Цели: уточнять представления о растениях весной; расширять кругозор; обогащать словарный запас.
Педагог показывает цветущее плодовое дерево (абрикос). Ветки у абрикоса растут в разные стороны. Рассматривание бутонов нежных белых цветков. Назвать другие плодовые деревья. Все плодовые деревья посадили люди; они заботятся о них, ухаживают за ними. Рассказ о пользе фруктов для здоровья человека.
Примета: май холодный - год голодный.
Поговорки и пословицы: «Майский мороз не выдавит слез»; «Майская травка и голодного кормит».
Стихотворение:
МАЙ
Дружно лопаются почки,
Распускаются листочки,
На траве роса дрожит,
Лось за радугой бежит.
Загадка:
Был тугим он кулачком, а разжался - стал цветком. (Бутон.)
Дидактические игры «Мое облако», «Исправь ошибку».
Подвижная игра «Карусель».
Белорусская народная игра «Прела - горела».
Цели: расширять представления о многообразии неживой природы; познакомить с элементарными правилами поведения во время грозы.
Отметить, что в мае часто идут дожди. Наблюдение взаимосвязи между весенним теплым дождем и пробуждением живой природы: мелкие листочки становятся крупнее, подрастает молодая травка, начинают цвести одуванчики, появляются дождевые черви. Рассказ о том, как надо себя вести во время грозы. После дождя стало свежо на улице, легко дышится. Дождь прибил пыль к земле, очистил воздух от грязи.
Примета: глухой гром - к тихому дождю, резкий - к ливню.
Пословица: «Весной ведро воды - ложка грязи».
Загадка:
Нашумела, нагремела, все промыла и ушла,
И сады, и огороды всей округи полила. (Гроза.)
Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».
Цель: уточнить знания о растениях сада и огорода.
Ход игры. Водящий описывает любое растение в следующем порядке: форма, окраска, цвета. Дети по описанию должны узнать растение.
Подвижные игры «Казаки-разбойники», «Не оставайся на полу», «Необычные жмурки».
Цели: углубить и расширить знания о некоторых формах защиты насекомых (защитная окраска); развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать; воспитывать любознательность.
Рассмотреть кузнечика: хорошо ли его видно в траве, почему? (Защитная зеленая окраска, своеобразная форма тела, похожая на веточку или травинку.) Кузнечики, отталкиваясь сильными задними ногами, совершают прыжки длиной более десяти метров.
Примета: когда цветет черемуха, всегда приходит холод.
Пословицы и поговорки: «Май, май, да шубу не снимай»; «Апрель с водой, май с травой».
Стихотворение:
КУЗНЕЧИК
Из травы, с зеленой кочки,
Раздается странный звук,
Будто рядом молоточки
Выбивают: тук-тук-тук!
Будто к наковальне встал
Очень ловкий человечек.
То в траве застрекотал
Маленький кузнец-кузнечик,
Загадка:
Длинные ножки, как стебельки,
Оттого и делает высокие прыжки,
В траве он стрекочет,
Быть пойманным не хочет. (Кузнечик.)
Дидактическая игра «Кто знает, пусть продолжит».
Ход игры. Воспитатель называет обобщающие слова, а дети - видовое понятие, например: «Насекомое - это...». Дети: «Муха, комар».
Подвижная игра «Пустое место».
Дидактическая игра «Помнишь ли ты эти стихи?».
Ход игры. Педагог читает отрывки из стихотворений, а дети должны произносить пропущенные слова, например:
Где обедал воробей?
В зоопарке у ... (зверей).
Вы не стойте слишком близко:
Я тигренок, а не ... (киска).
Ветер по морю ... (гуляет)
И ... (кораблик) подгоняет. И т. д.
Дагестанская народная игра «Надень шапку».
Ход игры. Мальчик сидит на стуле. На 8-10 шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к сидящему, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит. Водящему закрывают глаза, поворачивают кругом и дают в руки шапку. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть шапку на мальчика. Остальные игроки считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на эти роли назначают других детей.
Правила игры. Водящий не должен подсматривать; играющие не должны помогать водящему, подсказывать ему.
Цели: учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями, в которых оно находится; активизировать словарный запас.
Педагог обращает внимание на ландыш. Он растет в притененном, влажном месте. Его цветы нежные, будто сделанные из фарфора. Ландыш занесен в Красную книгу России. Сравнение ландыша с другими растительными формами (деревьями и кустарниками), общие и отличительные признаки.
Пословица: «Май леса наряжает - в гости лето ожидает».
Стихотворение:
Фиалки, ландыши для нас
Веселый май в тиши припас.
Но мы их обрывать не будем -
Пускай цветут на радость людям.
В. Берестов
Загадка:
Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)
Дидактическая игра «Помнишь ли ты эти стихи?».
Подвижные игры «Ручейки и озера», «Пустое место».
Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».
Цели: учить наблюдать за растениями — барометрами погоды; уметь предсказывать погоду по наблюдениям за явлениями природы; продолжить знакомство с народными приметами.
Педагог рассказывает о тех временах, когда не было часов и никто не предсказывал прогноз погоды. Люди, наблюдая за растениями, животными, насекомыми и птицами, замечали, что они ведут себя по-особенному перед сменой погоды и в разное время суток. По поведению птиц люди знали, какую следует ожидать Погоду, а по растениям судили о предстоящем времени года, По насекомым, - ждать ли дождя и т. д.
Примета: одуванчик раскрывается в 5-6 часов утра, а закрывается в 16-17 часов.
Поговорка: «В землю не положишь - и с земли не возьмешь».
Дидактическая игра «Скажи, что ты слышишь».
Подвижные игры «Рыбак и рыбки», «Ручейки и озера».
Опыт «Рассматривание песка через лупу».
Цель: определение формы песчинок.
Материал: песок, черная бумага, лупа.
Ход опыта. Из чего состоит песок? (Из очень мелких зернышек - песчинок. Они круглые, полупрозрачные.) В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.
Цели: обобщать и систематизировать представления детей о неживой природе, среде, в которой существуют растения и животные; воспитывать культуру поведения на прогулке.
Весной солнце ярко светит, небо ясное, голубое. В каком месте солнышко вставало и садилось зимой? Где оно сейчас? На вечерней прогулке отметить уменьшение светового дня. Спросить у детей, что они знают о солнышке.
Примета: во время восхода стоит духота - к ненастью.
Поговорка: «У кого весной простой, у того амбар пустой».
Загадка:
Доброе, хорошее на людей глядит,
А людям на себя глядеть не велит. (Солнце.)
Дидактическая игра «Что сажают в огороде?».
Цели: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту произрастания, по способу их применения); развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.
Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Вы знаете, что сажают в огороде? Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечайте “да”, если же то, что в огороде не растет, вы скажите “нет”. Кто ошибется, тот проиграет».
Подвижные игры «Садовник», «Рыбак и рыбки».
Опыт «Солнце высушивает предметы».
Игра малой подвижности «Волшебное зеркало».
Цель: развивать ритмичную, выразительную речь и координацию движений.
Ход игры. Дети стоят в кругу. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:
Ну-ка, зеркальце, смотри!
Все нам верно повтори!
Встану я перед тобой,
Повторяй-ка все за мной!
Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее каким- либо движением. Тот, к кому он обращается, должен точно повторить и фразу, и движение. Если он допустил ошибку, выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто выполнил все без единой ошибки.
Опыт «Уличные тени».
Цели: расширять знания о многообразии насекомых; развивать связную речь; воспитывать бережное отношение к насекомым.
Около муравейника снуют рыжие муравьи. Поднесите маленькую травинку ползущему муравью, он крепко вцепится в нее. Муравей — самый сильный на земле, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон, самое большое животное, при весе в 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. У муравьев есть усики, которыми они все время шевелят: чувствуют запах и осязают. Встречаясь, они также трогают друг друга усиками, как будто здороваются, на самом деле они узнают «своих» муравьев по запаху. Рассматривание частей тела муравья: утолщенное брюшко, грудь, голову, три пары маленьких ножек.
Примета: если вокруг муравейника много муравьев - к хорошей погоде.
Пословица: «Дождь в мае хлеба поднимает».
Стихотворение:
МУРАВЕЙНИК
Что за домик на поляне
Из иголок и листвы?
Подойдем, поближе взглянем,
Чья постройка у сосны?
В этом доме оживленье,
День-деньской в нем напролет
Трудится все населенье:
Кто-то веточку несет,
Кто-то муху еле тянет,
Кто-то крошечку гриба,
Кто-то домик охраняет
От возможного врага.
В дом ведет дорожек много,
В нем не место для лентяев,
И скажу тебе я строго:
«Ты не обижай хозяев!»
Загадки:
В лесу у пня суетня, беготня,
Народ рабочий, весь день хлопочет -
Из лесного сора строит себе город. (Муравьи.)
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
Дидактическая игра «Повторяй друг за другом».
Подвижные игры «Лягушки и цапля», «Садовник».
Цели: расширять знания о жизни насекомых; учить доброте, бережному отношению к природе.
Бабочки порхают с цветка на цветок. Педагог обращает внимание на то, как бабочка раскрывает крылья, летит, садится на растение. У бабочки очень длинный хоботок, поэтому она может добывать нектар из цветков с любым венчиком. Ловить бабочек нельзя. После того, как вы поймали бабочку и отпустили, вы обрекаете ее на гибель - нежные чешуйки содраны грубым прикосновением вашей руки. Тело бабочек тоже покрыто чешуйками и волосиками. У этих насекомых короткие усики и большие глаза.
Примета: сколько в мае дождей - столько лет будет урожай.
Пословица: «Ранний дождь озолотит, а поздний разорит».
Загадки:
Балерина пляшет, вся искрится блестками,
Над цветками машет лепестками пестрыми. (Бабочка.)
Она ярка, красива, изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок. (Бабочка.)
Дидактическая игра «Что будет, если...»
Цель: учить замечать последствия своих действий по отношению к природе.
Ход игры. Воспитатель задает ситуацию для обсуждения с детьми, дети приходят к выводу о необходимости соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: «Что будет, если сорвать все цветы? ... уничтожить всех бабочек?»
Подвижные игры «Волк», «Лягушки и цапля».
Цели: развивать наблюдательность, умение замечать изменения в состоянии растений в связи с избытком влаги; формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Педагог предлагает найти растения в разных фазах роста и развития: от прорастающего, цветущего до отцветшего; рассмотреть соцветие отцветшего одуванчика, найти парашютик с семянкой. Рассказ о приспособлении этого растения к распространению семян ветром. Чем сильнее ветер, тем дальше разлетаются семена.
Опыт по распространению семян.
Педагог дает задание: посмотреть, как «ведут» себя одуванчики во влажную погоду, как они выглядят, раскрыты ли цветы.
Примета: одуванчик расцвел ранней весной - к короткому лету.
Пословица: «Май холодный - год хлебородный».
Стихотворение:
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится
В беленькое платьице
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Загадка:
Я и желтый, я и белый, я и робкий, я и смелый. (Одуванчик.)
Дидактическая игра «Что происходит в природе?».
Подвижные игры «Не замочи ног», «Волк».
Труд на участке. Перекапывание земли для грядок.
Цели: углублять и расширять знания об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях; учить различать насекомых по внешнему виду.
В мае насекомых с каждым днем становится все больше: комары, бабочки, жуки. Все они - насекомые. Называются они так потому, что у многих из них, словно глубокими насечками, тело разделено на несколько частей. Обитают многие насекомые не только на земле, они прекрасно себя чувствуют в воздушном и водном пространстве. Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты.
Опыт «Кто как двигается».
Ход опыта. Педагог предлагает поймать майского жука и большого муравья, насыпать на лист картона тонкий слой песка. Пойманным насекомым дать подвигаться по песку. Наблюдение за способом передвижения, сравнение следов, оставляемых на песке жуком и муравьем.
Примета: комаров много - дождь завтра будет.
Пословица: «Много комаров - готовь по ягоды короба, много мошек - готовь по грибы лукошко».
Стихотворение:
СТРЕКОЗЫ
Растут у пруда тростник, камыши.
Снуют там стрекозы в прохладной тиши.
Серебряных крыльев не слышен полет,
Как будто над гладью завис вертолет.
На пару минут застывает движенье –
Стремительный взлет, не присев на растенье,
Съедает она на обед комара,
И снова в полет - на охоту пора.
Дидактическая игра «Летает - не летает».
Цели: развивать слуховое внимание; воспитывать выдержку.
Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель - в середине. Он говорит детям: «Я бросаю вам мяч и называю предмет. Если он летает, то тот, кому я брошу мяч, должен поймать его, если нет - отбросить руками. Кто ошибется, выходит за круг и пропускает одну игру».
Подвижная игра «Не замочи ног».
Труд на участке.
Цели: продолжить знакомство с многообразием растительного мира; воспитывать бережное отношение к цветам.
- Что изменилось на клумбе? Назвать знакомые цветущие растения и показать их. Найти общие и отличительные качества. Какие условия необходимы для роста и развития растений?
Примета: сирень пахнет сильнее обычного - к дождю.
Пословица: «Пришел май - под кустом рай».
Стихотворение:
САДОВОД
О чем мечтает садовод?
В его мечтах весь мир цветет,
И люди, глядя на цветы,
Становятся добрей.
Пусть эти славные мечты
Исполнятся скорей!
Е. Серова
Загадка:
Нарядные платьица, желтые брошки.
Ни пятнышка нет на красивой одежке. (Ромашка.)
Дидактическая игра «Найдите, что опишу».
Подвижные игры «Стоп!», «Не замочи ног».
Игра-забава «Узнай по звуку».
Опыт «Свойства мокрого песка».
Цели: учить видеть изменения, происходящие в неживой природе, описывать красоту весенней природы; расширять словарный запас.
От перистых облаков тени на земле не бывает. Они не закрывают солнца. Они располагаются очень высоко и часто кажутся тонкой, едва заметной дымкой. Облака похожи на завитки, кудряшки, перья птицы. Движутся эти облака незаметно, осадков из них не бывает. Иногда такие облака двигаются не в том направлении, куда дует ветер у земли. Это означает, что скоро погода изменится, станет холоднее или пойдет дождь.
Примета: у перистых облаков появилось множество белых облачков - к дождю.
Поговорка: «Без дождя и травка не растет».
Дидактическая игра «Добавь слог».
Подвижные игры «Охотник и зайцы», «Стоп!».
Труд на участке. Уборка цветковых клумб и дорожек.
Цели: закреплять умение узнавать птиц по внешнему виду, повадкам и по голосу; прививать любовь к птицам.
Педагог обращает внимание на весенний гомон птиц. Сравнение шума голосов птиц с зимней тишиной. Определение птиц по голосу. Что вы знаете о жизни птиц, месте обитания, питании?
Поговорка: «Соловей - птица малая, и та знает, когда месяц май».
Стихотворение:
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок она несет.
Дидактическая игра «Что это за птица?».
Подвижная игра «Кот Васька».
Ход игры. Дети-«мышки» сидят на стульчиках, один ребенок - «кот». Он идет на носочках, смотрит то направо, то налево, мяукает.
Педагог и дети:
Ходит Васька беленький, хвост у Васьки серенький,
А летит стрелой, а летит стрелой.
«Кот» бежит в конец площадки, садится и засыпает.
Дети.
Глазки закрываются - спит иль притворяется?
Зубы у кота - острая игла.
Мышка. Пойду посмотрю, спит ли котик.
Посмотрев, она машет руками, приглашая к себе других «мышек». «Мышки» подбегают к ней, стараются дотронуться до «кота».
Только мышки заскребут, -
Серый Васька тут как тут,
Всех поймает он!
«Кот» встает и ловит «мышек».
Подвижная игра «Охотник и зайцы».
Цели: продолжить знакомство с лекарственными растениями; расширять знания о свойствах лекарственных растений, их роли в жизни человека и животных.
Лекарственные растения, которые растут на участке, - подорожник, календула, одуванчик, крапива. Почему они называются лекарственными растениями? Как люди используют эти растения? Все лекарственные растения - дикорастущие, их собирают в лесу, на лугах и используют как лекарства от разных болезней. У различных растений используют различные части. Раньше люди собирали и сушили травы для себя сами. Мы покупаем эти травы в аптеках, уже высушенные и готовые к употреблению.
Примета: с листа ивы падают капли - будет дождь.
Поговорка: «Весна богата на цветы, а осень - на снопы».
Стихотворение:
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
И ромашка, и крапива,
Подорожник молодой.
Загадка:
Злая, как волчица, жжется, как горчица!
Что это за диво? Это же - ... (крапива)
Дидактическая игра «Третий лишний» (растения).
Белорусская народная игра «Ванюша и лебеди», «Колечко».
Труд на участке. Работа на огороде: полив всходов, рыхление.
Цели: учить отличать сорняки от культурных растений.
Отличия сорной травы от всходов: форма, цвет листьев, высота стеблей; особенности расположения на грядке (растет не в грядках). Вред сорных растений: поглощают питательные вещества, влагу, загораживают от солнечного света. Педагог показывает, как надо вырывать сорняки: ближе к корню, чтобы удалить его вместе с растением. Если корень останется в земле, то через некоторое время вырастет новое сорное растение.
Примета: гром в мае гремит - хлеб будет родить.
Поговорка: «В мае дождь - будет и рожь».
Стихотворение:
ЛАСТОЧКА
Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей.
Прощебечь с дороги нам привет скорей!..
А. Плещеев
Загадка:
Любопытный красный нос по макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке зеленые пятки. (Морковь.)
Дидактическая игра «Вершки и корешки».
Подвижная игра «Кенгуру».
Цель: развивать координацию движений.
Ход игры. На поясе у детей свободно завязывают шарфики, образуя «сумку» кенгуру. В нее сажают детеныша - любимую мягкую игрушку-зверюшку. По команде ведущего «кенгуру» начинают прыгать к условленному месту, стараясь при этом не выронить малыша, руками его придерживать нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые «кенгуру».
Труд на участке. Прополка огорода.
Казахская народная игра «Платок с узелком».
Праздник весенних именинников в детском саду. Старшая группа
Прогулки в марте в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС
Хороводная игра на тему «Весна» в старшей группе
Прогулки в апреле в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС
Весенние игры для детей в детском саду. Старшая-подготовительная группа
Нет комментариев. Ваш будет первым!