Профессиональная компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО
Автор: Жорова Виктория Николаевна Должность и место работы: воспитатель МДОУ "Детский сад №4 "Буратино" ТМР, г.Тутаев Назначение материала: материал будет полезен для педагогов дошкольной организации.В данном материале изложено понятие профессиональной компетенции, представлен практический опыт педагога по повышению профессиональной компетенции.
Впервые в российском образовании разработан Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», который призван повысить мотивацию педагогических работников к профессиональной деятельности и качеству образования.
Компетенции педагогов, реализующих программы дошкольного образования, раскрыты в Стандарте дошкольного образования.
Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
• воспитательно-образовательной;
• учебно-методической;
• социально–педагогической. Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:
• осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды;
• обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
• планирование воспитательно-образовательной работы;
• проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
• консультативная помощь родителям;
• создание условий для социализации детей;
• защита интересов и прав.
Успешная деятельность по трем направлениям (воспитательно-образовательной, учебно-методической, социально–педагогической) возможна только в случае обладания педагогом совокупностью профессиональных компетенций:
1) методологической,
2) психолого-педагогической,
3) коммуникативной,
4) исследовательской,
5) презентационной,
6) акмеологической,
7) ИКТ-компетентностью,
8) эмоциональной компетентностью.
Исходя из современных требований, можно определить основные способы развития профессиональной компетентности педагога:
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах;
- обобщение собственного педагогического опыта;
- самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений);
- прохождения различных курсов повышения квалификации.
Ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
Как современный творческий педагог, я повышаю свою профессиональную компетентность всеми доступными способами. Презентационная и ИКТ-компетентность:
Презентую положительный опыт своей деятельности на личном сайте, на страницах образовательных порталов МААМ и «Социальная сеть работников образования», на районных методических объединениях, педагогических советах МДОУ. Участвую в интернет-конкурсах. Представила личный опыт организации образовательной деятельности, участвуя в муниципальном этапе всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России - 2016».
В рамках региональной инновационной площадки по введению ФГОС ДО разработала паспорт развивающей предметно-пространственной среды (игровой модуль для младшей группы). Материал вошел в сборник отчуждаемых продуктов РИП (слайды 4-8). Психолого-педагогическая компетентность:
Исходя из возрастных особенностей детей, их психического развития, написала методическую разработку «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста через применение развивающих игр и пособий»; составила план по самообразованию на тему «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования с детьми 3-4 лет» (слайды 9, 10). Коммуникативная компетентность:
Практическое овладение приемами общения позволило осуществлять позитивное, результативное взаимодействие с родителями, как полноправными участниками образовательных отношений: мастер-классы, совместные событийные мероприятия, практико-ориентированные проекты (слайд 11). Методологическая компетентность:
Участвую в образовательных вебинарах по вопросам реализации ФГОС ДО – применение современных педагогических технологий. Осваиваю новую культурную практику – правополушарное рисование - для дальнейшего включения этой техники в совместную деятельность педагога и детей (слайды 12, 13).
Важнейшая составляющая профессионального роста – постоянный творческий поиск педагогом более совершенных форм учебно-воспитательной работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества обучения и воспитания. Мое творческое начало проявилось в изготовлении дидактических игр и пособий, элементов оформления групповой комнаты и музыкального зала из потолочной плитки (слайды 14,15).
Презентация на тему: Профессиональная компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО
Виктория Николаевна, очень радует, что Вы так хорошо изучили "Профессиональный стандарт педагога"! Отсюда, как я считаю, замечательные результаты вашей методической работы... Вы указали слайды, значит должна быть презентация, которой я не нашла (очень хотелось бы посмотреть презентацию мне, как дошкольному практику). Удачи Вам!