ФГОС в дошкольном образовании
Автор: Лещенко Анна Викторовна
Место работы: МБОУ "Шегарская СОШ № 1"
Я считаю, что тема дошкольного образования – одна из тем, касающихся образования детей, наиболее часто обсуждаемая. Ее популярность связана не только с отсутствием возможности у ряда граждан воспользоваться данной услугой, но и качеством дошкольного образования.
Развитие дошкольных учреждений и уменьшение очередей в детские сады, конечно, важные меры. Но детство не должно сводиться только к системе дошкольных учреждений, необходимо заботиться о качестве образования.
Впервые в российской истории разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в соответствии с требованиями вступающего федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Думаю, важно чтобы ФГОС отражал единую систему работы государства, семьи, работников системы образования, те, кто создает продукцию для поддержки детства - книги, игры, журналы; люди, которые выступают как защитники детства.
Создание ФГОС ДО - это новый шаг в понимании детства. Стандарт позволяет услышать ребёнка. Раньше вся система образования стремилась понимать ребенка, давала ребенку систему знаний, которая ему нужна, а вот услышать ребенка – это то новое, основное, что было взято за основу данного Стандарта. Голос ребенка особенно ценен: если мы не будем его слышать, не будет никакой любознательности, произвольности, инициативности, готовности меняться. Большие изменения мы наблюдаем и в требованиях к основной образовательной программе. «Если все образовательные программы определяются через приобретение тех или иных знаний, то здесь совершенно другое определение основной образовательной программы дошкольного образования. Впервые она определяется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не как программа обучения детей» (А. Г. Асмолов).
Члены рабочей группы отмечают, что одна из важнейших задач стандарта — поддержка индивидуальности ребенка и развитие его потенциала. По их словам, должно обеспечиваться многообразие содержания образовательных программ. Теперь они будут формироваться с учетом различных уровней сложности, которые будут зависеть от способностей ребенка и его образовательных потребностей. Если ребёнок любит, например, лепить, воспитатели должны будут сделать все возможное, чтобы развить его способности, посоветовавшись с родителями.
Основная образовательная программа предполагает обязательную часть и часть, которая будет формироваться участниками образовательных отношений. Обязательной частью считается программа поддержки социализации и индивидуализации детей. Сюда входит объяснение основ поведения в быту, в природе, в обществе, формирование правил поведения на уровне «что такое хорошо и что такое плохо», восприятие окружающего мира. Вторая часть будет включать программы развития в одной или нескольких областях. Например, если в детском саду будет в игровой форме проходить обучение английскому языку, то специально подготовленные педагоги или организации будут участвовать в подготовке методики обучения.
Новшеств в Стандарте много. Нам предстоит в скором времени осмыслить все положения ФГОС ДО, а главное, обеспечить методическое сопровождение в рамках его реализации. Надеюсь, что рабочая группа, которая в настоящее время занимается доработкой Стандарта примет во внимание наши предложения и замечания после бурного общественного обсуждения и мы получим документ, который поможет нам грамотно организовывать образовательное пространство в новых условиях.
Несмотря на разные требования со стороны родителей, воспитателей и учителей школы к дошкольному образованию, новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребёнку. Никакого тестирования и проверки знаний дошкольника не будет. И это радует! Уже сегодня ФГОС может решить проблему доступа к качественному дошкольному образованию всех детей из разных социальных групп. Апробация всего нового - дело трудное, я хочу пожелать всем педагогам терпения, креативности и оптимизма, смотреть на свою работу с новой точки зрения и обрести уверенность в собственных силах по воплощению нового федерального государственного образовательного стандарта, гарантирующей успех маленьким россиянам.
Подводя итог, хочется ещё раз отметить, что главная задача ФГОС для дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду. Это одна из фундаментальных вещей, связанных с полноценным проживанием детьми этапа дошкольного возраста. Это ключевой момент, который ориентирует разработку стандарта. Важно не то, чему научили ребёнка, а то, мог ли он полноценно прожить этот возраст.
Рекомендуем посмотреть:
Эссе воспитателя детского сада. Моя профессия
Эссе воспитателя детского сада «Моё педагогическое кредо»
Эссе «Мой взгляд на профессию воспитателя ДОУ»
Эссе воспитателя детского сада. Моя педагогическая философия