Цели: формировать представления о марте как о месяце пробуждения природы; развивать умения замечать новые изменения в природе.
Педагог и дети наблюдают за изменениями в природе в марте. Снег стал рыхлым, грязным, тает, появились ручейки, свисают с крыш ледяные сосульки, началась капель. Первый период весны - от появления проталин до полного схода снега. В народном календаре весну условно подразделяют на следующие периоды: снеготаяние, оживление весны, разгар весны, предлетъе. Астрономическая весна не зависит от капризов природы и наступает всегда в один и тот же день - 21 марта, в день весеннего равноденствия.
Приметы: снег быстро тает, воды бегут дружно - к мокрому лету; вороны на снег садятся - к оттепели.
Поговорки и пословицы: «Март - не весна, а предвесенье»; «Иногда и март морозом хвалится».
Стихотворение:
ВЕСНА
Зима недаром злится, прошла ее пора.
Весна в окно стучится и гонит со двора.
Ф. Тютчев
Загадка:
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает; когда это бывает? (Весной.)
Дидактическая игра «Природа и человек».
Игра малой подвижности «Что происходит в природе?».
Цель: упражнять детей в употреблении в речи глаголов, в согласовании слов в предложении.
Ход игры. Педагог, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен ответить на заданный вопрос. Игру желательно проводить по какой-либо теме.
Пример: тема «Весна».
Педагог: Дети:
Солнце что делает? Светит, греет.
Ручьи что делают? Бегут, журчат.
Снег что делает? Темнеет, тает.
Птицы что делают? Прилетают, поют.
Капель что делает? Звенит.
Труд на участке. Уборка и наведение порядка на территории.
Цели: учить наблюдать за весенней природой; развивать познавательный интерес; воспитывать устойчивое внимание.
Педагог и дети наблюдают за капелью. Что значит «звенит капель»? Появление первых проталин. Откуда берутся ручьи, из чего они состоят, почему их не было зимой? Наблюдение пути одного из ручейков, который соединяется с другим ручейком. Ручьи впадают в реки, в озера, и вода в них поднимается, возникают наводнения. Ручейки текут в ту сторону, где происходит понижение земли.
Примета: снег скоро тает - к мокрому лету.
Поговорка: «Март - весне брат и зиме не рад».
Дидактическая игра «Кто же я?».
Цель: учить называть указанное растение.
Ход игры. Воспитатель быстро указывает пальцем на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.
Подвижная игра «Мышеловка».
Цель: развивать ловкость, умение действовать после сигнала.
Ход игры. Участники делятся на две неравные группы. Меньшая группа образует круг - «мышеловку». Остальные дети - «мыши», они находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и, начиная ходить по кругу, говорят:
Ах, как мыши надоели,
Развелось их, просто страсть!
Все погрызли, все поели,
Всюду лезут - вот напасть!
Берегитесь же, плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот поставим мышеловки,
Переловим всех за раз!
Затем дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. «Мыши» вбегают в «мышеловку» и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя: «Хлоп!» - дети, стоящие по кругу, опускают руки и садятся. Пойманные «мыши» становятся в круг. Когда большая часть «мышей» поймана, дети меняются ролями.
Труд на участке. Помощь дворнику в уборке снега на участках и дорожках. Снег собирается в лунки деревьев, кустарников и клумб.
Русская народная игра «Мячик кверху».
Ход игры. Играющие встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч со словами: «Мячик кверху». Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе к нему. Если он попал, то подбитый становится водящим. Если он промахнулся, игра продолжается опять.
Труд на участке. Уборка снега на участке.
Цели: учить устанавливать связь между состоянием растений и условиями погоды; выявить причины происходящих изменений.
Педагог и дети наблюдают за изменениями в жизни растений. Весной необходимо отметить у различных деревьев и кустарников наличие почек, из которых скоро появятся не только новые побеги, но и бутоны цветков. Верхушки стебля и зачатки молодых листьев в почке прикрыты чешуйками, защищающими молодые почки от сухого зимнего воздуха. Чешуйки клейкие, этот клей предохраняет их от раскрывания зимой. При наступлении теплых дней клейкое вещество высыхает и почки беспрепятственно открываются. Они начинают набухать и приоткрывают свои чешуйки. Сравнить почки различных деревьев и кустарников.
Приметы: иней на березах - к морозу; береза весной выделяет сок - к потеплению.
Поговорки и пословицы: «В марте мороз на нас садится»; «Если в марте вода не течет - в апреле трава не растет».
Стихотворение:
ВЕСНА
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы в скворечники летят.
Звенит под крышами капель,
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?
Загадка:
На ветках плотные комочки.
В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)
Дидактическая игра «Повторяй друг за другом».
Ход игры. Играющий называет любое название (животного, насекомого, птицы), например жук. Второй повторяет названное слово и добавляет свое (3/сук, комар...). Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Опыт «Вода и снег».
Подвижная игра «Мяч водящему».
Дидактическая игра «Охотник».
Цели: уточнить и расширить знания о неживой природе (воздухе), о причинах возникновения ветра; воспитывать интерес к самостоятельным наблюдениям; расширять словарный запас.
Педагог и дети наблюдают за ветром. Есть ли сегодня ветер? По каким признакам можно узнать, есть ли ветер? (Качаются ветви деревьев, бегут облака.) Прислушайтесь, как во время ветра шумят деревья. Определите, какой сегодня ветер: слабый, сильный? Почему вы так решили? Если сильный ветер, как можно назвать такую погоду? Педагог предлагает детям побегать против ветра, затем в ту сторону, куда он дует, и сделать вывод, когда бежать легче и почему.
Приметы: направление ветра и движение облаков неодинаково - возможен дождь; подул северный ветер - похолодает.
Поговорки и пословицы: «Зима весну пугает - а сама тает»; «Весною сутки мочит, а час сушит».
Стихотворение:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе...
А. С. Пушкин
Загадка
Вот он дерево качает и разбойником свистит,
Вот последний лист срывает и кружит его, кружит... (ветер).
Дидактическая игра «Расскажи без слов»; игры с флажками, султанчиками, вертушками.
Опыт «Движение воздуха».
Русская народная игра «Пчелки и ласточка».
Труд на участке. Расчистка дорожек от оставшегося снега.
Цели: уточнить представление о знакомых птицах, их внешнем виде, условиях жизни; закреплять умение сравнивать объекты по выделенным признакам.
Педагог и дети наблюдают за вороной, ее повадками. Рассматривание вороны, когда она сидит на заборе или на дереве. Ворона - птица двухцветная: туловище пепельно-серое, а клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные. Интересно посмотреть на их важную походку, когда они шагают, выставляя вперед по очереди свои «плечи» и кивая головой при каждом шаге. Ворона ворошит мусор и листья и извлекает клювом для себя корм. Она взлетает на ближайший забор или дерево и здесь съедает то, что поддается обработке клювом с помощью лап. Можно заметить, что вороны довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них.
Примета: вороны купаются в песке, воде - к скорому потеплению.
Поговорки и пословицы: «Весна да осень - на дню погод восемь»; «В марте мороз скрипуч, да не жгуч».
Стихотворение:
Голубые, синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки-кружева.
Первые проталины, первая трава.
Е. Трутнева
Загадка:
На дереве сидит, во все стороны глядит.
Кто куда идет, «Кар-р-р!» кричит. (Ворона.)
Дидактическая игра «Что это за птица?».
Подвижная игра «Птички и кошка».
Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.
Ход игры. В большом круге сидит «кот», за кругом - «птички». «Кот» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кот» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают за круг. Пойманных «птичек» «кот» отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает их количество.
Цели: расширять представление о неживой природе; учить устанавливать связь одних природных явлений с другими.
Педагог и дети наблюдают за тем, как днем на крышах и деревьях тает снег. С сосулек стекают капли воды и падают на землю, образуя лужи. Как звенят падающие капли? Как называется это явление? (Капель.) Снег тает, уплотняется, теряет свою белизну.
Педагог дает задание: понаблюдать, какие изменения произойдут на месте, где висела сосулька, ко времени вечерней прогулки.
Поговорки и пословицы: «Весна и червяка живит»; «Вешний день целый год кормит».
Стихотворение:
Идет матушка-весна, отворяй-ка ворота!
Первым март пришел, белый снег сошел.
Дидактическая игра «Придумай сам».
Подвижная игра «Космонавты».
Труд на участке. Повторение правил безопасного поведения при гололеде.
Цели: расширять представления о многообразии неживой природы, формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызывать желание фантазировать.
Педагог и дети наблюдают за весенним небом. Наблюдение за движением облаков и изменением их формы. Пофантазировать, на что похожи белые облака.
Поговорки и пословицы: «Март - заря весны»; «Туча летуча, а дождь - бегун».
Дидактические игры «Мое облако», «Похож - не похож».
Игра-забава «Узнай по звуку».
Русская народная игра «Мячик кверху».
Цели: формировать представления о весенних изменениях в неживой природе; развивать мышление; воспитывать культуру поведения.
Педагог и дети наблюдают за лужами. Как образуются лужи? Куда они деваются, когда становится теплее? Рассмотреть, что отражается в лужах.
Приметы: после дождя похолодало - к смене погоды; птицы сидят нахохлившись - к холоду.
Поговорка: «Первая ласточка весны не делает».
Стихотворение:
ВЕСНА
Шел дождь весь день и шел всю ночь,
И лишь к утру ушел он прочь.
Остались на земле следы,
Доверху полные воды.
Загадка:
По ней кораблики пускаем,
Когда уходят холода.
Жаль только, мама не пускает
По ней побегать иногда. (Лужа.)
Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке».
Цель: учить описывать признаки, воспринимаемые наощупь.
Ход игры. Воспитатель в мешочек складывает природный материал: камешки, веточки, орехи. Ребенок должен наощупь определить предмет и рассказать о нем, не вытаскивая предмета. Остальные дети должны определить предмет по описанию.
Подвижная игра «Кто скорее до флажка?».
Цель: развивать быстроту, ловкость; учить работать в команде, помогая друг другу.
Ход игры. Дети распределяются на несколько команд. На расстоянии 3 м поставить флажки на подставке. Дается задание: по сигналу воспитателя прыжками на двух ногах допрыгать до флажка, обогнуть его и бегом возвратиться в конец своей колонны. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее и без ошибок.
Игра-забава «Узнай по звуку».
Труд на участке. По мере того, как участок детского сада освобождается от снега, педагог организует с детьми уборку участка.
Цели: уточнять представления о ветках деревьев; закреплять знания о том, что дерево - живой организм, который нуждается в воде, свете и тепле, учить отличать деревья по внешним признакам.
Педагог и дети наблюдают за деревьями. Выйдя на участок Детского сада, найти знакомые деревья, вспомнить их названия. Многие легко определить по коре (береза) и кроне (тополь пирамидальный). Педагог обращает внимание на то, что ветки у различных видов деревьев расположены по-разному (у ивы веточки тоненькие, опущенные книзу, у клена - все веточки раздвоенные, похожие на букву У). Каждую весну на дереве появляются все новые и новые веточки, и чем старше дерево, тем больше на нем будет веточек, чем толще ветка, тем она старше (дольше живет). Молодые веточки тоненькие, кора на них нежно-зеленого цвета, по ней легко определить возраст.
Приметы: частые туманы в марте предвещают дождливое лето; если в марте дятел стучит, весна будет поздней.
Поговорки и пословицы: «Кто весною трудиться рад, осенью будет богат»; «Увидел на вербе пушок - и весна на шесток».
Дидактическая игра «Закончи предложение».
Подвижная игра «Медведь и пчелы».
Труд на участке.
Цели: формировать представления о типичных весенних явлениях в природе; учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; развивать кругозор детей.
Педагог и дети наблюдают за весенними изменениями в природе. Педагог обращает внимание на погоду: небо без туч и облаков, стало теплее, Солнце пригревает все больше, ветра нет. Где снег и лед тают быстрее: на солнце или в тени? Почему утром на лужах лед, а днем он превращается в воду? Почему сосульки на солнечной стороне тают, а в тени - нет? Установить связи между повышением температуры воздуха и появлением первых проталин, образованием сосулек и луж. Проследить изменения в одежде детей.
Приметы: если на крышах образуются большие сосульки, весна будет затяжной; если снег тает от солнышка, будет урожайный год, от дождя - жди засухи.
Поговорка: «Грач на горе - весна на дворе».
Стихотворение:
Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег, бегут и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперед!»
Ф. Тютчев
Дидактическая игра «Похож - не похож».
Подвижная игра «Жмурки».
Русская народная игра «Блуждающий мяч».
Труд на участке. Уборка территории детского сада от оставшегося снега.
Цели: продолжить расширение и уточнение знаний о птицах; закреплять умение узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, следам на снегу.
Педагог и дети наблюдают за повадками птиц. Отличительные признаки птиц: умение летать, наличие крыльев, оперения, клюва. Вороны любят находиться на толстых ветках деревьев, воробьи - на нижних ветках деревьев и кустарников, голуби - на крышах и на карнизах жилищ, синички - на ветках деревьев.
Примета: если воробей нахохлился - к морозу, перышки приглаживает - к теплу.
Поговорки и пословицы: «Где ласточке ни летать, а к весне опять прибывать»; «Ласточка весну начинает, соловей лето кончает».
Стихотворение:
Воробей с березы на дорогу - прыг!
Больше нет мороза, чик-чирик!
Вот журчит в канавке быстрый ручеек,
И не зябнут лапки - скок, скок, скок!
Высохнут овражки - прыг-прыг-прыг!
Вылезут букашки - чик-чирик!
Загадка:
Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет,
Хочет сделать шажок - получается прыжок. (Воробей.)
Дидактические игры «Путешествие», «Что это за птица?».
Подвижная игра «Гуси-лебеди».
Труд на участке.
Цели: формировать умение видеть красоту неба; расширять кругозор; обогащать словарный запас (грозовые, дождевые, снеговые облака).
Педагог и дети наблюдают за облаками на небе.
Отметить количество и форму облаков, направление их движения. Что такое облака? Во что они могут собираться? (В тучи.) Какими бывают облака? (Дождевые, снеговые, грозовые.)
Дать определение каждому виду облаков.
Примета: если ранней весной сверкает молния, а грома не слышно, лето будет сухое.
Пословица: «В марте курица из лужицы напьется».
Загадки:
Белый-белый пароход над деревьями плывет,
Если станет синим, разразится ливнем. (Облака, туча.)
Летит сова по синему небу, крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча.)
Дидактическая игра «Что на что похоже» (вариант 1).
Цели: развивать воображение, умение считать; закреплять представления об объектах природы и искусственных объектах (для детей мы их условно называем объектами «неприроды»), геометрических фигурах.
Ход игры. Воспитатель предлагает рассмотреть рисунок, назвать геометрическую фигуру и определить, на что она похожа. При этом выполняются два варианта задания: сначала дети называют только объекты природы, а затем - только объекты «неприроды».
Подвижная игра «Садовник».
Цель: учить называть цветы; развивать ловкость.
Ход игры. Участники игры садятся в ряд. Каждый участник выбирает себе имя (название любого цветка). Считалкой выбирается ведущий и «садовник». Ведущий называет «садовнику» имена цветов, выбранные игроками. «Садовник» произносит слова: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме... (называет любой цветок)». Тот, кто назвался этим цветком, убегает. «Садовник» его догоняет. Если «садовник» догонит «цветок», то убегающий становится «садовником», если нет - «садовник» остается прежним.
Дидактическая игра «Что на что похоже» (вариант 2).
Цели: развивать воображение, умение считать; закреплять представления об искусственных объектах (для детей мы их условно называем объектами «неприроды») и геометрических фигурах.
Ход игры. Воспитатель называет детям объект «неприроды», а дети должны отгадать, на какую геометрическую фигуру он похож.
Цели: закреплять знания о весенних изменениях в природе; развивать умение сравнивать периоды весны; воспитывать радостное отношение детей к пробуждающейся природе.
Педагог и дети наблюдают за весенними изменениями в природе. Почему март называют «утром года»? Взаимосвязи в природе: солнце пригревает все теплее, снег тает, превращается в воду; вода пропитывает почву, появляются условия для роста растений; набухают почки на деревьях, а на проталинах, там, где пригревает солнце, появляется первая травка; выползают погреться после зимы насекомые; начинают появляться перелетные птицы, которые питаются этими насекомыми. Зимующие птицы начинают подбирать себе пары и вить гнезда для вывода птенцов.
Примета: к обеду прояснилось, появились высокие кучевые облака - к ясной погоде.
Поговорки и пословицы: «В марте вода - в апреле трава»; «В марте день с ночью меряется, да равняется».
Стихотворение:
ВЕСНА
Уж верба вся пушистая раскинулась кругом;
Опять весна душистая повеяла крылом...
А. Фет
Загадка
Шагает красавица, легко земли касается,
Идет на поле, на реку и по цветку, и по снежку. (Весна.)
Дидактическая игра «Третий лишний» (растения).
Цель: закреплять знания о многообразии растений.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что растения могут быть культурными и дикорастущими. Я сейчас буду называть растения вперемешку: дикорастущие и культурные. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши. Например: береза, тополь, сирень-, сирень, жимолость, береза-, одуванчик, календула, колеус.
Дидактическая игра «Третий лишний».
Подвижная игра «Сделай фигуру»; игра-забава «Узнай, не видя».
Труд в природе.
Цели: закреплять знания о разнообразии растительного мира; учить делать выводы о закономерностях и зависимостях в природе.
Педагог и дети наблюдают за растениями. Определение знакомых деревьев по особенностям ствола, расположению веток, особенностям почек: береза (белый ствол и тонкие свисающие веточки, отходящие от крепких сучьев), клен (каждая веточка раздваивается вилкой, а крупные почки сидят друг против друга). Рассматривание веток (набухли ли почки у тополя, березы). Какие еще формы растений, кроме деревьев и кустарников, встречаются в природе? (Травянистые растения.)
Приметы: деревья без ветра шумят - к дождю; иней на березе - к морозу.
Поговорки и пословицы: «Весенняя пора - поел да со двора»; «Март - с водой, апрель - с травой, а май - с цветами».
Стихотворение:
Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь в солнечных лучах,
Летают облака!
Дидактические игры «Кто больше знает?», «Наоборот».
Подвижная игра «Караси и щука».
Труд на участке. Уборка цветника от прошлогодних увядших стеблей и листьев.
Цели: продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; развивать наблюдательность.
Педагог и дети наблюдают за дождем. Наблюдение ведется из окон группы: капли стекают по стеклу, ветер гнет ветки деревьев, птицы попрятались под крыши домов и в укрытия, люди спешат скорее дойти домой или попасть в помещение. На улице педагог просит понюхать влажный, терпкий запах мокрой земли.
Примета: птицы садятся на землю - к оттепели.
Поговорки и пословицы: «Март неверен: то плачет, то смеется»; «Сухой март - плодородие, дождливый - неурожай».
Стихотворение:
Дождик, дождик, кап да кап!
Мокрые дорожки.
Все равно пойдем гулять,
Наденем сапожки.
Загадка:
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь.)
Дидактические игры «Кто больше знает?», «Наоборот».
Подвижная игра «Найди себе пару».
Опыт «Определение зависимости роста растений от температуры окружающего пространства».
Ход опыта. Педагог предлагает попробовать воду в луже. Какая она? (Холодная, потому что дождь холодный, земля не прогрелась.) Еще не все растения «проснулись» после зимнего сна. Как только солнышко лучше прогреет землю, условия для роста станут более комфортными и растения начнут расти.
Труд на участке. Уборка веток с дорожек.
Цели: развивать умение анализировать; учить видеть красоту родной природы; обогащать словарный запас.
Педагог обращает внимание на весеннюю погоду: на яркость солнца, голубизну неба, отсутствие облаков. «Какое у вас настроение? Почему в солнечный погожий денек хочется погулять на улице? Каким стало солнце?» Охарактеризовать весенний день. (Растаял снег, капает капель, появились ручьи, набухают почки на деревьях и кустарниках, появилась первая травка и т. д.)
Примета: голуби разворковались - к ясной погоде.
Поговорка: «Увидел скворца - весна у крыльца».
Стихотворение:
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
Дидактическая игра «Найди предмет той же формы».
Подвижная игра «Солнечные зайчики».
Цель: упражнять в произношении стихотворения в соответствии с движениями.
Ход игры. Воспитатель с помощью маленького зеркала пускает «солнечного зайчика» и произносит стихотворение:
Солнечные зайчики играют на стене,
Помани их пальчиком, пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей, вот он, светленький кружок,
Вот, вот, вот - левей, левей! Убежал на потолок.
Дети ловят «солнечного зайчика» на стене.
Русская народная игра «Стадо».
Цели: систематизировать представления о многообразии насекомых; выявить знания об отличительных признаках насекомых; развивать умение наблюдать за живыми объектами в природе.
В уголке сада на пне отогнуть кору и понаблюдать, что происходит под ней. Отломать кусочек коры и показать детям ее внутреннюю сторону. Дети увидят углубления в виде узких канальцев. В канальцах находятся беленькие личинки или бледные куколки, а иногда небольшие жучки желтого, бурого или черного цвета. Это вредители деревьев - жуки-короеды. Канальцы - это ходы, которые жуки выгрызают в коре и выводят там личинок. Старый пень служит надежным укрытием насекомым от зимних холодов. Они всю зиму проводят в этом укрытии. Но пень - это умершее дерево. Многие насекомые прогрызают ходы и в коре живого дерева, тем самым принося ему большой вред.
Примета: багровые зори - к ветру.
Поговорка: «Весна водой богата».
Стихотворение:
БАБОЧКА
Тонкие нежные крылья,
Словно цветов лепестки,
Покрыты нектаром, как пылью,
На тельце ее волоски.
Она, как нарядный цветочек,
Всегда наш порадует глаз.
И ты назовешь, несомненно,
Кому посвящен мой рассказ.
Загадка:
Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь. (Шмель.)
Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом).
Подвижная игра «К названному дереву - беги».
Цели: формировать представления об условиях жизни растений; расширять кругозор.
Педагог и дети наблюдают за появлением зеленой травки, ищут ее у забора и на открытых местах. Почему зеленой травки не было видно раньше? Какие факторы необходимы для прорастания растений?
Примета: ранняя весна - к обилию березового сока.
Пословица: «Весной сверху печет, снизу морозит».
Стихотворение:
Растаял снег. С пригорка льется
Вода с игривой быстротой,
И солнцу радостно смеется
В лицо цветочек золотой.
Загадка:
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет все лето.
Коровам без нее - беда:
Она их главная еда. (Трава.)
Дидактические игры «Охотник», «Назови три предмета».
Подвижная игра «Совушка».
Труд на участке. Сбор прошлогодней листвы, веточек, мусора.
Цели: учить делать выводы о закономерностях и зависимостях в живой и неживой природе; формировать умения описывать растения, отмечая их различие и сходство; развивать наблюдательность.
Можно ли узнать дерево без листьев (по коре, по почкам)? Найти растения одного вида на разных участках детского сада: чем они похожи и чем отличаются (одинаковые цвет, кора, форма кроны, расположение веток на стволе, величина и форма почек; различия: толщина ствола и веток, высота, форма коры, возраст, количество веток, толщина корней, если они видны из-под земли). Подойти к дереву, потрогать кору дерева на солнечной стороне и в тени (в тени кора холодная, на солнце - теплая).
Приметы: когда распускаются листья на дубе, похолодание бывает еще более сильным; если листья появляются на березе раньше, чем на клене, лето будет сухое.
Поговорка: «Была бы водица, а зелень народится».
Загадка:
Я раскрываю почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна. Зовут меня ... (весна).
Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение».
Цели: учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения.
Ход игры. Воспитатель предлагает ребенку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например: белый ствол (береза), красная с белыми точками шляпка (мухомор) и т. д.
Подвижная игра «Ловишка, бери ленту».
Цели: учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; продолжить развивать наблюдательность, связную разговорную речь.
С наступлением весны, когда очень быстро меняются явления в живой и неживой природе, воспитатель ежедневно обходит с детьми участок, обращая внимание на изменения, происходящие на улице: раскрытие почек, появление травы, первых цветочков, насекомых, птиц. Позже предлагает самостоятельно найти, что изменилось на участке (появление на клумбах, грядках всходов; рост растений). Педагог просит детей самим назвать эти изменения, проанализировать, почему так происходит.
Приметы: радуга быстро пропала после дождя - к ясной погоде; ласточки высоко летают - к хорошей погоде.
Пословица: «Солнце пригреет - все поспеет».
Загадка:
Зазвенели ручьи, прилетели грачи,
В дом свой - улей - пчела первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной.)
Дидактическая игра «Третий лишний» (растения).
Подвижные игры «Волк во рву», «Что изменилось?».
Башкирская народная игра «Липкие пеньки».
Труд на участке. Сбор мусора, опавших веточек, прошлогодних листьев из лунок деревьев и кустарников, из цветочных клумб.
Конспект музыкального занятия в детском саду в старшей группе ко Дню прилёта птиц - 22 марта
Прогулки в мае в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС
Наблюдение за небом и облаками в старшей группе весной
Конспект музыкального занятия в детском саду для детей старшей группы на тему «Мир через спорт»
Прогулки в апреле в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС
Нет комментариев. Ваш будет первым!