Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: «Разнообразие водорослей, их значение в природе и жизни человека»
Цели урока:
• познавательные: познакомить учащихся в форме игры с главными особенностями строения, жизнедеятельности, разнообразия и значение водорослей различных отделов : Зеленых, Бурых, Красных и Диатомовых; расширить кругозор учащихся за счёт сообщения сведений о новых биологических понятиях и терминах;
• развивающие: развивать долговременную память, совершенствовать приёмы умственного труда, навыки самостоятельной работы с дополнительными источниками, наглядными пособиями;
• воспитательные: воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, любовь к растениям, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу при работе в группах.
Оборудование: таблицы «Водоросли», гербарный материал, дополнительная литература, микрофон, технические средства обучения, костюм барона Мюнхгаузена.
Предварительная работа: кабинет украшен в виде аквариума, на стенах кабинета - детские рисунки рыб, фотографии, плакаты, кроссворды, которые подготовили к уроку дети. Под потолком на плотной нити подвешены рисунки различных морских обитателей. Мебель расставлена таким образом, чтобы учащиеся могли работать группами.
Ход урока:
I. Эмоциональная настройка класса (учащиеся объединены в 4 группы).
Учитель: Я рад приветствовать Вас всех в нашем школьном аквариуме, в магазине подводного царства. Улыбнитесь, забудьте о проблемах. Но прежде чем заглянуть в подводное царство, давайте докажем себе, что мы к этому готовились.
(Проведение тренинга с целью объединения учащихся для выполнения совместной работы. Ученики повторяют за учителем последние слова учителя и его действия).
В нашем классе все друзья-
Я и ты, ты и я.
Улыбнись потому, кто слева,
Улыбнись тому, кто справа,
Мы сейчас одна семья.
В нашем классе все друзья - я и ты, ты и я.
Обними того, кто слева,
Обними того, кто справа,
Мы сейчас одна семья.
Мы похожи, потому что люди. Мы разные, потому личности, наше разнообразие - это условие жизни, это условие эволюции. А с чего же начинался процесс эволюции на нашей планете?
Актуализация опорных знаний.
1. Где зародилась жизнь на земле?
2. Какие организмы появились первыми?
3. А бывает цветной снег?
II. Проверка и обобщение знаний учащихся.
1. Работа у доски.
Терминологическая работа (1 ученик).
Какие из предложенных биологических терминов имеют отношение к теме «Водоросли»?
Слоевище, хлорофилл, сосуды, крахмал, регенерация, цветок, семена, жгутик, листья, ризоиды, ксилема, хроматофор, колючки, устьица, зооспора, ламинарин, почка, размножение, корень, фотосинтез, крона, целлюлоза, фитопланктон, стебель, корневой чехлик .
Работа с видовым разнообразием водорослей (1 ученик).
Из предложенного списка биологических терминов и видов организмов выберите те, которые являются водорослями.
Хлорелла, Ягель, Макроцистис, Нутация, Вольвокс, Головня, Кипарис, Спирогира, Сфагнум, Навикула, Порфира, Кладония, Улотрикс, Люцерна, Ульва, Ксилема, Пинулярия, Фитофтора, Ламинария, Фукус, Настии, Каролина, Нитела, Филлофора, Вельвичия, Хламидомонада, Флоэма, Саргассум, Трутовик, Парша.
2. Блиц - игра с классом «Да или нет?»
(Победители за каждый правильный ответ получат награду - звездочку).
1. Наука, изучающая водоросли, называется Альгология? (да)
2. Тело водорослей не имеет отдельных органов: корни, стебли, листья - оно называется «слоевище». (да)
3. Большинство водорослей размножается с помощью семян. (нет)
4. Среди водорослей существуют отделы «Зеленые водоросли», «Красные водоросли», «Синие водоросли», «Бурые водоросли» и «Диатомовые водоросли». (нет)
5. Слоевище морских придонных форм водорослей обычно прикреплено к почве ризоидами. (да)
6. Кроме хлорофилла клетки водорослей могут содержать другие пигменты (бурые, желтые, красные). (да)
7. Почти все водоросли живут на суше, лишь немногие - водные растения. (нет)
8. Клеточные стенки водорослей, образованные целлюлозой и пектином, легко ослизняются. (да)
9. Слоевище водорослей, как правило, не сплошное, а рассечённое, что снижает сопротивление воды. (да)
10. Большинство водорослей имеют гетеротрофный тип питания. (нет)
11. Все водоросли - это одноклеточные (подвижные и неподвижные) и колониальные формы. (нет)
12. Размножаются водоросли бесполым и половым способом. (да)
13. Основным пигментом клеток красных и бурых водорослей является хлорофилл. (нет)
14. Слоевище диатомовых водорослей покрыто панцирем, который состоит из двух половинок – эпитеки и гипотеки. (да)
15. К отделу зеленых водорослей относятся такие водоросли, как спирогира, ульва, хламидомонада, вольвокс. (да)
16. К красным водорослям относятся такие водоросли, как фукус, ламинария, саргассум, хлорелла. (нет)
17. В клетках бурых водорослей про запас откладывается НЕ крахмал, как у зеленых водорослей, а другой углевод - ламинарин. (да)
18. Одноклеточная водоросль хламидомонада с наступлением неблагоприятных условий (пересыхание водоемов, снижение температуры) размножается только бесполым способом. (нет)
19. Свое название зеленые водоросли получили потому, что в их клетках преобладает пигмент бурого цвета - каротин. (нет)
20. Слоевище некоторых водорослей может достигать 60 м и весить до 150 кг. (да)
21. Половые клетки водорослей образуются в спорангиях. (нет, в гаметангиях)
22. Среди водорослей существуют как полезные для человека, так и имеющие отрицательную роль. (да)
23. Водоросли - это одна из древнейших групп растений на Земле. (да)
24. Водоросли распространены как в пресных, так и в солёных водоемах. (да)
25. Некоторые из водорослей большого размера, имеют проводящие ткани и большие корни. (нет)
3. Проверка работающих у доски.
Учитель: Я вижу. Вы, дети, многому научились на предыдущих уроках, и такие живые существа, как водоросли, не оставили вас равнодушными.
Но на урок каким - то образом попал барон Мюнхгаузен (его письмо). Он очень взволнован своими впечатлениями о кругосветном путешествии. Давайте послушаем рассказ (письмо) барона. Однако помните. Что Мюнхгаузен - только барон, а не биолог, поэтому слушайте его очень внимательно, и если в рассказе найдёте ошибки, дайте мне знак.
Игровая ситуация «Барон Мюнхгаузен».
(Появляется ученик, одетый в костюм барона Мюнхгаузена.)
Рассказ барона Мюнхгаузена:
«Однажды я оказался на необитаемом острове. На этом острове я встретил много интересного и необычного. Но больше всего меня порадовали необычные живые организмы - водоросли. У них были большие крепкие корни. На стеблях были расположены листья, которые напоминали листья одуванчика. Но самыми интересными в водорослях были нежно - розовые ароматные цветки и сочные небольшие плоды, которые были основной пищей для всех птиц, проживающих на этом острове».
Ученики находят ошибки:
Ошибка первая. Водоросли не имеют корней вообще.
Ошибка вторая. У водорослей НЕТ стебля.
Ошибка третья. У водорослей нет листьев. Вместо стеблей и листьев у водорослей есть тело, которое называется таллом, или слоевище.
Ошибка четвертая. У водорослей НЕТ цветков. Это первые автотрофные организмы, которые появились на планете, и цветков они ещё не имеют.
Ошибка пятая. Если у водоросли НЕТ цветка, то соответственно нет и плода, так как плод развивается в клетке.
Учитель: Барон, оставайтесь на нашем уроке, добросовестно изучайте биологию. Это вам понадобится в жизни.
III. Восприятие и усвоение нового материала.
Объяснение учителя.
Планктон (от греческого «планктон» - «блуждающий») - совокупность живых существ в воде.
Бентос (от греческого «бентос» - «глубина») - это обычно водоросли, населяющие дно водой.
Рассказ учителя.
Теперь мы знаем, что водоросли - это очень большая и разнообразная группа растений. Они имеют большое значение как в жизни людей, так в жизни живой природы. Дети, поработаем снова группами.
Какое значение имеют водоросли в природе и жизни человека:
Самостоятельная работа групп учащихся с подтемами:
1) Зеленые водоросли
2) Бурые водоросли
3) Красные водоросли
4) Диатомовые водоросли
Возможные ответы учеников разных групп:
1. Накапливают органические вещества.
2. Ламинарии используют в пищу, так как она содержит много питательных веществ, витаминов, йода.
3. Существуют водоросли, которые собирают и используют как удобрение, так как они накапливают калий.
4. В хлебопекарной промышленности агар-агар добавляют, чтобы хлеб и пирожные НЕ черствели.
5. Являются индикаторами загрязнения морской воды отходами нефтепродуктов.
6. В текстильной промышленности, чтобы ткани были устойчивыми к воде и солнцу.
7. Вызывают «цветение воды».
8. Из них добывают йод и заменители крови.
9. Зеленые грунтовые водоросли участвуют в почвообразовании.
10. Из панцирей ископаемых форм образовались слои осадочных пород: диатомита, доломита, а также диатомового ила.
11. Порфиру называют «красным морским салатом», а поэтому она используется в пищу.
12. Насыщают воду кислородом.
13. Их панцири используют для настройки оптических приборов и их проверки.
14. Водоросли - источник для питания пресноводных и морских животных.
15. Их используют в бумажной промышленности для проклейки бумаги.
16. Они забивают водопроводные трубы.
17. Водоросли - основной источник получения альгинов, использующихся в пищевой промышленности для улучшения качества мороженого, фруктовых соков, мармелада, зефира.
18. Из Каролины изготавливают препарат для устранения изжоги.
19. Водоросли - пища для морских животных.
20. Из них изготавливают хирургические нити.
21. Коралловые водоросли образуют коралловые рифы и целые коралловые острова.
22. С хлореллой проводили опыты в космосе.
23. В водоемах водоросли иногда разрушают подводные сооружения, мосты, днища лодок.
24. Из них получают красители для цветной печати в полиграфии.
25. Поселяются на подводных частях судов, мешают скорости пароходов.
26. Хламидомонада извлекает из воды вредные вещества и способствует самоочищению водоема.
27. Диатомовый ил используют для полировки изделий и фильтрации веществ.
Проверка выполненной работы.
IV. Рефлексия и подведение итогов урока. Выставление оценок.
«Микрофон»
1) Что вам больше всего понравилось в уроке?
2) Что нового вы узнали?
3) Какой отдел водорослей, по вашему мнению, самый интересный и почему?
4) Так бывает или нет цветной снег?
Выявление команды – победителя. Каждый ученик класса получает схему «Роль водорослей в природе и жизни человека», которую надо вклеить в тетради.
V. Задание домой: §§ (соответственно учебнику), составить кроссворд о водорослях (по желанию).
Рекомендуем посмотреть:
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии, 6 класс
Конспект интегрированного мероприятия «Изобразительное искусство, литература и биология», 6-7 класс
Конспект внеклассного мероприятия по биологии в 6 классе
Внеклассное мероприятие по биологии для 6 класса
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по биологии «Зимние явления в жизни растений», 6 класс
Дидактическая игра по биологии, 6-7 класс
Сценка по биологии, 7 класс
Игра путешествие по биологии, 6 класс
Конкурс знатоков биологии, 6 класс