Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Эссе к 9 мая - День Победы, 7 класс

Эссе на тему «С песней сквозь войну к Победе!»
АВТОР – Андрей Пимахин, учащийся 7 класса МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №1», г.Рязань

РУКОВОДИТЕЛЬ – Юлия Павловна Огорельцева, преподаватель теоретических дисциплин МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №1», г.Рязань

Описание материала. В работе, предложенной вашему вниманию, рассматривается роль искусства (в частности, песенного творчества) в годы Великой Отечественной войны. В это нелегкое время песня становится орудием победы, воодушевляя солдат на ратные подвиги, поднимая боевой дух. На примере ряда произведений автор пытается обобщить мысли и эмоции людей, живших в тот период.

Цель. Воспитание чувства патриотизма и гордости за предков у молодого поколения, поддержание исторической памяти.

Задачи. Изучение песенного творчества военных лет. Формирование личностной оценки и способности к анализу изучаемого материала.

Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!

В.И.Лебедев-Кумач


Введение
Великая Отечественная война – одна из самых трагических страниц в истории нашей страны. Она стала страшным испытанием для всего советского народа - испытанием его мужества, сплоченности, стойкости и героизма. Война еще раз продемонстрировала удивительный талант русского народа раскрывать все свои лучшие качества, возможности и потенциал в самых трудных условиях.
Несмотря на все тяготы и лишения, в годы Великой Отечественной войны искусство по-прежнему ценилось. Музыка, и в частности песенное творчество, всегда составляло неотъемлемую часть искусства. И в середине двадцатого века, и с нашей и с вражеской стороны оно использовалась как орудие победы в войне. Патриотические, лирические, трагические и жизнеутверждающие песни звучали повсеместно. Они воодушевляли воина на ратные подвиги, поднимали его боевой дух. Я считаю, что хорошая мелодия всегда была верным помощником бойца. В окопах, землянках, подземельях и бомбоубежищах писались слова будущих шедевров, сочинялась для них музыка. Солдаты и офицеры - герои войны писали под их звучание письма домой, сражались во славу своего Отечества... С первых же дней войны песня стала голосом бездонной народной души. Примечательно, что лишь за первые два дня войны московские композиторы написали сорок песен, а через четыре дня их было уже более ста.
К сожалению, некоторые мои современники не знают и не придают большого значения самопожертвованию наших предков ради победы в Великой Отечественной войне. Необходимо знать и чтить песни войны, ведь именно они, на мой взгляд, лучше всего передают атмосферу того времени, помогают понять внутренний мир советского человека, позволяют в полной мере ощутить гордость за наших дедов и заставляют дорожить теми ценностями, ради которых было отдано столько жизней.

В трёх песнях о войне…
Пожалуй, трудно охватить в одной работе всё многообразие песенного творчества той эпохи. Я остановлюсь всего лишь на трёх произведениях, которые, по моему мнению, наиболее ярко отражают события Великой Отечественной войны, обобщают эмоции и мысли людей, живших в тот период. Эти песни нашли наибольший отклик в моей душе и стали ярким символом того времени.

Вставай, страна огромная...
Гимном защиты Отечества является для меня песня «Священная война». Впервые я услышал ее в возрасте пяти лет, когда по телевизору шла передача о Великой Отечественной войне. Кадры видеоряда я не помню, но песня поразила меня именно тогда. Я буквально не мог оторваться от экрана, всем своим детским сознанием чувствуя гипнотическою силу этой музыки. В ней – торжественность гимна, суровая простота солдатской песни и тяжелая размеренность марша, под который идут не на парад, а в сражение, понимая, что, защищая Родину, придется жертвовать жизнью. Величественные слова и полная героизма мелодия запали в душу, и я до сих пор с огромным трепетом слушаю эту музыку, ощущая, как моё сердце стучит с ней в унисон.
Позже я нашел информацию об истории создания этой песни. Оказалось, что она появилась на свет в самые первые дни войны и стала, своего рода, зеркалом событий и переживаний тех дней. 24 июня 1941 года в газетах «Известия» и «Красная звезда» были изданы стихи поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война». Заказ на написание песни поступил от Сталина ещё в феврале 1941 года. Сразу же после публикации наш земляк композитор Александр Васильевич Александров, дирижер Краснознамённого ансамбля песни и пляски СССР написал к словам музыку. Александров написал ноты мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их. 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале города Москвы одна из групп Краснознамённого ансамбля песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню пять раз подряд, до того огромной была сила воздействия на слушателей. Я думаю, что недаром с тех пор «Священная война» стала каждый день исполняться по всесоюзному радио утром после боя кремлёвских курантов, а ее авторы были удостоены звания героев Советского союза.
В 1990-е годы авторство песни приписывалось А. А. Боде, но состоялся суд, где Василий Иванович Лебедев-Кумач успешно отстоял свои права.

И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза…

Всю войну рядом с солдатами шагали боевая песня и марш, вдохновляя их на доблестные подвиги. А между боями в часы затишья их досуг скрашивала теплая, задушевная песня. Она сближала воинов, давала им возможность заполнить светлыми воспоминаниями недолгое время отдыха.
Одна из самых лирических, сердечных и любимых песен военных лет – «В землянке». В чем секрет этой незатейливой, на первый взгляд, песни? Как мне кажется, ее самое главное достоинство – искренность. Слушая это произведение даже сейчас, спустя 70 лет после Великой Отечественной войны, испытываешь невольное волнение и трепет. А что говорить о солдатах того времени, каждый из которых переживал нечто похожее на то, о чем поет ее герой!
Почему песня получилась такой пронзительно искренней? Для того, чтобы ответить на этот вопрос мне пришлось заглянуть в ее прошлое. Я выяснил, что когда поэт Алексей Сурков писал стихотворение, он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это были несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта. Написал их Сурков действительно в землянке в конце ноября 1941 года под впечатлением очень трудного дня, когда автору – корреспонденту фронтовой газеты – пришлось вместе с штабом одной из гвардейских частей вести тяжелый бой с гитлеровцами. В феврале 1942 года Сурков передал текст композитору Константину Листову, который сразу же написал музыку.
Именно жизненностью сюжета объясняется проникновенность песни «В землянке». Эта песня затрагивает самые важные струны души любого человека. Она о вечном – о жизни и смерти, о тоске и о любви, которая единственная способна вдохновить, уберечь, спасти… Меня тронула, прежде всего, способность людей сохранять в сердце любовь, несмотря на все ужасы военного лихолетья. Это созидательное чувство помогало им жить и оставаться людьми.

Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки…

Еще одно произведение, без которого, по моему мнению, картина образов военного песенного творчества была бы неполной – это песня «Казаки в Берлине». Она родилась в светлый День Победы и как бы завершила долгий и трудный путь, начатый в те суровые дни, когда впервые прозвучала «Священная война», звавшая на смертный бой с фашизмом. Слова песни написал поэт Цезарь Солодарь под впечатлением реального эпизода в поверженном Берлине, свидетелем которого он был. Авторами музыки стали братья-композиторы Дмитрий и Даниил Покрассы. Вспоминая через много лет о «Казаках в Берлине», Дмитрий Яковлевич Покрасс говорил: «Я горд тем, что нам привелось написать песню, ставшую последней песней Великой Отечественной войны».
Для меня это произведение – один из символов великой Победы. И пусть в ней нет яркого героизма, присущего традиционным победным песням, вся она пронизана неиссякаемым жизнелюбием. В звонкой, искрящейся мелодии так искренне и так непосредственно выражена радость от долгожданной победы: все трудности войны остаются позади, а впереди только светлые надежды.

Заключение.
Утверждение, что, когда стреляют пушки, музы молчат, было опровергнуто всем ходом развития искусства в годы Великой Отечественной войны. Потому что войну выигрывают не только благодаря численному и военному превосходству, но и в большей степени — духовному. А это значит, что назло всем смертям — любить, мечтать и... петь.
Слова замечательного поэта-песенника Василия Лебедева-Кумача, были не случайно вынесены мной в эпиграф. Уж он-то не понаслышке знал, как это важно для наших бойцов фронта и тыла, чтобы музы не молчали. И они не молчали. Даже в самые тяжелые дни военных испытаний на свет появлялись песни. Песни, которые помогали людям выжить и остаться людьми. Песни, которые спустя семь десятилетий известны и любимы. И мне хочется надеяться и верить, что эту память сердца потомки солдат Победы сохранят навсегда!

Рекомендуем посмотреть:

Эссе ко Дню Победы, 7 класс Творческое эссе педагога. Мое отношение к войне Эссе к юбилею Победы в Великой Отечественной войне Сочинение ко Дню Победы. Родственники - участники Великой Отечественной войны
Участник №238 творческого конкурса для детей и педагогов «70-летию Великой Победы посвящается»
Эссе ко Дню Победы, 4 класс. Частушка, опалённая войной...
Опубликовано: 3526 дней назад (29 апреля 2015)
Просмотров: 4214
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Ольга Валерьевна Прохорова # 30 апреля 2015 в 21:37 0
Юлия Павловна! Очень интересный материал предоставил ваш ученик.Тема заинтересует педагогов школ и ДОД. Прекрасная разработка для уроков музыки и классных часов, ведь она будет нужна каждый год. Беру себе в копилку и голосую+1.