Интегрированный урок по литературному чтению, музыке, изобразительному искусству в 3 классе по теме: И.А.Бунин «Полевые цветы»
Автор: Аракелян Виолета Амаяковна, учитель начальных классов МБОУ «Семьинская ООШ» Юрьев-Польского района Владимирской области
Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного урока по литературному чтению для учащихся 3 класса по УМК «Школа России». Цель урока – познакомить учащихся со стихотворением И.А.Бунина «Полевые цветы», а так же показать обеспечение целостного восприятия темы «Полевые цветы» средствами разных видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство.
Интегрированный урок по литературному чтению, музыке, изобразительному искусству в 3 классе по теме: И.А. Бунин «Полевые цветы»
Эпиграф урока:
Не рвите цветы, не рвите!
Пусть будет нарядна земля.
А вместо букетов дарите:
Васильковые, незабудковые и ромашковые поля!
Цель урока:
- показать обеспечение целостного восприятия темы «Полевые цветы» средствами разных видов искусства;
- прививать любовь к творчеству поэтов, музыкантов, художников;
- воспитывать художественный вкус;
- развивать речь, выразительность чтения.
Оборудование: предметные картинки с полевыми цветами и садовыми, диск с песнями о полевых цветах, музыка Чайковского «Вальс цветов», краски, кисточки, альбомные листы, бархатная бумага и нитки для ниткописи.
Ход урока.
1. Цветы в поэзии. Знакомство с содержанием стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Полевые цветы».
Работа по содержанию стихотворения по вопросам:
- О каких цветах говорит поэт в первых двух четверостишиях? ( О тепличных цветах ).
- Что мы узнаём о них? ( «Их привезли из-за синих морей», «пышно цветут дорогие цветы», «их не пугают метели холодные» )
- Далее автор повествует о сёстрах и братьях «заморских цветов». Что это за цветы? (Это полевые цветы)
- Чем они отличаются от тепличных цветов? ( Выросли они «в зелени майских лесов и лугов»; «вечных созвездий узор золотой»)
- Какие из цветов милее «сердцу и взору» поэта? Почему?
- Какими Бунин изображает дорогие заморские цветы?
- Что значит «их привезли из-за синих морей»?
- А как поэт называет цветы полевые?
- А вы, какие любите цветы и почему?
- Почему автора привлекают скромные полевые цветы? («сердцу и взору родные и говорят эти цветы про давно позабытые светлые дни»)
2. Работа по предметным картинкам. Ниткопись.
Рассматривание предметных картинок с полевыми и садовыми цветами. Сравните их, прав ли поэт?
Изобразите с помощью ниток на бархатной бумаге один из цветков.
3. Чтение стихов и разгадывание загадок о полевых цветах.
Дети получают карточки со стихами и загадками о полевых цветах и готовят выразительное чтение этих стихов.
А. Толстой «Колокольчики мои»
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
С.Маршак «Ландыш»
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны
Загадки
Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их.
И кто их только выдумал,
Весёлых, голубых?
Должно быть оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок! (незабудка)
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок
И остался стебелёк. (одуванчик)
Эй, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет!
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит! (колокольчик)
- Что вы чувствовали, когда слушали эти стихи и загадки? ( авторы показывают свою любовь к этим простым, нежным цветам)
Ромашки, колокольчики, васильки, незабудки, одуванчики являются украшением полей.
4. Цветы в музыке.
Поэты свою любовь и восхищение выражают словом, а у композиторов это восхищение выражено музыкой.
Слушание музыки П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Есть немало, в том числе современных песен, о цветах. Слушание песни в исполнении Ю. Антонова «Полевые цветы».
5. Конкурс на лучшее знание песен о цветах.
Участники мастер-класса поют песни о цветах. Выявляем победителя.
«Ландыши», «Миллион алых роз», «Жёлтые тюльпаны», «Незабудка», «Лаванда»
6. Цветы в изобразительной деятельности.
Творческая работа: нарисуйте любимый полевой цветок. Выставка работ.
7. Итог урока.
На память участники получают в подарок цветок ромашки (картинку) – один из наиболее распространённых и любимых цветов и как символ нового праздника Дня семьи, любви и верности.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»
Урок - обобщение по теме «Имя существительное»
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Суффиксы
Конспект урока по русскому языку, 3 класс
Конспект интегрированного урока в 3 классе по познанию мира, русскому языку и математике