Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи «По следам Весны»
Автор:
Мамаева Юлия Дмитриевна, учитель-логопед МАДОУ «Гармония»
детский сад №49 «Дом радости», г. Новоуральск, Свердловская область
Описание материала:
конспект может быть полезен учителям-логопедам, воспитателям детских садов, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель:
расширение представлений детей о весне, как о времени года; формирование лексико-грамматических категорий по теме «Весна».
Задачи:
1. Коррекционно – образовательные:
Активизация пассивного и активного словаря по теме «Весна»
Формирование умений:
- согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе;
- образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -к,- ик, ок, -ц);
- употреблять существительное “весна” в разных падежных формах;
- выделять родственные слова из текстов-миниатюр.
2. Коррекционно-развивающие:
Развитие логического мышления;
Развитие интонационной выразительности, развитие чувства ритма;
Развитие общей и мелкой моторики.
3. Коррекционно - воспитательные:
Формирование положительной мотивации к познавательной деятельности;
Воспитание интереса и бережного отношения к природе;
Формирование доброжелательного отношения к сверстникам через умение слушать товарища и принимать мнение другого.
Ход занятия.
Положительный настрой на совместную деятельность.
Собрались все дети в круг:
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Организационный момент
Ребята, посмотрите – у нас в группе кто-то оставил таинственные следы.
По следам мы все пойдём -
кто гостил у нас – найдём!
(Переворачиваем поочерёдно следы – картинки, даём их краткое описание):
- под деревьями появились проталинки;
- с крыш домов капают сосульки;
- вдоль дорог бегут ручейки;
- по реке плывут льдины;
- на деревьях набухают почки;
- на открытых солнышку пригорках появляются первые цветы – подснежники;
Ребята, вы догадались – что за гостья у нас побывала?
(Весна!)
- Закройте глазки и послушайте – мне кажется, что весна рядом.
Аудиозапись «Звуки весны».
- Что же вы услышали?
(журчание ручья, звон капели, пение птиц,…).
- В былые времена люди зазывали весну закличками. Давайте и мы с вами позовём весну:
Ау, ау, аукаем,
Весну-красну приаукиваем.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
К нам, весна, скорей приди -
Снег холодный растопи,
Деревья в зелень приодень,
Пусть теплее будет день!
Психогимнастика «Весеннее тепло»
К солнышку ручками все потянулись,
Солнышко нам подарило тепло,
И на душе стало так хорошо.
Массаж лица
Ощутим прикосновение весны.
Лучики весеннего солнышка скользят по нашим лицам:
Поглаживания - от середины лба к вискам;
от носа к ушкам;
по щекам к вискам;
А теперь - весёлая капель - легкие постукивания подушечками пальцев.
И снова выглянуло солнышко (повторяем поглаживания).
Игра «Назови ласково» (с массажным мячиком).
Как и всем детям, весне очень нравится, когда всё вокруг называют ласковыми словами.
Мячик будем передавать
И слова ласковые называть.
Ручей - ручеек
Лужа – лужица
Снег – снежок
Дождь – дождик
Проталина – проталинка
Дерево – деревце и т.д.
«Копилочка слов - признаков»
Помогите солнышку собрать свои лучики, чтобы оно могло скорее согреть всю землю.
(на мольберте с помощью магнитов солнышку прикрепляются лучики)
Чтобы лучики собрать –
слова красивые должны мы подобрать.
- Солнышко какое? (Теплое, яркое, блестящее, желтое, золотистое, лучистое, веселое, нежное, приветливое, радостное,…)
- Весна какая? (Чудесная, ранняя, поздняя, теплая, солнечная, долгожданная, нарядная,…)
Развитие просодической стороны речи: игра «Солнышко»:
Солнышко,
(шепотом)
Колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
(громче)
Нас пораньше разбуди,
Нам в поле бежать,
(ещё громче)
Нам весну встречать.
«Копилочка слов-действий»
Птицы (что делают?) – …(поют, щебечут, строят гнёзда, радуются,…)
Ручеёк (что делает?) – …(журчит, бежит, звенит, шумит, )
Солнышко (что делает?) - …(светит, греет, блестит, улыбается, …)
Физкультминутка «Шаловливые сосульки».
(Слова Ю. Клюшникова).
Шаловливые сосульки -
(руки поставить на пояс и весело подпрыгивать).
Сели на карниз -
(присесть или сесть на ковер, на стульчик).
Шаловливые сосульки -
(поднимать и опускать плечи).
Посмотрели вниз -
(руку приставить ко лбу и посмотреть вниз).
Посмотрели, чем заняться? -
(пожать плечами).
Стали каплями кидаться –
(кистями рук изображаем это действие).
Две сосульки вниз смотрели -
(руку приставить ко лбу и посмотреть вниз)
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь -
(в такт наклонять голову вправо – влево).
Кап-кап, дзинь – дзинь и на солнышке звенели.
И…растаяли!!! -
(расслабленно сесть, руки и ноги болтаются).
«Какое слово лишнее»
Сначала послушайте, а затем хлопните в ладоши, когда услышите лишнее для весны слово. Объясните свой выбор.
- солнце, ручей,
вьюга, подснежник;
- март, апрель,
сентябрь, май;
Развитие мелкой моторики.
пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением «Капель»
(музыка Г. Филипповой, слова О. Мазуровой)
Стало солнце пригревать,
(поднять ладошки вверх)
Стали капельки стучать.
(указательным пальцем правой руки
Капля – раз, капля – два,
[ударять по ладони левой руки)
Капли медленно сперва.
Поскорее, поскорее,
(хлопать правой ладошкой по левой)
Всё быстрее и быстрее.
А потом, потом, потом
(хлопать в ладоши)
Все бегом, бегом, бегом
(быстро пробежаться пальчиками по коленям)
Побежали ручейки,
Их попробуй догони!
«Слова – родственники»
Весной на деревьях появляются первые листики. Давайте и наше дерево родственных слов украсим листиками.
(дети слушают текст и выделяют родственные слова. С каждым названным словом прикрепляют листик)
Наступает
весна. Весной солнце светит ярче и пригревает по-весеннему сильнее. Дует тёплый весенний ветер. У Светы весной на носу появляются
веснушки. В старину весну встречали песнями-
веснянками.
Игровое упражнение «Доскажи словечко»
Вот и пришла солнечная … (весна)
Долго ждали мы … (весну)
Очень рады мы … (весне)
Мы знаем много стихов и песен о … (весне)
Мы очень довольны теплой … (весной)
Итог занятия
Понравилось ли вам принимать в гостях Весну-красну? Что запомнилось?
Вам в подарок от весны первоцветы – раскрасим их и украсим весеннюю полянку в календаре природы.
Рекомендуем посмотреть:
Весенний праздник в старшей группе детского сада. Сценарий
Конспект целевой весенней прогулки для детского сада. Старшая группа
Конспект по обучению грамоте для детей старшей группы. Обувь ранней весной
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Весна
Похожие статьи:
Прогулки в марте в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС