Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Концепция непрерывного языкового образования как вариант обучения иностранному языку

Концепция непрерывного языкового образования как вариант обучения иностранному языку в контексте единого образовательного пространства страны и общеевропейских требований (на примере Белгородской области)
Автор: Плужникова Юлия Владимировна, педагог дополнительного образования МАДОУ центр развития ребенка детский сад № 69 "Ладушки" Белгородская область, город Старый Оскол

Изучение иностранных языков имеет начало, но не имеет конца
Г.Пальмер

В свете современной языковой политики Белгородской области, делающей акцент на пропаганду и распространение английского языка в дошкольных образовательных учреждениях, остро встает проблема переосмысления существующих и разработки новых концепций и качественных технологий обучения иностранным языкам в целом и на раннем этапе в частности.
Современным детям - жителям 21-го века - предстоит жить и работать в условиях нового информационного общества, в мире, который находится в состоянии ярко выраженных перемен, обусловленных поступательными процессами глобализации. И эти обстоятельства требуют от каждого знания не одного, а нескольких иностранных языков. Недаром 21 век объявлен ЮНЕСКО веком полиглотов. Знание иностранных языков – это не только атрибут культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых различных сферах производства.
В реальности можно наблюдать парадоксальную картину в сфере изучения ИЯ. Казалось бы, учащиеся годами изучают ИЯ в школе, но когда выпускники приходят в вуз, их иноязычные знания, навыки и умения оставляют желать лучшего. Тоже самое происходит и в сфере высшего образования. Студенты не готовы к обновлению и дальнейшему совершенствованию своих иноязычных коммуникативных навыков и умений, поскольку школьная база большинству не позволяет сделать это.
Может быть причина в учителях, которые в массе своей разучились учить, а ученики, разучились учиться? Или существуют другие неведомые нам преграды? Это объективная ситуация, и она гораздо более сложна.
Главный вопрос дня: как все-таки подготовить обучающихся к реальному иноязычному общению с носителями языка? Как добиться того, чтобы оценка их знаний была объективной?
Белгородская область активно работает в этом направлении, усиленно ищет ответы на эти и другие вопросы в сфере языкового (филологического) обучения. Так, губкинцы, хозяева сегодняшнего научно-методического семинара, первыми высказали идею о разработке вариативной концепции непрерывного языкового образования в нашем регионе. В данный момент Вашему вниманию предлагается Концепция непрерывного языкового образования как вариант обучения иностранному языку в контексте единого образовательного пространства страны и общеевропейских требований (на примере Белгородской области).
Разрабатываемая в Белгородской области концепция непрерывного языкового образования и минимальное содержание обучения ИЯ для детского сада, начальной и общеобразовательной школы опирается на существующие документы в области российского образования, а так же Совета Европы по стандартизации языкового образования.
Разрешите подробнее остановиться на наиболее существенных концептуальных положениях.
1. Исходная идея разрабатываемой концепции непрерывного языкового образования заключается в признании необходимости более раннего вхождения детей в мир иноязычной культуры, а именно, с 4-х лет в детском дошкольном образовательном учреждении. В нашем случае обучение иностранному языку детей дошкольного возраста осуществляется в сензитивный период развития ребенка, когда врожденная способность детей к овладению иностранным языком еще не утрачена. С рождения и до 9-ти лет активно работают «биологические часы мозга» ребенка. В этот период своего развития ребенок является специалистом в овладении речью. После 9-ти лет мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и уже не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. Мозг ребенка имеет специализированную способность к ИЯ, но, к сожалению, она уменьшается с возрастом. Таким образом, следует признать, что с 4-х лет наступает «золотое» время для развития интеллекта ребенка в целом и в области ИЯ в частности. Если педагогам и родителям не безразлично будущее наших детей, они должны обязательно использовать так называемое «золотое» время. «Чем плодороднее почва, тем большее преступление её не возделывать», – утверждает современный американский психолог Ирвин Ялом.

2. Цели обучения ИЯ в детском саду и начальной школе должны соотноситься с конечными целями обучения в средней общеобразовательной школе и обозначены в концепции как промежуточные цели. Педагог, обучающий дошкольников английскому языку в детском саду, должен четко представлять планируемый результат, видеть предполагаемое впереди следствие. Согласно концепции, детский сад рассматривается как 1-я ступень начального этапа обучения иностранному языку и включает в себя 3 звена детского сада (среднее, старшее и подготовительное) и 1-ый класс начальной школы как звено единой цепи. На 1-й ступени начального этапа необходимо заложить, выражаясь образно, первые слои фундамента, т.е. сформировать элементарные навыки общения на ИЯ. Под элементарными навыками общения мы понимаем, прежде всего, создание базы для дальнейшего развития механизма иноязычной речи детей. На 2-й ступени начального этапа – 2-3-4 классы начальной школы – закладывается прочный фундамент, а именно, формируются универсальные коммуникативные умения, которые станут первыми, но очень важными вехами в достижении конечных целей: слушать и понимать собеседника, реагировать на вопросы собеседника, инициировать, поддерживать и завершать разговор, выражать свою точку зрения, извлекать нужную информацию при чтении, слушании, общаться в письменной форме и т.д. Все перечисленные умения, естественно, формируются на доступном детям данного возраста уровне, исходя из их речевых потребностей и возможностей. Заложить прочный фундамент возможно лишь в условиях преемственности в языковом образовании. Чем прочнее будет фундамент, тем больше этажей мы сможем построить в будущем на среднем, старшем этапах и т.д. (средний этап включает 5-6-7-8-9 классы, старший этап – 10-11 классы). Отсюда вытекает следующее положение концепции.

3. Преемственность является необходимым условием успешного обучения детей английскому в системе «детский сад – начальная школа». Преемственность связана с задачами реализации внутрипредметных и межпредметных связей, с трактовкой основных понятий данного предметного поля, последовательностью изложения учебного языкового материала, уровнями возрастания его сложности и трудности, с поиском оптимальных форм и методов организации процесса обучения ИЯ на указанных образовательных этапах, построенного с учетом «сквозной» Программы раннего обучения ИЯ. Преемственные связи будут воплощены на основе вариативной модели преемственности обучения в системе «детский сад – начальная школа», учитывающей способности, склонности и уровни обученности ИЯ и предоставляющей каждому ребенку, ученику возможность построения своей образовательной траектории. Регулирование преемственных связей будет осуществляться на основе ряда критериев, таких как системность, единство и взаимодействие, личностное развитие, самостоятельность обучающихся, их познавательной активности.

4. Важной составляющей целей обучения ИЯ следует признать формирование личности через приобщение к культуре, истории и быту другого народа, через воспитание дружелюбного, уважительного отношения ко всем людям, независимо от языка, на котором они говорят, через выработку норм поведения в обществе. Именно поэтому, содержание обучения ИЯ на раннем этапе согласно концепции строится с учетом социокультурного, межкультурного, национально-краеведческого, компенсаторного и учебно-познавательного компонентов.

5. Пятое концептуальное положение связано с развивающим аспектом обучения, предполагающим развитие речемыслительных способностей учащихся. Этот аспект приобретает особый смысл на раннем этапе. Когда в распоряжении ребенка появляется второй способ выражения мыслей, он глубже начинает осознавать возможности и особенности родного языка. Таким образом, необходимо сочетать преподавание ИЯ с деятельностью по развитию родной речи детей. Вовлечение в процесс обучения многостороннего восприятия пробуждает фантазию детей и необыкновенно усиливает мотивацию говорения на родном и иностранном языке. Это способствует формированию коммуникативности как свойства личности, произвольности внимания и запоминания, лингвистической наблюдательности, самостоятельности планирования речи, самоконтроля.

6. Непрерывное языковое образование должно быть коммуникативно направленным. Данное положение пронизывает концепцию. Коммуникативная направленность проявляется в постановке целей, в отборе содержания, в выборе приемов и методов обучения, в организации речевой деятельности обучающихся. От сформированности элементарных навыков общения в детском саду, универсальных коммуникативных умений, создания ядра устной речи и чтения и начального формирования способности детей к общению на межкультурном уровне в начальной школе до формирования реальной иноязычной коммуникативной компетенции на выходе из школы - таков путь достижения Порогового уровня по формированию иноязычной коммуникативной компетенции.

7. Обучение разным видам речевой деятельности должно быть максимально взаимосвязанным. Это означает, что на самом раннем этапе в детском саду, естественно, предполагается более динамичное развитие элементарных навыков общения в устной форме (говорение и понимание речи на слух). Процесс обучения письменным формам общения замедлен, поскольку дети еще не владеют соответствующими навыками на родном языке. Вместе с тем, в концепции отмечается, что при наличии благоприятных условий желательно как можно раньше начинать обучать технике чтения и письма, приблизительно со второго полугодия в подготовительной группе детского сада, когда дети в состоянии читать и писать на родном языке. Зрительное подкрепление посредством чтения и письма – прямой путь к прочности знаний. Со временем, на более продвинутом этапе обучения, чтение становится источником информации для устно-речевого общения, а также способом обогащения языковых средств учащихся.

8. Осуществление индивидуального подхода обязательно на разных этапах обучения ИЯ. Педагог должен исходить из интересов учащихся, их общеинтеллектуальной и речевой подготовки, их типологических особенностей (коммуникативный, некоммуникативный тип, особенности памяти, внимания, воображения) и возрастных особенностей. Так педагог дошкольного учреждения может добиться лучших результатов, если он работает в контакте с воспитателем, родителями, психологом, логопедом, а учитель иностранного языка, если контактирует с учителем начальных классов, соизмеряя успехи детей в английском языке и других предметах.

9. Интенсификация процесса непрерывного языкового образования осуществляется за счет использования разных приемов, в зависимости от этапа обучения. Для первой и второй ступени начального этапа используется игровая методика: познавательные и ролевые игры, драматизация, инсценирование, театрализованная деятельность. Лозунгом педагога на раннем этапе должно стать высказывание: «Игра – главный мотивационный движитель ребенка, тот методический инструмент, который обеспечивает готовность к иноязычному общению». Для дальнейшего формирования ИКК применяются наряду с традиционными и новые формы общения: круглый стол, конференция, интервью, диспут, телемост, общение посредством Е-mail, Internet, защита проектов и т.д. Если педагог не знает и не использует на уроке ничего, кроме вопросно-ответных упражнений, чтения вслух, перевода и механического пересказа, вряд ли такой стиль будет способствовать повышению мотивации учения и реальному формированию коммуникативной компетенции. Но следует помнить, что новые формы общения будут эффективно работать лишь в том случае, если ученики подготовлены к данной форме работы.

10. В основе дифференцированного подхода к овладению языковым материалом с учетом вида деятельности, в котором данный материал будет использован, лежит принцип дифференциации. Это означает, что при формировании отдельно взятого вида деятельности и аспекта языка следует использовать особые технологии, построенные с учетом специфических механизмов, лежащих в основе формирования каждого, отдельно взятого языкового и речевого навыка.

11. На раннем этапе обучения главным фактором, способствующим успешному обучению ИЯ детей дошкольного и младшего школьного возраста, выступает фактор учителя ИЯ. На продвинутом этапе используемые технологии обучения ИЯ помогают изменить характер ролей учителя и ученика, объявляя последнего самостоятельным и равноправным за конечный результат обучения ИЯ.
Учитель иностранного языка не только должен знать предмет, который он преподает, и то, каким образом он должен строить педагогический процесс, чтобы добиться положительных результатов в достижении цели обучения. Но еще важным мотивом является желание учителя работать в данной сфере, его положительный настрой по отношению к преподавательской деятельности и потребность совершенствовать свои профессиональные знания и умения. Таким образом, в общую профессиональную компетенцию современного учителя ИЯ интегрируются психологическая, педагогическая и методическая культура и его владение иноязычной культурой. Именно таким нам представляется учитель ИЯ 21-го века.

12. Одним из требований непрерывного языкового образования является диагностика уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции. Поэтапная систематическая диагностика уровня сформированности 1)элементарных навыков иноязычного общения в детском саду и 1-м классе начальной школы (1-я ступень начального этапа обучения ИЯ), затем 2)универсальных коммуникативных умений в начальной школе, далее 3)определение уровня подготовки выпускников неполной средней школы, 4) средней общеобразовательной школы по ИЯ с целью итоговой аттестации и отбора при поступлении в высшие учебные заведения посредством ЕГЭ обеспечивает непрерывность и полноту процесса диагностики и позволяет дать объективную оценку иноязычных знаний, навыков и умений обучающихся.
Вашему вниманию были предложены ключевые, но далеко не исчерпывающие положения разрабатываемой концепции.
Таким образом, непрерывность языкового образования - это систематическое обучение ИЯ на протяжении всей жизни. В рамках нашей концепции языковое образование стартует в детском саду, где у детей формируются элементарные навыки общения на английском языке. В условиях преемственности в начальной школе закладываются прочные универсальные умения, очень важные для достижения конечных целей обучения. По окончании неполной средней школы учащийся получает базовое языковое образование. Выпускник средней общеобразовательной школы достигает Порового уровня владения ИЯ, ориентирующего на реальную иноязычную коммуникацию. Получая профессиональное образование в техникуме или вузе студент обновляет и совершенствует полученные иноязычные знания, навыки и умения, применительно к изменяющимся условиям. Полученное им языковое образование в техникуме или вузе должно отличаться фундаментальностью, а не узкопрагматической направленностью. На этом этапе у будущего специалиста формируются необходимые общеучебные умения и навыки и потребности в дальнейшем языковом развитии через постоянное повышение квалификации в процессе профессиональной деятельности.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по английскому языку в средней группе по теме: Животные Конспект открытого занятия по английскому языку для детей 4-5 лет Урок английского языка в детском саду. Средняя группа Знакомство дошкольников с культурой, бытом, традициями, праздниками англоязычных стран
Новогодний праздник в подготовительной группе на английском языке. Сценарий | Конспект занятия по английскому языку для детей 5-6 лет
Опубликовано: 3326 дней назад (11 марта 2015)
Просмотров: 4547
Рубрика: Статьи
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!