Опыт работы педагога дополнительного образования
Работа предназначена для учащихся школ, студий.Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по вокалу
(СЛАЙД)
Эпиграфом к моему выступлению прозвучала песня из к/ф «Веселые ребята. Если сакцентировать внимание на таких словах как «легко на сердце от песни веселой, нам песня жить помогает, …И тот, кто с песней по жизни шагает, Тот никогда и нигде не пропадет…», то можно представить себе, что авторы этой песни были знакомы с канонами вокалотерапии и музыкотерапии. Как вы уже догадались, речь пойдет о здоровьесберегающих технологиях на занятиях по вокалу, использование которых идёт только на пользу здоровью учащихся. На самом деле, желание жить в здоровом (во всех смыслах этого слова) обществе, предполагает широкое внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами теми здоровьесберегающими технологиями, которые непосредственно я использую на своих занятиях:
(СЛАЙД) Это вокалотерапия, музыкотерапия, ритмотерапия, фольклорная арт-терапия, улыбкотерапия, метод «обнимашка».
Основная цель и задачи моей работы представлены на экране.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья за период обучения в кружке, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья учеников.
Задачи: создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а так же здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе. Одной из задач музыкального развития нашей программы по хоровому пению является:
формирование навыков самоконтроля при выполнении упражнений, пении в хоре, ансамбле, сольном пении;- формирование развития гармонического слуха.
О вокалотерапии и музыкотерапии наиболее подробно было освещено на одном из педсоветов, где я познакомила вас с тем, какие звуки (гласные, согласные, сочетание звуков или ноты), каким образом благотворно воздействуют на организм человека. А сегодня я вам продемонстрирую несколько упражнений, которые, кроме развивающих и обучающих задач, решают еще и оздоровительно-коррекционные задачи. Хочу обратить ваше внимание на то, что упражнения часто способствуют выработке не одного, а нескольких вокально -хоровых навыков. И на каждом занятии я не перестаю напоминать о том, что вокал должен быть осознанным и осмысленным. Нельзя пускать на самотек работу над вокально – хоровими упражнениями.
Итак, повторюсь, общеизвестно, что голос является «своеобразным» индикатором здоровья человека. А пение - это универсальное средство профилактики, лечения и реабилитации, поскольку воздействует не на какой-то орган в отдельности, а на весь организм в целом.
Важным моментом в вокале, особенно в начале обучения, является певческая установка, т.е. правильное положение головы и корпуса. Вспомним, как обычно сидят наши учащиеся. Развалившись, спины сутулые, нога на ногу, руки запрокинуты назад за спинки стульев. В таком положении, конечно же, петь нельзя. При пении необходимо соблюдать основные правила, т. е. голову держать прямо, стоять или сидеть ровно без напряжения, руки свободно опустить.
Певческая установка способствует не только формированию хорошей осанки (о чем неоднократно напоминала И. В. на педсоветах), но и является важным моментом для правильного дыхания. Поэтому на каждом занятии неоднократно акцентируется внимание на положение головы и корпуса, т. е. - певческую установку.
Искусство пения – это, прежде всего, правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни: тренируется дыхательная мускулатура, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких. Умение управлять дыханием способствует умению управлять своим организмом. В обычной жизни, в разговорной речи наши учащиеся не задумываются над тем, как дышат, а дышат они зачастую неправильно. Отсюда и проблемы со здоровьем. Практика показала, что многие дети при вдохе используют ключичный тип дыхания. При этом типе дыхания верхняя часть грудной клетки заметно поднимаются, а живот втягивается. Воздух заполняет только верхнюю часть легких. Грудная клетка и диафрагма остаются практически неподвижными. Этот тип дыхания непродуктивен, поскольку при нем большая часть легких мало вентилируется.
На занятиях я использую звуковую гимнастику, которая действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы.
Серия упражнений представляет собой игру со звуками, в которой используются возможности звукотерапии.
1. Детям предлагается упражнение «Шарики» (развивает углубленное дыхание).
Мудрость Дао предлагает лечить лёгкие с помощью звука «сссссссссссс». Итак, представьте себе, что вы воздушные шарики, и нам необходимо надуть эти шарики. Руки на поясе. Делаем короткий вдох, т. е. надуваем животик с задержкой и длинный выдох на согласную букву «с». Фонация должна происходить без толчков, без затихания на единой звучности.
2.Очень полезно следующее упражнение на дыхание, и на опору звука. Короткие активные выдохи на «с» завершаются звукосочетанием «хэй». Руки на поясе между бедром и ребром. Попробуйте 2 раза кашлянуть. Чувствуете, как выталкиваются ваши пальцы. Это называется опора звука. Делаем глубокий вдох, а потом на выдохе говорим С,С,С(отрывисто) три раза, ХЭЙ(выкрикнуть).
3. Аналогично упражнение «парашютист»: короткий вдох с задержкой и длинный выдох на одну из согласных букв «ш», «щ», «ф», «ц». Фонация должна происходить без толчков, без затихания на единой звучности.
4.Цепное дыхание. Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы вокальной группы берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному.
Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать так:
не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;
не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;
дыхание брать незаметно и быстро; для этого ученик должен контролировать свое дыхание.
вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;
чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию группы.
Это упражнение позволяет ученику самостоятельно контролировать амплитуду выдоха. Т. е. на начальном этапе амплитуда выдоха может быть незначительной. Но с приобретением навыка, она увеличивается.
Это упражнение можно пропеть
- с закрытым ртом на заданный тон (отрабатывается высокая певческая позиция или верхние резонаторы),
-можно на «ми»,
-с изменением динамических оттенков, например, начать на пианиссимо, и развить силу звука до фортиссимо. При этом, каждый раз, меняя тон. Вспомним, что ноту «ре» полезно пропевать при астме и бронхите. Ноту «ми» при кашле. Вибрации «фа» улучшают работу легких, снимает простудные и аллергические проявления.
Говоря о целебном предназначении нот , я использую в качестве распевания целебное сольфеджирование, т. е. пропевание по нотам. Пропевая упражнение на стаккато, попутно работаем над артикуляцией, отрабатывается высокая певческая позиция.
Голоса природы
Правильное использование звука «З» активизирует мозг, нормализует функции почек, глаз, носа, ушей.
5. Дети имитируют писк комара: на звук з-з-з они поют в высокой тесситуре сначала на одной ноте, затем звучание «колеблется» в пределах полутона.
6.Звуком ж-ж-ж можно изображать жужжание жука. Дети поют «ж» сначала на одном звуке, затем восходящим движением звука (глиссандо) изображают взлёт жука. После этого нисходящим движением изображается приземление жука.
7. Короткие активные выдохи на «ф» - хорошая тренировка для диафрагмы.
«Фу-фу-фуууууу»
8. Методика Цигун рекомендует при лечении легких поднять руки ладонями вверх, произнося на выдохе звукосочетание <СЫ>; «С» лечит легкие, «Ы» -уши, улучшает дыхание
9. Следующее упр. <Э> – улучшает работу головного мозга. Пропевая звук «Э», голосом делается крещендо, т. е. начинаем петь на пианиссимо и развиваем силу звука до фортиссимо.
10.Звук <Х> – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание; Я-ха- ха-ха –ха-ха-ха-хааааааа , отрабатывается пение на зевке.
11.Звук "Ю" благотворно действует на почки и мочевой пузырь, снимает болевые спазмы. Ююююююю-мииииииииии. попутно идет работа над артикуляцией, верхними резонаторами.
12.Созвучие "ПЕОХО" очень благотворно действует на дыхание. МИ-ре- до, Я пою. Это же упражнение можно пропеть и закрытым ртом.
С помощью звуковой дыхательной гимнастики можно излечить пневмонию, ларингит и фарингит.
13.С большим удовольствием учащиеся младшего и среднего звена поют песню «Шел по лесу музыкант». Обратите внимание, здесь, практически все звуки целебные: <К>, <Щ> – лечат уши; <Ч> – улучшает дыхание; Звук «А» – массирует глотку, гортань, щитовидную железу, верхние доли лёгких. «У» – улучшает дыхание, стимулирует работу почек. Здесь же встречаются и целительные ноты.
14.Очень полюбилась учащимся младшего и среднего звена песня «Кукушкины гаммы». Можно пропевать, используя (ритмотерапию) танцевальные движения.
15.МЕТОД «ФИЗВОКАЛИЗ» улучшает работу сердца, исчезает одышка, перестаёт болеть горло. С помощью определённых движений и звуков У-О-А-Ф-С можно помочь вылечиться от бронхиальной астмы, бронхита, болезней лёгких. «Домовой».
16.
Для старшего состава использую в качестве распевания классическое произведение «Ты прекрасна, о, Родина наша». Идет работа над кантиленой, артикуляцией, пропевание на зевке и т.д.
Помимо вокальных упражнений систематически проводятся лекции и беседы, позволяющие участникам вокального коллектива бережно относиться к своему здоровью. Однажды поступили жалобы от воспитателей и преподавателей, что учащиеся нарушают правила гигиены голоса, а именно постоянно поют. В связи с этим, я проведела беседа, и в качестве примера привела итальянского певеца, Робертино Лоретти, завоевавшего мировую известность, благодаря своему уникальному голосу. (будучи ребенком, обладал великолепным голосом – дискантом. Но колоссальные нагрузки, частые выступления негативно сказались на его голосе. И на одном из концертов он сорвал голос. Это событие резко изменило жизнь маленького гения. Прежней славы уже не было. Были предоставлены видеозаписи с исполнением Робертино. Многих заинтересовала дальнейшая судьба маленького гения. Бала проведена Исследовательская работа через интернет ресурсы.
Ритмотерапия. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление, снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально-ритмические минутки способствуют улучшению здоровья. Так вот. Представим себе такую картинку. 19.00 вечера, т. е. после ужина. Репетиция в актовом зале. Ребята собираются усталые после тяжелого трудового дня. Сил нет, желания тоже. Им бы уже отдохнуть, а их вновь приглашают на репетицию. И….. тут я включаю….. лезгинку. Все пускаются в пляс. Открывается второе дыхание.
Фольклорная арт-терапия. Народный песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока и выступлениях значительную роль играет терапия народным костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора. По своему опыту могу сказать, что исполнение народных песен не только доступно детям, но и вовлекает всех детей в творческий процесс, высоко активизирует их внимание. Наблюдая за детьми во время занятий, я вижу по их лицам, какое чувство удовлетворения они получают от своей работы, как они загораются желанием научиться создавать прекрасное.
Улыбкотерапия. Очень важна на уроке улыбка. От внутренней улыбки во время исполнения зависит качество звука. Он становится светлым, чистым, полетным и свободным. Постепенно качества звука переходят и на личность ребенка, и ученик уже с позитивом смотрит на мир и на людей.
Ну и, конечно же, очень продуктивен метод «обнимашка». Наши дети очень любят обниматься. И этот метод также воздействует как момент оздоровления.
Позитивный настрой в творческом процессе, комфортное состояние детей на занятиях и здоровьесберегающие технологии вот три основных составляющих уроков вокала.
Вы, наверное, обратили внимание на количество учащихся, принимающих участие в концертных программах. Несмотря на прослушивания и тщательный отбор, занятия эстрадного театра могу посещать практически все желающие. Да, двери моего кабинета открыты для всех.
Уважаемые колеги, пойте на здоровье. РАДУЙТЕСЬ ЖИЗНИ! Издавайте, извлекайте звуки, звукосочетания на тибетский, индийский, китайский или иной манер! Даже если вы никогда не пели, или у вас нет слуха и вы не знаете нужного тона, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ! Вспомним слова знакомой песни: «Нам песня строить и жить помогает!»
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Пути повышения мотивации и эффективности обучения школьников в процессе коллективно-групповой деятел
Напутствие молодому специалисту – хореографу
План – конспект занятия «Аппликация как средство выражения», 2-3 класс
О доме детского творчества станицы Ярославской…