Игра «Лекарственные растения» для школьников 5-6 класса

Игра – конкурс по биологии для учащихся 5-6 класса «Зелёная аптека». Конспект

Цель: углубить знания учащихся о лекарственных растениях; сформировать навыки по сбору лекарственных растений, умения отличать ядовитые растения от неядовитых; воспитывать бережное отношение школьников к собственному здоровью.

Оборудование:

• иллюстрации дикорастущих лекарственных растений (на доске);

• индивидуальные раздаточные карточки с теми же растениями (у каждого ученика);

• плакат с загадками о культурных растениях «здоровье в саду и на грядке».

Участники: 2-3 команды по 6-7 человек. Один ведущий, жюри.

Ход игры

Ведущий. Прежде чем начать наше мероприятие, давайте ответим на вопрос: «Что такое растения?».

Конкурс 1. Беседа о растениях

(Вопросы задаются всем командам, правильный полный ответ - 3 балла.)

• Чем растения отличаются от других живых организмов?

• Какие растения называют цветковыми? Нецветковыми? Приведите примеры.

• Какие растения называют дикорастущими? Культурными? Приведите примеры.

• Какое значение имеют растения в природе? В жизни человека?

Ведущий.

Зелёная аптека

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит, в путь - на огород.

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад,

Быстро вылечим простуду –

Снова будешь жизни рад.

Одуванчик, подорожник,

Василёк, шалфей и мята –

Вот «зелёная аптека»

Помогает вам, ребята!

Вопрос: О каком значении растений говорится в этом стихотворении?

Ведущий. Лекарственные растения издавна используют для профилактики и лечения многих заболеваний. Первые сведения об их использовании относятся к 6-му тыс. до н. э. На Руси лечение травами известно давно, этим занимались знахари, колдуны. Наибольшее развитие лечение травами получило при Петре I, когда стали создаваться «аптекарские огороды». Первые такие огороды были созданы в г. Астрахани и Лубнах.

Конкурс 2. «Зеленая аптечка»

Каждой команде даются 3 карточки. Необходимо заполнить таблицу, правильно сопоставив название растения, используемую часть и применение (1 балл - за каждую правильно составленную строку, max - 5 баллов).

Карточка №1

Название растения, его изображение

Карточка №2

Какую часть используют

Карточка №3

Применение в медицине

1. Одуванчик лекарственный

2. Ромашка аптечная

3. Подорожник большой

4 Чистотел большой 5. Тысячелистник обыкновенный

1. Лист, корень 2- Надземную часть

3. Цветки

4. Надземную часть

5. Листья

1. Содержит много витаминов, улучшает аппетит, лечит ожоги, выводит вредные вещества, лечит заболевания желудка

2. Заживляет раны, помогает при ушибах

3. Противовоспалительное средство, полоскание и промывание ротовой полости, волос;

4. Лечение кожи, туберкулёза

5. Кровоостанавливающее, заживление ран

Лекарственные растения (ответ)

Растение

Какую часть используют

Применение в медицине

1. Одуванчик лекарственный

Лист

Корень

Содержит много витаминов, улучшает аппетит, лечит ожоги, выводит вредные вещества, лечит заболевания желудка

2. Ромашка аптечная

Цветки

Противовоспалительное средство, полоскание и промывание ротовой полости, волос

3. Подорожник большой

Листья

Заживляет раны, помогает при ушибах

4. Чистотел большой

Надземную

часть

Лечение кожи, туберкулёза

5. Тысячелистник обыкновенный

Надземную

часть

Кровоостанавливающее, заживление ран

Ведущий. Не забывайте, что все лекарства «зелёной аптеки» применяют только по назначению врача. Для того чтобы лекарственное растение при заготовке не потеряло своих лечебных свойств, необходимо соблюдать определенные правила.

Конкурс 3. Памятка сборщика

Необходимо каждой команде назвать как можно больше правил по сбору лекарственных растений. (Одно верно названное правило оценивается в 1 балл.)

Памятка сборщику лекарственных растений

• Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду: листья и стебли - во время цветения, цветы - в начале цветения, плоды - в период полного созревания, корни - осенью.

• Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.

• Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.

• Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.

• Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.

• Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.

• Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках. Это, например, ромашка, шалфей, валериана, тысячелистник, пустырник.

• В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!

• Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.

Ведущий. Очень часто некоторые растения мы видим в первый раз, некоторые из них могут быть ядовитыми; для того чтобы обезопасить себя, запомните три правила:

Незнакомые растения НЕЛЬЗЯ:

• рвать

• нюхать

• брать в рот

Конкурс 4. Полезные свойства растений

Командам раздаются карточки с изображением растений, задается вопрос. Необходимо поднять карточку с изображением того растения, о котором идёт речь. (За каждый правильный ответ -1 балл.)

Вопросы:

• Порошок из корней какого растения используют для улучшения аппетита? (Одуванчик лекарственный.)

• Настой из листьев какого растения используют для прижигания бородавок? (Чистотел большой.)

• Это растение используют для остановки кровотечения. (Тысячелистник обыкновенный.)

• Если вас укусила пчела или вы поранили ногу, лист какого растения вы используете? (Подорожник большой.)

• У вас болит горло - какое растение вы будете использовать для полоскания рта? (Ромашка аптечная.)

• Из листьев этого растения готовят салат. (Одуванчик лекарственный.)

• Это растение используют для приготовления чая, который обладает успокаивающим действием. (Ромашка аптечная.)

Ведущий. Многие растения, которые растут у нас на огороде и в саду, обладают лечебными свойствами.

Конкурс 5. Лечебные свойства растений

Необходимо отгадать загадки, назвав растение, о котором идет речь. (Один верный ответ - 1 балл.) Изображения растений закреплены не стенде.

Загадки:

1. Очень вкусные плоды

И полезные они:

Много жира, витаминов,

Как питательны они!

Ядра ели в шоколаде,

Скорлупа - краситель яркий.

Угадай-ка поскорей:

Что за плод мы рвём с ветвей? (Орех.)

 

2. Эти разные листочки

Лечат сердце, лечат почки.

Улучшают аппетит,

Боль прогонят, где болит.

Быстро смывают веснушки,

И лысины нет на макушке. (Петрушка.)

 

3. Этот плод - аптека наша,

Из него полезна каша,

Семечки - деликатес,

И глистам - противовес.

Диетическое блюдо -

От болезней всех, как чудо! (Тыква.)

 

4. Овощ этот очень крут!

Убивает всех вокруг.

Помогут фитонциды

От оспы и чумы,

И вылечить простуду

Им тоже сможем мы! (Лук.)

 

5. В бордовых корнеплодах

Лекарство от запоров.

Давленье понижает

И кровь оздоровляет.

Салат от ожиренья,

А сок - от воспаленья. (Свёкла.)

 

6. Листья - будто кружева,

Украшенье для стола.

Повышают аппетит,

Придают здоровый вид.

Круглый год лечение,

И всё от воспаления. (Укроп.)

Ведущий.

Если хочешь быть здоров,

Обойтись без докторов –

Ешь почаще лук, чеснок,

Ведь от них большущий прок!

Если ты поранил ногу,

Не тревожься, не реви,

Подорожник на подмогу

Ты к себе скорей зови!

Подведение итогов конкурса, награждение.

Автор: Е. А. Якушкина

Рекомендуем посмотреть:

Игра по ботанике 6 класс с ответами

Кроссворды по биологии для 5 класса с ответами и вопросами

Игра «Что? Где? Когда?» по биологии, 9-11 классы

Игра - соревнование про птиц для школьников, 6-7 класс

Ролевая игра по биологии, 7 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!