Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Исследовательская работа «Ухо как орган восприятия информации»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Ухо как орган восприятия информации»

Работу выполнила:
Малахова Ксения
ученица 3-го класса

Руководитель:
Затульная Зоя Ивановна учитель начальных классов

Содержание
Введение
I. Теоретическая часть
1.1 Как мы слышим?
1.2 Строение уха…
1.3 Что мы слышим?
1.4 Музыкальный слух
II. Практическая часть
2.1 Исследование слуха
Заключение
Список литературы

Введение.
На уроке окружающего мира мы говорили об инструментах, которыми пользуется человек при изучении природы. Выясни ли, что самыми первыми инструментами можно назвать органы чувств человека или органы восприятия: ухо, нос, язык, кожа, глаза. В учебнике мы прочитали о видах информации, которая поступает человеку, благодаря этим органам: через глаза зрительная, через нос обонятельная, через кожу - осязательная, через язык - вкусовая, через уши - слуховая.
Я решила больше и подробнее изучить один из органов восприятия - ухо.Так возникла тема моего исследования «Ухо как орган восприятия информации»
Цель моей работы: выяснить, какую роль выполняет орган слуха в жизни человека и как это влияет на состояние человека.
Работая над данной темой, я поставила следующие задачи:
1.Изучить литературу по данной теме.
2.Собрать сведения об органе слуха - ухо.
3.Выяснить, как человек воспринимает звуки.
4.Определить, что такое музыкальный слух.
5.Исследовать значимости слуха для получения информации
Таким образом, я выдвинула гипотезу: с помощью уха человек воспринимает различного рода информацию, которая дает представление об окружающем мире.
Объектом исследования является ухо человека.
Я использовала следующие методы исследования:
- анализ научной литературы и систематизация информации
- измерения, наблюдения
- обработка результатов
Практическое применение данной работы возможно на уроках окружающего мира, музыки, в кружковой работе.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Как мы слышим?
Изучив массу энциклопедической литературы, воспользовавшись Интернетом, я выяснила, что существует пять способом восприятия звуков:
1.Восприятие звука через перенос воздуха.
Основной способ восприятия звуковой энергии - через уши. Механизм прост. Вибрирующий воздух попадает в ушной канал и давит на барабанную перепонку. Это давление передается в улитку. Маленькие ворсинки превращают вибрации в звук.
2. Восприятие через глубокие ткани.
Вибрации Земли раздражают нервные окончания глубоких тканей. Это ощущение появляется, когда мощные объекты воздействуют на Землю около нас.
3.Восприятие через суставы.
Вибрации Земли затрагивают нервные окончания суставов.
4. Восприятие звуков через прикосновение.
Это чувство появляется только в случае очень сильного шума. У музыкантов, держащих инструмент очень близко. Благодаря этому, глухие люди могут двигаться под музыку. Прикасаясь к инструменту, они ощущают музыку.
5. Восприятие через костную проводимость.
Если рассмотреть строение уха, то можно увидеть, что улитка располагается в черепной коробке. Эта костная защита является вторым способом, чтобы звуковые волны достигли улитку через кость. В случае потери слуха применяют слуховой аппарат, который вживляется в кость черепа.

1.2 Строение уха.
Рассмотрев все способы восприятия звука, я спросила у взрослых о самом распространенном способе получения звуковой информации. Это оказалось восприятие звуков через перенос воздуха. Тогда заинтересовалась строением уха.
Ухо - это орган слуха и равновесия. Его составные части обеспечивают прием звуков и сохранение равновесия. Орган слуха делится на 3 части: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо.
Строение органа слуха
Функция наружного уха - улавливание звуков и их проведение к барабанной перепонке. Ухо состоит из ушной раковины, образованной хрящом со многими завитками, и наружного слухового прохода, идущего до среднего уха и богатого железами, выделяющими ушную серу, которая скапливается в наружном ухе и с которой выводится наружу пыль и грязь.
Среднее ухо представляет собой полость, расположенную внутри височной кости. Оно сообщается с носоглоткой с помощью слуховой (евстахиевой) трубы и имеет цепь сочлененных маленьких костей молоточек, наковальню и стремечко, пере¬дающих точно и в усиленном виде колебания барабанной перепонки до тонкой овальной пластинки диаметром 1 см во внутреннем ухе.


Цепь из маленьких костей
Во внутреннем ухе имеется полость в виде спирали - улитка, ограниченная от среднего уха овальным отверстием. Улитка делится на две мембраны: вестибулярную мембрану и основную мембрану, разделенную, в свою очередь на три отдела, заполненной жидкостью.
На волокнах слухового нерва, идущих вдоль основной мембраны, расположены полосковые клетки, являющиеся настоящими слуховыми рецепторами. Звуковое ощущение вызывается колебанием. Когда ушная раковина собирает звуковые волны, они отражаются в ее складках, затем проникают в наружное слуховое отверстие и ударяются о барабанную перепонку. Эта перепонка начинает колебаться с определенной частотой и вы-сотой. Цепь из косточек среднего уха усиливает это колебательное движение и передает его в овальное отверстие, уже во внутреннее ухо. Здесь механическая энергия звуковых волн превращается в электрическую энергию благодаря тому, что волокна слухового нерва возбуждают спиральный орган, расположенный в улитке, и передают слуховое ощущение в головной мозг.

1.3 Что мы слышим?
Слух - способность органом слуха воспринимать звуки; функция уха - воспринимать колебания воздуха. Слух – важнейшее из человеческих чувств. Несмотря на то, что здоровые люди ценят его меньше чем зрение, наше ухо работает непрерывно в течение суток, даже во сне.
• Слух – первое чувство, которое формируется у ребенка. Еще в утробе матери он начинает слышать и узнавать окружающие звуки.
• Слух – самое острое человеческое чувство. Интенсивность звука, вызывающего в ухе самое слабое слуховое ощущение, в десять в десятой степени раз меньше, чем аналогичная интенсивность света
• Слух – самое совершенное чувство. Оно может не только различать огромный диапазон звуков, но и точно определять пространственное нахождение их источников.
• Слух – позволяет нам чувствовать себя в безопасности. Только он дает возможность услышать шум приближающейся опасности и вовремя среагировать.
• Слуховой орган имеет настолько сложное устройство, что до сих пор ни одно техническое средство не в силах его заменить.
Изучением законов восприятия звуков человеком занимается наука психоакустика.
Ученые говорят, что способность воспринимать звуки зависит как от конкретного человека (его возраста, пола, подверженности слуховым болезням, тренированности), так и от звуковой характеристики, измерять которую принято в децибелах (дБ).
О дБ Предел чувствительности
10 дБ Шорох листьев
15 дБ Шепот
20 дБ Звуки тихого сада
40 дБ Человеческая речь, тихая музыка
50 дБ Звуки голосов в аудитории
60 дБ Телефонный звонок
80 дБ Звонок будильника на расстоянии метра, шум пылесоса
90 дБ Уличный шум при интенсивном дорожном движении, плеер, включенный очень громко, мотоцикл, газонокосилка, автомобильный гудок.
100 дБ Бензопила, отбойный молоток, сирена.
110 дБ Грохот музыки на дискотеке
120 дБ Уровень звука на рок-концерте, раскат грома
130 дБ Взлет ракеты, рев реактивного двигателя, выстрел из артиллерийского орудия
140 дБ Болевой порог

Шумы порядка 140 дБ (например, звук реактивного самолета) могут оказаться болезненными для уха и повредить барабанную перепонку.

1.4 Музыкальный слух.
Музыкальный слух- способности, необходимые для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.
Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и др. виды слуха).
Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются:
абсолютный - способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном;
относительный - способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д.;
внутренний - способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес;
интонационный слух - способность слышать экспрессию музыки, раскрывать заложенные в ней структуры коммуникации.
Ученые обнаружили, что наличие или отсутствие музыкального слуха у человека связано с чисто анатомическими особенностями головного мозга.
Исследовав при помощи томографа две группы испытуемых - из Канады и из Великобритании - ученые пришли к выводу, что музыкальный слух человека определяется развитием нижней лобной извилины правого полушария головного мозга. У всех исследованных людей, показавших в ряде тестов свою музыкальную одаренность, эта область содержала больше белого вещества, то есть проводящих отростков нейронов, чем у тех, кто не обладал музыкальным слухом.
Исследование канадских и британских ученых разрешило давний спор о том, имеет ли музыкальный слух анатомическую основу или это чисто функциональная особенность мозга. Дальнейшие исследования должны прояснить вопрос, предопределены ли найденные анатомические отличия генетически или зависят от обучения в детстве

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Исследование слуха.
Слух проверяют с помощью специального устройства - аудиометра, шумометра или специальной компьютерной программы.
Шумомер — прибор для объективного измерения уровня звука.
Возможно определение ведущего уха, с помощью специальных тестов. Например, в наушники подаются разные аудиосигналы (слова), а человек их фиксирует на бумаге. С какого уха больше правильно распознанных слов, то и ведущее.
Я тоже провела в классе свое исследование.
1) Для определения значимости слуха двум ученикам показала репродукцию картины. Учитель попросил сказать все, что могут, об увиденном. Первому ученику была дана звуковая инструкция. Второму - репродукция была показана молча.
Итог: первый ученик составил связный рассказ по картине. Второй - лишь смог назвать автора картины и ее название.
Вывод: звуковая информация имеет большое значение для точности выполнения задания.
2) В следующем исследовании я решили, чтобы мои одноклассники ответили на вопрос, какие звуки слушать приятно, а какие нет.
Группе испытуемых были предоставлены:
• запись птичьего пения;
• запись шума дождя и грома;
• запись шума на перемене.
Итог:
• все испытуемые ощутили приятные эмоции при звуках пения птиц;
• 5 человек из 10 испытуемых ощутили страх при записи ливня с грозой; остальные резких отрицательных эмоций не испытали;
• 9 человек из 10 захотели закрыть уши при звуках шума перемены и школе.
Вывод: звуки школьной перемены очень часто находятся на грани болевого порога, что вредно для здоровья.
3) Ученикам было предложено два произведения:Рахманинов «Прелюдия соль мажор» и «Прелюдия соль-диез минор». Они должны были ответить на вопрос: «Какие пейзажи возникают в твоём воображении под впечатлением от этой музыки?»
Итог: все учащиеся правильно услышали в первом спокойствие, радость,
как будто пробуждение чего-то, а во втором – грусть, переживание, тревожность.

Вывод: звуки музыки имеют большое значения для правильного восприятия произведения.

Заключение
Звук - это один из видов информации, который человек получает из окружающего мира наряду с информацией, поступающей через другие органы чувств (зрения, осязания, обоняния). Человека окружают звуки. Некоторые вызывают страх (грохот, крики, звериный вой), другие - располагают к спокойствию и расслаблению (звук морских волн, журчание ручья, спокойное дыхание, шелест деревьев, пение птиц). Одни звуки, известные и повсеместные, становятся привычными, а новые и неизвестные - вызывают тревогу и смятение. Но любые звуки необходимы человеку как информация.
Гипотеза, выдвинутая мной,что с помощью уха человек воспринимает различного рода информацию, которая дает представление об окружающем миреоказалась верной.
Мое исследование показало, что наши уши - очень тонкий и сложный орган, чутко реагирующий на любые, порой самые незначительные изменения в нашем организме.
Существуют разные причины нарушения слуха.
Примерно с 60 лет почти у каждого человека отмечается ухудшение слуха. После 70 лет начинается дальнейшее неуклонное снижение слуха.
Но существуют факторы, которые приводят к снижению слуха еще до этого возраста. Этим фактором является продолжительное воздействие сильного шума. Происходит отмирание чувствительных нервных окончаний барабанной перепонки, благодаря которым человек имеет возможность слышать. Возникает временная утрата слуха.
Может произойти разрыв барабанной перепонки после перенесенного инфекционного заболевания.
Занятия спортом, когда ухо подвергается сильному перепаду давления - при погружении под воду, прыжках с парашютом и поднятии тяжестей тоже могут привести к снижению или даже потере слуха.
Не всякое снижение слуха является необратимым. В ряде случаев слух восстанавливается после лечения.
Однако известно, что снижение слуха легче предотвратить, чем лечить.
Для того чтобы уменьшить риск снижения слуха, выполняй¬те простые правила:
• Защищайте уши от шума. Когда вы занимаетесь работой по хозяйству или каким-нибудь любимым делом, связанным с использованием шумных инструментов, надевайте защитные наушники, расположенные поверх ушных раковин, иначе вы можете потерять слух.
• Слушать музыку ежедневно в течение часа можно без каких-либо негативных последствий при максимальной громкости не более 89 дБ (шум улицы).
• Наряду с этой защитой, возможно, даже лучше воздержаться от некоторых мероприятий, например, от посещения концертов с громкой музыкой. Во время обычного концерт: рок-музыки уровень шума достигает 140 децибел.
• Не пользоваться МРЗ-плеерами. Плеер способен воспроизводить звук громкостью более 115 дБ при норме 89 дБ. При прослушивании такой музыки
более 28 секунд в день к 25 голам это может нарушить слух человека.
• Избегайте переохлаждения, одевайтесь по погоде, закаляйтесь, чтобы уменьшить риск инфекционных и респиратурных заболеваний.
• Осторожнее обращайтесь с ушами при удалении серы. Вы рискуете вызвать прорыв барабанной перепонки.

Список литературы
1. Клюкин, И. И.Удивительный мир звука / И. И. Клюкин. - 2-е изд. - Л. : Судостроение, 1986.
2. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир / учебник 3 класс, 2011 год
3. Физика: онлайн-энциклопедия : в 5 т. // Онлайн-библиотека Мошкова (www.lib.ru) (научно-популярная литература). - Режим доступа: ttp://www.physicum.narod.ru
Интернет - ресурсы
1. Википедия ru.wikipedia.org
2.http://24.ua/news/show/id/18038.htm
3.http://www.domsovetof.ru

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая викторина для начальной школы. Сценарий Конспект интегрированного урока в начальной школе по окружающему миру и ИЗО Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе Конспект исследовательского проекта для 1 класса

Похожие статьи:

Загадки для детей про окружающий мир

Тесты по курсу «Окружающий мир» 4 класс

Конспект урока по окружающему миру. Атмосфера: строение, значение, изучение

Исследовательский проект в 1 классе «Здравствуй, Баба Яга!»

Новогодняя поделка "Снегурочка" | Конспект родительского собрания во 2 классе
Опубликовано: 3987 дней назад (22 января 2014)
Просмотров: 18602
+6
Голосов: 8
Татьяна Владимировна Смирнова # 22 января 2014 в 19:20 +1
Очень интересная исследовательская работа, столько много важного и нового узнала. Не думала, что звук так влияет на человека, и позитивно, и негативно. Спасибо за правила, расскажу о них дочери, которая любит слушать громко музыку в наушниках!
Зоя Ивановна Затульная # 22 января 2014 в 19:37 +1
Спасибо за комментарий.
Светлана Евгеньевна Виноградова # 24 января 2014 в 23:01 +1
Мне было очень интересно ознакомиться с проектом! Много интересной и познавательной информации! Опубликованный Вами материал можно использовать на классном часе, посвященном здоровью! Только на основе заключения к исследованию можно провести интересную беседу! Очень интересные исследования проведены, на их основе можно не только сделать выводы, но и придумать какие-либо правила поведения, общения. Вообще, исследовательская деятельность хоть и длительная работа, но очень интересная и для ученика, и для педагога! Ваша работа заслуживает высоких похвал! Спасибо!
Зоя Ивановна Затульная # 25 января 2014 в 20:49 +1
Светлана Евгеньевна! Спасибо за хорошие слова о работе моей ученицы. Хорошую Вы подсказали идею с классным часом!!!
Валентина Политова # 24 января 2014 в 23:45 +1
Исследовательская работа - это один из этапов развития творческого мышления учащихся. Главная задача учителя - творчески подходить к науке. В данном проекте поставлена цель, выдвинуты задачи и методы исследования, сформулированы проблема и пути ее решения. Присутствует познавательный материал, а также описание наблюдений и измерений. Содержится вывод. Соответственно, проект составлен методически верно. Уверена, данная исследовательская работа полезна и педагогам, и учащимся. Для себя почерпнула много интересного о слухе у человека и причинах его нарушения. Спасибо!
Зоя Ивановна Затульная # 25 января 2014 в 20:51 +1
Спасибо!!!
Алёшина Марина Леонидовна # 2 февраля 2014 в 11:16 0
Зоя Ивановна,ваша ученица настоящий исследователь!Взята на первый взгляд сложная тема для 3-го класса,но Ксения  достойно справилась !!!Информация интересна!!!+1
Зоя Ивановна Затульная # 2 февраля 2014 в 13:01 +1
Мы вместе старались! Спасибо за комментарий.
Юлия Зубарева # 18 февраля 2014 в 23:43 0
Спасибо! Много интересной и познавательной информации может почерпнуть ребенок, исследуя данную тему!
Зоя Ивановна Затульная # 19 февраля 2014 в 11:41 +1
Спасибо за комментарий.