Сценарий познавательно-развлекательного мероприятия: «Тайны осеннего сада»
Автор: Корниенко Алексей Николаевич, педагог дополнительного образования, МОУ ДОД «Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области».
Описание работы: познавательно-развлекательное мероприятие «Тайны осеннего сада» предназначено для детей 9 – 12-летнего возраста и направлено на выявление и расширение имеющихся знаний по биологии и экологии традиционных плодово-ягодных растений сада, об особенностях рационального ухода за ними в осенний период. Материал разработки может быть интересен педагогам дополнительного образования, организующим кружковую деятельность биолого-экологической, сельскохозяйственной направленности, учителям биологии, экологии, природоведения для проведения внеклассного мероприятия, воспитателям группы продлённого дня.
Цель: привлечь внимание воспитанников к особенностям биологии и экологии плодово-ягодных растений в осенний период.
Задачи.
Учебная: выявить и расширить имеющиеся знания по биологии и экологии плодово-ягодных растений, об особенностях рационального ухода за ними в осенний период.
Развивающая: способствовать развитию внимательности, памяти, мышления, творческой активности (умению импровизировать), ловкости.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе сада.
Форма: викторинно-конкурсная.
Оборудование. Иллюстрации (фотографии): опавшей осенней листвы в саду, традиционных плодово-ягодных растений сада, осенних листьев плодово-ягодных растений, осенних (тёмно-красных) стеблей малины, подвязанных на зиму кустов малины, иллюстрация плодового дерева на ватмане.
Схемы листопада и способа снятия урожая плодосъёмником.
Два одинаковых набора разных фруктов в непрозрачных пакетах, две тарелки для плодов, «плоды» на капроновых нитках, импровизированный плодосъёмник, карточки с заданиями, бумажные осенние листья с вопросами викторины на обороте, жетоны.
Ход мероприятия.
Ведущий: – Здравствуйте, ребята и девчата! Я рад приветствовать вас на сегодняшнем праздничном мероприятии: «Тайны осеннего сада». «Тайны» – это незаметные на первый взгляд явления, которые происходят с плодово-ягодными растениями в саду осенью, а также особенности рационального ухода за осенним садом. Раскрытию этих «тайн» и посвящается наше мероприятие.
Сегодня вас ожидают увлекательные конкурсы вперемежку с интересными вопросами викторины, а в конце всех будет ждать награждение.
Для участия необходимо организовать 2 команды по 5 человек. Чтобы стать участниками команд, нужно отгадать загадки о том, какие плодово-ягодные растения есть в нашем импровизированном саду. (Перед зрителями вывешивается подсказка в виде изображения традиционных плодово-ягодных растений сада.
Изображение 1: «Традиционные растения сада»)
Загадки.
Этот плод душистый,
Румяный, золотистый,
Словно шар висит на ветке,
Руки тянут к нему детки.
(Яблоко на яблоне)
Висят на дереве плоды,
Словно лампочки они.
Есть у них и главный плюс –
Аромат и нежный вкус.
(Груша)
На весеннем деревце –
Беленькие венчики,
А на летнем деревце –
Красные бубенчики.
(Вишня)
Плод есть – первый сорт:
Весь он в дымке синей,
Но в серёдке твёрд,
Словно клюв гусиный.
(Слива)
Есть три сестры – живут в ладу,
Все три – работницы в саду:
Одна из них – белянка,
Ещё сестра – румянка,
Последняя – смуглянка.
(Белая, красная, чёрная смородины)
В лесу зародилась –
В саду пригодилась:
Травиночка малая,
А ягода алая.
(Земляника)
Куст растёт уж много лет,
Только старых веток нет:
Однолетки и двухлетки,
Ни одной нет старше ветки!
(Малина)
С давних пор в саду хвалён
Витаминный чемпион.
С чёрным боком,
С красным соком.
(Чёрная смородина)
На ветке – конфетки
С начинкой медовой,
А кожа на ветке
Породы ежовой.
(Крыжовник)
Красна, сладка, душиста,
Растёт низко, к земле близко.
(Земляника)
• Придумывание командами себе названий (либо присвоение командам названий).
• Жеребьёвка команд на право первого хода.
Ведущий: - Начнём испытание команд с вопросов викторины
«Знатоки».
Задание. Команды по очереди должны будут ответить на 2 вопроса. Время на обсуждение – 30 секунд. Правильный ответ – 1 жетон. Если команды затруднятся с ответом, то участвуют зрители.
1 вопрос. Почему осенью стебли у малины приобретают красноватую окраску? Как это помогает малине?
(Фото 1: «Осеннеокрашенный стебель малины») (
Ответ. Осенью при низких положительных температурах воздуха малина проходит естественную закалку и в ней вырабатываются особые вещества, помогающие пережить морозы. Эти вещества придают стеблям красноватую окраску.)
2 вопрос. Зачем осенью стебли малины пригибают к земле и подвязывают?
(Рисунок 1: «Осенняя подвязка малины») (
Ответ. Побеги малины не имеют плотного защитного слоя коры и при сильных морозах (ниже - 30°С) часто подмерзают до уровня снега. Подвязанные в пригнутом состоянии побеги малины лучше укрываются снегом, который надёжно защищает плодовые почки от подмерзания.)
Ведущий: - Следующее испытание – конкурс
«Фрукты».
Задание. Перед каждой командой лежат непрозрачный пакет с фруктами и тарелка. Для начала требуется по одному участнику от команд. Каждый участник просовывает аккуратно руку в пакет, нащупывает какой-то один фрукт
(фото 2: «Определение фруктов»),
определяет его в течение 3-5 секунд, называет, показывает всем и кладёт на тарелку. Дальше в таком же порядке участвуют остальные члены команд. За каждый правильно угаданный фрукт команда получает жетон.
Ведущий: - Вернёмся к нашей викторине. Команды и зрители приготовьтесь к вопросам.
1 вопрос. Почему при сборе урожая не рекомендуется стряхивать плоды с плодовых деревьев?
(
Ответ. При стряхивании плоды бьются о землю. В местах биения плоды начинают загнивать и хранению не подлежат. Кроме того, при стряхивании ломаются ветви с плодовыми почками, в результате теряется будущий урожай.)
2 вопрос. Что растёт у плодовых деревьев в период листопада? Как это можно учесть в засушливую осень?
(
Ответ. Оказывается, в период листопада у деревьев активно растут корни, и, если в это время долго держится засушливая погода, то необходимо полить растения.)
Ведущий: - Продолжаем испытания. Следующий конкурс –
«Листья».
У разных плодово-ягодных растений своеобразная форма листьев и не только, вдобавок, осенью у многих из них изменяется окраска.
Задание. Каждая команда из набора фотографий будет получать по одинаковой фотографии осенних листьев
(фото 3 – 10: «Осенние листья традиционных растений сада»).
За 20 секунд нужно определить, какому плодово-ягодному растению принадлежат листья. (Листья на одной фотографии принадлежат одному виду растения, соответственно, на разных фотографиях – разным видам. Фотографии листьев для определения даются поочерёдно.) За каждое правильное определение – 1 жетон. Если команды затруднятся с ответом, то участвуют зрители.
Ведущий: - А сейчас давайте снова переключимся к вопросам викторины.
1 вопрос. Чем объяснить, что у многих плодовых растений в период листопада листья могут опадать даже в безветренную погоду?
(
Ответ. Учёные считают, что листопаду предшествует длительная биологическая подготовка растения. Известно, что к осени между черешком листа и материнским растением образуется особый отделяющийся (пробковый) слой
(рисунок 2: «Схема листопада»).
Клетки этого слоя имеют гладкие стенки и легко отделяются друг от друга. Часто бывает достаточно лёгкого порыва ветра для того, чтобы лист отделился и упал; иногда листья опадают и в совершенно тихую погоду от резких колебаний температуры, замерзания или оттаивания или прямо под влиянием силы тяжести листовой пластинки, отягчённой осевшей росой.)
2 вопрос. Почему осенью не рекомендуется убирать опавшую листву с приствольных кругов плодовых растений?
(Фото 11: «Осенняя листва на приствольных кругах») Ответ. Опавшая листва защитит от сильных морозов корневую систему. Кроме того, к началу лета её переработают дождевые черви и микроорганизмы почвы, а растение получит хорошую органическую подкормку. Обратите внимание! Природа не убирает опавшую листву и остатки однолетних растений, и почва под ними не только не оскудевает, она наращивает плодородие.)
Ведущий: - Продолжаем наше мероприятие, и следующий конкурс –
«Урожай». Посмотрите, перед вами импровизированное дерево с «плодами» (например, яблоками) позднего срока созревания
(фото 12: «Импровизированное дерево с плодами»).
Мы с вами уже знаем, что плоды с деревьев стряхивать нельзя, поэтому предлагаю снимать их с помощью плодосъёмника (показывается импровизированный плодосъёмник-рогатина). Плодосъёмником надо уметь правильно работать. Плод подхватывается плодосъёмником снизу
(фото 13: «Подхватывание плода плодосъёмником»),
слегка приподнимается и отделяется движением в сторону
(рисунок 3: «Плодосъёмник. Схема снятия плода»).
Задание. За 30 секунд команды должны будут наполнить свои тарелки как можно большим количеством плодов. Сделать это нужно будет следующим образом: одна из команд выстраивается в шеренгу перед «деревом» так, чтобы лица её участников были видны другой команде и зрителям. Первому участнику, стоящему перед деревом, вручается плодосъёмник, последнему – тарелка для плодов. Первый плодосъёмником снимает плод, второй принимает его руками, далее плод по цепочке передаётся последнему в тарелку. Засчитываться будут те плоды, которые по истечении времени окажутся в тарелке. За каждый плод – 1 жетон. Команды соревнуются по очереди. (Перед началом данного состязания командам даётся тренировочное время.)
Ведущий: - Предлагаю завершить нашу викторину и ответить ещё на два вопроса.
1 вопрос. Как позднеосенний полив (если долго стоит засуха) спасает плодовые деревья от вымерзания?
(
Ответ. Глубоко увлажнённая почва лучше проводит тепло к корням от нижних слоёв Земли, тем самым «подогревая» корни и спасая их от зимнего вымерзания.)
2 вопрос. Почему во время позднеосеннего полива плодовых деревьев нельзя допускать переувлажнения почвы?
(
Ответ. При избытке влаги из почвы вытесняется кислород и накапливается углекислый газ. Это приводит к угнетению и отмиранию корневой системы.)
Ведущий: - У нас остался ещё один конкурс –
«Сценка». В этом конкурсе команды должны будут проявить свои способности в умении импровизировать.
Задание. За 1 минуту команды должны будут продумать, как обыграть сценку, предложенную на карточке, а затем (по истечении времени) показать её зрителям. Оцениваться будут точность и оригинальность импровизации, а также количество участвовавших в сценке. Каждый участвовавший получит по 1 жетону, плюс 2 жетона – команде за точность и оригинальность импровизации. Зрители должны будут угадать, о чём сценка. За правильное угадывание – 1 жетон.
Задания на карточках.
Одной команде: изобразите осеннее пригибание кустов малины к земле и их подвязывание.
Другой команде: изобразите позднеосенний полив деревьев и кустарников в саду.
Ведущий – зрителям: - Пока команды продумывают выполнение своих заданий, ребята, расскажите, какие интересные явления наблюдали вы в жизни плодово-ягодных растений осенью? Интересно, пригодился опыт ваших наблюдений вам в уходе за растениями сада? Как?
Ведущий: - Итак, подошла к концу викторинно-конкурсная часть нашего мероприятия «Тайны осеннего сада». Прежде чем подвести итоги сегодняшнего участия и сделать вывод, давайте ещё раз посмотрим на иллюстрации, фотографии, схемы и скажем, какие из прозвучавших сегодня «тайн» осеннего сада были для вас новыми, впервые открытыми. (Ответы ребят.) Что даёт людям, лично вам раскрытие «тайн» осеннего сада? (Ответы ребят.)
– Таким образом, раскрывая для себя «тайны» осеннего сада, вы, ребята, научитесь лучше понимать ваших плодово-ягодных питомцев, рационально за ними ухаживать, и они в ответ на ваши внимание и заботу непременно порадуют вас щедрым и добрым урожаем.
• Подсчёт жетонов у команд, определение победителя.
• Определение активных зрителей.
• Награждение.
Ведущий: - Спасибо всем за внимание, за участие в сегодняшнем мероприятии «Тайны осеннего сада»! До новых встреч!
В завершение статьи. Познавательно-развлекательное мероприятие: «Тайны осеннего сада» неоднократно проводилось для ребят разных экологических объединений (так называются кружки), в классах школ как внеклассное мероприятие, группах продлённого дня, в качестве городского массового мероприятия для ребят в каникулярное время. Сценарий мероприятия неоднократно изменялся и дорабатывался. Для викторины подбирались и отбирались вопросы, имеющие, по-возможности, более практическое значение. Совершенствовались и адаптировались конкурсы под тематику мероприятия, продумывались задания и оборудование. Так, в конкурсе «Фрукты» использовались настоящие фрукты, в конкурсе «Листья» - фотографии настоящих осенних листьев, взятых из сада станции юннатов, конкурс «Урожай» предусматривал относительно приближенные к реальности условия правильного съёма плодов с дерева, задания к конкурсу «Сценка» предполагали имитацию реальных действий по уходу за осенним садом. Проведение конкурсов в подобной оригинальной манере вызывало у ребят неподдельный интерес и стимулировало проявление их умственной (в том числе, познавательной, творческой) и двигательной активностей.
Конкурсы учитывают как индивидуальное, так и командное участие ребят. Проведение мероприятия построено на чередовании вопросов викторины с конкурсами, что при смене умственной и двигательной активностей способствует меньшей утомляемости ребят, рациональному использованию их сил, внимания, а также времени при проведении праздника.
В разработке «Тайны осеннего сада» подробно описано как проводить конкурсы. В реальности при проведении мероприятия все задания сообщаются детям кратко, но ёмко и достаточно чётко.
При проведении мероприятия учтена активная роль зрителей. Они могут дополнять или давать полноценные ответы на вопросы викторины, участвовать в определении осенних листьев в случае затруднения основных участников (команд). В конкурсе «Сценка» зрители являются обязательными участниками, угадывают и называют представленные командами инсценировки.
В заключительной своей части мероприятие содержит такие важные компоненты как элемент рефлексии и вывод. В рефлексивной части ребята сами определяют, что нового для себя открыли на данном мероприятии и какое практическое значение это может иметь в их жизни.
Рекомендуем посмотреть:
Интеллектуальная игра «Хочу всё знать» для 4 класса
Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий
КВН для 4 класса по теме: Пословицы и поговорки
Сценарий внеклассного мероприятия в 4 классе. Самой лучшей бабушке
Похожие статьи:
Сценарии праздников в начальной школе, 4 класс
Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии
Осенний праздник в начальной школе
Конкурсная программа для младших школьников
Театрализованное представление для младших школьников