Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Эссе ко Дню Победы, 4 класс. Частушка, опалённая войной...

Эссе на тему "Частушка, опалённая войной..."
АВТОР – Никита Огорельцев, учащийся 4 класса МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №1», г.Рязань
РУКОВОДИТЕЛЬ – Юлия Павловна Огорельцева, преподаватель теоретических дисциплин МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №1», г.Рязань

Описание работы. В представленной творческой работе сделана попытка рассмотреть Великую Отечественную войну сквозь призму частушек, определить роль частушки в годы Великой Отечественной войны. Автор даёт классификацию военным частушкам и прослеживает их основную тематику. Интересен личностный анализ изучаемого материала.
Цель. Воспитание в детях патриотизма и благодарности к ветеранам-победителям, укрепление духовно-нравственной связи поколений.
Задачи. Изучение частушки как части народного творчества в военный период, анализ тематики военных частушек, определение роли частушки в военное время.

ВВЕДЕНИЕ
Главное событие недавно ушедшего в историю двадцатого века – Вторая мировая война. В победе над фашизмом искусство сыграло далеко не последнюю роль. Бойцов укрепляли духом и образцы русского классического искусства, и произведения современных им поэтов, писателей, художников, композиторов и кинематографистов. В одной из книг мне встретились строки, написанные солдатом, которые меня поразили:

Я буду мстить за русскую культуру,
За каждый на земле кровавый след,
За каждую разбитую скульптуру,
За Пушкина простреленный портрет.

Песни, стихи, картины, киноленты, создаваемые в то время, были призваны вдохновлять народ на подвиги, поддерживать уверенность в победе. Но был и совершенно другой пласт народного творчества, который также стал отражением жизни, мыслей и чувств людей военной эпохи. Эти произведения не имели определенного автора, не носили глобального характера, но были очень любимы и исполняемы как простым народом, так и профессиональными артистами. Речь идет о частушке. Родившись в народной среде, она была очень популярна всегда. В страшные годы войны частушки продолжали существовать. Бесхитростные, зачастую наивные припевки помогали пережить тяготы и потери, представляли из себя подлинный образец стойкости духа.

За свою страну родную
Грудью встанем, как один.
Будь уверена, подруженька,
Фашистов победим!

Казалось бы, подобный «несерьезный» музыкальный жанр не заслуживает нашего пристального внимания и изучения, но именно в военной частушке очень полно и точно затронуты все темы, волновавшие современников Великой Отечественной войны. В них содержится не только насмешка над завоевателями, желавшими за месяц совершить победоносный поход на нашу землю, но и тоска и переживания за родных, рассказы о тяжелом труде, мечта о победе. Мне было очень любопытно познакомиться с частушками военных лет, буквально прикоснуться душой к тому времени, и в этой работе я с удовольствием поделюсь своими впечатлениями.

ЧАСТУШКА В ЗЕРКАЛЕ ВОЙНЫ…
Частушка – фольклорная миниатюра, в которой соединились песня и поговорка. Думаю, именно за возможность краткого, точного, хлёсткого выражения своего отношения к происходящему вокруг, частушка так полюбилась русскому человеку. Частушки могли исполнять без музыкального сопровождения, но чаще они звучали под аккомпанемент гармони или балалайки.
Наступил 1941 год, и в каждый дом ворвалась война. Большинство мужчин были мобилизованы на фронт. Многие из них брали гармошку с собой. Подобный случай описан Александром Твардовским в поэме «Василий Теркин». Гармонь в годы войны помогала бойцам и на привале, и в бою. Меня поразил реальный факт, описанный в одной из газет - во время Великой Отечественной были случаи, когда наши бойцы ходили в психологическую атаку против немцев с гармошками. По флангам и в центре шли гармонисты, играя тверскую «бузу» или вологодскую «под драку», или боевую уральскую. При этом бойцы издавали характерное мычание. На немцев эти атаки наводили дикий ужас. А боевая по духу частушка нередко поднимала солдат в атаку.
Все военные частушки я бы разделил на две большие группы: фронтовые и тыловые.

Фронтовые частушки чаще всего складывались мужчинами. Слова образные, чеканные, иногда хулиганские отражали то суровое время и придавали боевой настрой солдату.

Как на горке, на горе,
На самой вершине
Вот бы Гитлера повесить
На кривой осине…

Запрещён навеки к нам
Вход непрошеным гостям.
Поворотим, поколотим
И пошлём ко всем чертям.

Всё морошка да морошка.
Да никак не виноград.
Есть для Гитлера дорожка,
Да никак не в Ленинград!

Немца гонят – немец воет,
От расплаты не уйдёшь!
На морозе поневоле
Соловьём не запоёшь!

Писем фрау ждёт с Кавказа,
Но молчит её кумир –
Он вчера покинул сразу
Божий мир и Армавир!


Не могли не отразиться в частушках и образы женщин-добровольцев, которые отправились на фронт вслед за мужчинами:

Мой миленок – истребитель,
Я – зенитчица полка.
Прилетят к нам «мессершмидты» –
Их собьем наверняка!


На оккупированных территориях было развито партизанское движение. И фронтовых частушек, посвященных партизанам, было немало:

Партизанские отряды
Бьют фашистов из засады.
Ни проехать, ни пройти,
Ни дороги, ни пути.

И всё же нередко в фронтовых частушках сквозили нотки тоски по дому и родным:

Нам не страшно умирать,
Только мало сделано,
Только жаль старушку-мать
Да березку белую.

Итак, частушка на фронте не просто продолжала жить, она содержала очень важный воспитательный момент и помогала «ковать» Победу.

Тыловые частушки в основном создавались женщинами. В минутки свободного времени женщины собирались вместе погоревать и порадоваться, посочувствовать и приободрить друг друга. Много тыловых частушек имеет лирический склад. Эти частушки также помогали приблизить День Победы.
Темой многих подобных частушек стала разлука с любимыми и родными людьми

Вот они поехали,
Вагоны за вагонами.
А в вагончиках сидят
Мальчики с погонами

Залеточка в армии
В шинелюшке похаживает.
Не за мной, а за винтовочкой
Теперь он ухаживает.


Проводила милого
До города Владимира,
До Владимирской горы.
Сердце ноет с той поры.

С пронзительной болью звучали частушки о смерти дорогого человека:

Ягодиночку убили,
Не поставили креста,
Его общая могила –
Человек четыреста!

Тяжек был труд женщин во время войны – самую сложную мужскую работу теперь приходилось выполнять именно им:

Ах, война, война, война,
Я одна, одна, одна.
Я и лошадь, я и бык,
Я и баба, и мужик.
Я и сею, и пашу,
И вязаночки ношу.


Но падать духом было нельзя, и еще одной важной темой тыловых частушек стало пожелание скорой победы бойцам Красной Армии:

Мой миленок в армии.
Воюет он с Германией.
Найди туча, найди гром
И разбей германский дом.

Ну а в мае 1945 года конечно же появилась целая россыпь радостных частушек о Победе:

Вот и кончилась война,
Победа за нами.
Ко мне миленький приедет
С тремя орденами.

Все ребята веселятся.
Что отвоевалися,
А девчонки тоже рады:
Женихов дождалися.

Наши славные герои
Родину прославили.
Посреди Германии
Советский флаг поставили.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе я постарался немного иначе посмотреть на Великую Отечественную войну, увидеть ее через призму частушек. Военная частушка – часть необъятного народного творчества, которая всегда была, есть и будет отражением настроения народа, который её поёт. Познакомившись с военной частушкой, я в полной мере осознал, какие настроения царили в ту нелегкую эпоху, чем жили люди того времени.
Можно без сомнения сказать, что частушка во время войны стала естественной необходимостью для людей. Она помогала пережить горе, утешала, призывала идти вперёд и никогда не сворачивать, лечила израненную душу, вдохновляла, давала веру в скорую Победу.
Анализируя содержание военных частушек, я пришел к выводу, что основой всему были любовь и патриотизм русского человека, а в годы войны уровень этих качеств был несравнимо высок. Мощь духа наших соотечественников – свидетелей войны, способность мобилизоваться в трудной ситуации должны служить для нас примером. Несмотря на огромное горе и боль военного времени, частушка пробуждала в русском человеке положительный душевный отклик, сохраняя оптимизм и веру в лучшее будущее.
В нашей стране установлено много памятников, посвященных Великой Отечественной войне и ее героям. Я считаю, что военная частушка также является своеобразным нерукотворным памятником, который позволит на века сохранить память о том непростом времени и сделает прочнее связь времен.

Рекомендуем посмотреть:

Эссе ко Дню Победы, 7 класс Творческое эссе педагога. Мое отношение к войне Эссе к юбилею Победы в Великой Отечественной войне Сочинение ко Дню Победы. Родственники - участники Великой Отечественной войны
Участник №239 творческого конкурса для детей и педагогов «70-летию Великой Победы посвящается»
Эссе к 9 мая - День Победы, 7 класс
Опубликовано: 3526 дней назад (29 апреля 2015)
Просмотров: 5221
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Валерий Григорьевич Вершинин # 29 апреля 2015 в 23:28 +2
Юлия Павловна! Мне понравилась работа вашего ученика. Мне кажется, что такой темы о войне ещё никто не брал. Хорошо, что провели классификацию частушек. Я беру себе в заметки и голосую+1. Думаю, что материал пригодится педагогам СОШ и ДШИ.
Юлия Павловна Огорельцева # 30 апреля 2015 в 11:56 0
Благодарю Вас, Валерий Григорьевич, за положительный отзыв о данной работе!
Татьяна Владимировна Розова # 1 мая 2015 в 12:01 +1
Изумительная работа. Взяла себе в копилку. Творческих успехов, Юлия Павловна, Вам и Никите. Молодец!!!
Юлия Павловна Огорельцева # 1 мая 2015 в 19:10 0
Огромное спасибо, Татьяна Владимировна, за вашу оценку и добрые слова!