Статья «Роль беседы в жизни дошкольника»
Шаршакова Юлия Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №3 «Незабудка»
Цель: определить основной метод развития речи и обогащения знаний дошкольника.
Задачи: развитие устной речи детей, развитие свободного общения взрослого и детей, практическое овладение нормами речи дошкольников
Статья посвящена беседе, как методу развития речи у детей дошкольного возраста, будет интересна воспитателям и полезна студентам, изучающим методику развития речи детей дошкольного возраста.
Беседа
- основной метод диалогической речи ребенка. Беседа занимает очень важное место в жизни дошкольника.
Беседа
- целенаправленный заранее подготовленный воспитателем разговор с детьми на определенную тему.
Беседа учит ребенка мыслить, высказывать свои мнения, анализировать и связывать факты с личным опытом, делать из услышенного выводы, беседа толкает ребенка на интерес к окружающей жизни, развивает наблюдательность.
Е. И. Радина раскрыла значение бесед:
1. в процессе бесед воспитания учит мыслить, сравнивать, анализировать, делать выводы;
2. развивается диалогическая речь, навыки вести разговор. Беседа должна быть не только средством общения, но и закрепления знаний; 3. Речевая активность дет. помогает лучше воспринимать все, что дети видели.
Беседа должна быть не только средством общения, но и закрепления знаний. Содержание беседы должно быть доступно для детей, близко опыту дет.
С детьми можно разговаривать о семье , стране, городе, труде, транспорте, игрушках, о животных, о поступках, о погоде, о растительном мире, о правилах поведения и т. д.
В старшей группе проводятся занятия по обучению в форме беседы : уточнять, закреплять, углублять, активизировать представления детей об окружающем мире, которые получены в ходе наблюдений детей. Они проводятся на различные темы в старшей группе, а в средней группе - на определенные (напр. о времени года, о животных, о птицах, о растениях, насекомых, профессиях, и т.д.).
Классификация бесед.
Флерина выделила 3 этапа:
1) вводная (организует на какую-то деятельность.
2) сопутствующая ( направляет ход деятельности)
3) заключительная (уточняет и обобщает знания дет).
Цель вводной беседы – выявить опыт и создать интерес, вводная часть беседы должна быть 3-4 мин, заканчивается постановкой цели.
Сопутствующая - направлять внимание детей на приобретение более богатого опыта, беседовать о том, что сейчас видят.
Заключительная часть беседы : уточнить, систематизировать и расширять знания детей. Проводим примерно 1 раз в месяц.
Речь воспитателя занимает 1\3 беседы, воспитатель определяет тему, содержание, ставит задачи:
1) познавательную, развивающую: речь должна идти о развитии речи и мышления,
2) воспитательную. Воспитательль определяет объем словарной работы и записывается в предварительной работе.
Структура беседы
1) начало беседы: привлечь внимание к теме беседы, собрать внимание. Должно быть коротким.
2) Основная часть: Раскрывает общее содержание, делится на несколько частей (беседа о маме, мама на работе).
По каждой части продумываются вопросы. В ходе беседы воспитатель дает пояснение, подтверждает, обобщает их, что-то добавляет. Вопросы ставятся всей группе, на него могут ответить несколько детей. По ходу используются загадки, стихи, музыка.
Рекомендуем посмотреть:
Беседа с дошкольниками в средней группе
Беседа с детьми дошкольного возраста на тему: Каша
Рассказ о празднике Новый год для детей 5 – 6 лет
Конспект беседы с детьми старшей группы. Зимние виды спорта
Похожие статьи:
Детям о профессии спасатель
Беседа об овощах для детей в старшей группе