Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие творческих способностей детей старшей группы с использованием ТРИЗ

РАЗВИТЕ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГРАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ
Описание работы: Статья для воспитателей старшей группы
РАЗВИТЕ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГРАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ.
Аннотация: В работе рассмотрена проблема развития творчества детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевых играх с использованием ТРИЗ.
Ключевые слова: сюжетно – ролевая игра, творчество, теория решения изобретательских задач.[/b]
Сюжетно - ролевая игра является одним из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети не стремятся к точному и бездумному копированию действительности, но вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазий, комбинирования.
Проблема развития сюжетно-ролевой игры детей исследовалась Д.Б.Элькониным[8], Д.В.Менджерицкой[5], Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова[4]они показали, что общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях служит основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей: действия и отношения взрослых к предметам, содержание их труда, отношения и общение людей в быту, труде.При тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи, а так же нравственному развитию ребенка.
Г.С.Альтшуллер[1], В.Г.Березна, И.Л.Викентьев[2], Т.А.Сидорчук, Ч.Вайтинг[6], Ф.Цвикки, Э.Кунце[7] для развития творчества в сюжетно-ролевой игре предлагали использовать методы, принципы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Вместе с тем в дошкольных образовательных учреждениях теории решения изобретательских задач недостаточно используется в целях развития сюжетно-ролевой игры.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью устранения противоречий между имеющимися в дошкольном образовательном учреждении предпосылками для развития творчества детей и недостаточной реализацией возможностей образовательной системы детского сада способствующих развитию творческих способностей детей.
Проблема: каково влияние ТРИЗ на развитие творчества в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: изучение влияния ТРИЗ на развитие творчества в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста.Объект исследования:процесс развития творчества в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: использование ТРИЗ в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
Нами была выдвинута гипотеза: развитие творчества в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста будет более эффективно, если использовать методы ТРИЗ.
С целью выявления уровня развития творчества в сюжетно-ролевой игре с каждым ребенком была проведена первичная диагностика уровня развития творчества. Мы использовали игровые умения, представленные в методике Н.Я.Михайленко: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействие, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры, гибкость изменения традиционного хода игры, способность принимать измененный сюжет. А также методику Г.А. Урунтаевой по изучению творческого воображения при придумывании сказки по серии картинок.
В результате проведенного исследования было отмечено, что 20% детей действуют самостоятельно в проигрываемых нами играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы, поэтому мы их отнесли к первому (высокому) уровню развития творческих способностей. Ко второму (среднему) уровню развития творческих способностей было отнесено 50% из всех задействованных в эксперименте, детей. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей-лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел игровой деятельности. К третьему (низкому) уровню мы отнесли 30% детей старшего дошкольного возраста. Эти дети малообщительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца.
Основываясь на результатах констатирующего эксперимента, нами была разработана система работы по развитию творчества в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ.
1этап: Основная задача данного этапа установить контакта с детьми. Особое внимание уделялось созданию партнерских отношений. Воспитатель участвовал в играх детей в качестве партнера, принимая в игре на себя одну из ролей и выполняя игровые действия в соответствии с ней. В процессе развития сюжета и поведения героев, мы не навязывали детям своего мнения, но принимали участие в обсуждении и планировании дальнейшего хода игры. Этот прием способствовал педагогической поддержке развития творчества в процессе игры. С целью снятия эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста создавалась обстановка, направленная на обучение способам решения противоречий или решения творческих задач методом теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Для этого мы использовали метод мозгового штурма и метод гирлянд. Начинали с высказываний идей самых молчаливых и малоактивных детей. Последним высказывался экспериментатор. При этом запрещалась критика (словесная, жестовая, мимическая) и поощрялась любая идея, даже шуточная или явно нелепая.
Метод гирлянд позволил детям старшего дошкольного возраста творчески проводить параллели между предметами, не отвлекаться от своих ассоциаций, выявлять сходства предметов по каким-либо свойствами или отношениями. Интерес к совместной деятельности подталкивал детей к обсуждению ассоциаций. В результате проведенной работы замечено, что сократилась конфликтность между детьми, активизировался внутренний потенциал ребенка, было снято эмоциональное напряжение.
Основная задача 2 этап обучать детей придумывать новый замысел, сюжет игры, игровые действия, обучать детей пользоваться предметами заместителями.Для решения задачи перед детьми ставим игровые ситуации на развитие творчества («Помоги Мишутке выбрать подарок для мамы»). Помогаем детям организовать игру по произведению («Красная шапочка»), в которой использовался метод «Робинзона». Кроме этого мы создали необходимое оборудование и материалы для сюжетно-ролевой игры.
На 3 этапе задача обучения детей быстро реагировать на изменение ситуации в игре и вести диалог с партнерами.Для решения задач мы использовали игровые ситуации, которые стимулируют организацию сюжетно – ролевой игры. В своей работе мы использовали «метод Робинзона»- в процессе непосредственно образовательной деятельности у детей формируется умение находить применение ненужному предмету. Использовать предметы заместители в игровой деятельности.
На заключительном 4 этапе главная задача состояла в том, чтобы обучить детей приемам сюжетосложения. Для развития сюжетосложения с детьми старшего дошкольного возраста использовались игры – придумывания. Детям предлагалось вспомнить известную сказку.Далее при организации сюжетно – ролевой игры использовали, метод «Данетка» и метод «Мозгового штурма» при обсуждении общего замысла сюжета. Каждый из детей придумывал кусочек сюжета к выбранной теме. Задача этих методов работы- научить детей согласовывать замыслы и объединять их в один общий сюжет. По мере овладения умением совместно комбинировать разнообразные события, стимулировали детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием.В процессе этих заданий дети были сориентированы на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. В результате дети смогли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно.
В ходе эксперимента на контрольном этапе было выявлено, что уровень детей экспериментальной группы стал выше, в сравнении с результатами, полученными в ходе констатирующего эксперимента.
50% детей имеют высокий уровень, 40 % средний уровень и 10%низкий уровень.

Результаты контрольного эксперимента показали, что гипотеза нашего исследования подтвердилась. Развитие творчества в сюжетно – ролевой игре детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ наиболее эффективна.
Список литературы
1. Альтшуллер, Г.С. О психологии изобретательского творчества// Вопросы психологии. — 1956, № 6. — с. 37-49.
2. Березина, В.Г., Викентьев, И.Л., Модестов, С.Ю. Встреча с «Чудом» (Детство творческой личности),- СПб, 1995.
3. Бондаренко, А.И., Матусик, А.И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателей детского сада.-М.: «Просвещение», 1983.-192 с.
4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре.// Дошкольное воспитание № 4 2003. – 23с.
5. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1982. – 127 с.
6. Сидорчук, Т.А. Вайтинг, Ч. Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников средствами ОТСМ-ТРИЗ. Ульяновск: ИПКПРО, 2005. - 200 с.
7. Цвикки, Ф., Кунц, Э. Морфологический метод. 1962.
8. Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999, - 360 с.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества Способы развития творческих способностей дошкольников О роли изобразительного творчества для детей дошкольного возраста Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи

Похожие статьи:

Как развивать творческие способности ребёнка

Ознакомление детей дошкольного возраста с их правами
Опубликовано: 3184 дня назад (15 февраля 2016)
Просмотров: 3081
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!