Конспект урока по литературному чтению для учащихся 4 класса «Стихи и творчество Марины Цветаевой».
Автор: Сердюк Вероника Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №127, Свердловской области, город Екатеринбург.
Описание: данный конспект предназначен для урока литературного чтения в начальной школе в 4 классе.
Материал: для учителей начальной школы.
Образовательная программа: Школа России
Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством Марины Цветаевой.
Задачи урока:
1. Представить учащимся факты из жизни писательницы.
2. Прочитать и проанализировать стихи «Бежит тропинка с бугорка» и «Наши царства».
3. Способствовать активной работе учеников на уроке.
4. Воспитывать любовь к поэзий.
5. Обогащать словарный запас учеников.
Оборудование:
1. Учебник литературного чтения, автор Л.Ф Климова 4 класс.
2. Презентация к уроку.
Посмотрите на доску, что же там написано?
(скороговорка)
Давайте прочитаем ее все вместе, сначала медленно затем быстрей, далее желающие.
Этап II. Изучение нового содержания
Сейчас мы с вами прослушаем песню (звучит песня на стихи Марины Цветаевой «На святой Руси»), попробуйте догадаться, стихи какого автора звучат?
(Марины Цветаевой)
Мы прослушали песню на стихи Марины Цветаевой «На святой Руси».
Предложите названия темы нашего урока.
(Варианты детей)
Тема урока: «Творчество Марины Цветаевой»
Биография и факты из жизни:
Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября 1892 года, в Москве. Стихи Марина Ивановна начала писать с 6 лет, на разных языках: русском, французском, немецком. Осенью 1910 года, 18 летняя Марина Ивановна, тогда еще гимназистка, тайком от своих родителей выпустила сборник стихов. Книгу она называла «Вечерний альбом».
«Вечерний альбом» поражал искренностью.
Дальше я предлагаю работу над стихотворением «Бежит тропинка с бугорка».
Бежит тропинка с бугорка,
Как бы под детскими ногами,
Всё так же сонными лугами
Лениво движется Ока;
Колокола звонят в тени,
Спешат удары за ударом,
И всё поют о добром, старом,
О детском времени они.
О, дни, где утро было рай,
И полдень рай, и все закаты!
Где были шпагами лопаты
И замком царственным сарай.
Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?
Всё так же сонно-тяжело
Качаются на клумбах мальвы...
Выразительное чтение стихотворения.
Вопросы по прочитанному стихотворению:
1. Как вы предполагаете, какими чувствами наполнено стихотворение?
2. О чем писательница вспоминает с радостью, восторгом? Прочитайте эти строки стихотворения.
3. О чем грустит автор стихотворения? Прочитайте эти строки.
4. Какие картины Вы представляете, когда слушаете или читаете это стихотворение?
Этап III. Диагностика качества освоения темы
Далее ученикам предложена словарно- лексическая работа.
Задание 1. Нужно подобрать синоним к слову «Даль»
(горизонт, простор, ширь).
Задание 2. Нужно подобрать антоним к слову «Сон»
(бодрствование, явь, бессонница).
Задание 3. В прочитанном стихотворений найти эпитеты
(Детское время, Детскими словами).
Задание 4. Подобрать слова- олицетворения: (
Ока лениво движется, Тропинка бежит, спешат удары).
Далее следует работа над стихотворением «Наши царства».
Владенья наши царственно-богаты,
Их красоты не рассказать стиху:
В них ручейки, деревья, поле, скаты
И вишни прошлогодние во мху.
Мы обе - феи, добрые соседки,
Владенья наши делит темный лес.
Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки
Белеет облачко в выси небес.
Мы обе - феи, но большие (странно!)
Двух диких девочек лишь видят в нас.
Что ясно нам - для них совсем туманно:
Как и на все - на фею нужен глаз!
Нам хорошо. Пока еще в постели
Все старшие, и воздух летний свеж,
Бежим к себе. Деревья нам качели.
Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..
Но день прошел, и снова феи - дети,
Которых ждут и шаг которых тих...
Ах, этот мир и счастье быть на свете
Еще невзрослый передаст ли стих?
Прочитайте стихотворение Цветаевой «Наши царства».
Вопросы по прочитанному:
1. О каких мирах рассказывает автор?
(Мир взрослых и мир детей. Взрослые порой не понимают маленьких, эту проблему поднимает автор ).
2. Что происходит с девочками, когда они попадают в волшебные царства? (Они меняются)
3. Как меняется их жизнь?
Этап V. Рефлексивная деятельность
Для оценивания результата деятельности обучающихся можно задать следующие вопросы:
1.С творчеством, какого поэта мы познакомились на уроке?
( с творчеством Марины
Цветаевой)
2.Какое стихотворение Вам больше понравилось? Чем?
3.Продолжите фразы:
На уроке я узнал …
На уроке мне запомнилось …
На уроке меня поразило …
Рекомендуем посмотреть:
Методическая разработка урока литературы в 4 классе
Конспект урока литературы в 4 классе. Зима в стихах
Конспект урока литературы для 4 класса. Киплинг "Маугли""
Конспект урока литературного чтения с презентацией, 4 класс. Жизнь и творчество Рубцова