Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи. Весна

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи «По следам Весны»
Автор:
Мамаева Юлия Дмитриевна, учитель-логопед МАДОУ «Гармония»
детский сад №49 «Дом радости», г. Новоуральск, Свердловская область


Описание материала:
конспект может быть полезен учителям-логопедам, воспитателям детских садов, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель:
расширение представлений детей о весне, как о времени года; формирование лексико-грамматических категорий по теме «Весна».
Задачи:
1. Коррекционно – образовательные:
Активизация пассивного и активного словаря по теме «Весна»
Формирование умений:
- согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе;
- образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -к,- ик, ок, -ц);
- употреблять существительное “весна” в разных падежных формах;
- выделять родственные слова из текстов-миниатюр.
2. Коррекционно-развивающие:
Развитие логического мышления;
Развитие интонационной выразительности, развитие чувства ритма;
Развитие общей и мелкой моторики.
3. Коррекционно - воспитательные:
Формирование положительной мотивации к познавательной деятельности;
Воспитание интереса и бережного отношения к природе;
Формирование доброжелательного отношения к сверстникам через умение слушать товарища и принимать мнение другого.
Ход занятия.

Положительный настрой на совместную деятельность.

Собрались все дети в круг:
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Организационный момент

Ребята, посмотрите – у нас в группе кто-то оставил таинственные следы.

По следам мы все пойдём -
кто гостил у нас – найдём!
(Переворачиваем поочерёдно следы – картинки, даём их краткое описание):
- под деревьями появились проталинки;
- с крыш домов капают сосульки;
- вдоль дорог бегут ручейки;
- по реке плывут льдины;
- на деревьях набухают почки;
- на открытых солнышку пригорках появляются первые цветы – подснежники;
Ребята, вы догадались – что за гостья у нас побывала? (Весна!)
- Закройте глазки и послушайте – мне кажется, что весна рядом.
Аудиозапись «Звуки весны».
- Что же вы услышали? (журчание ручья, звон капели, пение птиц,…).
- В былые времена люди зазывали весну закличками. Давайте и мы с вами позовём весну:
Ау, ау, аукаем,
Весну-красну приаукиваем.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
К нам, весна, скорей приди -
Снег холодный растопи,
Деревья в зелень приодень,
Пусть теплее будет день!

Психогимнастика «Весеннее тепло»
К солнышку ручками все потянулись,
Солнышко нам подарило тепло,
И на душе стало так хорошо.

Массаж лица

Ощутим прикосновение весны.
Лучики весеннего солнышка скользят по нашим лицам:
Поглаживания - от середины лба к вискам;
от носа к ушкам;
по щекам к вискам;
А теперь - весёлая капель - легкие постукивания подушечками пальцев.
И снова выглянуло солнышко (повторяем поглаживания).

Игра «Назови ласково» (с массажным мячиком).
Как и всем детям, весне очень нравится, когда всё вокруг называют ласковыми словами.
Мячик будем передавать
И слова ласковые называть.
Ручей - ручеек
Лужа – лужица
Снег – снежок
Дождь – дождик
Проталина – проталинка
Дерево – деревце и т.д.

«Копилочка слов - признаков»
Помогите солнышку собрать свои лучики, чтобы оно могло скорее согреть всю землю.
(на мольберте с помощью магнитов солнышку прикрепляются лучики)
Чтобы лучики собрать –
слова красивые должны мы подобрать.

- Солнышко какое? (Теплое, яркое, блестящее, желтое, золотистое, лучистое, веселое, нежное, приветливое, радостное,…)
- Весна какая? (Чудесная, ранняя, поздняя, теплая, солнечная, долгожданная, нарядная,…)

Развитие просодической стороны речи: игра «Солнышко»:

Солнышко, (шепотом)
Колоколнышко,
Ты пораньше взойди, (громче)
Нас пораньше разбуди,
Нам в поле бежать, (ещё громче)
Нам весну встречать.

«Копилочка слов-действий»
Птицы (что делают?) – …(поют, щебечут, строят гнёзда, радуются,…)
Ручеёк (что делает?) – …(журчит, бежит, звенит, шумит, )
Солнышко (что делает?) - …(светит, греет, блестит, улыбается, …)

Физкультминутка «Шаловливые сосульки».

(Слова Ю. Клюшникова).
Шаловливые сосульки - (руки поставить на пояс и весело подпрыгивать).
Сели на карниз - (присесть или сесть на ковер, на стульчик).
Шаловливые сосульки - (поднимать и опускать плечи).
Посмотрели вниз - (руку приставить ко лбу и посмотреть вниз).
Посмотрели, чем заняться? - (пожать плечами).
Стали каплями кидаться – (кистями рук изображаем это действие).
Две сосульки вниз смотрели - (руку приставить ко лбу и посмотреть вниз)
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь - (в такт наклонять голову вправо – влево).
Кап-кап, дзинь – дзинь и на солнышке звенели.
И…растаяли!!! - (расслабленно сесть, руки и ноги болтаются).

«Какое слово лишнее»
Сначала послушайте, а затем хлопните в ладоши, когда услышите лишнее для весны слово. Объясните свой выбор.
- солнце, ручей, вьюга, подснежник;
- март, апрель, сентябрь, май;

Развитие мелкой моторики.
пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением «Капель»

(музыка Г. Филипповой, слова О. Мазуровой)
Стало солнце пригревать, (поднять ладошки вверх)
Стали капельки стучать. (указательным пальцем правой руки
Капля – раз, капля – два, [ударять по ладони левой руки)
Капли медленно сперва.
Поскорее, поскорее, (хлопать правой ладошкой по левой)
Всё быстрее и быстрее.
А потом, потом, потом (хлопать в ладоши)
Все бегом, бегом, бегом (быстро пробежаться пальчиками по коленям)
Побежали ручейки,
Их попробуй догони!

«Слова – родственники»

Весной на деревьях появляются первые листики. Давайте и наше дерево родственных слов украсим листиками.
(дети слушают текст и выделяют родственные слова. С каждым названным словом прикрепляют листик)
Наступает весна. Весной солнце светит ярче и пригревает по-весеннему сильнее. Дует тёплый весенний ветер. У Светы весной на носу появляются веснушки. В старину весну встречали песнями-веснянками.
Игровое упражнение «Доскажи словечко»
Вот и пришла солнечная … (весна)
Долго ждали мы … (весну)
Очень рады мы … (весне)
Мы знаем много стихов и песен о … (весне)
Мы очень довольны теплой … (весной)
Итог занятия
Понравилось ли вам принимать в гостях Весну-красну? Что запомнилось?
Вам в подарок от весны первоцветы – раскрасим их и украсим весеннюю полянку в календаре природы.

Рекомендуем посмотреть:

Весенний праздник в старшей группе детского сада. Сценарий Конспект целевой весенней прогулки для детского сада. Старшая группа Конспект по обучению грамоте для детей старшей группы. Обувь ранней весной Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Весна

Похожие статьи:

Прогулки в марте в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Участник №201 творческого конкурса для детей и педагогов «Весенняя капель»
Театрализованное Новогоднее представление «Путешествие за ёлочкой» для детей старшего дошкольного возраста | Конспект НОД для детей старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи: День Победы
Опубликовано: 3493 дня назад (11 апреля 2015)
Просмотров: 4386
+7
Голосов: 7
Наталья Вениаминовна Шубина # 11 апреля 2015 в 22:08 +1
Здравствуйте!Занятие интересное и содержательное. голос!
Любовь Михайловна Верхотурова # 11 апреля 2015 в 23:03 +1
Шикарное занятие, чётко продуманы все части, подобраны яркие картинки, много физминуток, грамотно написан конспект. Голос!
Анастасия Анатольевна Лимаренко # 12 апреля 2015 в 10:11 +1
Замечательное занятие, насыщенное множеством интересных игровых упражнений для отработки речевых форм. Очень лаконично подобраны физминутка, разминка для пальчиков. Обязательно возьму себе в копилочку! Спасибо!
Мой голос, Вам!
Ольга Сергеевна Карзунина # 12 апреля 2015 в 12:52 +1
Прекрасное занятие! Выдержано методически правильно. Завидую вашим ребятишкам, молодец! Так держать! Держите мой голос!
Галина Дмитриевна Лебедева # 12 апреля 2015 в 14:09 +1
Спасибо за грамотно выстроенный конспект.

Чётко и полно сформулированы задачи, отражающие коррекционную направленность работы. Все этапы занятия плавно переходят от одного к другому. Хорошо продуманы настрой на занятие и орг.момент – нацелили детей на совместную организованную деятельность. Считаю: цели достигнуты, оценка «отлично»!
Спасибо!
Мой голос!
Галина Анатольевна Скабара # 12 апреля 2015 в 21:49 +1
Юлия Дмитриевна, добрый вечер! Познакомилась с Вашим конспектом занятия. Задания соответствуют поставленным задачам. Интересный организационный момент, который способствует повышению интереса ребят к выполнению заданий. Большой внимание уделяется сбережению здоровья детей: прекрасная физминутка, массаж лица, пальчиковая гимнастика, а ещё это положительные эмоции - важная составляющая успешного занятия. Желаю дальнейших творческих успехов!
Оксана Викторовна К # 19 апреля 2015 в 11:40 +2
Юлия Дмитриевна!
Обязательно должно быть представлено описание работы (минимум 2-3 полноценных предложения). Написать его применение. Не допускайте пробелов. В конспекте добавьте слова - Воспитатель: деятельность воспитателя, Дети: предполагаемые ответы детей; Аудиозапись «Звуки весны» (чьи слова музыки?). Надо задавать такие вопросы, на которые можно дать много ответов. Нельзя использовать фото с логотипом. Здесь когда выполняют могли без детей подкрепить фотографиями вот к этому например: Помогите солнышку собрать свои лучики, чтобы оно могло скорее согреть всю землю (на мольберте с помощью магнитов солнышку прикрепляются лучики). С уважением, Оксана Викторовна!