Конспект занятия по математике "В стране цифр" (старшая группа)
Автор: Тимошкина Юлия Анатольевна, воспитатель МДОУ "ЦРР- детский сад № 58", г. Саранск
Описание материала:Дорогие коллеги,предлагаю вашему вниманию конспект занятия "В стране цифр", который будет полезен для воспитателей старшей группы детского сада.
Цель: Приобщать детей к активной умственной деятельности, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.
Образовательные задачи:
Закреплять знания о составе числа 7 из двух меньших чисел. Обучать детей ориентировке в последовательности дней недели, закреплять названий дней недели.
Формировать представления о числах второго десятка. Записать выкладывание из цифр первого десятка - двухзначных чисел. Обучать сравнению чисел второго десятка. Записывать соотношения при помощи знаков «>», «<»или «=»
Демонстрационный материал: Игра «Найди соседей»- состав числа 7. Таблица с геометрическими фигурами с составом числа 7; палочки, полоски разного цвета: 50 см,55 см, 60 см,65 см,70 см, мерка- 5 см. пеналы с цифрами, геометрические фигуры для состава числа 7, игра «Математическое лото»
Ход занятия:
Воспитатель
– Дети, посмотрите, к нас сегодня из «Царства цифр и чисел» пришла гостья- это цифра 7. Если к нам, ребята, пришла такая гостья, значит, мы сегодня будем говорить о числе 7.
Воспитатель
– Давайте вспомним с вами, в каких сказках встречается число 7?
Дети
– «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Семь Симеонов – семь разбойников», «Белоснежка и семь гномов»
Воспитатель
- Ребята, а в природе где встречается число 7?
- Правильно, семь цветов у радуги.
- А еще, ребята, в музыке 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
-А кто из вас знает пословицы и поговорки с числом 7?
Дети
- Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один отрежь. Семь пядей во лбу. Семь пятниц на неделе.
Воспитатель
- Сейчас я Вам загадаю загадку, кто ее отгадает, тот сразу поймет, где еще встречается число 7.
Братьев этих ровно семь,
Вам они известны всем,
Каждую неделю кругом,
Ходят братья друг за другом,
Попрощается последний-
Повстречается передний
- Правильно. Дни недели. А сколько всего дней недели?
Дети
- Семь.
Воспитатель
- Давайте повторим с вами названия дней недели.
Дети
- Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Воспитатель
- Молодцы!
- А теперь поиграем в игру «Дни недели»
(Детям раздаются карточки с названиями дней недели. Воспитатель просит выйти вперед «первый день недели», затем следующий день недели, спросив, как он называется. Когда все дни недели выстроены, воспитатель просит поднять свое название дня недели, (попрыгать, присесть, встать на цыпочки, покружиться и т.д.), который идет (например, после четверга и т.д.). Затем, предлагает разойтись и встать по порядку).
- А теперь пройдите, пожалуйста, на свои места и давайте вспомним, как можно из двух меньших цифр составить число 7.
Дети
-Из 6 и 1, 1 и 6, 3 и 4, 4 и 3, 2 и 5, 5 и 2.
Один ребенок у доски объясняет, как составлено число 7, из каких геометрических фигур.
Воспитатель
- Ребята, у вас тоже на столах лежат геометрические фигуры. Сейчас вы должны будете составить число 7 разными способами.
-Все справились с заданиями, молодцы!
- Ребята, еще одну игру принесла нам наша гостья. Вот в этих домиках жили кружочки со своими соседями. И вот в один прекрасный день вышли соседи погулять и заблудились… Не могут найти свои домики. Нам нужно им помочь, ребята.
- Я сейчас вам раздам карточки, а вы должны будете вернуть заблудившихся соседей в свои домики. Только не забудьте о том, что мы составляем число 7.
- Все справились. Я думаю, ребята, что цифра 7 очень довольна вами. В своем царстве чисел она расскажет о вас, какие вы умные и сообразительные.
-А сейчас, ребята, мы на некоторое время превратимся в художников. У вас на столах лежат палочки, отсчитайте 10 палочек. Составьте из 10 палочек 3 квадрата, а теперь из 10 палочек составьте звезду.
- Молодцы! Все были очень хорошими художниками.
- Ребята, отсчитайте 10 палочек и сложите их плотно друг к другу. Сколько всего у вас палочек?
Дети
- Десять.
Воспитатель
- Один десяток палочек и десять палочек - одно и то же.
- Сейчас мы говорим десять, а когда-то давным-давно говорили «дцать». Это старославянское слово. Оно сохранилось в названиях чисел.
- Послушайте: один-на-дцать, две-на-дцать, три-на-дцать и т.д. Когда добавляем после десяти еще одну палочку, то говорим один-на-дцать,т.е. кладем один на десять.
- А теперь, посмотрите, у меня несколько полосок разной длины. Одна красного цвета, остальные белого цвета. Мы должны с вами их измерить. Для того, чтобы измерить, у нас есть мерка. Сначала мы измерим полоску красного цвета, потому что она самая короткая. Измерили. Мерка уложилась 10 раз.
- Запомните: 10 раз. Какую цифру мы выложим?
Воспитатель
- Десять.
- Как вы думаете, как удобнее измерить белую полоску?
Дети
- Приложить к белой полоске красную.
Воспитатель
- Правильно! Когда мерка уложится 10 раз и еще 1 раз, говорим «одиннадцать», а если 10 раз и еще 2 раза- «двенадцать»
- Я буду измерять, а вы выкладывайте из цифр нужную цифру: 11,12, 13, 14, 15, и т.д.
- Молодцы!
- На следующих занятиях мы продолжим знакомство с числами второго десятка.
- Цифра 7, ребята, принесла еще одну игру. Она называется «Математическое лото»
(Дети играют согласно правилам)
- Игра всем понравилась. Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
Наша гостья наблюдала за тем, как вы занимаетесь и она решила подарить вам вот такие красивые цветочки, а по секрету она мне сообщила, что это цветики - семицветики, и каждый лепесток волшебный, эти лепестки вам помогут на следующих занятиях по математике.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по ФЭМП. Старшая, подготовительная группа. Обобщение знаний о геометрических фигурах
Конспект НОД по ФЭМП старшая группа
Конспект НОД в старшей группе по развитию математических представлений
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе