Тема урока: Междометие как часть речи, разряды междометий
Цели:
познакомиться с междометиями как частью речи;
развивать умение отличать междометие от других частей речи;
их роль в языке;
познакомиться с написанием и пунктуацией;
сформировать умение сотрудничать
развивать интерес к предмету;
формировать логическое мышление учащихся.
Ключевые идеи Участие в диалоге способствует развитию коммуникативных способностей, взаимообмену информации, способствует обучению и когнитивному развитию (Мерсер и Литлтон), развитие мышления и речи в результате социального взаимодействия…, имеющими конкретные цели; способности принимать решение , способность к совместной деятельности
Конкретный результат обучения Дают определение междометию, определяют виды, находят междометие в речи, классифицируют, определяют признаки,составляют творческую таблицу, тексты с междометием, умеют использовать в речи.
Ресурсы Учебник,, текст рассказа, флипчарт, словари, фломастеры, ИКТ.
Результаты обучения А Дают определение междометию, определяют виды, находят междометие в речи, классифицируют, определяют признаки,составляют творческую таблицу, тексты с междометием, умеют использовать в речи.
Результаты обучения Б Дают определение междометию, определяют виды, находят междометие в речи, классифицируют, определяют признаки,составляют творческую таблицу, тексты с междометием, умеют использовать в речи.
Результаты обучения С Дают определение междометию, определяют виды, находят междометие в речи, классифицируют, определяют признаки,составляют творческую таблицу, тексты с междометием, умеют использовать в речи.
Ход урока
1. Определение темы урока.
Здравствуйте! Добрая ласковость слова
Стёрлась на нет в ежедневном привете.
Здравствуйте! Это же – будьте здоровы,
Это же – дольше живите на свете!
- О чём это стихотворение?
- Какой частью речи является слово здравствуйте?
Внимательно слушают учителя, настраиваются на урок, открывают тетради, показывают домашнюю работу, самопроверка, взаимопроверка в парах.
2. Определение задач урока.
Продолжите, отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока. Познакомиться _______________
Развивать умение отличать _____________
Ставят цели урока,записывают в тетрадь
3. Словарная работа.
- Прочитайте запись на доске. Установите, в какой закономерной связи находятся слова первых двух пар. В соответствии с этой закономерностью определите слово третьей пары. Дайте при этом доказательный ответ Доброе утро – добрый вечер
Упаси бог – чёрт возьми
Здравствуйте – до свидания
Записывают в тетрадь
- Объясните орфограммы в словах.
- К какой части речи относятся эти слова и словосочетания Дают объяснение орфограмм, используя конспект учебника
4. Новый материал.
-Познакомившись с параграфом учебника, составьте опорный конспект
М – особая часть речи.
Е – выражает чувства, настроения, не называя их самих.
Ж- передают побуждение к действию.
Д – к ним примыкают звукоподражательные слова.
О- не поясняются другими словами
М- не отвечают на вопросы
Е – не являются членами предложения
Т – на письме отделяются запятой или восклицательным знаком
И- пишутся через дефис, если образованы путём повтора.
Е- пополняются за счёт других частей речи.
Междометие – латинское слово , в нём содержалось два корня, переводящихся на русский «между» и «бросать». Буквально значит вставленное между.
- Какую часть речи мы называем междометием
5. Беседа.
-Мы говорим: междометие выражает чувства.
- Как мы понимаем слово чувства?
-Какие вы знаете чувства?
- Закончите предложение….
Чувства – внутреннее душевное состояние человека, способность переживать.
- Замените слово чувство синонимом – эмоция.
Междометия могут выражать различные чувства: боль, безразличие, гнев, горе, возмущение, восхищение, досада, испуг, недоумение, негодование, ненависть, отвращение, печаль, презрение, радость, равнодушие, сожаление, страх, стыд, удивление, упрек, тревога.
6. Беседа.
- Чем различаются звукоподражательные слова от междометий?
Звукоподражательные слова не выражают чувств и побуждений к действию, а передают крики животных и птиц, звуки неживой природы.
- Мы записали, что междометия пополняются за счёт других частей речи?
- Как вы думаете каких? Приведите примеры.
Источники пополнения междометий
Существительные Господи, батюшки, глупости, беда
Глагольные формы Брось, благодарю, извините, прощайте
Словосочетания Какие страсти, подумать только
частицы Ну и ну, то-то, вот те раз
- Сделайте вывод по схеме. (выполняют схему, заполняют, вносят таблицу в тетрадь)
7. Работа с текстом.
-Эх, - вздыхали рыбаки, - -Эх, - вздыхали судаки, -
Это разве судаки? Раньше были червяки…
Раньше вытащишь бывало Червяком одним бывало
Хвост бывало с полруки! Наедалось полреки!
-Эх, вздыхали червяки, - 1. Досада.
Раньше врали рыбаки!.. 2. Сожаление.
Мы послушать их бывало 3. Восхищение.
Сами лезли на крючки! (А.Усачёв) (учащиеся соотносят)
Найдите междометие, повторяющееся в трёх строфах стихотворения.
- Какое слово передаёт чувства героев?
- Они выражают одинаковые чувства или разные?
- Какие именно? (досада, сожаление, восхищение)
Вывод: одно и то же междометие может выражать разные чувства и в то же время одно чувство можно выразить разными междометиями делают выводы, записывают в тетради
8. Игра «Снежный ком».
-Повторим, что мы узнали о междометиях Используя стратегию, рассказывают о вновь приобретенных знаниях
9. Проблемный вопрос.
- Почему междометия – это особая часть речи, не относящаяся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи.
Частицы придают различные дополнительные оттенки словам и предложениям, а междометия выражают чувства и настроения – объясняют разницу
Как отличить самостоятельные части речи от междометий, служебные части речи от междометий.
Отвечают на вопросы, ищут ответы и примеры в текстах упражнений
10. Разряды междометий по значению:
• Эмоциональные;
• Повелительные;
• Этикетные Записывают в тетрадь, ищут примеры из учебника
11. Этикетные междометия. Проговариваем Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, пожалуйста, извините, простите, будьте добры, будьте любезны, алло, добрый день, виноват. (проговаривают междометия)
12. Составление диалога.
- Представьте ситуацию «У меня зазвонил телефон».
-Составьте диалог, используя этикетные междометия.
13. Итог.
14. Домашнее задание Составить сказку про междометие, при ее написании использовать междометия.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида
Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида
Конспект урока русского языка в 7 классе
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Правописание суффиксов наречий"
Похожие статьи:
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием электронного учебника
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения»
Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее
Тест по русскому языку «Причастие» 7 класс 1 вариант с ответами