Цель: познакомить детей в игровой форме с немедицинскими способами лечения простудных заболеваний. Расширять кругозор в области лекарственных растений. Формировать желание заботиться о своём здоровье.
Оборудование: записи: звуков леса, музыки для танца растений, фонограммы песни Принцессы и Короля из м/ф «Бременские музыканты»; выставка книг и сухих растений; посуда и игрушки для практикума, витаминные салаты; распечатки рецептов для каждого участника и гостей; кроссворд о лекарственных растениях; свежие ягоды клюквы, рябины, малины; настои, отвары, взвары в горшочках на разных травах; атрибуты для костюмов лекарственных растений.
I. Вступление.
Ведущий. Человек издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками».
От какого слова образовано это название? (Ответы детей.) Изучив лекарственные свойства растений, травники заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы пользуемся и сейчас.
1-й ученик.
Лес - как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Ну а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем мы без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения.
Ведущий. С некоторыми из них вы сегодня и познакомитесь.
II. Основная часть.
1. Рассказы детей.
Ведущий.
Стоит в лесу кудряшка - белая рубашка,
В середине золотая. Кто она такая?
Появляется Ромашка.
Ромашка. Это я - Ромашка. Ромашка переводится как «милая простота». Родина моя - Америка. Давным-давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои семена рассеялись вдоль дороги. А вскоре склоны её покрылись мягкой и ароматной травкой. Так я попала в Россию.
Ведущий. Милая Ромашка, а чем ты полезна?
Ромашка.
Если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
Предлагает отвар.
Под музыку появляется Подорожник.
Подорожник. Это я - Подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая - нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись из виду.
С названьем простым и тревожным,
Зовущим за отчий порог,
Невзрачный цветок - подорожник
Растёт у российских дорог.
Дороги спешат за курганы,
Дорогам конца не видать,
И важно, что путникам раны
Умеет цветок врачевать.
Листок оторви осторожно
И жгучую боль утоли...
Невзрачный цветок подорожник
Растёт у дороги в пыли.
Ведущий. Дорогой Подорожник, а чем ты ещё полезен? Подорожник. Если вдруг зуб заболел, глаза воспалились, сердце болит, дёсны кровоточат - беги ко мне срочно. Я помогу! Под музыку появляются Шиповник, Мать-и-Мачеха. Ведущий. Вы кто такие? Зачем к нам пришли?
Растения вместе. Мы пришли к своим друзьям. Мы тоже лекарственные растения.
Шиповник.
Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка.
Там красные таблетки
Развешаны на ветке.
Меня зовут царём кустов
За цвет и запах моих цветков.
Хоть куст мой зелёный
Вас ранить готов,
Но я помогу всем больным
И тем, кто здоров.
Ведущий. Но как ты, Шиповник, можешь помочь?
Шиповник. Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный, в нём содержится витамин С. И тогда гриппом вы болеть не будете.
Мать-и-Мачеха выходит вперед.
Мать-и-Мачеха. Сверху листик гладкий, но с байковой подкладкой.
Ведущий. Знаем! Ты - Мать-и-Мачеха!
Мать-и-Мачеха.
Если кашель вас замучил, воспаленье началось,
Подружись со мной скорее, обещаю: всё пройдёт!
Ромашка. Как хорошо, что все вместе мы собрались на этой полянке! Давайте танцевать.
2. Сценка «Девочка и растения».
Танцуют все растения, а на полянке появляется девочка. Она гуляет, не замечая, как топчет растения, толкает их.
Ведущий. Стой! Посмотри, что ты делаешь!
Девочка. Я? Гуляю! А что?
Ведущий. Оглянись и посмотри, что ты натворила!
Девочка. Ну и что? Они все равно некрасивые, да и кому они нужны!
Хочет уйти с полянки, но тут с нею начинаются неприятности: натёрла ногу, начала чихать, кашлять, заболела голова, поднялась температура. Появляется мама и поёт на мотив песни из м/ф «Бременские музыканты».
Мама. Что ты, доченька моя, побледнела?
Иль головка у тебя заболела?
Надо, надо обратиться к врачу...
Девочка. Ой, к врачу я не хочу!
Появляется доктор Пилюлькин.
Мама.
Осмотрите мою дочь вы внимательно.
И поставьте ей диагноз обязательно.
Ну, а я ее потом полечу...
Девочка. Я таблеток не хочу!
Пилюлькин. Здравствуйте, ребята! Что случилось? Что болит? Есть и йод, и вата, и пилюли!
Девочка.
Боли, доктор, в голове,
Помогите, доктор, мне.
Не хочу я даже сладость –
Вот какая везде слабость!
Пилюлькин.
Сейчас осмотр проведу,
Чем смогу - тем помогу,
Ручки слабые, ножки тоже.
Так. На что это похоже?
Ну-ка рот открой пошире:
Раз, и два, и три, четыре.
Зубы все пока на месте.
Посоветуемся вместе...
Советы-реплики от ребят.
- Надо дать ей таблетки!
- В нос закапать из пипетки!
- Надо выпить порошок!
- Антибиотиков мешок!
- Надо дать ей микстуру!
- Справку дать от физкультуры!
Пилюлькин. Нет, ребята, в этом вы совершенно не правы!
Ваши знания видны,
Но таблетки ей вредны!
Организм ваш молодой –
Сам он справится с бедой.
Только чуда вы не ждите –
Себе сами помогите.
А помощников не счесть!
Травы лечащие есть!
Отвари и пей, когда
Подойдёт к тебе беда.
Ведущий. О каких же растениях говорит доктор Пилюлькин? Разгадав кроссворд, мы узнаем, чем же ещё можно лечить простуду.
3. Разгадывание кроссворда.
1. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из майских дней
Май серёжки дарит ей.
2. Я красна, я кисла –
На болоте росла.
Созревала под снежком.
Ну-ка, кто со мной знаком?
3. Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь разные птицы снуют
И, галдя, его клюют.
4. Маленький, горький, луку брат.
5. Бусы красные висят.
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
По ходу открывания слов в кроссворде ведущий кратко говорит о лечебных свойствах каждого растения и демонстрирует их.
Пилюлькин.
А ещё, девочка,
Баня с паром, кипятком,
Веником и лежаком!
Девочка.
Нет! Сегодня я уже купалась!
Без ушей чуть не осталась!
Пилюлькин.
Нет так нет! Тогда скорей
Чая с мёдом ты попей!
Иль с вареньем из малины,
Или с соком из рябины.
У природы есть секрет,
Как быть здоровым много лет.
Девочка.
Вот спасибо, доктор, вам!
Каждый должен думать сам,
Как здоровье сохранить
И болезни победить.
Простите меня, пожалуйста, растения, ведь всё это от моего незнания!
Лекарственные растения приходят к девочке на помощь, и у неё всё перестаёт болеть.
4. Практикум.
Демонстрация способов лечения и профилактики:
- ингаляция (отвар из трав или картофельный отвар с добавлением масел): по пояс раздеться и укрыться полотенцем так, чтобы не только дышать, но и прогреть грудную клетку, а потом обязательно принять тёплый душ;
- пропаривание в воде с горчичным порошком: лучше парить руки, а не ноги, а чтобы это не было скучно, положить в таз игрушки;
- витаминный салат из лука.
Ведущий. Чтобы вы все не только посмотрели и послушали, но и запомнили, возьмите с собой рецепты, которые подскажут, как ещё можно лечиться без лекарств.
Раздаёт с Пилюлькиным взрослым и детям отпечатанные рецепты.
III. Заключение.
Ведущий.
Друзья, нам прощаться настала пора!
Сегодня окончена наша игра.
Чтоб ни случилось, всегда человек
Здоровья желает другому навек!
Молодцы, ребята! Мы сегодня много рассказали, поиграли. Я надеюсь, что наше занятие не пройдёт бесследно для вас. Вы обо всём, что запомнили, расскажете дома родителям. А о чём вам хочется рассказать? (Ответы детей.)
Лекарственные растения можно собирать в природе, но это - целая наука, об этом у нас с вами разговор впереди, этому тоже, оказывается, нужно учиться. А пока их можно купить в аптеке. (Обращает внимание участников на выставку.)
Но растения хотят вам дать наказ, который вы должны помнить, и тогда природа будет вам благодарна.
Рассказывают дети (в костюмах растений).
Увидел молодой росток - не трогай и не рви!
Пройди-ка мимо, улыбнись, скажи ему: «Живи»!
Пройдут недели иль года,
И вырастет там целебная трава.
Лес зелёный охраняй!
Никого не обижай!
Не губи деревья ты!
Сохрани в лесу цветы!
Ты пришёл за помощью к природе –
Добрым будь и береги её.
Ветки не ломай, не рви, не трогай,
Помни, нужно много лет еще,
Чтобы кустик снова мог помочь тебе.
Ты, дружок, смотри, не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса, простор полей –
Всё, что зовётся Родиной твоей!
Ведущий предлагает всем участникам и гостям праздника любые напитки, приготовленные родителями в качестве лекарств.
Кроссворды по биологии для 5 класса с ответами и вопросами
Ролевая игра по биологии, 7 класс
Игра «Что? Где? Когда?» по биологии, 9-11 классы
Нет комментариев. Ваш будет первым!