Конспект внеурочного занятия для школьников «Учи своё сердце добру»
Цель: формировать у детей ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения.
Задачи:
Обучающая: определить сущность понятия «доброта», качества доброго, уважительного и милосердного отношения друг другу.
Развивающая:
- раскрыть положительные стороны доброты;
- побудить к проявлению чуткости к взрослым и сверстникам;
- развивать умения отличать плохое от хорошего.
Воспитательная:
- воспитывать у детей доброту, милосердие;
- формировать понятие общечеловеческих ценностей, соблюдать принципы нравственности и морали.
- воспитывать уважительное отношение детей друг другу.
Коррекционная: коррекция эмоционально-волевой сферы на основе развития навыков общения.
Базовые универсальные действия:
Личностные: устанавливать связь между целью воспитательной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь формулировать собственное мнение.
Методы: словесные (беседа, словесно-проблемный метод); наглядные (методы иллюстрации слайдов); проблемно-поисковые (решение проблемы в виде обсуждения); метод формирования познавательного интереса (активизация внимания при повторении); метод самостоятельной деятельности детей.
Оборудование: презентация, педагогические ситуации, музыкальное сопровождение, интерактивная доска, видеоролик «Цветик-самоцветик», «День добрых дел» раздаточный материал к практической части.
Ход занятия
I. Вводная беседа.
- Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть сегодняшнее занятие принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. Наше занятие я хочу со слов Л.Татьяничевой
«Делать людям хорошо – хорошеть самому».
(Слайд 1)
- Ребята, как вы понимаете это выражение?
(Ответы детей).
Сегодня на нашем мероприятии мы с вами поговорим о том, без чего не может обойтись ни один человек в своей жизни. Что же это? Для этого вы должны разгадать слово, которое написано на доске.
- Обратите, внимание на экран, здесь представлены слоги, из которых вам необходимо составить ключевое слово, которое вы должны угадать, и оно, нам необходимо в жизни.
Табродо
(Слайд 2)
Доброта
(Слайд 3)
II. Основная часть.
- И, так тема нашего занятия «Научи своё сердце добру».
(Слайд 4).
А эпиграфом нашего занятия станут слова Л.Н. Толстого «»Чтобы поверить в добро, надо его делать»
(Слайд 5).
- Ребята, а что такое добро?
(Ответы детей).
1. Обсуждение притчи. (звучит спокойная музыка с показом иллюстраций)
(Слайд 6-10).
- Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка, я у мудреца, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”
Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.
Вопросы к обсуждению.
- Как вы относитесь к этому человеку?
- Как бы вы ответили на месте завистника?
- Как вы понимаете слова мудреца «Всё в твоих руках»?
- Молодцы. Ребята, обратите внимание на экран
2. «Добрые дела красят человека» (Слайд 11)
Вопросы к обсуждению.
- Эта пословица подходит к нашей притче?
- Как вы понимаете эту пословицу?
(Ответы детей)
- Да, ребята, в жизни есть ценности, без которых нет жизни на Земле. Обратите внимание на экран.
Задание: из перечня слов выберите качества доброго, хорошего, положительного человека.
(Слайд 12)
Добрый и жалостливый
Завистливый
Честный
Благородный
Злой
Ответственный
Душевный и дружный
Добродушный, умный, красивый
Достойный
Жадный.
- Качества, про которые вы сказали, не врождённые, их надо воспитывать. Мы можем много называть положительных качеств человека, но на первое место мы ставим доброту.
-А вот почему на первое место мы ставим доброту?
(Ответы детей).
- Когда появился человек, он был награждён разумом, речью, способностью к мастерству, искусству. Человек стал добывать пищу, добывать красивые вещи, строить жилища. Но каким человек внутри, всё зависит лишь от его сердца и души. Если душа добрая, то и в жизни будет всё благополучно.
- Ребята, а что значит добрый человек?
(Ответы детей).
III. Физминутка. (Слайд 13)
- Ребята, сегодня, мы говорим доброте. Создаём хорошее настроение. Я предлагаю вам повернуться друг к другу и улыбнуться.
III. Работа с толковым словарём Ожегова. (Слайд 14)
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Вопросы к обсуждению.
(Слайд 15)
- Ребята, доброта делает человека каким?
- Приведите примеры доброго отношения людей?
(Ответы детей).
IV. Просмотр видеоролика «День добрых дел» с последующим обсуждением
V. Коррекционно – развивающее упражнение «Улыбка» (Слайд 16)
- Ребята, как вы думаете, что является первым шагом к добрым отношениям меду людьми? В этом нам поможет наше упражнение.
Задание: верните слова на свои места и получите ответ.
VI. Ситуативный практикум.
- Представьте себе, что ваш обидчик провалился в прорубь. Кроме вас рядом никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите в данной ситуации?
1. пройдете мимо
2. попытаетесь ему помочь?
– Можно ли принудить человека быть добрым?
– Если ты умеешь прощать, это может считаться началом добрых отношений?
– Что чаще побеждает, добро или зло?
(Ответы детей)
- В сказках всегда побеждает добро, но жизнь – не сказка. В жизни может случиться всякое…
Чтение притчи
«Шел охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошел охотник к змее, а та умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево». Охотник приподнял дерево, змея выскользнула, обвила ногу охотника и готовится укусить его. Взмолился охотник: «Что же ты делаешь, я ведь тебя от смерти спас?» «На то я и змея», – отвечает она. Тут на счастье охотника пробегает лиса. Просит охотник лису рассудить, кто из них прав. А лиса сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея опять под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошел своей дорогой, оставив змею умирать».
– Так может и не надо делать добра? И жить по пословице «Не делай добра – не получишь зла»
– Встретив на улице человека, можно сразу сказать добрый он или злой?
(Судить человека можно по его делам, можно много раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступить им место в автобусе; на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора).
VII. Коррекционно – развивающее упражнение «Собери пословицу»
(Слайд 17)
• Жизнь дана на ……
(добрые дела)
• Злой не верит, что есть…..
(добрый)
• Доброму слову…..
(добрый ответ)
• Доброму везде……
(добро)
• С добрым жить……..
(хорошо).
VIII. Практическая часть
- Ребята, давайте вернёмся к эпиграфу нашего занятия
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать»
Л.Н. Толстой
(Слайд18).
- Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
Задание: из перечня перепутанных слов, которые написаны на экране необходимо составить правила доброты.
(Слайд 19)
1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.
IX. Итог занятия. (Слайд 20).
- В конце нашего занятия мне бы хотелось вспомнить сказку Валентина Катаева «Цветик - семицветик» о доброй девочке Жене, получившей в подарок волшебный цветок с прозрачными лепестками разных цветов. Произнося заклинания и отрывая один лепесток, Женечка могла загадывать любое желание, и оно тотчас исполнялось. И вот когда у неё остался последний лепесток, она нашла нового друга, который к ее великому сожалению не мог играть с ней в салки, т.к. был хромой. И тогда Женя впервые загадала желание не для себя.
- Я предлагаю Вам написать на единственном у Вас на парте лепестке желание, исполнение которого помогло бы не только Вам лично, но и кому-то еще.
Добрые сердца – это сады. Добрые слова – корни. Добрые мысли – цветы. Добрые дела – плоды. Так заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами, мыслями и добрыми делами.
Рекомендуем посмотреть:
Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий
Сценарий познавательно-развлекательного мероприятия для детей 9-12 лет
Конспект внеклассного мероприятия в 5-6 классе по теме: Привычки хорошие и плохие
Воспитательное мероприятие для 5-8 классов на тему: Правильное питание
Похожие статьи:
Сценарий внеклассного мероприятия 3, 4, 5 класс. Морское путешествие