нагрузке глаза человека быстро устают, особенно сильно это выражено у детей, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Неограниченное по времени просиживание перед компьютером так же имеет негативные последствия.
Жалобы на зрение встречаются у значительного процента пользователей ПК и зависят как от времени непрерывной работы за экраном, так и от ее характера. У части пользователей астенопия проявляется через 2 часа, у большинства — через 4 часа и практически у всех — через 6 часов работы за экраном. Менее нагрузочной, считается считывание информации с экрана дисплея, более нагрузочной — ее ввод. Наибольшее общее утомление вызывает работа в диалоговом режиме. Особую нагрузку на зрение представляет собой компьютерная графика — выполнение и корректирование рабочих чертежей с помощью ПК.
1.2 Взаимодействие компьютера и нашего организма
Уже в первые годы компьютерного бума врачи-офтальмологи стали искать объективные изменения органа зрения у пользователей ПК. Первые сведения о большей частоте у них распространенных глазных заболеваний — катаракты и глаукомы — не подтвердились. Сейчас уже ясно, что никаких органических заболеваний глаз длительная работа с компьютером не вызывает. Единственное изменение, которое может происходить в органе зрения в результате такой работы — это появление (или прогрессирование уже имеющейся) близорукости.
С другой стороны, за последние годы компьютер претерпел огромные позитивные изменения как функционально, так и конструктивно. Разработаны и изготавливаются высокоэффективные приэкранные фильтры, способные защитить оператора от электростатического поля и частично от электрической составляющей электромагнитного поля. Накоплен огромный опыт в эргономике компьютерных работ, светотехнических условий рабочего места. Но при всем при этом актуальность проблем здоровья пользователя ПК практически не изменилась.
Также хорошо известно, что ПК оказывает через наши глаза информационное воздействие непосредственно на центральную нервную систему. Поэтому при длительном общении с ПК по принципу «где тонко там и рвется» страдают, прежде всего, органы и процессы организма потенциально ослабленные, т. е. с недостающей энергетикой, другими словами больные или находящиеся в пограничном состоянии «здоровье — нездоровье».
Человек, работающий с ПК становится чувствительным к любым другим зрительно-напряженным видам деятельности и условиям, а именно:
- работа с документами;
- вождение автомобиля;
- отдых в южных широтах и т. д.
ГЛАВА 2
Чтобы выяснить правоту наших рассуждений мы выбрали для своей работы некоторые методы, подходящие нам для проведения исследования и приступили к работе.
2.1. Анкетирование обучающихся
Исследование мы начали с проведения анкеты в 4А классе, что бы узнать какой процент учащихся, участвующих в исследовании имеет дома персональный компьютер. (см. рис.1. Приложение 1). Результаты анкетирования по каждому вопросу отдельно мы вынесли в диаграммы (Приложение 2).
1.Исследуя первый вопрос, есть ли у вас дома компьютер, мы выяснили, что компьютер есть почти у каждого ученика моего класса. (см.рис.1. приложение 2)
2. Из второй диаграммы по вопросу, сколько времени вы проводите за компьютером, видно (см. рис.1 приложение 2), что более 50 % нашего класса проводят за компьютером более 2-х часов, а если прибавить сюда ещё остальных ребят, которые нарушают нормы работы за компьютером (норма работы для 1-4 классов -15 минут), то это 100%, что безусловно очень много и плохо для здоровья моих одноклассников.
3. Конечно исследовав ответы на 3 вопрос, делаете ли вы перерыв при работе за компьютером, мы порадовались, ведь результат показал, что все ребята моего класса делают перерыв во время работы за компьютером. (рис.3 приложение 2)
Выводы: анализ анкетирования подтвердил, что обучающиеся нашего класса много времени проводят за компьютером, поэтому исследование воздействия компьютера на зрение человека и информирование учащихся по вопросу сохранения зрения – актуально.
2.2. Опрос обучающихся
По результатам анкетирования мы провели опрос обучающихся по поводу соблюдения норм безопасного использования ПК. (см. рис.1. Приложение 1.)
После опроса мы сделали следующий вывод:
1. Выполняют зарядку для глаз после работы на ПК.- 65%
2. Вытирают пыль, раз в неделю.- 100%
3. При работе одевают специальные очки с фильтром- 1%
4. Проветривают помещение – 99%

2.3. Беседа
Следующим этапом нашего исследования была беседа с фельдшером нашей школы Логиновой Еленой Александровной. На основе официальных данных по углубленным медицинским осмотрам, которые проводятся раз в год (информация предоставлена школьным фельдшером) мы вывели процент ухудшения зрения обучающихся в нашей школе за три учебных года. (см. рис.4. Приложение 2)
Из диаграммы видно, что % учащихся с заболеваниями глаз с каждым годом увеличивается. Из 42% имеющих заболевания глаз, всего 10% носят очки. Данные явно указывают на прогрессирующие развитие близорукости у школьников, что вызывает тревогу у медицинских работников, педагогов и родителей школьников.
Выводы по результатам исследований:
- Культ здоровья не вошел в нашу жизнь в должной мере;
- 100% опрошенных проводит за компьютером от 1 до 3 часов, что является глобальной проблемой наших дней;
- Зависимыми от компьютера с каждым годом становится все больше;
- Основными причинами появления «компьютерных» заболеваний являются: непрерывная работа за ПК в течение длительного времени (более часа), неудовлетворительные условия работы (плохое освещение), а также не выполнение профилактических мероприятий (перерывы в работе, гимнастика для глаз и физкультурные минутки).
2.4. Правила гигиены при работе за компьютером
Исходя из выводов нашего исследования, мы создали правила гигиены по работе с ПК. Упражнения, регулярная тренировка глаз очень важны для сохранения и улучшения зрения, профилактики близорукости и других заболеваний глаз. Чтобы понять, как лучше тренировать зрение, давайте вспомним, как устроены наши глаза. Чтобы снять напряжение в глазах, неизбежноe при работе за компьютером, необходимо: каждые 1-2 часа переключать зрение: смотрите вдаль 5-10 минут закрыть глаза для отдыха на 1-2 минуты проделать 4-5 простых упражнений, вовлекающих в работу большие группы мышц. Выполняйте упражнения для мышц глаз, шеи, спины, плечевого пояса. Для детей рекомендации те же, но перерывы нужно делать чаще и продолжительнее: детям 12-14 лет каждые 45 минут, а в 15-17 лет - каждый час, перерыв должен длиться не менее 15 минут.
Время работы за ПК по нормам СанПиНа:
• 5-6 лет - 10 минут
• 1-4 класс - 15 минут
• 5-7 класс - 20 минут
• 8-9 класс - 25 минут
• 10-11 класс - 50 минут (с перерывом 15 мин.)
• Взрослые Þ не более 2 часов
Как снять усталость: снять усталость помогают компрессы, промывания глаз черным и зеленым чаем, теплые примочки на закрытые глаза из отвара ромашки. Нужно беречь глаза от ультрафиолетового воздействия солнечных лучей.
Основные правила гигиены зрения и правильная организация рабочего места. Комфортное рабочее место. Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы. Специальное питание для глаз. Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.
Какие препараты способны улучшить зрение. Витамины (особенно комплексные поливитамины, в которых витамины сочетаются с микроэлементами: цинком, кальцием), препараты на основе черники, при заболеваниях глаз стоит раз в год принимать курс рыбьего жира. Так же необходимо приобрести специальные очки с компьютерным спектральным фильтром.
Массаж глаз: Хорошее влияние на циркуляцию крови и на нервы оказывает поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами - указательным и средним - в виде восьмиобразного движения. По нижнему краю глаза движение к носу, по верхнему краю глаза - над бровями. Такое движение повторяется 8-16 раз.
Вывод: Согласно статистике, во всем мире каждый третий плохо видит. Если у вас проблемы со зрением (близорукость или дальнозоркость, косоглазие или астигматизм) и вы не хотите с этим мириться, знайте - все в ваших руках. Но учтите: зрение нарушалось медленно, и восстанавливаться оно будет медленно. Мы говорим не о хирургической, лазерной или контактной коррекции, а о восстановлении вашего собственного нормального зрения естественным путем. Чтобы испортить зрение, вы трудились не один год. Именно вы, а не доктор должны упорно работать для его исправления. Здоровье надо заслужить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ребенок – это бурно развивающийся чувствительный организм. В школьном возрасте складываются все физиологические системы, которые необходимы для успешного взаимодействия с компьютером, продолжают формироваться осанка и кости кистей рук, произвольное внимание, нормальная рефракция глаза. Очень уязвима и психика ребенка. На фоне постоянно увеличивающейся информационной нагрузки нерегламентированные занятия на компьютере могут ускорить неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка. Работа «Компьютер-друг или враг нашему зрению» пополнила мои знания, о том, на сколько не безопасна работа на компьютере.
В ходе проведения исследования я рассмотрела множество литературы по техническим устройствам компьютера, информатике, окружающему миру, медицине. В исследовании приведены примеры, доказывающие, что можно защитить зрение от отрицательного влияния монитора при длительной работе за ПК: это влажная уборка помещения, упражнения для глаз, физические упражнения, расстановка компьютера в помещении, использование увлажнителей, растений и т.п. В ходе нашего исследования мы попробовали создать рекомендации по работе за компьютером. (Приложение 3)
Таким образом, гипотеза исследования доказана. Цель работы достигнута, задачи решены.
Полученные знания, думаю, понадобятся не только мне, но и одноклассникам.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Александрова А.П. Медицинская энциклопедия
2.Канин А.М. Окно в мир компьютеров: Научно – популярное издание.-Е:»Тезис»,1994.
3.Кузнецов Л.С. Компьютеризация делопроизводства, М.,1997
4.Леонова Л.А., Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка. М.: Ванта – Граф,2003
5.Опойцев А. И кому нужен этот компьютер? - М.: «Детская литература»,1987-128с.
6.Ревин А.И. «Специфика зрения человека»
7.Сурков А.А. Энциклопедия. О влиянии компьютерной техники на зрение человека
8.Мегаполис и здоровье журнал №2, 2005.
9.Гигиенические требования к видео дисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организация работы. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.2. 542-96
Приложение 1
Вопросы анкетирования (рис.1)
1)Есть ли у вас дома ПК?
а)Да
б)Нет
2)Сколько времени вы проводите за компьютером?
а)более 3 часов в день
б)3 часа в день
в)2 часов в день
г)1час
д)30 мин
е)15 мин
3)Делаете ли вы перерыв во время работы за компьютером?
а)Да;
б)Нет
в)Иногда

Опрос обучающихся нашего класса (рис.2)
1.Выполняете ли вы зарядку для глаз после работы на ПК?
2.Вытираете ли пыль на своем ПК и рабочем месте?
3. Если да сколько раз в неделю?
4.При работе с ПК одеваете ли вы специальные очки с фильтром?
5.Проветриваете ли вы помещение, где находится ваше рабочее место с ПК.
Приложение 2
Результаты анкетирования (диаграммы)
(Рис.1) Вопрос №1. Есть ли у вас дома ПК (персональный компьютер)?
(Рис.2) Вопрос №2. Сколько времени вы проводите за компьютером?
(Рис.3) Вопрос №3. Делаете ли вы перерыв во время работы за компьютером?
(Рис.4) Динамика увеличения роста заболевания глаз
С ним цветом показано увеличение количества обучающихся с заболеваниями глаз
Приложение 3
Рекомендации при работе за компьютером
Высота стола должна регулироваться от 680 до 800мм, если это невозможно, стол должен быть высотой 725 мм и иметь подставку для ног. Кресло пользователя обязательно должно быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также по расстоянию спинки от переднего края сиденья. Рабочее место должно быть оснащено пюпитром для документов, расположенных вблизи экрана.
Расстояние от глаз пользователя до экрана монитора должно быть не менее 50 см, оптимально – 60 – 70см. Расстояние от экрана монитора до задней стенки монитора соседнего ряда должно быть не менее 2 м, а расстояние между боковыми стенками – не менее 1,2м. Площадь на одного взрослого пользователя должна составлять не менее 6 м², объем – не менее 20 м³.
В качестве источников общего освещения рекомендуется применять люминесцентные лампы ЛБ. Общая освещенность должна быть 300 – 500 люкс. Дополнительные источники должны использоваться только для подсветки документов и не создавать бликов на поверхности экрана. Естественный свет из окон должен падать сбоку, желательно слева.
Организуйте комфортное рабочее место:
• правильно установите экран монитора (центр на 10-20 см. ниже глаз пользователя);
• выберите правильное расстояние (не менее 50 см.) до монитора;
• расположение дисплея ПК под прямым углом к окну;
• приглушенная освещенность в 2/3 от обычной;
• сочетание цвета стены и экрана ПК.

Рекомендуем посмотреть:

Исследовательская работа, 3 класс: Моё имя Исследовательская работа, 4 класс Исследовательская работа в начальной школе. Мой любимый цветок Исследовательская работа учащихся начальных классов. Таинственное число 13
Работа творческих групп в начальной школе | Сценарий мероприятия по финансовой грамотности для начальной школы, 2-3 класс
Опубликовано: 3136 дней назад (22 апреля 2016)
Просмотров: 3756
+1
Голосов: 1
Жанна Геннадьевна Лищук # 22 апреля 2016 в 12:40 0
Спасибо за необходимо важную статью , актуальную в среде молодежи.Благодаря этой информации мы можем помочь современному поколению задуматься о состоянии своего здоровья и, вероятно,вовремя предотвратить проблемы.Что скрывать многие родители не уделят должного времени своим детям и не проводят просветительских бесед ,думаю ваша статья поможет не только подрастающему поколению , но и их родителем сберечь здоровье детей.Спасибо.
Анжелика Эдуардовна Вальц # 9 мая 2016 в 23:17 0
Хорошо, что вы поднимаете проблему зависимости человека от компьютера. Поголовное увлечение компьютером, ставит человека перед опасностью многих болезней, в том числе и расстройство психики. Спасибо, что конкретно показали действительность и способы профилактики.