Р.Д.Киплинг «Маугли».
Цели:
1.Закрепить сформированное представление о творчестве Р. Киплинга, учить анализировать прочитанное произведение, находить ответы на вопросы;
2.Развивать речь, творческое воображение, умение ориентироваться в тексте, работать над совершенствованием навыка выразительного и осознанного чтения;
3. Воспитывать любовь к природе, чувство заботливости и бережного отношения.
Тип урока: Закрепление изученной сказки.
Методы: Критическое мышление.
Оборудование: Плакат, рисунки, кроссворд, карточки с диаграммой.
Ход урока
I Организационно мотивационный этап:
1. Приветствие.
– Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Сегодня мы с вами вспомним персонажей из произведений пройденного раздела «Каждой птице и каждому зверю нужна людская доброта», а вспоминать будете отгадывая кроссворд.
(Учитель задает вопрос, учащиеся дают ответ, если ответ верен учитель записывает его на доске в нужные ячейки.)
Вопросы:
1. Мальчик – звезда сначала ее не признавал, а потом долгое время искал. Кого?
2. Раз со скуки Серая Шейка забралась в лес и страшно перепугалась, когда из-под куста кубарем выкатился …?
3. Запомнили ли вы из рассказа Виталия Валентиновича Бианки «По следам» что такое фузея?
4. Кому было подарено одноствольное ружье и как его звали?
5. Как звали черепаху с Большого Барьерного рифа?
6. Какое природное явление спасло черепаху Сарли от неминуемой смерти?
м а т ь
з а я ц
р у ж ь ё
е г о р
с а р л и
ц и к л о н
2. Сообщение темы урока.
-Ребята, назовите ключевое слово.
-Маугли.
-Молодцы! Именно так называется сказка, которая является, нашей темой урока и которую мы будем закреплять анализом, работой с текстом, составлять характеристику персонажей, находить ответы на вопросы. Назовите автора сказки?
- Редьярд Джозеф Киплинг.
-Вспомнить биографические сведения поможет нам выступление Усеевой Лауры. Она подготовила сегодня реферат о писателе.
-Внимательно послушайте выступление.
II Операционный этап:
1. Чтение реферата.
2. Анализ текста.
Вступление учителя.
Сказка Маугли вызывает большой интерес необычайностью сюжета, удивительными персонажами – обитателями джунглей. Этот таинственный и загадочный мир открывается перед вами во всей своей красоте и суровой борьбе за выживание, в этом мире джунглей правят свои жестокие, но справедливые законы.
-Каким нужно быть, чтобы выжить в этом мире выживания? ( В этом мире выживания нужно быть и сильным, и справедливым, и мудрым, и смелым.)
- Обладал ли такими качествами человеческий детеныш? ( Да, именно поэтому он становится предводителем стаи Волков, хозяином джунглей.)
- Каким путем Маугли подходил к этому признанию? ( К этому признанию Маугли идет трудным путем борьбы за выживание, путем каждодневного труда, учебы, постижению повадок, обычаев его обитателей.)
-Ребята, с чего начинается сказка? В каком настроении мы увидели семью Волков?
- Отец Волк – проснулся, зевнул, почесался, расправил лапы. Мать Волчица дремала. Волчата ворочались, повизгивали. Ничто не нарушало покоя семьи.
-Что встревожило покой в волчьей семье?
- В чаще слегка зашуршали кусты, что- то заставило Отца Волка, насторожится, откуда появился человеческий детеныш.
- Опишите портрет детеныша, так чтобы мы почувствовали к нему нежность и ласку.
-Голенький, смуглый , мягкий, весь в ямочках, крохотный, живой комочек. Посмотрел в глаза Отцу Волку и засмеялся.
-Как встретила Маугли Мать Волчица?
-Она встретила его ласково.
-Почему Волк не отдал Маугли Шер-Хану?
- Он решил , что Волки подчиняются только закону Стаи. И вместе с Волчицей они привели его на Скалу Совета.
3. Работа с учебником.
- Чтение по ролям. Найдите в тексте диалог Шер- Хана и Акелы.
-Ребята, а теперь найдите описание вожака стаи Волков АКЕЛЫ? (зачитывают описание.)
4. Составление характеристики по диаграмме Венна.
Каждому учащемуся раздается диаграмма, в которой они ведут запись характеристики, то есть положительные и отрицательные качества персонажей, а также сходство и различия.
Физминутка «Вот так!»
5. завершение работы. –Ну, как отдохнули. А сейчас я предлагаю вам следующее задание. Распределите (на плакате) всех героев сказки, так чтобы они находились как можно ближе к Маугли, учитывая, их взаимоотношения друг к другу.
6. Методика «Пятистишия»
1 строка – состоит из 1 – слова, существительного.
2 строка – состоит из 2 – слов, прилагательных.
3 строка – состоит из 3 – слов, глагола.
4 строка – состоит из слов чувств и эмоций.
5 строка – состоит из 1 – слова, которое подчеркивает тему.
III Рефлексия.
1. Подведение итогов. javascript:addTag('message', '
', '')
- Ребята, что вы взяли из сегодняшнего урока? Что вам понравилось? Какие знания получили? Что удалось, а что нет?
И еще после того, как вы подведете итоги урока, посмотрите, у каждого из вас лежит на парте цветок. Если настроение у вас отличное, вы действительно довольны своей работой и урок понравился – отдайте свой цветок в общий букет, если нет, оставьте его себе.
Домашнее задание.
Составьте тест из 5 вопросов с вариантами ответов.
Выставление оценок.
Оценивание каждого ребенка. Выставление оценок в дневник.
Рекомендуем посмотреть:
Методическая разработка урока литературы в 4 классе
Конспект урока литературы в 4 классе. Зима в стихах
Конспект урока по литературному чтению для 4 класса: Стихи и творчество Марины Цветаевой
Конспект урока литературного чтения с презентацией, 4 класс. Жизнь и творчество Рубцова