Аналитическая справка по итогам тематического контроля по теме:
«Состояние работы с дошкольниками по организации познавательной исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности».
На основании годового плана работы ДОУ на 2016-2017 учебный год, плана внутрисадового контроля, приказа № 19 от февраля 2017 о проведении тематического контроля, план-задания к тематической проверке в период с 23 января по 16 февраля 2017 года была назначена комиссия в составе руководителя ДОУ , старшего воспитателя и учителя-логопеда для осуществления контроля
по следующим направлениям:
1. Оценка профессионального мастерства по организации поисково-познавательной деятельности детей.
2.Оценка условий для организации познавательно-исследовательской деятельности детей в группах
3.Определить место познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно-образовательной работы педагогов;
4. Анализ навыков познавательно-исследовательской деятельности детей;
5.Определить перспективы работы по повышению эффективности организации познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников.
Проведен анализ организации образовательной деятельности в ДОУ , по образовательной области познавательное развитие, направленное на формирование представлений об окружающем мире в процессе исследовательской, экспериментальной и проектной деятельности.
Цель тематической проверки: проанализировать особенности организации познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками в МДОУ
В ходе контроля
по первому вопросу в соответствии с план-заданием проведен опрос педагогов с целью диагностирования уровня профессионального мастерства по организации познавательно-исследовательской деятельности.
Диаграмма №1 оценки профессионального мастерства по организации поисково-познавательной деятельности детей.
Вывод: на основании анкет, опросников, карт наблюдений и диагностической карты оценки профессионального мастерства педагогов МДОУ выявлено, что педагоги умеют решать проблемные педагогические ситуации в ходе организации познавательно-исследовательской деятельности, грамотно в соответствии с целями и задачами организовывают предметно-развивающую среду. Не все педагоги владеют терминами, методами и приемами познавательно-исследовательской деятельности. Необходимо включить в план методической работы консультации по проведению познавательной исследовательской деятельности и экспериментированию в ДОУ.
По второму вопросу: оценка условий для организации познавательно-исследовательской деятельности детей в группах на основании карт оценки центров по экспериментированию и протокола жюри конкурса «Лучший центр по экспериментированию в ДОУ» выявлено, во всех группах в соответствии с программой есть центры исследовательской деятельности, в первой младшей группе имеется сенсорный стол. Имеются материалы для наблюдений и исследований (камни, песок, глина, чернозем и др.), емкости для измерения, зеркала, магниты, пипетки, увеличительное стекло. Природный материал: песок, шишки сосны, ели, семена клена, арбуза, дыни, фасоль Соблюдены требования к размещению центра: лаборатории размещены подальше от игровых зон, рядом с центром природы. Стеклянный материал размещен в специальных коробках.
Три лучших центра ДОУ:
1место
2место
3место
Развивающая предметно-пространственная среда грамотно используется педагогами для работы с детьми по экологическому воспитанию. Опыт работы по оформлению центров считаю необходимо распространить и использовать в работе.
По-третьему вопросу анализ непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Рассматривание и равнение воробья и вороны» (воспит.Еремина О.В.), в старшей группе НОД с элементами экспериментирования «Снег и его свойства» (воспит. Максименко М.Н.), показал, что дети принимают участие в экспериментировании, исследованиях, которые предлагает педагог, но нуждаются в помощи взрослого, педагоги в речи отражают ход и результат экспериментирования, задают вопросы. Необходимо строить исследовательскую деятельность так чтобы дети сами делали умозаключения, излагали свои мысли, проявляли инициативу и желание участвовать в практической деятельности. Воспитателю подготовительной группы, Бойко Т.В. и Гурьевой Н.В. необходимо разнообразить формы работы и обогатить иллюстрированный материал, для обеспечения личностно ориентированного взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров).
В младшей группе проведен НОД по теме «Растопите льдинку». Дети проявляют познавательный интерес к объектам природы, любознательность, с удовольствием участвуют в несложных экспериментах, организуемых взрослым, часто задают вопросы, познавательный интерес в наблюдениях проявляется, но не устойчив. Следовательно, воспитателям второй младшей группы необходимо чаще применять приёмы обеспечения самостоятельного мышления детей, разнообразить предметный материал, способствующий развитию элементарных навыков обследования.
Анализ календарных планов показал о недостаточном планировании экспериментальной работы с дошкольниками в течение дня. Воспитатели групп планируют опыты-наблюдения, игры-эксперименты, учитывая особенности детей в группах. Нет чёткого понимания цели и задачи проводимой экспериментальной деятельности Воспитатели групп планируют непосредственно образовательную и совместную деятельность взрослого и детей: беседы и наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна; рассказ воспитателя, чтение детской литературы, беседы и разговоры на экологические темы, дидактические и подвижные игры, опыты, экологические досуги, труд в уголке природы.
Однако необходимо сделать акцент, что результаты проведенных опытов и экспериментов не фиксируются в дневниках наблюдений, которые заполняются детьми совместно с воспитателями. Также в планах воспитателей не отражена самостоятельная экспериментальная деятельность детей, воспитатели не планируют предметно — развивающую среду для этой деятельности.
С целью выявления навыков самостоятельной экспериментальной деятельности с детьми старшей и подготовительной к школе группы была проведена беседа.
Вопросы беседы следующие:
1. Что ты любишь делать в уголке экспериментирования?
2. С какими предметами и материалами ты любишь экспериментировать в уголке?
3. Тебе нравится проводить опыты? Почему?
4. Какой опыт самый интересный? Расскажи о нём.
5. Расскажи, какие опыты проводят другие дети?
6. С кем ты любишь вместе исследовать?
7. Что бы ты хотел добавить в уголок экспериментирования?
В ходе беседы с детьми группы «Лютик» ( 6 — 7 лет) выяснилось, что дети не любят экспериментировать в уголке и никогда там не проводят опыты. Трое детей любят экспериментировать, но рассказывают о тех опытах и экспериментах, которые проводили совместно с воспитателем (смешивание масла с водой, растворение соли, сахара, муки в воде). При рассказывании о проведённом опыте дети путают понятия: смешивание и растворение; затрудняются ответить на вопрос почему получается тот или иной результат. Не знают, что бы они хотели добавить ещё в уголок экспериментирования. В рассказах детей о проведённых опытах отсутствует последовательность, логика и объяснение почему получился тот или иной результат.
В ходе беседы с детьми группы «Маргаритка» и «Василек» ( 5 — 6 лет) выяснилось, что дети, которые участвовали в беседе знают о наличии уголка экспериментирования и где он находится. В основном в ответах на вопросы звучала такая фраза: «Воспитатель показывала, а мы смотрели» Все практически дети, отвечающие на вопрос «С какими предметами и материалами ты любишь экспериментировать в уголке?» назвали: «Рассматривать под лупой камешки и ракушки», а на вопрос «Какой опыт самый интересный? Расскажи о нём» - называли опыты с водой, который в самостоятельной деятельности они проводили 1 раз (считали сколько ложек воды помещается в ёмкости).
Нужно отметить, что в обеих группах мальчики охотнее рассказывают о проведённых или увиденных опытах, чем девочки.
Педагогами реализованы краткосрочные проекты:
№ Тема проекта
1. Секреты воды
2. Дары природы
3 Экология для малышей
4 Юные защитники природы
5 Жила-была упаковочка
6 Какие бывают цветы
А так же изготовлены интерактивные папки по экологическому воспитанию (Лэпбук) на различную тематику. Лэпбук служит эффективным средством индивидуальной работы с детьми, а так же эффективным наглядным материалом при проведении НОД.
Воспитатели планомерно ведут работу с родителями. На информационных стендах размещены консультации «Учим ребенка ухаживать за комнатными растениями», «Правила поведения в природе», «Зеленый мир в твоем окне», «Экологическое воспитание, воспитание нравственности духовности и интеллекта», «Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений».
Рекомендации:
1. Воспитателям чётко планировать организацию детской деятельности на прогулке (наблюдение, опыты, дидактические игры-эксперименты) (срок-постоянно) .
2. Воспитателям систематически вести исследовательскую деятельность в ходе простейших опытов, фиксируя их в дневниках наблюдений (срок постоянно).
3. Продолжать обогащать исследовательские-экспериментальные центры.(срок постоянно)
4. Обеспечить сменяемость атрибутов и материалов в уголках экспериментирования групп с определённой периодичностью с фиксацией в календарно — тематическом планировании.
Ответственный: воспитатели Срок: постоянно.
5.Объявить благодарность за подготовку к конкурсу Лэпбуков и центров по экспериментированию педагогов занявших призовые места.
6. Планировать самостоятельную экспериментальную деятельность детей и предметно — развивающую среду для этой деятельности.
7. Педагогам при проведении НОД планировать самостоятельное проведение детьми опытов. Формулировать проблему так чтобы дети высказывали свои предположения по решению проблемы, какие способы они видят при решении данной проблемы. Предлагать детям выбора материала для самостоятельной деятельности.
8. В работе с родителями запланировать оформить фотовыставку из фотографий семей воспитанников, запечатлевших проведение опытов и экспериментов в домашних условиях.
9.Воспитателям продумать систему отслеживания востребованности предлагаемого материала родителям (анкетирование, опрос, журнал отзывов и предложений и т.д.).
Ответственный: воспитатели групп. Срок: постоянно
Рекомендуем посмотреть:
Реализация системы экологической работы в ДОО
Консультация-диалог для воспитателей детского сада
Контроль в ДОУ в начале учебного года
Педагогическая диагностика (мониторинг) в дошкольном учреждении в свете ФГОС ДО