Сценарий зимнего праздника для детского сада. Средняя группа
Сценарий праздника «Зимние посиделки» для детей средней группы детского сада
Автор сценария: Кучина Жанна Ивановна воспитатель МАДОУ «Детский сад №24 (корпус 2)»
Цель праздника: знакомство с традициями русского народа.
Задачи праздника:
1. Закреплять и углубить знания, полученные в ходе образовательного процесса.
2. Развивать музыкальность, умение выразительно читать стихи.
3. Воспитывать отзывчивость, чуткость, прививать любовь к русским традициям.
4. Создать эмоционально - комфортную обстановку в группе для взаимодействия родителей и детей.
Описание: Сценарий направлен на ознакомление дошкольников с традициями русского народа и на воспитание уважительного отношения к культуре своих предков. Сценарий будет интересен воспитателям детского сада, педагогам дополнительного образования и всем творческим людям.
Предварительная работа: Разучивание стихотворения Е. Тараховской «Дед Мороз», разучивание частушек, русских хороводов, игр. Проведение конкурса «Мастерица» (изготовление мамами русских костюмов (для девочек – сарафан, кокошник; для мальчиков – рубаха, фуражка)).
Оборудование: 2 накидки зеленого цвета, 20 разноцветных атласных ленточек, 10 елочных игрушек(небьющихся) привязанных к 10 прищепкам,10 печатных пряников (можно заменить баранками); бутафорские мечи, шлемы и кольчуги, игрушечные кони на палках: по две штуки каждого наименования, а также воздушные шары, разрисованные под головы Змея Горыныча; шапочки Козы и козлят, волка; шапочка «Солнца», «Луны»
Ход праздника:
Родителей встречают воспитатели в русских народных костюмах хлебом с солью.
Отведав хлеба, родители рассаживаются на стулья. Дети, одетые в русские народные костюмы, заходят в зал под русскую народную музыку.
Ведущая: Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Добрый вечер, гости званные и желанные! Мы очень рады видеть Вас в добром здравии и хорошем настроении. Сегодня у нас необычный вечер, вечер праздничный, вечер волшебный. Сегодня мы с Вами поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались и как отдыхали. В народном календаре зима – самое богатое праздниками время года. Урожай уже собран, наступает время развлечений. Зимой играли свадьбы, устраивали вечеринки, праздновали Новый год и Рождество, колядовали на святках. А вечерами в избах парни и девчата собирались на посиделки. Вот и мы свои дела отложили и собрались на «зимние посиделки».
Ведущая: Мне очень хочется узнать, кого на наших посиделках больше – девочек или мальчиков? Сейчас сыграем в игру «Ночью темной», а родители нам будут помогать, мамы – девочкам, папы – мальчикам.
Игра «Ночью темной». (Это Лого-ритмическое упражнение с движениями нужно заранее выучить с ребятами. Под ритмичный аккомпанемент получится лучше)
Ночью -
руки в стороны
Темной, -
закрыть руками глаза
Ночью темной -
те же движения
Звездочки, Звездочки -
руки вверх, резко раскрывать ладошки, как звездочки
Раз снежинка -
ловить рукою перед собой
Два снежинка -
другой рукой
Елочки, елочки -
рисовать руками елочки сверху вниз
Прискакали, прискакали -
по-заячьи лапки сложить, прыгать ритмично
Зайчики, зайчики -
ушки показывать
Крикнем громко, -
руки рупором в одну сторону
Крикнем дружно: -
то же в другую сторону
«Девочки!» -
прыгают и кричат только девочки
«Мальчики!» -
теперь мальчики
Ведущая: Какие молодцы! А какие шумные! Вижу у всех хорошее настроение. Значит, сегодня повеселимся от души на широкую ногу, как говорится «по – русски».
Ведущая: Ребята, отгадайте загадку.
Не швея, не мастерица
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ель)
Ведущая: Правильно отгадали – это ёлка. Давайте узнаем у родителей, что они знают про зеленую красавицу. Я буду задавать вопросы, а Вы уважаемые родители, отвечая правильно, получите приз – печатный пряник.
Викторина:
1. Год рождения Рождественской елки?
(В Риге в 1510г была установлена на площади большая ель, как результат смешения христианских и языческих верований).
2. С какого года в России публично начали ставить елки?
(С 1852, благодаря традициям немцев, жившим в России).
3. В каком году была придумана и сконструирована первая гирлянда?
(1895г из маленьких электрических лампочек - американским инженером Ральфом Моррисом).
4. Что означает звезда на Рождественской ёлке?
(Звезду на небе, оповестившую о рождении Христа).
5. Чем украшали первые елки?
(Яблоками, свечами, выпечкой)
Ведущая: Порадовали, родители! Многое знаете о новогодней гостье. А чем украшают современные ёлочки, узнаем у ребят.
Игра «Ёлочные украшения»
Мы с ребятами сыграем в интересную игру.
То чем ёлку украшаем, я ребятам назову.
Вы послушайте внимательно и ответьте обязательно.
Если я скажу вам верно – хлопайте в ладоши,
Ну, а если вдруг неверно – топайте вы ножкой.
А у нас на ёлке:
Разноцветные хлопушки
Одеяло и подушки
Раскладушки и кроватки
Мармеладки, шоколадки
Шарики стеклянные
Стулья деревянные
Плюшевые мишки
Буквари и книжки
Бусы разноцветные
И гирлянды светлые
Снег из ваты белой
Ранцы и портфели
Туфли и сапожки
Чашки, вилки, ложки
Конфеты блестящие
Тигры настоящие
Шишки золотистые
Звездочки лучистые.
Ведущая: Молодцы, ребята! Я убедилась, что родители и дети знают, как нарядить зеленую красавицу и поэтому самое время поиграть.
Игра «Наряди ёлку»
Два взрослых, одетые в зеленые накидки, будут изображать ёлки. Команда взрослых (2 родителя) – наряжают ёлку(взрослого) яркими ленточками. Команда детей (4 ребенка) – наряжают ёлку(взрослого) елочными игрушками на прищепках.
Ведущая: Очаровательные получились елочки, очень сложно выбрать лучшую. Я думаю, что и не нужно. Сейчас мы порадуем наши ёлочки хороводной песней.
(Ёлочки встают спиной друг к другу, дети и взрослые образуют круг)
Песня «В лесу родилась елочка»
После хоровода дети и взрослые рассаживаются на места
Ведущая: И снова загадка для вас ребята.
Раз в году богатый барин
Всем вокруг подарки дарит.
Седовлас он, красно – нос
Что за барин……?
(Дед Мороз)
Ведущая: Молодцы, конечно, это Дед Мороз. Самое время спросить у родителей, что они знают о зимнем волшебнике.
Викторина:
1. Историческое имя Дед Мороза?
(Святой Николай Мирликийский. Он трем девушкам из бедной семьи подбросил мешок с монетами. Впоследствии они удачно вышли замуж. С той поры появился обычай дарить подарки).
2. Где находится резиденция Российского Дед Мороза?
(С 1998 года в Великом Устюге).
3. Как или на чем доставляет подарки русский Дед Мороз?
(Идет пешком с мешком или едет на тройке белый лошадей).
4. Как раньше на Руси называли Дед Мороза? (
Мороз Трескун, Морозко, Мороз Иванович).
5. Волшебный атрибут, который помогает Дед Морозу в пути?
(Посох).
Ведущая: Молодцы, родители всё про зимнего Волшебника знают. А давайте послушаем, что думают о нём ребята.
1 ребенок: Он к бровям моим прирос,
Он залез мне в валенки.
Говорят, он - Дед Мороз,
А шалит, как маленький.
2 ребенок: Он испортил кран с водой
В нашем умывальнике.
Говорят, он с бородой,
А шалит, как маленький.
3 ребенок: Он рисует на стекле
Пальмы, звезды, ялики.
Говорят – ему сто лет,
А шалит, как маленький!
Ведущая: У Деда Мороза есть любимая игра, а называется она «Приморозило»
Игра «Приморозило»
Дети танцуют под музыку парами. Музыка останавливается, ведущая объявляет, какой частью тела прижимаются друг к другу дети.
Ой, проказник Дед Мороз!
Закружил, завьюжил.
Вмиг прохладу напустил
Приморозил щечками (ладошками, коленками, попками, животиками, пятками, головками и т.д)
(Родители играют по-другому: Берутся небольшие бумажки. На каждой из них нужно написать название частей тела (например, рука, ухо и т.д.). Все бумажки кладут в мешок. Первые два человека вытаскивают по записке и прижимаются друг к другу указанными частями тела (т.е. примораживаются). После этого третий игрок берет бумажку, и так далее по цепочке до последнего участника. После чего все начинается заново, при этом игроки не должны расцепляться. Первый прижимается к последнему человеку, второй к первому и т.д., пока не дойдет очередь до последней бумажки. Получится «примороженный» клубок!)
Ведущая: Приглашаю всех занять свои места. Понравилась Вам игра от Деда Мороза? Скажите, пожалуйста, а что Дед Мороз любит надевать на ноги?
Дети: Валенки.
Ведущая: Правильно валенки. Дед Мороз любезно согласился предоставить нам валенки для одного старинного русского обычая – ГАДАНИЯ.
Гадали на Руси с давних пор, потому что людям очень хотелось узнать, что же их ждет впереди. Гадали с Рождества до Крещения. Чаще гадали девушки. Как Вы думаете почему? Правильно, они гадали на суженых. Уж очень им хотелось узнать каким будет суженый: добрым или злым, жадным или щедрым, богатым или бедным.
Гадали девушки по – разному:
Зазывали словами: «Суженый приходи ко мне ужинать», кто в гости заглянет тот и женихом станет.
Гадали на имя избранника, выбегали на улицу и спрашивали первого встречного мужчину как его зовут. Имя прохожего предсказывало девушке имя суженого.
Гадали на свечах, угольках, кофейной гуще.
Но самым любимым гадание было гадание на валенках. Становилась девица спиной к воротам и бросала валенок через калитку. В какую сторону валенок упадет, с той стороны жених придет.
Ведущая: Мы тоже погадаем, свою судьбу узнаем. А чтобы нам не помешала нечистая сила, нужно её отвлечь. Скорей девчушки – веселушки пропойте нам частушки.
Частушки:
Скоро, скоро Новый год.
Он торопится, идет.
Рассказать мы Вам хотим,
Как готовы к встрече с ним.
Громко песни распеваем.
Дружно водим хоровод.
Отдохнуть не успеваем
От забот и от хлопот.
Группу мы должны украсить,
Жанне Ивановне помочь.
А наши мамы – мастерицы
Шьют костюмы нам всю ночь.
Ну, а папы – мастера
Лепят горку нам с утра.
Папам нужно отдых дать
Срочно лейку подержать.
Ведущая: Теперь в бой с нечистой силой вступают мальчишки. Они как русские богатыри обязательно победят Змея Горыныча.
Конкурс «Победи Змея Горыныча»
Две команды по пять человек выстраиваются в колонну, первый надевает на себя бутафорское обмундирование, «садится на коня» и вооружается мечом. На расстоянии, примерно, 15 метров от команд стоит два стула на каждом стуле, привязано по пять шаров (голов Змея). Задача участника доскакать до стула, срубить голову Змею, ускакать обратно, передать обмундирование следующему игроку, который должен проделать аналогичные действия, так до последнего участника.
Ведущая: С нечистой силой разобрались, самое время узнать, что же спрятано в валенках, что нас ждет впереди. В валенках находятся предметы, которые подскажут, что вас ждет в Новом году.
(Дети по очереди подходят к валенкам и достают предсказания)
1)машинка – путешествие
2)дудка музыкальная – быть веселым
3)символ года – быть счастливым
4)собачка – обрести нового друга
5)мешочек с мелочью – быть богатым
6)зубная щетка – быть здоровым
7)набор заколок – быть красивой
8)мяч – быть ловким
9)набор звездочек морских – отдых на море.
Ведущая: Погадали и судьбу свою узнала. Но на Руси не только гадали, а ещё любили песни петь, да хороводы водить. В хороводах парни присматривали себе невест. В хороводе можно лучше рассмотреть избранницу, прикоснуться к ней рукой, услышать её голос.
Сыграем в хороводную игру «Козлик», а для начала выберем «козлика»
Считалка: «Шла коза по мостику»
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит – это он,
Выходи из круга вон!
Игра хороводная «Козлик».
Ход игры. В центре круга, в котором стоят дети, - «козлик». Дети поизносят слова потешки и выполняют движения в соответствии с текстом.
Вышел козлик погулять,
Свои ножки поразмять.
Козлик ножками стучит,
По-козлиному кричит:
«Бе-е-е, бе-е!»
Дети двигаются в центр круга и обратно. Дети стоят в кругу, а «козлик» стучит «копытцами» и показывает «рожки». «Козлик» кричит и догоняет детей, которые разбегаются.
(после игры дети рассаживаются на стулья)
Ведущая: В избах играли не только в шумные и озорные игры, также парни и девчата устраивали друг для друга небольшие представления. Сюжетом для них были персонажи из Библии или просто житейские истории. Сейчас одну историю о послушании покажут нам ребята.
Сказка «Волк и семеро козлят»
(дети показывают сказку в упрощенном варианте)
Ведущая: Вот такая поучительная сказка. И в давние времена и сейчас родителей обязательно нужно слушаться. Я думаю, у нас все в порядке и наши ребята всегда слушают старших. Поэтому мы дружно вместе с родителями сыграем в хороводную игру «Золотые ворота»
Игра «Золотые ворота»
Выбираются двух родителей. Они будут «солнцем» и «луной» («месяцем»). Затем «солнце» и «месяц» становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». При этом играющие поют четверостишие. «Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто остался в них. Попавшегося тихо спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Игрок выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и игра продолжается до последнего. Когда все распределены, группам устраивают испытания. Можно перетягивание каната (если позволяет пространство), можно изображать животных под музыку (зайца, лису, медведя,волка)
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй раз – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
Ведущий: Две команды получилось, самое время потанцевать. (команды по очереди изображают животных).
Ведущая: Молодцы! Натанцевались, наигрались, напелись, самое время отведать русские сладости. Гости званные и желанные милости просим всех к столу на праздничное чаепитие.
Вечер заканчивается чаепитием со сладкими пирогами, сушками, баранками, пряниками, сухарями. Во время чаепития родители голосуют за понравившийся костюм. Награждение победителей.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий зимнего праздника в средней группе
Сценарий зимнего развлечения для детей средней группы
Конспект музыкально-тематического занятия на тему "Как птицам живётся зимой?" в средней группе ДОУ
Сценарий зимнего праздника на прогулке для детей средней - старшей группы детского сада
Похожие статьи:
Картотека прогулок в средней группе по ФГОС на январь с целями
Картотека прогулок в средней группе по ФГОС на декабрь с целями
Картотека прогулок в средней группе по ФГОС на февраль с целями
Наблюдение «Следы на снегу». Средняя группа
Прогулка наблюдение зимой в средней группе. Зимняя одежда