Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сценарий познавательно-развлекательного мероприятия для детей 9-12 лет

Сценарий познавательно-развлекательного мероприятия: «Тайны осеннего сада»
Автор: Корниенко Алексей Николаевич, педагог дополнительного образования, МОУ ДОД «Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области».
Описание работы: познавательно-развлекательное мероприятие «Тайны осеннего сада» предназначено для детей 9 – 12-летнего возраста и направлено на выявление и расширение имеющихся знаний по биологии и экологии  традиционных плодово-ягодных растений сада, об особенностях рационального ухода за ними в осенний период. Материал разработки может быть интересен педагогам дополнительного образования, организующим кружковую деятельность  биолого-экологической, сельскохозяйственной направленности, учителям биологии, экологии, природоведения для проведения внеклассного мероприятия, воспитателям группы продлённого дня.
Цель: привлечь внимание воспитанников к особенностям биологии и экологии плодово-ягодных растений в осенний период.
Задачи.
Учебная: выявить и расширить имеющиеся знания по биологии и экологии плодово-ягодных растений, об особенностях рационального ухода за ними в осенний период.
Развивающая: способствовать развитию внимательности, памяти, мышления, творческой активности (умению импровизировать), ловкости.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе сада.
Форма: викторинно-конкурсная.
Оборудование. Иллюстрации (фотографии): опавшей осенней листвы в саду, традиционных плодово-ягодных растений сада, осенних листьев плодово-ягодных растений, осенних  (тёмно-красных) стеблей малины, подвязанных на зиму кустов малины, иллюстрация плодового дерева на ватмане.
Схемы листопада и способа снятия урожая плодосъёмником.
Два одинаковых набора разных фруктов в непрозрачных пакетах, две тарелки для плодов, «плоды» на капроновых нитках, импровизированный плодосъёмник, карточки с заданиями, бумажные осенние листья с вопросами викторины на обороте, жетоны.
Ход мероприятия.
Ведущий: – Здравствуйте, ребята и девчата! Я рад приветствовать вас на сегодняшнем праздничном мероприятии: «Тайны осеннего сада». «Тайны» – это незаметные на первый взгляд явления, которые происходят с плодово-ягодными растениями в саду осенью, а также особенности рационального ухода за осенним садом. Раскрытию этих «тайн» и посвящается наше мероприятие.
Сегодня вас ожидают увлекательные конкурсы вперемежку с интересными вопросами викторины, а в конце всех будет ждать награждение.
Для участия необходимо организовать 2 команды по 5 человек. Чтобы стать участниками команд, нужно отгадать загадки о том, какие плодово-ягодные растения есть в нашем импровизированном саду. (Перед зрителями вывешивается подсказка в виде изображения традиционных плодово-ягодных растений сада.  Изображение 1: «Традиционные растения сада»)

Загадки.
Этот плод душистый,                                  
Румяный, золотистый,                                 
Словно шар висит на ветке,                       
Руки тянут к нему детки. (Яблоко на яблоне)                                
Висят на дереве плоды,                              
Словно лампочки они.                              
Есть у них и главный плюс –                  
Аромат и нежный вкус. (Груша)                                                  
На весеннем деревце –                              
Беленькие венчики,                                
А на летнем деревце –                              
Красные бубенчики. (Вишня)                                                    
Плод есть – первый сорт:                            
Весь он в дымке синей,                            
Но в серёдке твёрд,                                      
Словно клюв гусиный. (Слива)                                                       
Есть три сестры – живут в ладу,                
Все три – работницы в саду:                        
Одна из них – белянка,                              
Ещё сестра – румянка,
Последняя – смуглянка. (Белая, красная, чёрная смородины)
В лесу зародилась –
В саду пригодилась:
Травиночка малая,
А ягода алая. (Земляника)
Куст растёт уж много лет,
Только старых веток нет:
Однолетки и двухлетки,
Ни одной нет старше ветки! (Малина)
С давних пор в саду хвалён
Витаминный чемпион.
С чёрным боком,
С красным соком. (Чёрная смородина)
На ветке – конфетки
С начинкой медовой,
А кожа на ветке
Породы ежовой. (Крыжовник)
Красна, сладка, душиста,
Растёт низко, к земле близко. (Земляника)
Придумывание командами себе названий (либо присвоение командам названий).
Жеребьёвка команд на право первого хода.  
Ведущий: - Начнём испытание команд с вопросов викторины «Знатоки».
Задание. Команды по очереди должны будут ответить на 2 вопроса. Время на обсуждение – 30 секунд. Правильный ответ – 1 жетон. Если команды затруднятся с ответом, то участвуют зрители.
1 вопрос. Почему осенью стебли у малины приобретают красноватую окраску? Как это помогает малине? (Фото 1: «Осеннеокрашенный стебель малины»)
(Ответ. Осенью при низких положительных температурах воздуха малина проходит естественную закалку и в ней вырабатываются особые вещества,  помогающие пережить морозы. Эти вещества придают стеблям красноватую окраску.)
2 вопрос. Зачем осенью стебли малины пригибают к земле и подвязывают? (Рисунок 1: «Осенняя подвязка малины»)
(Ответ. Побеги малины не имеют плотного защитного слоя коры и при сильных морозах (ниже - 30°С) часто подмерзают до уровня снега. Подвязанные в пригнутом состоянии побеги малины лучше укрываются снегом, который надёжно защищает плодовые почки от подмерзания.)
Ведущий: - Следующее испытание – конкурс «Фрукты».
Задание. Перед каждой командой лежат непрозрачный пакет с фруктами и тарелка. Для начала требуется по одному участнику от команд. Каждый участник просовывает аккуратно руку в пакет, нащупывает какой-то один фрукт (фото 2: «Определение фруктов»),
определяет его в течение 3-5 секунд, называет, показывает всем и кладёт на тарелку. Дальше в таком же порядке участвуют остальные члены команд. За каждый правильно угаданный фрукт команда получает жетон.
Ведущий: - Вернёмся к нашей викторине. Команды и зрители приготовьтесь к вопросам.
1 вопрос. Почему при сборе урожая не рекомендуется  стряхивать плоды с плодовых деревьев?
(Ответ. При стряхивании плоды бьются о землю. В местах биения плоды начинают загнивать и хранению не подлежат. Кроме того, при стряхивании ломаются ветви с плодовыми почками, в результате теряется будущий урожай.)
2 вопрос. Что растёт у плодовых деревьев в период листопада? Как это можно учесть в засушливую осень?
(Ответ. Оказывается, в период листопада у деревьев активно растут корни, и, если в это время долго держится засушливая погода, то необходимо полить растения.)
Ведущий: - Продолжаем испытания. Следующий конкурс – «Листья».
У разных плодово-ягодных растений своеобразная форма листьев и не только, вдобавок, осенью у многих из них изменяется окраска.
Задание. Каждая команда из набора фотографий  будет получать по одинаковой фотографии осенних листьев (фото 3 – 10: «Осенние листья традиционных растений сада»).
  













За 20 секунд нужно определить, какому плодово-ягодному растению принадлежат листья. (Листья на одной фотографии принадлежат одному виду растения, соответственно, на разных фотографиях – разным видам. Фотографии листьев для определения даются поочерёдно.) За каждое правильное определение – 1 жетон. Если команды затруднятся с ответом, то участвуют зрители.
Ведущий: - А сейчас давайте снова переключимся к вопросам викторины.
1 вопрос. Чем объяснить, что у многих плодовых растений в период листопада листья могут опадать даже в безветренную погоду?
(Ответ. Учёные считают, что листопаду предшествует длительная биологическая подготовка растения. Известно, что к осени между черешком листа и материнским растением образуется особый отделяющийся (пробковый) слой (рисунок 2: «Схема листопада»).
Клетки этого слоя имеют гладкие стенки и легко отделяются друг от друга. Часто бывает достаточно лёгкого порыва ветра для того, чтобы лист отделился и упал; иногда листья опадают и в совершенно тихую погоду от резких колебаний температуры, замерзания или оттаивания или прямо под влиянием силы тяжести листовой пластинки, отягчённой осевшей росой.)
2 вопрос. Почему осенью не рекомендуется убирать опавшую листву с приствольных кругов плодовых растений? (Фото 11: «Осенняя листва на приствольных кругах»)
Ответ. Опавшая листва защитит от сильных морозов корневую систему. Кроме того, к началу лета её переработают дождевые черви и микроорганизмы почвы, а растение получит хорошую органическую подкормку. Обратите внимание! Природа не убирает опавшую листву и остатки однолетних растений, и почва под ними не только не оскудевает, она наращивает плодородие.)
Ведущий: - Продолжаем наше мероприятие, и следующий конкурс – «Урожай». Посмотрите, перед вами импровизированное дерево с «плодами» (например, яблоками) позднего срока созревания (фото 12: «Импровизированное дерево с плодами»).
Мы с вами уже знаем, что плоды с деревьев стряхивать нельзя, поэтому предлагаю снимать их с помощью плодосъёмника (показывается импровизированный плодосъёмник-рогатина). Плодосъёмником надо уметь правильно работать. Плод подхватывается плодосъёмником снизу (фото 13: «Подхватывание плода плодосъёмником»),
слегка приподнимается и отделяется движением в сторону (рисунок 3: «Плодосъёмник. Схема снятия плода»).
Задание. За 30 секунд команды должны будут наполнить свои тарелки как можно большим количеством плодов. Сделать это нужно будет следующим образом: одна из команд выстраивается в шеренгу перед «деревом» так, чтобы лица её участников были видны другой команде и зрителям. Первому участнику, стоящему перед деревом, вручается плодосъёмник, последнему – тарелка для плодов. Первый плодосъёмником снимает плод, второй принимает его руками, далее плод по цепочке передаётся последнему в тарелку. Засчитываться будут те плоды, которые по истечении времени окажутся в тарелке. За каждый плод – 1 жетон. Команды соревнуются по очереди. (Перед началом данного состязания командам даётся тренировочное время.)
Ведущий: - Предлагаю завершить нашу викторину и ответить ещё на два вопроса.
1 вопрос. Как позднеосенний полив (если долго стоит засуха) спасает плодовые деревья от вымерзания?
(Ответ. Глубоко увлажнённая почва лучше проводит тепло к корням от нижних слоёв  Земли, тем самым «подогревая» корни и спасая их от зимнего вымерзания.)
2 вопрос. Почему во время позднеосеннего полива плодовых деревьев нельзя допускать переувлажнения почвы?
(Ответ. При избытке влаги из почвы вытесняется кислород и накапливается углекислый газ.  Это приводит к угнетению и отмиранию корневой системы.)
Ведущий: - У нас остался ещё один конкурс – «Сценка». В этом конкурсе команды должны будут проявить свои способности в умении импровизировать.
Задание. За 1 минуту команды должны будут продумать, как обыграть сценку, предложенную на карточке, а затем (по истечении времени) показать её зрителям. Оцениваться будут точность и оригинальность импровизации, а также количество участвовавших в сценке. Каждый участвовавший получит по 1 жетону, плюс 2 жетона – команде за точность и оригинальность импровизации. Зрители должны будут угадать, о чём сценка. За правильное угадывание – 1 жетон.
Задания на карточках.
Одной команде: изобразите осеннее пригибание кустов малины к земле и их подвязывание.
Другой команде: изобразите позднеосенний полив деревьев и кустарников в саду.
Ведущий – зрителям: - Пока команды продумывают выполнение своих заданий, ребята, расскажите, какие интересные явления наблюдали вы в жизни плодово-ягодных растений осенью? Интересно, пригодился опыт ваших наблюдений вам в уходе за растениями сада? Как?
Ведущий: - Итак, подошла к концу викторинно-конкурсная часть нашего мероприятия «Тайны осеннего сада». Прежде чем подвести итоги сегодняшнего участия и сделать вывод, давайте ещё раз посмотрим на иллюстрации, фотографии, схемы и скажем, какие из прозвучавших сегодня «тайн» осеннего сада были для вас новыми, впервые открытыми. (Ответы ребят.) Что даёт людям, лично вам раскрытие «тайн» осеннего сада? (Ответы ребят.)
– Таким образом, раскрывая для себя «тайны» осеннего сада, вы, ребята, научитесь лучше понимать ваших плодово-ягодных питомцев, рационально за ними ухаживать, и они в ответ на ваши внимание и заботу непременно порадуют вас щедрым и добрым урожаем.
Подсчёт жетонов у команд, определение победителя.
Определение активных зрителей.
Награждение.
Ведущий: - Спасибо всем за внимание, за участие в сегодняшнем мероприятии «Тайны осеннего сада»! До новых встреч!
В завершение статьи. Познавательно-развлекательное мероприятие: «Тайны осеннего сада» неоднократно проводилось для ребят  разных экологических объединений (так называются кружки), в классах школ как внеклассное мероприятие, группах продлённого дня, в качестве городского массового мероприятия для ребят в каникулярное время. Сценарий мероприятия неоднократно изменялся и дорабатывался. Для викторины подбирались и отбирались вопросы, имеющие, по-возможности, более практическое значение. Совершенствовались и адаптировались конкурсы под тематику мероприятия, продумывались задания и оборудование. Так, в конкурсе «Фрукты» использовались настоящие фрукты, в конкурсе «Листья» - фотографии настоящих осенних листьев, взятых из сада станции юннатов, конкурс «Урожай» предусматривал относительно приближенные к реальности условия правильного съёма плодов с дерева, задания к конкурсу «Сценка» предполагали имитацию реальных действий по уходу за осенним садом. Проведение конкурсов в подобной оригинальной манере вызывало у ребят неподдельный интерес и стимулировало проявление их умственной (в том числе, познавательной, творческой) и двигательной активностей.
Конкурсы учитывают как индивидуальное, так и командное участие ребят. Проведение мероприятия построено на чередовании вопросов викторины с конкурсами, что при смене умственной и двигательной активностей способствует меньшей утомляемости ребят, рациональному использованию их сил, внимания, а также времени при проведении праздника.
В разработке «Тайны осеннего сада» подробно описано как проводить конкурсы. В реальности при проведении мероприятия все задания сообщаются детям кратко, но ёмко и достаточно чётко.
При проведении мероприятия учтена активная роль зрителей. Они могут дополнять или давать полноценные ответы на вопросы викторины, участвовать в определении осенних листьев в случае затруднения основных участников (команд). В конкурсе «Сценка» зрители являются обязательными участниками, угадывают и называют представленные командами инсценировки.
В заключительной своей части мероприятие содержит такие важные компоненты как элемент рефлексии и вывод. В рефлексивной части ребята сами определяют, что нового для себя открыли на данном мероприятии и какое практическое значение это может иметь в их жизни.

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная игра «Хочу всё знать» для 4 класса Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий КВН для 4 класса по теме: Пословицы и поговорки Сценарий внеклассного мероприятия в 4 классе. Самой лучшей бабушке

Похожие статьи:

Сценарии праздников в начальной школе, 4 класс

Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии

Осенний праздник в начальной школе

Конкурсная программа для младших школьников

Театрализованное представление для младших школьников

Опубликовано: 3761 день назад (7 января 2014)
Просмотров: 11641
+2
Голосов: 2
Ирина Юрьевна # 8 января 2014 в 16:18 +2
Очень интересно, подробно описано, дети наверно в восторге были. Как здорово, что у нас есть такие талантливые педагоги
Алексей Николаевич Корниенко # 12 января 2014 в 18:45 +1
Спасибо Вам, Ирина Юрьевна, за ёмкий и приятный комментарий в адрес моего сценария. Рад, если вы нашли для себя в нём что-то полезное.