Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Роль музыки и поэзии на уроках английского языка

Опыт работы учителя английского языка. Роль музыки и поэзии на уроках английского языка
Цель: развитие коммуникативных умений обучающихся в говорении, чтении, понимании на слух и письме на английском языке, сформированных при обучении в начальной школе.
Задачи:
1. формирование интеллектуальных и речевых способностей
2. развитие речевой культуры
3. повышение роли речевой инициативы обучающихся
Специфика предмета «иностранный язык» требует от обучающихся напряженной умственной деятельности, внимания способности осмысливать абстрактные понятия, умения делать обобщения легко. Есть ученики, которые с трудом усваивают произношение, интонацию предложений, не запоминают речевые образцы, лексику. Это, как правило, вызывает неверие в свои силы, ведет к ослаблению интереса в изучении иностранного языка. Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков обучаемости.
При обучении предмету «иностранный язык» появляется возможность использовать разные виды мотивации, причем не только игровую, коммуникативную и познавательную, но и эстетическую, которую обеспечивает знакомство с песнями, музыкой и стихотворениями англоговорящих поэтов. Огромную побудительную силу в учебной деятельности школьников имеет переживание успеха. Успех в деятельности-самое главное подкрепление мотивов изучения иностранного языка. Поэтому предметом особой заботы учителя на каждом уроке является обеспечение этого успеха и его соответствующие поощрения. Выходя из класса мы должны оставлять учеников в мажорном настроении, исполненными веры в свои силы. По отношению к содержанию учения мотивы разделяются на внутренние и внешние. Внутренние мотивы связаны с познавательными интересами детей, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Сила этих мотивов зависит от организации самой учебной деятельности ребенка. Это могут быть с одной стороны высокие гражданские побуждения, чувство долга перед Родиной, мотивы индивидуалистической направленностью в постоянной деятельности, в упражнении отдельных психических функций, в том числе памяти, мышления, воображения; потребность в впечатлениях, в полнокровной эмоциональной жизни. Важнейшими внешними мотивами в учении являются такие мотивы, как стремление к самоутверждению в коллективе сверстников, потребность в сохранении престижа и высокой самооценки, на более старшем этапе стремления к саморазвитию, самоопределению, самореализации. Следовательно, учитель иностранного языка должен помочь обучающимся уяснить тот факт, что овладеть языком-значит не столько познать, постичь нечто, сколько развить в себе способность постоянно расширять свои человеческие возможности. Поскольку внутренние мотивы учения постепенно ослабевают, к ним стоит где только представляется такая возможность, подключать свои внешние мотивы. Естественно, такие три средства гармонизации рационального и эмоционального в процессе обучения английскому языку как песни, музыка и поэзия могут оказать неоценимую помощь в преподавании нашего предмета. Песни, как один из видов речевого общения являются средством более прочного усвоения и расширения лексического материала, так как включают в себя новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика обрамлена новым контекстом. Это способствует ее активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию чувства языка, расширяет знания его стилистических особенностей. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. Песни очень важны на начальном этапе обучения иностранному языку. Они способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального и фонетического слуха. Установлено, что музыкальный звук и слуховое внимание находятся в тесной взаимосвязи артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение песен помогают закрепить правильную артикуляцию звуков, учат различать звуки по длительности, высоте, динамике. Песни способствуют выразительности речи, усвоению правил фразового ударения, особенностей ритма. Песни и другие музыкальные произведения стимулируют высказывания учащихся на иностранном языке, служат основой развития речемыслительной деятельности. Песни способствуют совершенствованию навыков и развитию умения воспринимать иноязычную речь на слух и понимать ее смысловую сторону. Песни содействуют эстетическому развитию и воспитанию обучающихся, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Лучшие образцы музыки, в частности иноязычного творчества-это часть культурного и духовного наследия страны изучаемого языка. Песенный жанр, как один из важных жанров музыкального и песенного творчества, способен точно и очень образно отразить различные стороны социальной жизни страны. Сегодня, благодаря широкому распространению звуко и видеожизни, авангардному положению иноязычной массовой Культуры, песни на английском языке пользуются большой популярностью у наших российских школьников и являются объектом их особого интереса. Чтобы обеспечить эффект более сильного эмоционального воздействия на обучающихся, целесообразно привлекать песни с яркой и запоминающейся мелодией. Согласно принципу методической ценности, песни должны предполагать знакомство с праздниками, государственными символами, героями сказок, обычаями и традициями англоговорящих стран, т.е являться носителями духовного и культурного наследия его народа. На всех этапах обучения песня в качестве страноведческого материала способствует развитию
- образно-художественной памяти
- более тонкого восприятия действительности
- способности выражать чувства мимикой, жестами, движениями тела
- культуры поведения в обществе, устранению стеснения и скованности
- воображения и творческой активности. На более старшем этапе обучения обучающиеся могут сами придумать песню, положить доступные слова и мысли на знакомую или придуманную ими самими мелодию. В песню можно превратить даже обычное приветствие и вопрос о самочувствии. Это убедительно доказала своими Jazz Chants методист из Америки Кэрол Грэхэм. Jazz Chant представляю собой ритмизированные напевы и речитативы, используемые при заучивании лексических и грамматических структур иностранного языка. Например, с целью совершенствования навыков владения формами глагола to be Present Simple. Предлагая учащимся проспрягать этот глагол на мотив любой детской песенки или гаммы. На более продвинутом этапе с целью совершенствования грамматических навыков овладения формами сослагательного и изъявительного наклонения можно предложить учащимся пропеть джазовый речитатив:
I sorry. I did it. I shouldn’t t have done it.
It’s all my fault (3 times).I m sorry
Учащиеся и сами с радостью придумывают и воспроизводят музыкальные тексты. Особенно им импонирует сходство с музыкой в стиле рэп. Они охотно двигаются под музыку, хотя танцевальные движения здесь произвольны и факультативны. Благодаря музыке на занятиях создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, повышается эмоциональный тонус, оказывается психотерапевтическое действие на учащихся, поддерживается интерес к изучению английского языка. Слушание музыки и песен, по мнению московских методистов Э.П.Комаровой и Е.Н.Трегубовой, придают учебному процессу ряд важных с позиции влияния эмоционального фактора качеств:
- отсутствие страха и напряженности в атмосфере урока;
- сопровождение собственно учебного материала положительной фоновой информацией;
- сознательное включение эмоций;
- установление положительных взаимоотношений в коллективе учащихся. Песня может быть использована как своего рода релаксация в середине или конце занятия, когда учащимся необходима эмоциональная разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. С этой целью методист О.В. Кручинина предлагает такие приемы работы, как музыкальное чтение и воображаемые путешествия. Они ярко иллюстрируют психотерапевтическое действие песен и музыки на уроках иностранного языка. На своих уроках я применяю такие формы музыкального чтения как активный и пассивный концерт. Несколько слов об активном концерте. Он базируется на классических произведениях, которые отличает эмоциональная выразительность мелодии. Читаю иноязычный текст «играя» голосом, интегрируя его в музыку в опоре на мелодику изучаемого текста. Учащиеся следят глазами за текстом. Такое чтение создает у учащихся положительное восприятие, поддерживает на подъеме, пробуждает чувства и положительные эмоции. Форма пассивного концерта немного отличается от формы активного концерта. Он подразумевает сопровождение того же текста другой, необычной музыкой, возможно, современной. Ученики слушают, расслабившись, закрыв глаза. На некоторых уроках можно применить такую форму музыкального оформления как воображаемое путешествие. После объявления цели путешествия, например, в 5 классе «Learning more about London» (учебник «Enjoy English» автор М.З.Биболетова) или в 7 классе «What special about your country?» (учебник «English -7» автор Е.П.Кузовлев) звучит музыка, которая снимает напряжение и формирует у учеников ассоциативные связи между темой и эмоциями.
В воспроизводимом в ходе «путешествия» тексте описываются впечатления слухового и зрительного характера, что способствует активному включению в тему и усвоению вербальной информации. На начальном этапе обучения песня служит не только одним из средств для закрепления правильной артикуляции звуков, но также средством для усвоения новых лексических единиц, эмоциональной разрядки и визуального воплощения услышанного.
Ученикам второго и третьего, четвертого и пятого классов очень нравится делать иллюстрации к заучиваемым песням. Когда они видят на доске свой рисунок к песне, они стараются как можно быстрее запомнить слова понравившейся песни на английском языке. Ученики с удовольствием иллюстрируют и поют такие детские песни как «Alouette», «Colours», «Old Mac Donald», «I am to small» и другие.
Ученикам шестого, седьмого и восьмого классов нравится исполнять песни в оригинале, делать подстрочный или литературный перевод. Определение содержания песни по заголовку, нахождение слов и словосочетаний в контексте, поиск ассоциаций при прослушивании определенного музыкального произведения являются любимыми заданиями в этих классах.
К девятому классу лексический запас школьников достаточно широк, сформированы определенные грамматические навыки и говорения на основе грамматического материала, усвоенного в предыдущих классах, ученики уже могут говорить экспромтом, без специальной подготовки и обсуждения.
В связи с этим и работа с песенным материалом предполагает более сложные и разнообразные задания и формы работы, такие как нахождение эпитетов, подбор синонимов и антонимов, определение темы, выполнение стилистического и грамматического анализа. Старшеклассники с большим желанием и интересом кладут свои стихи на музыку, разыгрывают ситуации по песне, опираясь на песенный текст, рассказывают о своем жизненном опыте. Таким образом, на всех ступенях обучения песни и музыка обеспечивают сознательное включение эмоций в учебный процесс, не только оживляя учебную деятельность, но и в конечном счете влияя на результативность. Песни и музыка мотивируют учащихся, стимулируют их умственные процессы и творчество, выступают в качестве действенного средства гармонизации рационального и эмоционального факторов в процессе обучения.
Наряду с песнями и музыкой, поэзия также является эффективным способом достижения основных целей при обучении английскому языку.
Современные отечественные и зарубежные исследователи (например, , D.L.Ball, W. Rivers и др.) среди многочисленных факторов, влияющих на успех обучения и на развитие личности выделяют три решающих фактора:
1. В связи с тем, что личность порождается деятельностью и её развитие происходит в процессе деятельности, в том числе и коммуникативной, на уроке необходимо обеспечить мотивированную предметную коммуникативную деятельность на иностранном языке. При этом целесообразно, чтобы эта деятельность была осознана самими учениками.
2. Поскольку личность есть иерархия мотивов, то для её развития в процессе обучения важно создать разностороннюю мотивацию коммуникативной деятельности. При обучении предмету «иностранный язык» появляется возможность использовать разные виды мотивации, причем не только игровую, коммуникативную и познавательную, но и эстетическую, которая обеспечивает знакомство учащихся со стихами англоговорящих поэтов. Содержание этих материалов интересно учащимся.
3. В связи с тем, что развитие личности требуете взаимодействия с окружающими людьми, необходимо организовать это взаимодействие на основе совместной предметно-ориентированной, мотивированной коммуникативной деятельности учащихся между собой и учителем.
Таким образом, в целях развития личности ученика необходимо использование аутентичного материала, обеспечивающего разные виды мотивации, а также применение различных видов взаимодействия на занятиях.
Так использование образцов современной англоязычной поэзии может быть одним из эффективных средств достижения таких основных целей обучения предмету «иностранный язык» как практическая, общеобразовательная и развивающая.
1. В силу того, что язык современного поэтического произведения не архаичен, его синтаксис, а также стиль, в основном прост, он содержит аутентичный языковой материал, максимально приближающийся к современной разговорно-литературной речи. Кроме того, при чтении стихотворения обучающийся видит осознанное использование лексики для передачи мысли автора и знакомится с различными функциями языка в общении. Использование поэзии на уроках способствует развитию основных коммуникативных умений-чтения, аудирования, говорения. На начальной ступени обучения короткие стихотворения и рифмовки помогают развитию навыков чтения. На старшей ступени обучения работа над поэтическими помогает развить навыки аудирования говорения, причем говорение чаще всего выступает в форме обсуждения содержания отрывка из произведения или небольшого стихотворения. Это обсуждение может вызвать настоящую дискуссию в группе, поскольку проблемы, затрагиваемые в произведениях поэтического жанра, носят жизненный характер, универсальны и не всегда предполагают однозначное решение. Таким образом, поэзия способствует обучению основным видам речевой деятельности и позволяйте использовать нешаблонные, творческие типы упражнений. При этом происходит достижение практической цели обучения.
2. Знакомство с лучшими образцами англо-язычной поэзии, вариантами перевода стихов на родной язык способствует развитию лингвострановедческого и культурной компетенции обучаемого, т.е достижению общеобразовательной цели обучения.
3. Специфика поэзии помогает ученику овладеть эмоционально-ценностным опытом общения. Учитель также глубже узнает своего ученика, как бы получает его психологический портрет. Эффективность использования образцов поэзии в значительной степени зависит от правильно организованной последовательности работы с ними и выбора упражнений, которые стимулируют мыслительную деятельность учеников и способствует раскрытию и развитию у них мотивации. Адекватные приемы работы позволяют преодолеть объективные трудности, возникающие в процессе обучения (наличие незнакомой лексики, ассоциацией, символики). Зарубежные методисты, такие как M.N.Brock, Th.Twin, E.B.Ibsen, J.H.Mosentha предлагают личностно-ориентированную модель деятельности учащихся при использовании образцов поэзии на занятии. Данная модель основывается на обобщении идей, сформулированные в современной методики. Она предполагает 3 взаимосвязанных стадии работы, соответствующие трем основным фазам деятельности в психологии. I Создание «Поля ожидания» с помощью заданий, предшествующих чтению стихотворений (побудительно-мотивационная фаза).
II «Диалог» читателя с автором в процессе чтения стихотворения и выполнения соответствующих заданий (аналитико-синтетическая фаза.
III. Личностная «идентификация», т.е. осмысления прочитанного с помощью дальнейшей интенсивной языковой и речевой практики (результативная фраза).
1. Основная цель данной стадии - вовлечение ученика в общение с автором. Учитель должен уметь использовать различные приемы создания «поля ожидания»». Главные факторы, которые нужно принять во внимание - это уровень подготовленности учащихся и суть стихотворения. Критериями подготовленности выступают: степень владения иностранным языком, степень информированности в области литературы, уровень жизненного опыта. Опыт показывает: полезно привлекать в качестве литературных ассоциаций факты из родной литературы учащихся и факты из литературы, с которой они знакомы. Важно учить находить символы (например, символы любви, дружбы, патриотизма, чести, достоинства), тем самым открывая «творческую лабораторию» поэта. Целесообразно проводить прогнозирование содержания по заголовку, широко использовать вопросы по таким образам, чтобы их выбор, содержание и последовательность «будили» мысль учеников.
II. Основная стадия - «диалог» читателя с автором предполагает использование различных форм чтения, которые необходимы для декорирования информации, содержащейся в тексте и обеспечивают её критическое понимание. Упражнения, выполняемые на этой стадии, ориентированы на развитие основных умений чтения, а именно умений смысловой переработки информации, содержащейся в тексте и языковых умений чтения. Поскольку текст стихотворения является прежде всего источником информации для ученика, первый тип упражнений предполагает обучение учащихся осмыслению содержания текста. Упражнения этого типа: объяснение смысла на уровне фразы и сверх

Список использованной литературы
Васильева, М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка [Текст]/М.М. Васильева// ИЯШ. — 1981. - № 2. —
С Л 9-23.
Воронова, Ж.Б. Роль песни при обучении английскому произношению [Текст]/Ж.Б. Воронова// ИЯШ. - 1998. - № 6. - С.65-70.
Карпиченкова, Е.П. Роль музыки и песен в изучении английского языка [Текст]/Е.П. Карпиченкова// ИЯШ. - 1990. - № 5. - С.45-48.
Комаров, А.С. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка [Текст]/А.С. Комаров// ИЯШ. - 1986. - № 6. - С.58-60.
Комарова, Э.П. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку [Текст]/Э.П. Комарова// ИЯШ. - 2000. - № 6. - С. 11-15.
Манеева, О.Р. О развитии творческой активности учащихся на уроке английского языка [Текст]/О.Р. Манеева// ИЯШ. - 1994. - № 4. - С. 12- 15.
Йеменский, Б.М. Дидактика глазами художника [Текст]/Б.М. Йеменский. - М.: Педагогика, 1996. - с.128.
Ненно, К.Г. Работа над стихами на уроках английского языка [Текст]/К.Г. Ненно// ИЯШ. - 1987. - № 1. - С.42-43.
Пригоцкая, И.Г. Стихи и рифмовки на уроках английского языка [Текст]/И.Г. Пригоцкая// ИЯШ. - 1998. - № 2. - С.37-40.
Ю.Савоничева, Г.А. Творческий подход к организации урока и его
отдельных этапов [Текст]/Г.А. Савоничева//ИЯШ. - 1990. - № 3. - С .43- 45.
Татаринова, М.Н. Принцип художественности как средство воздействия на эмоциональную сферу школьников в ходе изучения иностранного языка [Текст]/М.Н. Татаринова//Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и вузе: сборник научно- методических трудов. Выпуск 5 - Киров: Издательство ВГГГУ, 2000. - С.101-106.
Торопова, Т.П. Поэзия на уроке иностранного языка: современные подходы к чтению [Текст]/Т.П. Торопова// ИЯШ. - 1998. - № 4. - С.9-
13.
Толстых, А.В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания [Текст]/А.В. Толстых// Педагогика. - 1996.
№ 4. -С.9-13.
Утехина, А.Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: теория и практика [Текст]/А.Н. Утехина. - Ижевск: Издательский дом «Удмуртский Университет», 2000. - 218с.
Хлупина, О.В. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов в процессе обучения [Текст]/О.В. Хлупина

Рекомендуем посмотреть:

Из опыта работы учителя английского языка Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка и внеклассных мероприятиях Медиа проекты на уроках английского языка Цветовая палитра английского и русского языков
Конкурс «Лучший класс в школе». Положение | Внеклассное мероприятие. Игра к 23 февраля в 5 классе
Опубликовано: 1468 дней назад (20 мая 2018)
Просмотров: 659
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!