Цели: повторить знания, полученные на уроках биологии, об отличительных свойствах живых организмов, закрепить знания о клеточном строении организмов; осуществлять экологическое и эстетическое воспитание; развивать навыки самостоятельной работы, коллективного труда, групповой работы, логического мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; повышать интерес к предмету.
Учащиеся занимают свои места за столиками по группам. Группы можно сформировать по интересам или согласно жеребьевке.
Ведущий. Ребята, мы собрались здесь для того, чтобы поговорить о живых организмах. Внимательно посмотрите на эти объекты и выберите из них те, которые мы можем отнести к живым.
Демонстрирует изображения гор, птиц, облаков, зверей и т. д.
И ответьте на мой вопрос:
- Почему одни объекты мы относим к живой природе, а другие к неживой?
Ведущий. У меня хорошая новость, к нам сегодня в гости пришел кот, которого зовут Том. Он здесь для того, чтобы рассказать, почему мы животных относим к живой природе.
Перед ребятами появляется кот Том.
Том. Здравствуйте, друзья. Я сегодня пришел к вам не с пустыми руками. С собой у меня есть самая дорогая для меня вещь - это мой альбом с фотографиями, который хранит воспоминания обо всей моей жизни. Я предлагаю начать его смотреть немедленно, и вы сами убедитесь, что все звери, которых сегодня представляет ваш покорнейший слуга самые, что ни на есть живые организмы.
На стене или классной доске открываются плакаты с изображениями эпизодов из жизни кота - Том (см. Приложение, рис. 1-5).
Ведущий. Ребята, рассмотрите внимательно эти изображения. Какие признаки живых организмов демонстрирует Том?
Ребята называют признаки, по которым мы можем судить о принадлежности животных к живой природе.
Ведущий. Вы правы. Первое изображение демонстрирует один из признаков живой природы - дыхание и выделение углекислого газа; изображение второе - питание; размножение, рост и развитие иллюстрирует изображение третье; подвижность - четвертое; раздражимость - пятое. Но есть еще один важный признак живых организмов. Об этом признаке интересно будет узнать и нашему Тому. О каком признаке идет речь?
Ребята говорят о том, что главным признаком живого является - клеточное строение.
Помощник ведущего. «... Взяв кусочек чистой светлой пробки, я острым, как бритва, ножом отрезал... очень тонкую пластинку. Когда затем я поместил этот срез ... на предметное стекло, то увидел, что он весь пронизан ячейками...». Этими словами Роберт Гук в 1665 году впервые сообщил о существовании клеток. Позже ученые доказали, что из клеток состоят все растения и животные.
Ведущий демонстрирует изображение клеток, которые увидел в микроскоп Гук.
Том. Вы меня, конечно, извините, но я не совсем понимаю, что все это значит и из каких клеток я состою.
Ребята ему отвечают, что все живые организмы состоят из мельчайших клеток, а те в свою очередь - из органоидов. На доске появляется динамическая модель клетки. Модель можно легко изготовить самостоятельно. Интересно, если клеточную мембрану с порами можно снять с модели, представив зрителям внутреннее содержимое клетки.
Ведущий. Ребята, вы уже знаете, что внутри клетки находятся органоиды, которые обеспечивают жизнедеятельность клетки.
Том. Как интересно и странно, что такой ученый кот, как я, ничего не знал об этом раньше.
Ведущий. Ну что, друзья, расскажем Тому о том, из чего состоит каждая клетка?
Ребята рассказывают о значении каждого органоида в клетке.
Том. Друзья, у меня родилась идея. Я предлагаю поиграть, а чтобы ваш рассказ был более интересным, мы его сейчас «раскрасим». Посмотрите внимательно на таблички, которые я размещу у вас на столиках. На них указаны названия тех изготовителей, которыми вы окажетесь на некоторое время. Вам предстоит нелегкая задача, но я надеюсь, вы с ней справитесь. Итак, архитекторам сейчас предстоит вылепить на картоне модель клетки из пластилина; математики составят модель клетки из геометрических фигур; практики изготовят модель клетки из подручных средств (например, стеклянная банка может послужить клеточной стенкой, пластмассовый шарик - ядром, фасоль - митохондриями, бусины - рибосомами и т. д.), актерам придется разыграть перед нами миниспектакль.
Ведущий. Отлично. Ну, что же, друзья, за дело. Я включаю динамичную музыку, когда она закончится, вы должны быть готовы к защите своего произведения.
Роли:
Клеточная оболочка. Я самый главный органоид в клетке. Я придаю ей форму. Защищаю от вредных воздействий окружающей среды. Через мои поры клетка дышит и сообщается с окружающей средой и другими клетками. Кто же
Цитоплазма. Нет, самый главный органоид в клетке я. У меня замечательное состояние. Я полужидкая, полувязкая, во мне всем остальным органоидам находиться тепло и уютно. Я помогаю перемещаться по клетке разным веществам. Как меня зовут?
Митохондрия. Не без основания считаю себя важнейшим органоидом клетки. Я участвую в процессе дыхания и даю клетке энергию для жизни, не зря меня называют «силовой станцией клетки». Как зовут меня?
Ядро. Я самый важный органоид в клетке. Потому что являюсь хранителем наследственной информации. В клетке я центральный органоид. Догадались, как зовут меня?
Лизосома. Я тоже клетке очень нужна. Я помогаю избавляться от ненужных веществ. Отвечаю за клеточное пищеварение. Как мое имя?
Ведущий. Отлично мы справились со всеми заданиями. Скажите, ребята, кто может сделать вывод о том, для чего мы с вами так много времени посвящаем изучению клеток?
Помощник ведущего. Спасибо за то, что вы так хорошо сегодня работали. Оказывается, вы обладаете большими знаниями о клетке, о живых организмах, а новые знания, которые вы сегодня получили, пригодятся вам на уроках и в жизни.
Игра по ботанике 6 класс с ответами
Игра «Лекарственные растения» для школьников 5-6 класса
Игра - соревнование про птиц для школьников, 6-7 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!