Интегрированный урок по окружающему миру и ИЗО на тему "Радуга – удивительное явление природы"
Автор: Куталина Вера Борисовна, учитель начальных классов МАОУ гимназия №2, г. Нижний Новгород
Тема: Радуга – удивительное явление природы.
Цель: дать детям научное представление о причинах возникновения радуги, сформировать познавательную активность и любознательность, развивать фантазию и творческие способности детей, воспитывать наблюдательность и умение видеть прекрасное в окружающем мире.
Описание: данный урок проходит в рамках Дня науки в начальной школе; к ведению урока привлекаются старшеклассники (учащиеся 11-ого класса), которые расскажут о радуге с точки зрения физики.
Оборудование: для детей альбомы, акварельные краски, палитры, кисточки и баночки-непроливайки;
для учителя мультимедийная презентация, спектроскопы (5 штук), мыльные пузыри.
Конспект урока
1.Организационный этап. Создание учебной мотивации.
Учитель: Наш сегодняшний урок будет не совсем обычным. В его проведении мне помогут мои бывшие ученики – старшеклассники нашей школы Андрей и Дмитрий. Они принесли для нас даже специальные научные приборы. Какая же тема у нашего урока? Поможет вам догадаться загадка.
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет –
Рухнул мост, а щепок нет.
Ученики: Это радуга.
Учитель: Правильно. Тема нашего урока: Радуга.
2.Актуализация опорных знаний учащихся.
Учитель: Расскажите, что вы знает о радуге. Как она выглядит? Где вы ее видели? В какое время года могли наблюдать это явление природы?
3.Постановка целей.
Учитель: Обсудите с соседом в паре, что бы вы хотели узнать о радуге на уроке. (Работа в парах)
Ученики: Можно ли увидеть радугу дома? Зависит ли ее появление от погоды и времени года?
Меняют ли цвета в радуге свой порядок?
Учитель: Попросим на ваши вопросы ответить старшеклассников.
4.Открытие новых знаний.
Старшеклассники показывают презентацию и рассказывают:
Радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в каплях воды. Чаще всего ее можно увидеть летом после дождя.
В солнечный день радугу можно увидеть около водопадов и фонтанов, где солнечные лучи преломляются в водяных каплях.
Преломление лучей солнца в виде радуги можно увидеть на оконном стекле под определенным углом зрения, на кромке зеркала.
А где еще можно увидеть радугу? Можно ли ее увидеть прямо сейчас в нашем классе?
Старшеклассники показывают радугу, надувая мыльные пузыри.
Могут ли цвета радуги меняться своими местами или их порядок постоянный?
5.Исследовательская работа.
Учитель: Разделимся на группы по 4 человека (Дети объединяются в группы со своими соседями). Каждая группа получает прибор - спектроскоп и на свет рассматривает, из каких же цветов состоит радуга.
Старшеклассники: Кто знает, как называется этот прибор?
Это спектроскоп, его используют в физике. Назван он так от слова спектр. Радуга и есть большой спектр, или полоса цветных линий, образовавшихся в результате распада луча света, проходящего через капельки дождя, а в данном случае через стекло.
Ученики: Радуга состоит из семи цветов и порядок их постоянный.
Учитель: А кто из вас знает хитрую подсказку, в каком порядке идут цвета в радуге?
Старшеклассники: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
В это время учитель на доске пишет первые буквы слов.
Учитель: По первым буквам мы смело можем определить точный порядок цветов в радуге.
Ученики: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Старшеклассники: Кто изучал радугу? Научное объяснение радуги впервые дал Рене Декарт в 1637 г. Декарт объяснил радугу на основании законов преломления и отражения солнечного света в каплях выпадающего дождя. Но он еще не знал о разложении белого света в спектр при преломлении. Поэтому радуга Декарта была белой.
Спустя 30 лет Исаак Ньютон объяснил, как преломляются цветные лучи в каплях дождя. По образному выражению американского ученого А. Фразера, сделавшего ряд интересных исследований радуги уже в наше время, «Декарт повесил радугу в нужном месте на небосводе, а Ньютон расцветил ее всеми красками спектра». Хотя многоцветный спектр радуги непрерывен, по традиции в нем выделяют 7 цветов.
Считают, что первым выбрал число 7 Исаак Ньютон, для которого число 7 имело специальное символическое значение. Причём первоначально он различал только пять цветов - красный, желтый, зеленый, голубой и фиолетовый. Но, впоследствии, стремясь создать соответствие между числом цветов спектра и числом основных тонов музыкальной гаммы, Ньютон добавил к пяти перечисленным цветам спектра еще два.
6.Творческая работа.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам открыть свои альбомы и нарисовать радугу, опираясь на новые знания и не путая порядок цветов. Подумайте, как удобно расположить альбомный лист. Какие цвета, возможно, вам придется смешивать, чтобы получить оранжевый и фиолетовый.
5.Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Посмотрите внимательно на свои работы. Какая красивая радуга у вас получилась!
Вспомните, какие вопросы мы задали в начале урока. На все ли мы получили ответ? Ребята, что вам особенно запомнилось на нашем уроке? О чем бы вы хотели рассказать дома?
Скажем большое спасибо нашим старшеклассникам за интересный и необычный урок.
Рекомендуем посмотреть:
Исследовательская работа «Ухо как орган восприятия информации»
Экологическая викторина для начальной школы. Сценарий
Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста
Похожие статьи:
Загадки для детей про окружающий мир
Тесты по курсу «Окружающий мир» 4 класс
Конспект урока по окружающему миру. Атмосфера: строение, значение, изучение
Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе
Интегрированный урок по литературному чтению, музыке, изобразительному искусству в 3 классе