Конкурсы

Прогулки в мае в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Весенние прогулки в мае. Старшая группа. Конспекты

Прогулка №1 «Наблюдение за цветущим абрикосовым деревом»

Цели: уточнять представления о растениях весной; расширять кругозор; обогащать словарный запас.

Педагог показывает цветущее плодовое дерево (абрикос). Ветки у абрикоса растут в разные стороны. Рассматривание бутонов нежных белых цветков. Назвать другие плодовые деревья. Все плодовые деревья посадили люди; они заботятся о них, ухаживают за ними. Рассказ о пользе фруктов для здоровья человека.

Примета: май холодный - год голодный.

Поговорки и пословицы: «Майский мороз не выдавит слез»; «Майская травка и голодного кормит».

Стихотворение:

МАЙ

Дружно лопаются почки,

Распускаются листочки,

На траве роса дрожит,

Лось за радугой бежит.

Загадка:

Был тугим он кулачком, а разжался - стал цветком. (Бутон.)

Дидактические игры «Мое облако», «Исправь ошибку».

Подвижная игра «Карусель».

Белорусская народная игра «Прела - горела».

Прогулка №2 «Наблюдение за грозой»

Цели: расширять представления о многообразии неживой природы; познакомить с элементарными правилами поведения во время грозы.

Отметить, что в мае часто идут дожди. Наблюдение взаимосвязи между весенним теплым дождем и пробуждением живой природы: мелкие листочки становятся крупнее, подрастает молодая травка, начинают цвести одуванчики, появляются дождевые черви. Рассказ о том, как надо себя вести во время грозы. После дождя стало свежо на улице, легко дышится. Дождь прибил пыль к земле, очистил воздух от грязи.

Примета: глухой гром - к тихому дождю, резкий - к ливню.

Пословица: «Весной ведро воды - ложка грязи».

Загадка:

Нашумела, нагремела, все промыла и ушла,

И сады, и огороды всей округи полила. (Гроза.)

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».

Цель: уточнить знания о растениях сада и огорода.

Ход игры. Водящий описывает любое растение в следующем порядке: форма, окраска, цвета. Дети по описанию должны узнать растение.

Подвижные игры «Казаки-разбойники», «Не оставайся на полу», «Необычные жмурки».

Прогулка №3 «Наблюдение за кузнечиком»

Цели: углубить и расширить знания о некоторых формах защиты насекомых (защитная окраска); развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать; воспитывать любознательность.

Рассмотреть кузнечика: хорошо ли его видно в траве, почему? (Защитная зеленая окраска, своеобразная форма тела, похожая на веточку или травинку.) Кузнечики, отталкиваясь сильными задними ногами, совершают прыжки длиной более десяти метров.

Примета: когда цветет черемуха, всегда приходит холод.

Пословицы и поговорки: «Май, май, да шубу не снимай»; «Апрель с водой, май с травой».

Стихотворение:

КУЗНЕЧИК

Из травы, с зеленой кочки,

Раздается странный звук,

Будто рядом молоточки

Выбивают: тук-тук-тук!

 

Будто к наковальне встал

Очень ловкий человечек.

То в траве застрекотал

Маленький кузнец-кузнечик,

Загадка:

Длинные ножки, как стебельки,

Оттого и делает высокие прыжки,

В траве он стрекочет,

Быть пойманным не хочет. (Кузнечик.)

Дидактическая игра «Кто знает, пусть продолжит».

Ход игры. Воспитатель называет обобщающие слова, а дети - видовое понятие, например: «Насекомое - это...». Дети: «Муха, комар».

Подвижная игра «Пустое место».

Дидактическая игра «Помнишь ли ты эти стихи?».

Ход игры. Педагог читает отрывки из стихотворений, а дети должны произносить пропущенные слова, например:

Где обедал воробей?

В зоопарке у ... (зверей).

 

Вы не стойте слишком близко:

Я тигренок, а не ... (киска).

Ветер по морю ... (гуляет)

И ... (кораблик) подгоняет. И т. д.

Дагестанская народная игра «Надень шапку».

Ход игры. Мальчик сидит на стуле. На 8-10 шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к сидящему, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит. Водящему закрывают глаза, поворачивают кругом и дают в руки шапку. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть шапку на мальчика. Остальные игроки считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на эти роли назначают других детей.

Правила игры. Водящий не должен подсматривать; играющие не должны помогать водящему, подсказывать ему.

Прогулка №4 «Наблюдение за ландышем»

Цели: учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями, в которых оно находится; активизировать словарный запас.

Педагог обращает внимание на ландыш. Он растет в притененном, влажном месте. Его цветы нежные, будто сделанные из фарфора. Ландыш занесен в Красную книгу России. Сравнение ландыша с другими растительными формами (деревьями и кустарниками), общие и отличительные признаки.

Пословица: «Май леса наряжает - в гости лето ожидает».

Стихотворение:

Фиалки, ландыши для нас

Веселый май в тиши припас.

Но мы их обрывать не будем -

Пускай цветут на радость людям.

В. Берестов

Загадка:

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)

Дидактическая игра «Помнишь ли ты эти стихи?».

Подвижные игры «Ручейки и озера», «Пустое место».

Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».

Прогулка №5 «Наблюдение за растениями (определение погоды по растениям)»

Цели: учить наблюдать за растениями — барометрами погоды; уметь предсказывать погоду по наблюдениям за явлениями природы; продолжить знакомство с народными приметами.

Педагог рассказывает о тех временах, когда не было часов и никто не предсказывал прогноз погоды. Люди, наблюдая за растениями, животными, насекомыми и птицами, замечали, что они ведут себя по-особенному перед сменой погоды и в разное время суток. По поведению птиц люди знали, какую следует ожидать Погоду, а по растениям судили о предстоящем времени года, По насекомым, - ждать ли дождя и т. д.

Примета: одуванчик раскрывается в 5-6 часов утра, а закрывается в 16-17 часов.

Поговорка: «В землю не положишь - и с земли не возьмешь».

Дидактическая игра «Скажи, что ты слышишь».

Подвижные игры «Рыбак и рыбки», «Ручейки и озера».

Опыт «Рассматривание песка через лупу».

Цель: определение формы песчинок.

Материал: песок, черная бумага, лупа.

Ход опыта. Из чего состоит песок? (Из очень мелких зернышек - песчинок. Они круглые, полупрозрачные.) В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.

Прогулка №6 «Наблюдение за солнцем»

Цели: обобщать и систематизировать представления детей о неживой природе, среде, в которой существуют растения и животные; воспитывать культуру поведения на прогулке.

Весной солнце ярко светит, небо ясное, голубое. В каком месте солнышко вставало и садилось зимой? Где оно сейчас? На вечерней прогулке отметить уменьшение светового дня. Спросить у детей, что они знают о солнышке.

Примета: во время восхода стоит духота - к ненастью.

Поговорка: «У кого весной простой, у того амбар пустой».

Загадка:

Доброе, хорошее на людей глядит,

А людям на себя глядеть не велит. (Солнце.)

Дидактическая игра «Что сажают в огороде?».

Цели: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту произрастания, по способу их применения); развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Вы знаете, что сажают в огороде? Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечайте “да”, если же то, что в огороде не растет, вы скажите “нет”. Кто ошибется, тот проиграет».

Подвижные игры «Садовник», «Рыбак и рыбки».

Опыт «Солнце высушивает предметы».

Игра малой подвижности «Волшебное зеркало».

Цель: развивать ритмичную, выразительную речь и координацию движений.

Ход игры. Дети стоят в кругу. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:

Ну-ка, зеркальце, смотри!

Все нам верно повтори!

Встану я перед тобой,

Повторяй-ка все за мной!

Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее каким- либо движением. Тот, к кому он обращается, должен точно повторить и фразу, и движение. Если он допустил ошибку, выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто выполнил все без единой ошибки.

Опыт «Уличные тени».

Прогулка №7 «Наблюдение за насекомыми»

Цели: расширять знания о многообразии насекомых; развивать связную речь; воспитывать бережное отношение к насекомым.

Около муравейника снуют рыжие муравьи. Поднесите маленькую травинку ползущему муравью, он крепко вцепится в нее. Муравей — самый сильный на земле, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон, самое большое животное, при весе в 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. У муравьев есть усики, которыми они все время шевелят: чувствуют запах и осязают. Встречаясь, они также трогают друг друга усиками, как будто здороваются, на самом деле они узнают «своих» муравьев по запаху. Рассматривание частей тела муравья: утолщенное брюшко, грудь, голову, три пары маленьких ножек.

Примета: если вокруг муравейника много муравьев - к хорошей погоде.

Пословица: «Дождь в мае хлеба поднимает».

Стихотворение:

МУРАВЕЙНИК

Что за домик на поляне

Из иголок и листвы?

Подойдем, поближе взглянем,

Чья постройка у сосны?

В этом доме оживленье,

День-деньской в нем напролет

Трудится все населенье:

Кто-то веточку несет,

 

Кто-то муху еле тянет,

Кто-то крошечку гриба,

Кто-то домик охраняет

От возможного врага.

В дом ведет дорожек много,

В нем не место для лентяев,

И скажу тебе я строго:

«Ты не обижай хозяев!»

Загадки:

В лесу у пня суетня, беготня,

Народ рабочий, весь день хлопочет -

Из лесного сора строит себе город. (Муравьи.)

 

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

Дидактическая игра «Повторяй друг за другом».

Подвижные игры «Лягушки и цапля», «Садовник».

Прогулка №8 «Рассматривание бабочек»

Цели: расширять знания о жизни насекомых; учить доброте, бережному отношению к природе.

Бабочки порхают с цветка на цветок. Педагог обращает внимание на то, как бабочка раскрывает крылья, летит, садится на растение. У бабочки очень длинный хоботок, поэтому она может добывать нектар из цветков с любым венчиком. Ловить бабочек нельзя. После того, как вы поймали бабочку и отпустили, вы обрекаете ее на гибель - нежные чешуйки содраны грубым прикосновением вашей руки. Тело бабочек тоже покрыто чешуйками и волосиками. У этих насекомых короткие усики и большие глаза.

Примета: сколько в мае дождей - столько лет будет урожай.

Пословица: «Ранний дождь озолотит, а поздний разорит».

Загадки:

Балерина пляшет, вся искрится блестками,

Над цветками машет лепестками пестрыми. (Бабочка.)

 

Она ярка, красива, изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок. (Бабочка.)

Дидактическая игра «Что будет, если...»

Цель: учить замечать последствия своих действий по отношению к природе.

Ход игры. Воспитатель задает ситуацию для обсуждения с детьми, дети приходят к выводу о необходимости соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: «Что будет, если сорвать все цветы? ... уничтожить всех бабочек?»

Подвижные игры «Волк», «Лягушки и цапля».

Прогулка №9 «Наблюдение за одуванчиками»

Цели: развивать наблюдательность, умение замечать изменения в состоянии растений в связи с избытком влаги; формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

Педагог предлагает найти растения в разных фазах роста и развития: от прорастающего, цветущего до отцветшего; рассмотреть соцветие отцветшего одуванчика, найти парашютик с семянкой. Рассказ о приспособлении этого растения к распространению семян ветром. Чем сильнее ветер, тем дальше разлетаются семена.

Опыт по распространению семян.

Педагог дает задание: посмотреть, как «ведут» себя одуванчики во влажную погоду, как они выглядят, раскрыты ли цветы.

Примета: одуванчик расцвел ранней весной - к короткому лету.

Пословица: «Май холодный - год хлебородный».

Стихотворение:

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится

В беленькое платьице

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Загадка:

Я и желтый, я и белый, я и робкий, я и смелый. (Одуванчик.)

Дидактическая игра «Что происходит в природе?».

Подвижные игры «Не замочи ног», «Волк».

Труд на участке. Перекапывание земли для грядок.

Прогулка №10 Наблюдение за насекомыми

Цели: углублять и расширять знания об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях; учить различать насекомых по внешнему виду.

В мае насекомых с каждым днем становится все больше: комары, бабочки, жуки. Все они - насекомые. Называются они так потому, что у многих из них, словно глубокими насечками, тело разделено на несколько частей. Обитают многие насекомые не только на земле, они прекрасно себя чувствуют в воздушном и водном пространстве. Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты.

Опыт «Кто как двигается».

Ход опыта. Педагог предлагает поймать майского жука и большого муравья, насыпать на лист картона тонкий слой песка. Пойманным насекомым дать подвигаться по песку. Наблюдение за способом передвижения, сравнение следов, оставляемых на песке жуком и муравьем.

Примета: комаров много - дождь завтра будет.

Пословица: «Много комаров - готовь по ягоды короба, много мошек - готовь по грибы лукошко».

Стихотворение:

СТРЕКОЗЫ

Растут у пруда тростник, камыши.

Снуют там стрекозы в прохладной тиши.

Серебряных крыльев не слышен полет,

Как будто над гладью завис вертолет.

На пару минут застывает движенье –

Стремительный взлет, не присев на растенье,

Съедает она на обед комара,

И снова в полет - на охоту пора.

Дидактическая игра «Летает - не летает».

Цели: развивать слуховое внимание; воспитывать выдержку.

Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель - в середине. Он говорит детям: «Я бросаю вам мяч и называю предмет. Если он летает, то тот, кому я брошу мяч, должен поймать его, если нет - отбросить руками. Кто ошибется, выходит за круг и пропускает одну игру».

Подвижная игра «Не замочи ног».

Труд на участке.

Прогулка №11 «Рассматривание цветов на клумбах»

Цели: продолжить знакомство с многообразием растительного мира; воспитывать бережное отношение к цветам.

- Что изменилось на клумбе? Назвать знакомые цветущие растения и показать их. Найти общие и отличительные качества. Какие условия необходимы для роста и развития растений?

Примета: сирень пахнет сильнее обычного - к дождю.

Пословица: «Пришел май - под кустом рай».

Стихотворение:

САДОВОД

О чем мечтает садовод?

В его мечтах весь мир цветет,

И люди, глядя на цветы,

Становятся добрей.

Пусть эти славные мечты

Исполнятся скорей!

Е. Серова

 

Загадка:

Нарядные платьица, желтые брошки.

Ни пятнышка нет на красивой одежке. (Ромашка.)

Дидактическая игра «Найдите, что опишу».

Подвижные игры «Стоп!», «Не замочи ног».

Игра-забава «Узнай по звуку».

Опыт «Свойства мокрого песка».

Прогулка №12 «Наблюдение за перистыми облаками»

Цели: учить видеть изменения, происходящие в неживой природе, описывать красоту весенней природы; расширять словарный запас.

От перистых облаков тени на земле не бывает. Они не закрывают солнца. Они располагаются очень высоко и часто кажутся тонкой, едва заметной дымкой. Облака похожи на завитки, кудряшки, перья птицы. Движутся эти облака незаметно, осадков из них не бывает. Иногда такие облака двигаются не в том направлении, куда дует ветер у земли. Это означает, что скоро погода изменится, станет холоднее или пойдет дождь.

Примета: у перистых облаков появилось множество белых облачков - к дождю.

Поговорка: «Без дождя и травка не растет».

Дидактическая игра «Добавь слог».

Подвижные игры «Охотник и зайцы», «Стоп!».

Труд на участке. Уборка цветковых клумб и дорожек.

Прогулка №13 «Наблюдение за птицами»

Цели: закреплять умение узнавать птиц по внешнему виду, повадкам и по голосу; прививать любовь к птицам.

Педагог обращает внимание на весенний гомон птиц. Сравнение шума голосов птиц с зимней тишиной. Определение птиц по голосу. Что вы знаете о жизни птиц, месте обитания, питании?

Поговорка: «Соловей - птица малая, и та знает, когда месяц май».

Стихотворение:

Птичка над моим окошком

Гнездышко для деток вьет,

То соломку тащит в ножках,

То пушок она несет.

Дидактическая игра «Что это за птица?».

Подвижная игра «Кот Васька».

Ход игры. Дети-«мышки» сидят на стульчиках, один ребенок - «кот». Он идет на носочках, смотрит то направо, то налево, мяукает.

Педагог и дети:

Ходит Васька беленький, хвост у Васьки серенький,

А летит стрелой, а летит стрелой.

«Кот» бежит в конец площадки, садится и засыпает.

Дети.

Глазки закрываются - спит иль притворяется?

Зубы у кота - острая игла.

Мышка. Пойду посмотрю, спит ли котик.

Посмотрев, она машет руками, приглашая к себе других «мышек». «Мышки» подбегают к ней, стараются дотронуться до «кота».

Только мышки заскребут, -

Серый Васька тут как тут,

Всех поймает он!

«Кот» встает и ловит «мышек».

Подвижная игра «Охотник и зайцы».

Прогулка №14 «Рассматривание лекарственных трав»

Цели: продолжить знакомство с лекарственными растениями; расширять знания о свойствах лекарственных растений, их роли в жизни человека и животных.

Лекарственные растения, которые растут на участке, - подорожник, календула, одуванчик, крапива. Почему они называются лекарственными растениями? Как люди используют эти растения? Все лекарственные растения - дикорастущие, их собирают в лесу, на лугах и используют как лекарства от разных болезней. У различных растений используют различные части. Раньше люди собирали и сушили травы для себя сами. Мы покупаем эти травы в аптеках, уже высушенные и готовые к употреблению.

Примета: с листа ивы падают капли - будет дождь.

Поговорка: «Весна богата на цветы, а осень - на снопы».

Стихотворение:

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

И ромашка, и крапива,

Подорожник молодой.

 

Загадка:

Злая, как волчица, жжется, как горчица!

Что это за диво? Это же - ... (крапива)

Дидактическая игра «Третий лишний» (растения).

Белорусская народная игра «Ванюша и лебеди», «Колечко».

Труд на участке. Работа на огороде: полив всходов, рыхление.

Прогулка №15 «Наблюдение за растениями (отличие сорняков и культурных растений на огороде)»

Цели: учить отличать сорняки от культурных растений.

Отличия сорной травы от всходов: форма, цвет листьев, высота стеблей; особенности расположения на грядке (растет не в грядках). Вред сорных растений: поглощают питательные вещества, влагу, загораживают от солнечного света. Педагог показывает, как надо вырывать сорняки: ближе к корню, чтобы удалить его вместе с растением. Если корень останется в земле, то через некоторое время вырастет новое сорное растение.

Примета: гром в мае гремит - хлеб будет родить.

Поговорка: «В мае дождь - будет и рожь».

Стихотворение:

ЛАСТОЧКА

Травка зеленеет, солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

С нею солнце краше и весна милей.

Прощебечь с дороги нам привет скорей!..

А. Плещеев

Загадка:

Любопытный красный нос по макушку в землю врос,

Лишь торчат на грядке зеленые пятки. (Морковь.)

Дидактическая игра «Вершки и корешки».

Подвижная игра «Кенгуру».

Цель: развивать координацию движений.

Ход игры. На поясе у детей свободно завязывают шарфики, образуя «сумку» кенгуру. В нее сажают детеныша - любимую мягкую игрушку-зверюшку. По команде ведущего «кенгуру» начинают прыгать к условленному месту, стараясь при этом не выронить малыша, руками его придерживать нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые «кенгуру».

Труд на участке. Прополка огорода.

Казахская народная игра «Платок с узелком».

Рекомендуем посмотреть:

Праздник весенних именинников в детском саду. Старшая группа

Прогулки в марте в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Хороводная игра на тему «Весна» в старшей группе

Прогулки в апреле в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Весенние игры для детей в детском саду. Старшая-подготовительная группа

Нет комментариев. Ваш будет первым!