Интегрированный урок по литературному чтению, музыке, изобразительному искусству в 3 классе

Интегрированный  урок  по  литературному чтению, музыке, изобразительному искусству в 3 классе по теме: И.А.Бунин «Полевые цветы»

Автор: Аракелян Виолета Амаяковна, учитель начальных классов МБОУ «Семьинская ООШ» Юрьев-Польского района Владимирской области

Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного урока по литературному чтению  для учащихся 3 класса по УМК «Школа России».  Цель  урока – познакомить учащихся со стихотворением И.А.Бунина «Полевые цветы», а так же показать  обеспечение целостного восприятия темы  «Полевые цветы» средствами разных видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство.  

Интегрированный  урок  по  литературному чтению, музыке, изобразительному искусству  в 3 классе по теме: И.А. Бунин «Полевые цветы»

Эпиграф урока:

Не рвите цветы, не рвите!

Пусть будет нарядна земля.

А вместо букетов дарите:

Васильковые, незабудковые и ромашковые поля!

Цель урока: 

- показать  обеспечение целостного восприятия темы «Полевые цветы»  средствами разных видов искусства;

- прививать любовь к  творчеству поэтов, музыкантов, художников;

- воспитывать художественный вкус;

- развивать речь, выразительность чтения.

Оборудование: предметные картинки с полевыми цветами и садовыми, диск с песнями о полевых цветах, музыка Чайковского «Вальс цветов», краски, кисточки, альбомные листы, бархатная бумага и нитки для ниткописи.

Ход урока.

1. Цветы в поэзии. Знакомство с содержанием стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Полевые цветы».

Работа по содержанию стихотворения по вопросам:

- О каких цветах говорит поэт в первых двух четверостишиях? ( О тепличных цветах ).

- Что мы узнаём о них? ( «Их привезли из-за синих морей», «пышно цветут дорогие цветы», «их не пугают метели холодные» )

- Далее автор повествует о сёстрах и братьях «заморских  цветов». Что это за цветы? (Это полевые цветы)

- Чем они отличаются  от  тепличных  цветов? ( Выросли они «в зелени майских лесов и лугов»; «вечных созвездий узор золотой»)

- Какие из цветов милее «сердцу и взору» поэта? Почему?

- Какими Бунин изображает дорогие заморские цветы?

- Что значит «их привезли из-за синих морей»?

- А как поэт называет цветы полевые?

- А вы, какие любите цветы и почему?

- Почему автора привлекают скромные  полевые цветы? («сердцу и взору родные и говорят эти цветы про давно позабытые светлые дни»)

2. Работа по предметным картинкам. Ниткопись.

Рассматривание предметных картинок  с  полевыми и  садовыми цветами.  Сравните их, прав ли поэт?

Изобразите с помощью ниток на бархатной бумаге один из цветков.

3. Чтение стихов и разгадывание загадок о полевых цветах.

Дети получают карточки со стихами и загадками о полевых цветах и готовят выразительное чтение этих стихов.

А. Толстой  «Колокольчики мои»            

Колокольчики мои,

Цветики степные!                                  

Что глядите на меня,                                

Тёмно-голубые?                                  

И о чём звените вы                                   

В день весёлый мая,                             

Средь некошеной травы                           

 Головой качая?

С.Маршак «Ландыш»

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Ещё закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны

Загадки

Их видимо-невидимо,                              

Не сосчитаешь их.                                       

И кто их только выдумал,                          

Весёлых, голубых?                                      

Должно быть оторвали                                       

От неба лоскуток,                                          

Чуть-чуть поколдовали                               

И сделали цветок!     (незабудка)                                              

 

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул лёгкий ветерок

И остался стебелёк.    (одуванчик)

 

Эй, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет!

Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит!  (колокольчик)

- Что вы чувствовали, когда слушали эти стихи и загадки? ( авторы показывают свою любовь к этим простым, нежным цветам)

Ромашки, колокольчики, васильки, незабудки, одуванчики являются украшением полей.

4. Цветы в музыке.

Поэты свою любовь и восхищение выражают  словом, а у композиторов это восхищение выражено музыкой.

Слушание музыки П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Есть немало, в том числе современных песен, о цветах. Слушание песни в исполнении Ю. Антонова «Полевые  цветы».

5. Конкурс на лучшее знание песен о цветах.

Участники мастер-класса поют песни о цветах. Выявляем победителя.

«Ландыши»,  «Миллион алых роз», «Жёлтые тюльпаны», «Незабудка», «Лаванда»

6. Цветы в изобразительной деятельности.

Творческая работа: нарисуйте любимый полевой цветок. Выставка работ.

7. Итог урока.

На память участники получают в подарок цветок ромашки (картинку) – один из наиболее распространённых и любимых цветов и как символ нового праздника  Дня семьи, любви и верности.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»

Урок - обобщение по теме «Имя существительное»

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Суффиксы

Конспект урока по русскому языку, 3 класс

Конспект интегрированного урока в 3 классе по познанию мира, русскому языку и математике

Наталья Станиславовна Шилова # 14 мая 2014 в 19:35 +3
Виолета Амаяковна, у Вас получился хороший конспект урока! Реализация целей прослеживается через все этапы урока. Использовались различные виды работ на уроке. Осуществлялась межпредметная связь и связь с пройденным материалом Спасибо!
Жанна Алексеевна Шкуратова # 3 декабря 2014 в 16:51 +1
Замечательный урок под стать педагогу.Спасибо!
Рита Расиховна Якупова # 30 января 2015 в 22:45 0
Люблю интегрированные уроки. За их насыщенность и полноту.Столько разнообразных видов работ за урок. Можно было бы в конце урока предложить детям написать сиквейн по пройденной теме. Огромная работа проведена педагогом. Большое спасибо за урок!Успехов вам!
Ольга Евгеньевна Шестакова # 7 июля 2015 в 16:08 0
Уважаемая Виолета Амаяковна!Прочитала подробно Ваш конспект интегрированного урока. Урок замечательный! Соответствует требованиям ФГОС, поставленным целям и задачам. Четко прослеживается каждый этап урока. Спасибо!
Галина Григорьевна Кичигина # 19 сентября 2015 в 21:48 +1
Конспект замечательный! Интеграция удачная. Показано обеспечение целостного восприятия темы «Полевые цветы» средствами разных видов искусства.Много творчества, что мне очень нравится! Спасибо!
Галия Муратовна Амренова # 20 января 2016 в 20:37 0
Конспект урока интересный.Учитель может брать и использовать на уроке без обработке.
Надежда Андреевна Щукина # 25 ноября 2016 в 19:00 0
Очень интересный и грамотно составленный урок. На уроке были созданы условия для личностного общения учащихся. Урок способствовал развитию таких качеств личности, как коммуникативность, способность к эффективному общению. Очень хотелось бы увидеть на седьмом этапе интересную рефлексию,и по каким критериям дети оценивают свою работу на уроке. Удачи Вам!
Светлана Германовна Бочарова # 15 июня 2017 в 18:37 0
Здравствуйте! Считаю, что урок способствовал формированию ключевых компетенций:в предметной области, в проектно-аналитической деятельности, в исследовательской деятельности, а также урок способствовал развитию таких качеств личности, как коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов, креативность, установка на творчество, самостоятельность и ответственность. Успехов в работе.