Цель: познакомить учащихся с наиболее распространенными соцветиями и показать их биологическое значение. Расширять кругозор учащихся и воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: раздаточный материал: разные типы соцветий, гербарный материал. Плакаты с рисунками соцветий для оформления. Карточки с заданиями.
Участники: 3 команды по 5-6 человек, один ведущий, жюри.
Ведущий. Здравствуйте, рады приветствовать вас на нашем конкурсе знатоков соцветий. Сегодня сразятся сильнейшие и покажут свои знания по этой теме. У нас участвуют 3 команды.
Представления команд (девиз и пр.).
Конкурс 1. «Этот загадочный цветок»
Одновременно задается вопрос всем командам, правильный ответ оценивается в 3 балла.
Вопросы.
1. Из каких частей состоит цветок? (Цветоножка, цветоложе, чашечка, венчик, тычинка, пестик.)
2. Что называют околоцветником? (Чашечка и венчик.)
3. Из чего состоит венчик? (Из лепестков.)
4. Из чего состоит чашечка? (Из чашелистиков.)
5. Чем отличается двойной околоцветник от простого? (У простого нет чашечки, только венчик.)
6. Какое строение имеет пестик? (Рыльце, столбик, завязь.)
7. Какое строение имеет тычинка? (Тычиночная нить, пыльник.)
8. Что развивается из семязачатка? (Семя.)
9. Что развивается из стенки завязи? (Околоплодник.)
10. Чем однодомные растения отличаются от двудомных? (У однодомного на одном растении развиваются и пестики, и тычинки.)
Ведущий. Итак, мы выяснили, что цветок состоит из пестика и тычинок, вокруг чаще всего расположен двойной околоцветник, состоящий из венчика (из лепестков) и чашечки (из чашелистиков). Если чашечки нет, то такой околоцветник называется простым. Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца; тычинка - из пыльника с пыльцой и тычиночной нити. Растения делятся на однодомные - пестики и тычинки развиваются на одном растении, и двудомные - на разных растениях.
Что же такое соцветия? Ответить на этот вопрос нам помогут следующие конкурсы.
Конкурс 2. «Определение соцветий»
К предложенным названиям соцветий найдите определение, соедините линиями. (5 баллов.)
1. Колос |
А) От оси отходят одиночные цветки на цветоножках |
2. Кисть |
Б) Сидячие цветки на круглой оси соцветия |
3. Початок |
В) Цветоножки выходят из вершины оси |
4. Головка |
Г) Сидячие цветки на длинной толстой оси соцветия |
5. Зонтик |
Д) На одной оси несколько сидячих цветков |
Ответ: 1Д, 2А, ЗГ, 4Б, 5В.
Конкурс 3. «Путаница»
В предложении перепутаны слова. Расставьте слова в нужном порядке и получите определение соцветий (5 баллов); все команды получают задание одновременно.
1. пшеницы, Соцветия колосом называют ячменя сложным ржи,
(Соцветия пшеницы, ржи, ячменя называют сложным колосом.)
2. выходят зонтик в котором - вершины соцветие, цветоножки оси Простой соцветия из
(Простой зонтик - соцветие, в котором цветоножки выходят из вершины оси соцветия.)
3. сложной несколько. Если отходит стебелька, общего от кистью кистей называют соцветие
(Если несколько кистей отходит от общего стебелька, соцветие называют сложной кистью.)
Ведущий. Соцветия - это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. Соцветия могут быть самыми разнообразными.
Конкурс 4. Викторина «Угадай-ка»
Одновременно задается вопрос всем командам. Та команда, которая первой поднимет руку, отвечает на вопрос. Правильный ответ -1 балл.
Ответьте на вопросы, найдите соцветия в загадках
1. Какое соцветие начинается с названия первого блюда? (Щиток - щи.)
2. В каком соцветии спряталась верхняя часть тела человека? (Головка - голова.)
3. Из букв какого соцветия можно составить название хищной птицы? (Колос - сокол.)
4. В каких соцветиях живет кот наоборот? (Щиток, завиток, початок.)
5. Каким соцветием можно красить стены? (Кисть.)
6. В каком соцветии спряталось самое большое морское животное? (Кисть - кит.)
7. Какое соцветие начинается с отметки «единица»? (Колос - кол.)
8. В каком соцветии спряталось новогоднее дерево? (Метелка - елка.)
9. Под каким соцветием можно спрятаться под дождем? (Зонтик.)
10. В каком соцветии спряталось женское имя? (Корзинка - Зина.)
Конкурс 5. «Игра слов»
Каждой команде дается задание на время (3 мин), по истечении которого команда сдает ответы (один верный ответ - 1 балл).
По предложенному заданию составьте названия соцветий.
1. Вставьте две буквы в название стремительно текущей воды, и вы получите соцветие с толстой остью. (Початок - поток.)
2. Превратите вьюгу в соцветие сложная кисть. (Метель - метелка.)
3. Прибавьте две буквы к самой низшей школьной оценке и получите соцветие, где сидячие цветки расположены на общей оси соцветия. (Кол - колос.)
4. Вставьте 4 буквы в название наружного слоя дерева, и вы узнаете соцветие с расширенным цветоложем. (Кора - корзинка.)
5. Прибавьте две буквы к средству защиты от мокрой погоды - и узнаете соцветие, у которого цветоножки выходят из вершины оси. (Зонт - зонтик.)
Ведущий. Соцветия необходимы растениям для того, чтобы привлекать насекомых и тем самым увеличивать вероятность опыления.
Конкурс 6. «Неразлучные друзья»
Из предложенных растений и соцветий составьте пару. Например: незабудка - завиток (1А). Одна правильно составленная пара -1 балл.
1. Клевер |
|
2. Черемуха |
А) Простой зонтик |
3. Сирень |
Б) Сложный зонтик |
4. Вишня |
В) Простая кисть |
5. Морковь |
Г) Метелка или сложная кисть |
6. Ландыш |
Д) Головка |
7. Пшеница |
Е) Корзинка |
8. Ромашка |
Ж) Простой колос |
9. Подорожник |
3) Сложный колос |
10. Виноград |
|
Ответы: 1Д, 2В, ЗГ, 4А, 5Б, 6В, 73, 8Е, 9Ж, 10Г.
Ведущий. Наша игра подходит к концу, и напоследок еще одно задание, которое поможет еще раз вспомнить, какие существуют соцветия.
Конкурс 7. «Раз соцветие, два соцветие...»
Вместо черточек поставьте буквы и получите названия соцветий (один правильный ответ - 1 балл):
1. - и - - -
2. - и - - -
3. - - - и - - -
4. - - - - и - - -
5. - - - - и -
(Ответ: щиток, кисть, завиток, корзинка, зонтик.)
Из предложенных слов составьте 5 названий соцветий (один правильный ответ - 1 балл):
1. Кот + щи =
2. Елка + тем =
З. Зина + крок =
4. Ча + поток =
5. Сь + кит =
(Ответ: щиток, метелка, корзинка, початок, кисть.)
Ведущий. Спасибо всем за участие, и пока жюри подводит итоги, послушайте стихотворения:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты
Дружно соберем цветы –
Опустеют все поляны –
И не будет красоты.
* * *
Давайте пройдемся медленно по кругу
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Подведение итогов, награждение.
Автор: Е. Ю. Щелчкова
Внеклассное мероприятие по биологии 6 класс для недели биологии
Кроссворды по биологии для 5 класса с ответами и вопросами
Игра «Лекарственные растения» для школьников 5-6 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!